Рецензии на произведение «Анализ стиха. Для дилетантов»

Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

очень познавательно ,просто, но в процессе созидания(слово пафосное,извините)- трудно.Однако спасибо.А газели Хафиза Вы читали?Вопрос риторический.Им восторгался Гёте, перелагали Пушкин и Фет. А я осмелюсь процитировать Вам одну газель. Это стихотворение_ монорим т.е. с единой рифмой."Я пьян любовью - дайте мне бокал!Хмельной от страсти - винопийцей стал. Я пьян ее глазами - где же чаша?Уста любимой холодны, как лал.Пусть снимет покрывало, ибо луны её ланит не терпят покрывал. Я стал дверным кольцом,чтобы соперник меня от двери милой не прогнал. Ты думаешь - я ждал её объятий? Я твоего лишь лицезренья ждал.Миража блеск, Хафиз, тому, кто жаждал, ни разу утоления не дал"Последнее предложение в газели, как подпись автора.Все.До свидания.

Марина Троицкая 3   28.09.2016 22:59     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Марина! Признаюсь, удалил одну рецензию, где некий "творец", не признающий других мнений, утверждает, что это всё - полная ерунда. Но утверждает без доказательств....
И за газели - отдельное спасибо!

Сергей Жигалин 12   28.09.2016 23:11   Заявить о нарушении
Если идти по асвальтированной, совершенно ровной дороге и непрестанно повторять ,,я не споткнусь, я не споткнусь,, - непремено споткнёшься...Если автор всё время будет думать об этом (даже переводчик) от чувств и эмоций ничего не останется. Хорошо когда у ткбя образование соответствующее и это всё сидит глубоко в подсознании, но увы...Нам, талантливым недоучкам не запретишь)))

Тинатин Менабде   11.06.2018 13:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Для тех, кто против "музыку разъял как труп". Можно, оказывается, разъять не как труп, а как вещество...

Парнас Всмятку, или Курочка-Ряба-1
Никола Важский
Предисловие (почти по А.С.Пушкину).

Есть мнение, что я – фигляр презренный,
Пародией бесчещу Алигьери
И пачкаю Мадонну Рафаэля,
Как полутрезвый жэковский маляр,
Что я в хитросплетениях извилин
Осьмнадцать лет носил словесный яд
И ныне рассыпаю по бокалам
Живых и мертвых Классиков почтенных,
Чтоб славу обрести на их костях -
Неправда все! Я не достоин славы.
Она лишь только гениям награда
Великим. А старательство и гений –
Две вещи несовместные пока.
Узнал я в школе, что такое рифма,
В азы стихосложенья углубился,
Постиг прилежно точные науки
И сделался в Поэзии - старатель,
Стихотворенья Классиков разъял
По цезурам, гиперболам, спондеям,
Хореям, амфибрахиям, пеонам;
Овидия, Гомера, Евтушенко,
Рождественского, Блока, Окуджаву,
Чуковского, Крылова, Пастернака

Разъял. Но не как труп – как вещество:
Алхимик не патологоанатом!

Отмыл, собрал изысканные тропы
И стал искать сюжет себе достойный -
Теория без практики мертва!
Вот через годы веры и сомнений
Мне Курочку послало провиденье,
Рябую героиню детской сказки,
Знакомую всем нам с младых ногтей!
Куда уж проще – жили дед да баба,
Снесла им как-то курочка яичко,
Яичко золотое, не простое,
В нем прелести чистейший образец!
Но чудо старики не оценили -
Тому виной невежество и жадность -
И превратить по простоте душевной
В яичницу решили Божий дар!
Тут Бог послал им в наказанье мышку,
Лишь хвостиком она яйцо задела –
Упало на пол чудо золотое
И всем на горе обратилось в прах!
А Ряба деда с бабкой утешала:
Нести вам яйца буду, как и прежде,
Но золотых не будет, и не ждите:
На мудрость вашу хватит простоты!
Сюжет готов – за дело, подмастерье!
Не думая кого-то там обидеть,
Я просто представляю, как Поэты,
Притом иронизируя нещадно,
О Курочке слагали бы стихи…

2013
________________________________________________________________________________

Кстати, автор "Анализа" термины не использует...

Педсовет   23.09.2016 18:28     Заявить о нарушении
"Стихотворенья Классиков разъял
По цезурам, гиперболам, спондеям,
Хореям, амфибрахиям, пеонам"

Что? Термины???

НЕТ! Звуки и буквы! Больше ничего!

Сергей Жигалин 12   23.09.2016 21:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Замечательно!) Если увлечься символикой, то 200 терминов будет мало...)

Юна Юна   08.01.2014 21:49     Заявить о нарушении
А я совсем без терминов хочу...

Сергей Жигалин 12   09.01.2014 07:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Очень интересный урок, спасибо Вам Сергей, почерпнула для себя много нового. Пишу сравнительно недавно около 3 лет, с анализом стихов никогда не сталкивалась, на мой взгляд сложная школа, но Вы смогли так ясно, доходчиво и просто изложить главную суть анализа.
С уважением Юлия.

