Рецензии на произведение «Герда жрёт своего Ставрогина»

Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

"бошкофоб" - это круто придумано... а вообще я клюнул на Ставргина...::))
и вот, наивно пытаясь понять смысл, увидел в стихе отголоски (как мне показалось) идеи неизбежности судьбы, встречи наивности с суровой действительность на стальных ногах...
а вдруг угадал?

Валерий Кувшинчиков   22.05.2021 23:06     Заявить о нарушении
Ставрогин, Германн из "Пиковой дамы" и Кай — это один и тот же архетип.

Прихваченный инеем мальчик, лишённый эмпатии и деловито систематизирующий осколки, дабы получить "коньки и весь мир впридачу".
В русской ментальности он не приживается и неизменно терпит фиаско. Он ей чужд.
Ему требуется другая питательная среда.

В нашей ментальной парадигме, где богатство и материалистические амбиции всегда ассоциировалось с "неправдой", злом и грехом, подобный фигурант всегда выглядел "бесом" и генерировал вокруг себя бесовщину.

Правда, борьба с "богатеями" привела к разгулу бесовщины ещё большей; но это уже другая история.(: )

С благодарностью за отклик —

Забирова Ольга   23.05.2021 18:18   Заявить о нарушении
P.S. У Ставрогина целых три Герды, одна другой гердее.)

Абстрагируясь от Ставрогина, можно утверждать, что Герда несомненно жрёт Кая, поскольку она уверена, что лучше его самого знает, в чём состоит его счастье и намерена заставить его быть счастливым.
Его мнением по этому поводу она нисколько не интересуется.
Мы, русские, это уже проходили и хорошо знаем, к чему приводит такое насильственное осчастливливанье.

Забирова Ольга   24.05.2021 05:09   Заявить о нарушении
ну да, ну да... Захер-Мазох, Фрейд и Юнг знали эту "гердину" психологию... бать "мамкой" и тихи, тихо руководить мужчиной... он даже не замечает::))
и главное - это очень жизненно, на каждом углу наблюдаю, как хитроумно сплетенная женская психология через слезы, ахи, жалобы и тысячи других способов подминает мужчинку... и ведь многим, очень многим нравится такая зависимость...

Валерий Кувшинчиков   24.05.2021 14:16   Заявить о нарушении
надо про Кая почитать::)) неожиданный ракурс сказки...

Валерий Кувшинчиков   24.05.2021 14:16   Заявить о нарушении
Вот этот ракурс:
http://stihi.ru/2011/07/14/6073
http://stihi.ru/2011/07/18/2788
:))

Обратите внимание на внешнюю архетипику, на фенотипы)

Нордически выдержанный утончённо-хрупкий Кай
и останавливающая на скаку коня Брунгильда-Герда, богатырка-валькирия.

И это всё именно так.)

Забирова Ольга   24.05.2021 16:30   Заявить о нарушении
пошел в Гугл::))

Валерий Кувшинчиков   25.05.2021 16:45   Заявить о нарушении
Ей не до того. Она слишком сконцентрирована на своём целеполагании, чтобы ещё и смаковать.
Я всегда поражалась тому, сколько у неё адептов, совершенно игнорирующих тот факт (или лояльно к нему относящихся), что она буквально смертоносно авторитарна. Это танк, сметающий всё на своём пути. При полном отсутствии интуиции (какая может быть интуиция у танка?)
У меня такая упоротость всегда вызывала содрогание.
ЕЙ НАДО, и вынь да положь.
Ленин на броневике.
И ведь не факт, что когда-нибудь, возможно очень нескоро, она не решит, что Кай - это не то, что ей нужно, и не запилит его бензопилой "Дружба" на предмет того, что он заел её бабий век, пользуясь тем, что она из чувства долга никогда не позволит себе его покинуть.
Ведь Кай теперь — инвалид, он перекодирован Снежной Королевой, инициировавшей его почище, чем Сальватор намудрил с Ихтиандром.
Кай тоже, грубо говоря, может жить и дышать теперь лишь в ледяных глубинах вечности.
Вот и будет вечно бегать за ним с, метафорически выражаясь, аппаратом ИВЛ.
И ненавидеть его за это.

