Рецензии на произведение «По ТВ показали тренера Путина по борьбе»

Рецензия на «По ТВ показали тренера Путина по борьбе» (Лариса Шушунова)

Слава Владимиру Платоновичу Привалову (в.в.путину)!!!

Емельянов-Философов   18.03.2024 03:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «По ТВ показали тренера Путина по борьбе» (Лариса Шушунова)

Если считать стих личным, то Лариса Шушунова раскрылась в нём как человек и очень симпатичный. Но в том и дело, что стихи становятся достоянием, если через личное происходит обобщение на время, на поколение, на окружающий мир. Мне кажется, это состоялось.
С уважением,
С.

Савельев   24.09.2014 19:50     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Да, когда сообщили о смерти Сэнсея, год назад, было ощущение, что ушла целая эпоха. Впрочем, так всегда, когда сообщают о смерти какого-нибудь значимого в своей области лица.

Лариса Шушунова   01.11.2014 13:06   Заявить о нарушении
Настоящий тренер (второй) был убит ещё в 1994 году.

Валерий Сергеев 2   18.01.2016 19:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «По ТВ показали тренера Путина по борьбе» (Лариса Шушунова)

чтобы помнили, такие стихи
смотрю, роман ваш сложился, и критикой встречен хорошо, рад за Вас

с дружеским приветом,

Михаил Мазуркевич   10.08.2013 22:18     Заявить о нарушении
Не, судьба романа сложилась печально, не удалось пристроить. К тому же переделываю сейчас... А стихотворение это давнее, говорю же, написано лет пять назад, когда Сэнсэя в очередной раз показали по телевизору, и на меня напала ностальгия по тем временам. А теперь я только чуть-чуть изменила, сделала интонацию менее бойкой, более приличествующей моменту.

Лариса Шушунова   11.08.2013 00:45   Заявить о нарушении
Алексей Ахматов

В журнале «Царскосельская лира» (№1 за 2013 года) вышел сокращённый вариант романа Ларисы Шушуновой «Волчий фьорд». Почему такое, казалось бы, периферийное для современной фантастики событие, как публикация не раскрученного автора, должно привлечь внимание читателя? Дело в том, что с выходом в свет этого произведения жанр, условно называемый «славянское фентези» получил новый импульс к развитию. (Условно, ибо под этим термином проходит довольно широкий круг произведений, основанных на славянских, скандинавских и финских материалах).

И ещё потому, что Лариса Шушунова в литературе отнюдь не новичок. К моменту написания романа она уже снискала известность своими стихотворными подборками, а также статьями по философии и литературоведению, опубликованными в «Звезде», «Неве», «Арионе».

То ли кладка, то ли камень дикий
В звездочках лишайника и мха,
Грозный, как языческие лики.
Отойти — подальше от греха —

От бойниц, пронзивших стены эти.
Даже страшно что-нибудь не то
Ляпнуть в их присутствии, в просвете
Стоя в жалких джинсах и пальто!

Будто бы дыхание в затылок
Ощущаешь, смертный холодок
Всем своим нутром, всей дрожью жилок.
Башня нависает, словно рок

Над судьбой героя древней саги,
Над рекой, несущей воды вдаль,
В царство хвои, холода и влаги,
Вековую пестуя печаль.

Это стихотворение из цикла «Старая Ладога», номинированного на ежегодную премию журнала «Звезда» за 2012 год, приведено отнюдь не случайно. Дело в том, что роман Ларисы Шушуновой «Волчий фьорд» – новая грань преломления её поэтического таланта. Это прежде всего проза поэта – то есть такая, в которой психологические коллизии и язык изложения имеет едва ли не большее значение, чем сюжет (впрочем, виртуозно закрученный и радующий читателя неожиданными поворотами).

Основным материалом для создания романа «Волчий фьорд», в центре которого – судьба волка-оборотеня – послужила скандинавская мифология. Что нового, казалось бы, можно сказать на почве этой темы после Марии Семёновой, Елизаветы Дворецкой и десятков их последователей? – воскликнет читатель, откладывая журнал в сторону.