Юлия Лютославская   08.01.2014 18:10     Заявить о нарушении
Спасибо за доброжелательный отклик, Юлия! Профессиональный анализ (напр., у Лотмана) многое даёт для постижения стиха, но требует знаний, терпения, времени... Мой вариант намного проще, но, смею думать, всё же полезен...

Сергей Жигалин 12   09.01.2014 07:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Сергей,боюсь после такого "разбора полетов" меня никто не будет читать,честное слово!Но Вы из тех,кто ко мне хорошо относится,правда?Спасибо за поздравление с Новым годом!Давайте попробуем расправить крылья и наслаждаться жизнью.Хочется верить,что все наши невзгоды уместились в мешке,который выбросим в мусор!С НОВЫМ ГОДОМ!

Просто Лида   31.12.2013 20:42     Заявить о нарушении
Лидочка, этот разбор для любителей "разборов"... Если хотите, разберу и Вас... С улыбкой.

Сергей Жигалин 12   31.12.2013 20:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Согласна с автором. Даётся очень простой приём для осмысления художественного текста, для его декодирования.
Для непросвещённых: наберите в поисковике "Декодирование художественного текста" И найдёте примерно такое:

"ЭТАПЫ ДЕКОДИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СООБЩЕНИЯ И ЕГО ПОМЕХИ

Елина Е.А.
(Саратов, Россия)

Краткий обзор
Статья посвящена особенностям коммуникации в эстетической сфере, предполагающей несколько этапов передачи эстетической информации, включая конечный этап - вербальную развернутую интерпретацию (дискурсивную рефлексию). Шумы, помехи, свойственные любому социально-речевому акту, применительно к эстетической сфере приобретают специфические особенности, разрушающие эстетическую коммуникацию.
Художественная коммуникация со стороны произведения изобразительного искусства выражается в его эстетическом воздействии на реципиента с помощью иконических знаков - закодированного языка изобразительного искусства. Первый этап декодирования реципиентом эстетического сообщения состоит в "переложении" иконической информации в эмоциональную и интеллектуальную сферу субъективного (активного, сознательного, творческого) восприятия, что определяет индивидуальное своеобразие понимания и освоения произведения субъектом. "Структура художественного творения, входя в наше восприятие, способна перейти в психологический код и в состоянии этого кода организовать наши чувства и весь наш духовный мир" [Филипьев, 1971].

К данному этапу декодирования эстетического объекта можно отнести рассматриваемую Г. И. Богиным одну сторону процесса понимания текста как "рефлексию в снятом виде", рефлексию без дискурсивности, т.е. так, что хотя рефлексия и имеет место и фактически лежит в основе понимания, понимание актуально переживается как нечто, "возникающее сразу" [Богин, 1982], непосредственно, интуитивно.

Второй этап декодирования эстетической информации состоит в "дискурсивно (опосредствованно, логически, понятийно) представленной рефлексии" [Богин, там же], т. е. аргументированном понятийно-эстетическом толковании (интерпретации) эстетического объекта реципиентом.

Третий этап декодирования (этот этап факультативен, он вообще может в каких-либо случаях не иметь места) представляет собой фиксированный результат дискурсивной рефлексии - вербально оформленную (и возможно, письменно организованную) целостную законченную интерпретацию, представляющую собой новый созданный текст."

На этом закончу цитату.

И так далее, и тому подобное... Сможете освоить, переварить, хотя бы элементарно понять?.. А потом уже ругайте С. Жигалина за его такую простую и доступную ДЛЯ ВСЕХ (!) подсказку.

Что же касается "Зачем это делать?" Да затем, что это страшно интересно! Вот и всё. А кому не нравится, не нужно, тяжело интеллектуально - не читайте, не декодируйте, не обращайте внимания... Каждому - своё...

А кому интересно - посмотрите ещё В. П. Бранского "Искусство и философия"

Любовь Тамбовская 2   30.12.2013 23:11     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Любовь! К Бранскому добавлю Герчука, Аллахвердиева... Ещё раз спасибо! С Новым годом Вас, Любовь!

Сергей Жигалин 12   30.12.2013 23:17   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за публикацию, Сергей! С наступающим!..

А с ответом Вашим по воле Божьей не совсем согласна (см. ответы на стихи)

Кнарик Хартавакян   31.12.2013 19:45   Заявить о нарушении
Прошу прощения, с каким ответом?

Сергей Жигалин 12   31.12.2013 19:49   Заявить о нарушении
Сейчас найдете в ответах на свои рецки... Хотя предновогодье не время для споров.

С уважением

Кнарик Хартавакян   31.12.2013 20:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

А вкладывал ли автор в слова "стол", "скамья", "небо", "море" смыслы "горизонталь", "вертикаль" ? Может быть он имел в виду только то, что написал, а всё остальное домыслили Вы сами? Не только стихотворение, а любой текст, в т.ч. простую, бесхитростную сказку, можно попытаться представить как философское произведение, наполненное глубоким смыслом. Можно то можно, да нужно-ли, если автор об этом и не помышлял? Не правильнее ли прислушаться к тому, какие мысли и эмоции вызывает стихотворение вместо того, чтобы его "разъять, как труп"?