Забирова Ольга   22.11.2020 16:53   Заявить о нарушении
да но она читала молитву

Осадки Бельгии   22.11.2020 17:05   Заявить о нарушении
эвона как)
и чё?

Забирова Ольга   22.11.2020 17:08   Заявить о нарушении
вы тоже
только вы не читаете а пишете
и хорошо

Осадки Бельгии   22.11.2020 17:10   Заявить о нарушении
ой-ёй, не хотелось бы((:

Забирова Ольга   22.11.2020 17:54   Заявить о нарушении
вот и достигший

Осадки Бельгии   22.11.2020 18:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

Офигеть!!!
я тут просто рядом постояла-покайфовала.
Оля, супер!)))

Ирина Рыпка   17.07.2015 19:25     Заявить о нарушении
Архетип этот отличнейше разработан Андерсеном, Пушкиным и, конечно, Фёдор Михалычем.
Для меня Кай, Герман и Ставрогин смыкаются в некую голограмму.
Ставрогин имеет ещё дополнительные грани, привносимые уже русской ментальностью с её пресловутой душевнозагадочностью.
Хотя ядрышко-то опять-таки - рюриковское... варяжское, викинговское.

Забирова Ольга   17.07.2015 23:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

я бы поспорила...
/в сказках, даже авторских
сюжет и образы ох! как по-разному прочитать-интерпритировать можно :)/
Ваши пояснения по "типажам" - в рецках читала,
и ранее - встречала,
примерно /очень примерно :)/ - классификацию представляю.
мне вот Бесы не очень пошли (:
наверно - перечитаю,
потом разом за пару вечеров просмотрю.
/ближе к осени/

Елька22   05.06.2014 09:25     Заявить о нарушении
С архетипами не поспоришь...
Архетипы есть архетипы)) хотя иногда и шифруются)

Забирова Ольга   05.06.2014 10:17   Заявить о нарушении
архетипы - да,
но классификаторы - тож люди...
... и ничто человеческое /субъективное/ им не чуждо :).

Елька22   05.06.2014 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

Герда в латах на скутере грациозно отослала к Жану Рено из фильма "Пришельцы")
а Ставрогин здесь кто-то наподобие дона Рэбы

Максим Крутиков   03.06.2014 20:04     Заявить о нарушении
Не Ставрогин, а человечество. Андерсен со читатели... ОнИ выносят вердикт.
"Ставрогин"-то тут при чём, хоспидя?)

"Ставрогин" здесь - лишь синоним Кая. Просто обозначение нордического фенотипа...
Ставрогин/Кай и Сн. Королева - представители одной и той же типажной матрицы внутри одного и того же социотипа.
Воплощаясь в Германна - он тоже чувствует метафизическое единение с Пиковой Дамой (она же = Белая Колдунья, Джедис, Снежная Королева и т.д.)

Забирова Ольга   04.06.2014 10:02   Заявить о нарушении
но можно ли провести параллель между Ставрогиным-человечеством и доном Рэбой? или это моя избыточная интерпретация?)

Максим Крутиков   04.06.2014 10:12   Заявить о нарушении
Человечество не может быть приравнено ограничительно к Ставрогину.
Иначе получится: "Ганди это голова! И Данди это голова." )))

Да даже не в этом дело...

Ставрогин - лишь один из фенологических типажей одного-единственного социотипа ("ШТИРЛИЦ" называется). Только в одном социотипе имеется 15 типажей.

А социотипов в соционе - 16.

Кроме того: Ставрогин/Кай как раз таки противопоставлены человечеству; это оппозиционеры, диссиденты, "ренегаты" (как в случае с Каем)...
Как же они могут быть ассоциированы с человечеством??

Если смотреть через призму лотмановской семиотики, то Кай примкнул к пространству НЕ-ДОМ, дистанцировавшись от пространства ДОМ.
Территория Снежной Королевы - это НЕ-ДОМ.

Человечество, возвеличивая Герду и наделяя её статусом героини, Кая/Ставрогина (в ипостаси отщепенца, примкнувшего к Снежной К-ве) склонно противопоставлять себе, т.е. человечеству.