И совершит ошибку.

Дело в том, что роман «Волчий фьорд» - лишнее подтверждение тому, что талантливый автор может любой, даже самый избитый сюжет повернуть такой стороной, какой никто не поворачивал до него. Вервольф Ларисы Шушуновой отличается и от Волкодава Марии Семёновой (не только тем, что этот волк, а тот, извините – собака), и от Огнеяра Елизаветы Дворецкой. В мире людей он – подросток, влюблённый в невесту своего брата. Но враждовать с братом нельзя, ведь братоубийство в родовом обществе – тягчайшее преступление, едва ли не предвестие конца света. И как жить, чтобы не предавать своего сердца? Судьба в лице колдуна, встретившегося мальчику в лесу, предлагает неожиданный выход: помогает ему разбудить в себе дар оборотничества, унаследованный от прабабки-финки из племени Волка. И что получается? Человеческая половина героя по-прежнему испытывает влечение к недоступной для него женщине, но уже очищенное от всего «звериного», «плотского», «низкого», «земного»: всё это становится достоянием его волчьей половины и изливается в плотскую страсть к волчице, а образу невесты брата достаётся только всё «возвышенное», «духовное», «высокое», «небесное»… И это только завязка.

Разумется, подобный герой с его разделением на «высокое» и «низкое» – абсолютный диссидент в древнескандинавском обществе, хоть и получившем прививку христианства. Он, скорее, пришёл из эпохи миннезингеров и трубадуров. Однако внутренний мир подростка (мало изменившийся за последнее тысячелетие), его раздвоенность, борьба человеческого и звериного начала в нём прописаны настолько убедительно, что веришь абсолютно всему.

Помимо основной сюжетной линии в романе есть и много других, мастерски переплетённых с главной и приведённых в соответствие с так называемой «матчастью», то есть исторической достоверностью. Все традиционные для скандинавских мифов и саг мотивы – вынесение младенца в лес во время голода, кровная месть как восстановление вселенского равновесия, меч на ложе между влюблёнными как символ целомудрия, жертвоприношение как залог удачи – обнаруживают в себе новый, неожиданный сюжетный потенциал.

Широкая эрудиция автора (Лариса Шушунова закончила истфак СПбГУ и защитила диплом по древнерусской дружине), близкое знакомство со скандинавскими языками, эпосом, сагами должно встретить одобрение у любителей фентези, написанного на этом материале. Интеллектуальному читателю – независимо от его предпочтений – удовольствие доставляет узнавание тех или иных мифологических мотивов (не только скандинавской, но – шире – индоевропейской и финно-угорской мифологии). А ведь помимо этого, древнейшего, пласта мировой культуры в романе ещё рассыпаны скрытые цитаты из современной литературы живописи, кинематографа - от Константина Васильева до Ингмара Бергмана. Можно бы синтезировать для подобного жанра ещё одно название - «интеллектуальное фентези», но этим мы рискуем отпугнуть простого читателя, для которого главное – приключения, любовь, превращения, битвы – всему этому тоже немало уделено внимания на страницах романа «Волчий фьорд»…

Можно ещё поговорить о прекрасном литературном языке, о завораживающих описаниях природы, морских битв, камланий финских шаманов. Но не стоит отнимать удовольствие у читателя. Мы лучше переадресуем слова, сказанные критикой о Марии Семёновой, к роману Ларисы Шушуновой: читать его необходимо даже тем, кто далёк от литературы жанра «фентези».

---------------------------------------------

надеюсь всё-таки на лучшее )

Михаил Мазуркевич   12.08.2013 15:03   Заявить о нарушении
А, ну так то ж журнальная публикация. Издателям гигантов книжного рынка это по барабану.

Лариса Шушунова   15.08.2013 20:51   Заявить о нарушении