Лев Овсищер   30.12.2013 18:52     Заявить о нарушении
Автор не вкладывал. Геометрия пространства стихотворения получается сама собой, как и многие другие не названные прямо смыслы.
Автор специально "вкладывает"?.. Вряд ли. Просто запечетлевает некое настроение, мысли... задача читателя или критика - как раз "прислушаться" и, Вы правильно сказали, "домыслить" нечто, извлечь из подсознания, из сокровищ мировых архетипов...

Сергей Жигалин 12   30.12.2013 19:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Здравствуйте, Сергей.

Пишу сразу после прочтения первых строк: «А нужен ли вообще такой анализ? Очень многие считают: НЕТ! Достаточно воспринимать стихотворение целиком».

Раньше я тоже так считала. Я не любила урок литературы в школе. На уроках литературы я молчала, выезжала на хорошую оценку только за счёт сочинений, как хорошая ученица. Мне не нравился разбор произведений по косточкам. Это даже привило какую-то ненависть к тем произведениям и авторам, которых изучали в школе. Возможно, морально мы школьниками не готовы были воспринять то, что в тексте было заложено. Последние годы мне на глаза попались произведения поэтов, писателей школьных лет. Я была потрясена красотой стихов Блока, Тютчева, Некрасова, Бальмонта, Цветаевой и др. В школе дочка проходила Достоевского, Горького, Некрасова, Гоголя... Бабушка, свекровь, с интересом всё перечитала, зачитывала нам… Говорит, сейчас смотрю на всё другими глазами… Сколько мудрости черпаешь сейчас из тех текстов...

Сейчас дочитала Вашу статью, Сергей. Вывод меня не удивил, но сама я до такого видения ещё не дошла. На такое осмысление нужно время… Думаю, что вернусь ещё к этому стихотворению в следующем году, а, может, и через несколько лет :) Хотя, лучше вникать сразу, отложишь – забудешь, уйдёт мысль…

Для себя я, вникая в поэзию последние годы более подробно, сделала такой вывод: любое видение стихотворения правильное. Я бы все споры поэтов, критиков отбросила далеко вон: каждый по своему прав, критик или читатель может увидеть в стихотворении нечто другое, что самому автору не видно и наоборот. Стих – это, как русская матрёшка. Сверху – один образ, раскроешь – другой образ и смысл и так далее, до сердцевины – до более глубинного смысла. Каждая «матрёшка», каждый слой – отдельный образ и живёт своей жизнью. Для каждого человека – своя «матрёшка». Люди по-разному воспринимают стихи в зависимости от своего уровня восприятия. По мере своего взросления, накопления жизненного опыта, его осмысления, по мере духовного развития приходишь к другой «матрёшке».

«И ВСЁ-ТАКИ – ДА! Анализ стихотворения – для более полного понимания текста. Обнаружить нечто скрытое, неосознаваемое» - к такому выводу придёт только человек богатый духовно и то, думаю, не в молодости…

Пока закругляюсь, много вопросов относительно стихов накопилось у меня. Мне надо время, чтобы всё встало на свои места… :)

Спасибо большое, Сергей, за статью и анализ стихотворения Бунина.
Ваши стихи, и детские, и взрослые, - красивые, мне очень нравятся.

С благодарностью,
читатель

Ирина Петал   30.12.2013 13:15     Заявить о нарушении
Спасибо огромное Вам, Ирина! Вы из тех, кто думает...
А сколько тех, кто "гогочет"! Просто поразительно, "не понимаю - значит плохо! заумь!" и хамят...

Сергей Жигалин 12   30.12.2013 14:36   Заявить о нарушении
Это их уровень восприятия, не стоит на них обижаться, каждое мнение имеет место. Спосойствие, только спокойствие!!! Как говорил мой любимый Карлсон :)
Думаю, что сейчас пластмассовый век поэзии не просто так. Пласт-массовый :) В мире всё закономерно. В поэзию сейчас попадают всё большие и большие массы людей, далёкие от неё. Что, просто так, от безделья? Эмоции, стрессы выпустить, на других сорваться, потренироваться? Отнюдь. Люди сюда попали как раз для того, чтобы научиться вновь по-человески разговаривать и общаться. А к ученикам надо относиться с ткрпением и пониманием, даже, если хочется кого-нибудь послать (а очь хочется :))

Ирина Петал   30.12.2013 15:09   Заявить о нарушении
Если... кто-то мыслит иначе, чем я,
он не только не оскорбляет меня этим,
но, напротив, обогащает меня.
Основа нашего единства – Человек, который
выше каждого из нас.
© А. де Сент-Экзюпери

Ирина Петал   30.12.2013 15:12   Заявить о нарушении
Так пусть "мыслит" по-своему... Но зачем хамить, если не понимает? Вот этого я не понимаю...
Да ладно, Бог с ними... Но - гордыня - смертный грех...

Сергей Жигалин 12   30.12.2013 15:26   Заявить о нарушении