Человечество отождествляет себя с ГЕРДОЙ!

Забирова Ольга   04.06.2014 10:49   Заявить о нарушении
Кай/Ставрогин - это АРХЕТИП ВОЛКА-ОДИНОЧКИ.
И отождествляться с человечеством не может по определению.

Забирова Ольга   04.06.2014 10:50   Заявить о нарушении
Теперь всё встало на свои места, спасибо)

Максим Крутиков   04.06.2014 10:51   Заявить о нарушении
Издеваисси? )))

А вот не скажи...)
До полной ясности тут ещё далеко...
Всё достаточно сложно...

Вот, например, в нынешней экранизации Хотиненко — Ставрогин неожиданно превращается в помешанного на бабочках энтомолога Степлтона... Эдакий Степлтон российского разлива.

Но Хотиненко весьма поверхностно подходит к вопросу: он при этом не просто превращает интроверта Степлтона в чуть ли не законченного аутиста, но и переводит соционические стрелки (а это всегда чревато!)...
Реальный Степлтон (у Конан Дойла) - интроверт-систематик, человек в футляре, осторожен, хитёр, мнителен, параноидально недоверчив, перестраховщик из подозрительности... Это скорее немецкая ментальность. Её в соционе интегрированно представляет социотип МАКСИМ.
Недаром Степлтона играли Янковский (социотип МАКСИМ; интроверт) и (в телеспектакле) - Кайдановский (социотип ГАБЕН; интроверт).

Ставрогин (у Достоевского) не таков.
Видеть в нём гиперинтроверта Степлтона или аутиста Гренуя из "Парфюмера" Зюскинда — это крайне упрощённый и ошибочный взгляд... Хотя, как ни странно, при всём при этом Хотиненко весьма близко подошёл к сути образа: приблизился до "почти горячо"; приблизился - но в яблочко не попал, промазал...

В аутентичном Ставрогине причудливо сочетаются интровертные черты с типично экстравертными: это хоть и волк-одиночка, — но того же замеса как и Эраст Фандорин у Акунина (Фандорин тоже ШТИРЛИЦ, как и Ставрогин). ШТИРЛИЦ - логико-сенсорный экстраверт.
Поэтому я и говорю, что он дико похож на Кая...
Ведь Кай, до попадания в него осколков колдовского зеркала, - гиперэкстраверт с чертами лидера, живчик, спортсмен и вообще типичный "делатель".
А затем, после случившегося с ним метаморфоза, он приобретает черты созерцателя: заторможенно рассматривает снежинку, и т.д. ...
Он начинает проявлять себя как циклотимик: то активен и склонен к веселью (хоть и злобному), передразнивает всех; лихо катается на санках; то вдруг "зависает"...
А во дворце Сн. Королевы он предстаёт уже как законченный аутист...
__________________________________________________________________________________________________

Вот в максфрайевских "Лабиринтах Ехо" (которые, боюсь, ты так и не прочитал) на примере Лонли-Локли очень убедительно проиллюстрирован тот факт, что в любом гиперинтроверте (Лонли-Локли — социотип РОБЕСПЬЕР, логико-интуитивный интроверт) глубоко зарыт Безумный Рыбник...

Для справки: Гренуй в "Парфюмере" Зюскинда — ГАБЕН (логико-сенсорный интроверт). Но именно в книге!!
Актёр в одноимённом фильме (как и представленный этим актёром персонаж) ничего общего с этим социотипом не имеет
(актёр там - ДЖЕК; и из своего социотипа он выйти не сумел)...

Ещё несколько представителей литературных ГАБЕНОВ:
Азазелло в "Мастере и Маргарите";
профессиональный киллер Ахимас (в романе Бориса Акунина "Смерть Ахиллеса" из цикла книг о сыщике Эрасте Фандорине);
Платон Андреевич в фильме "Господин оформитель" (и сам актёр Виктор Авилов);
Биче Сениэль в "Бегущей по волнам" Александра Грина...

Забирова Ольга   04.06.2014 21:55   Заявить о нарушении
Но тогда что если человечество в целом не экстравертно и деятельно, а интровертно? А вся эта игра в экстравертов - не более чем должностные обязанности, социальные нормы и семейные роли. И если это иметь в виду как допущение, тогда в зависимости от авторской и/или читательской трактовки персонажи стихотворения могут поменяться местами в плане символического значения.

И в качестве оффтопа хочу спросить, понравился ли Вам фильм "Невероятная жизнь Уолтера Митти"?)

Максим Крутиков   05.06.2014 10:50   Заявить о нарушении
А откуда ты взял, что "человечество в целом — экстравертно"???
Что за странное предположение??

Ровно половина человечества — экстравертна, и, соответственно, ровно же половина (его дуальная половина) — интроверна.
Это — основа основ соционики.

Означенный фильм не смотрела, к сожалению...)

Забирова Ольга   05.06.2014 10:57   Заявить о нарушении
Кстати, не существует "абсолютных экстравертов" в чистом виде, так же как и "абсолютных интровертов".
В каждом человеке есть как экстравертные, так и интровертные черты.
Экстравертом считается человек, у которого более 50 % в наборе черт - экстравертные
(а интровертом, соответственно, тот, у кого более 50 % черт - интровертные).
Кроме того, с возрастом экстравертные черты у любого человека (в том числе и у экстраверта) убывают, а интровертные черты имеют тенденцию с возрастом постепенно возрастать. Так что с возрастом эти границы стираются.

Это вообще сложнейшая область, а те представления об интроверсии/экстраверсии, которыми условно, в качестве упрощённых стереотипов, оперируют люди в обыденной жизни, пользуясь данной терминологией, ничего общего не имеют с действительным положением дел.
Экстраверсия и интроверсия - это абсолютно не то, что обычно принято подразумевать под этими понятиями.

Забирова Ольга   05.06.2014 11:09   Заявить о нарушении
Да, общая психология предупреждает, что ни чистых экстра- инторовертов не существует, ни чистых типов темперамента, да и ярко выраженные акцентуации характера при ближайшем рассмотрении - весьма сложное явление. Поэтому я в качестве допущения беру упрощённую трактовку как модель, где экстра- или интровертность - относительные величины.

Максим Крутиков   05.06.2014 11:13   Заявить о нарушении
Упрощённо да приблизительно - это не интересно... Это - именно так, как в фильме Хотиненко: пальцем в небо...
У Достоевского - архетипы же сплошь, чистейшие! Это кладезь канонических архетипов!!
Я поражаюсь: как можно умудриться не считывать такие вопиюще-классические архетипы как, например, Ставрогин... Но, однако же, - режиссёр умудряется!
Ставрогин - чистейший образчик нордического типажа - типичная "белокурая бестия" - у Хотиненко вдруг превращается в... брюнета!! ((: ))))

Ставрогин-брюнет - это всё равно что Кармен-блондинка...)))))))

Ведь не случайно и Верховенский его "Иван-царевичем" называет - это ж русифицированная версия блондина-варяга: как на картинах Васильева, где русские красавицы-крестьянки все как на подбор представляют нордический фенотип.)
Лица холодные, правильные, Эдакие Снежные Королевы с серпом...)

Вот и Ставрогин должен быть, пусть и со славянским апгрэйдом, - но, как минимум, - белокурым же!

То же самое видим и в параллельно демонстрируемой сейчас на 1-ом канале кинематографической версии "Ямы" Куприна.
Не понимать, что Женька - это архетип жгучей БРЮНЕТКИ - это ж верх идиотизма!
Женька у Куприна - это архетип МАЛЕНЬКОЙ РАЗБОЙНИЦЫ Андерсена.
Это социотип ДЖЕК (логико-интуитивный экстраверт), т.е. типичнейшая соционическая демократка, эдакая цыганка, полуцыганка-полуеврейка - её подлинное имя -
Сусанна Райцына ("Яма", А. Куприн, часть III, гл. V).
Жгучий темперамент, стремительность, бесшабашность, уркаганство эдакое в крови - своя в доску, "свой парень", даже андрогинность некоторая...

А на экране перед нами - Светлана Ходченкова!! - как раз классический нордический типаж социотипа ШТИРЛИЦ: холодная Снежная Королева, соционическая аристократка, надменная, претенциозная, строго держащая дистанцию, даже слегка пафосная...

Соционическая безграмотность для режиссёра - это катастрофа. Это обречённость на провал...
Особенно если это не компенсируется безошибочной профессиональной интуицией.

В данном случае (вернее в обоих) она отсутствует...

Вот и Степан Трофимович (Верховенский-старший) из соционического гиперклассического ЕСЕНИНА превращается вдруг в БАЛЬЗАКА (Игорь Костолевский)...
А ведь вся сюжетно-образная линия Варвара Петровна Ставрогина - Степан Трофимович Верховенский в романе "Бесы" строится на классическом примере отношений так называемой ревизии (Варвара Петровна - ДЖЕК, Сте6пан Трофимович - ЕСЕНИН)...

Эхх... (((((:

Забирова Ольга   05.06.2014 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

у зеркал - скоптофобия (боязнь пристального разглядывания другими)

Косиченко Бр   03.06.2014 18:08     Заявить о нарушении
Это называеца: "покорчило вас благодарю.")

Забирова Ольга   03.06.2014 18:55   Заявить о нарушении
Я думаю, у них нет никакой "боязни разглядывания", - их просто трясёт и выворачивает от рож, которые лезут в их пространство.

Забирова Ольга   03.06.2014 19:27   Заявить о нарушении
Зеркала — так же как лёд — интровертны по сути.
Глубокие интроверты.
Практицки аутисты.

Забирова Ольга   03.06.2014 19:56   Заявить о нарушении
...на него смотрело искажённое страданиями, но довольно юное лицо актёра без ангажемента

Косиченко Бр   03.06.2014 21:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Герда жрёт своего Ставрогина» (Забирова Ольга)

Четыре персонажа. Герда - жизнь, но Герда - танк. Ставрогин, Королева и Кай - БЕСсильные гении. Оля, очень интересные - и это произведение и остальные из ссылок!

Елена Колбасова   03.06.2014 17:49     Заявить о нарушении
Ставрогин — это и есть Кай.
Один и тот же архетип.
Нордический)

Герда — энергетически — пассионарий...
Но и сама цель, и результат её пассионарности — глубокое мещанское болото.
И это вызывает (у меня) страшное неприятие.
Если это — жизнь, то лучше смерть!)

Забирова Ольга   03.06.2014 19:03   Заявить о нарушении
Да. Как всегда меня подводит лаконичность. Мысль всё-таки надо доносить её правильным изложением (в порядке самокритики). Так вот. Под "жизнью" я и подразумевала эту самую "танковую" "жизнедеятельность". Я тоже никогда не любила Герду. Очень понравился стих "На северном фронте...".

Елена Колбасова   03.06.2014 19:19   Заявить о нарушении
И Германн из пушкинской "Пиковой дамы" - тоже Ставрогин/Кай...

А графиня Анна Федотовна (главная героиня) - версия Снежной: ИГРОК.
И она же - ВЕЧНОСТЬ.
http://www.stihi.ru/2011/02/14/7462

И она же, кстати - Миледи (графиня Винтер из "Мушкетёров"),
и Белая/Зелёная Колдунья/Джедис из "Хроник Нарнии" К.С. Льюиса,
и Дигэ из "Золотой лестницы" А. Грина,
и сама Лилит...

Забирова Ольга   03.06.2014 19:20   Заявить о нарушении
Вечный конфликт ВЕЧНОСТИ и ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Елена Колбасова   03.06.2014 19:27   Заявить о нарушении
Суетности и Мудрости)

Забирова Ольга   03.06.2014 19:28   Заявить о нарушении
По большому-то счёту, любая пассионарная = бурная деятельность (особенно результат её) - это буря в стакане воды.

Забирова Ольга   03.06.2014 19:31   Заявить о нарушении
Да, Оля. Спасибо Вам за стихи!

Елена Колбасова   03.06.2014 20:26   Заявить о нарушении