Рецензии на произведение «на тему Моцарт и Сальери»

Рецензия на «на тему Моцарт и Сальери» (Натали Ривара)

Обожаю Моцарта! И реквием один из любимых)) Хотя приоритет всё же в моей фонотеке за Вивальди)) Всё очень понравилось, Натали!
С уважением))

Владимир Филюрин   23.03.2020 18:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «на тему Моцарт и Сальери» (Натали Ривара)

Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела[42]. П. А. Катенин, отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:
«…есть ли верное доказательство, что Сальери из зависти отравил Моцарта? Коли есть, следовало выставить его напоказ в коротком предисловии или примечании уголовной прозою; если же нет, позволительно ли так чернить перед потомством память художника, даже посредственного?», Вики http://clck.ru/Jokxu
Пушкин писал, видимо, о СВОЕЙ травле. И не погнушался применить такой резкий и яркий образный сюжет. Пушкин ЗАЩИЩАЛСЯ.
Современные эпикризы смерти Моцарта исключают отравление.
Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.
Между тем на родине композитора ДАЖЕ НЕ подозревали о существовании этой легенды[об отравлении, пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором — по обвинению в убийстве Моцарта.
НО ГЛАВНОЕ: Сальери НЕ МОГ завидовать - он был УСПЕШНЕЙ в своём времени!! - И в творческом и в статусном и в педагогическом и в человеческом обаянии. http://clck.ru/JombC
Это у Моцарта были основания для зависти, например, особенно на педагогическом поприще: за год до смерти у него оставалось только два ученика — и пришлось просить друга Пухберга оповестить всех, кого можно, о том, что Моцарт набирает учеников.
Сальери воспитал более 60(!!!) композиторов и вокалистов, при этом небогатым, но талантливым музыкантам давал уроки бесплатно, как бы возвращая долг своему благодетелю Гассману[13].

Юный Бетховен поклонялся Моцарту и Й. Гайдну, но первый не был педагогом по призванию, у второго он некоторое время учился, однако быстро разочаровался[123]. Настоящего учителя Бетховен нашёл в Сальери, которому посвятил три скрипичные Сонаты, оп. 12, опубликованные в Вене в 1799 году[64]. Новый наставник, к которому Бетховен пришёл учиться итальянской вокальной технике, не только передал ему свои знания, но и обратил в свою веру, привлёк внимание к тому направлению, которое развивалось параллельно «венской классике»: от Глюка — к его итальянскому последователю Луиджи Керубини и к самому Сальери. Бетховен и в зрелые годы высоко ценил как Глюка, так и Керубини; последнего в 1818 году назвал величайшим из современных композиторов[124]. Отношения учителя и ученика продолжались и после собственно обучения, — так, в 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; в области вокального письма Сальери консультировал Бетховена, по-видимому, вплоть до 1809 года, — во всяком случае, Игнац Мошелес, с 1808 года обучавшийся у Сальери композиции, впоследствии вспоминал, что видел в доме наставника «лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“»[64][125].

Учеником Сальери был и Франц Шуберт, чей талант опытный педагог разглядел, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной капелле, и взял его к себе на бесплатное обучение. В 1816 году, когда в Вене широко отмечалось 50-летие пребывания Сальери в австрийской столице, Шуберт посвятил учителю небольшую кантату на собственный текст:
«Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен богу ты во всём,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!»
Любимец Сальери, Шуберт посвятил учителю Десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова И. В. Гёте и три струнных квартета[127]. В своём дневнике он охарактеризовал Сальери как «художника, который, руководимый Глюком, познал природу и сохранил естественность, несмотря на противоестественное окружение нашего времени»[128].

Учениками Сальери были композиторы нескольких поколений: Ференц Лист, обучавшийся, как и Шуберт, бесплатно[129][К 8], Джакомо Мейербер, Ян Непомук Гуммель, популярные в то время оперные композиторы Йозеф Вайгль, Петер фон Винтер, Карл Блум, Игнац Умлауф и особенно высоко ценимый Гайдном и Моцартом Йозеф Эйблер; Игнац Мошелес и Игнац Мозель, ставший и первым биографом своего учителя. Учениками Сальери были и учившиеся прежде у Бетховена Карл Черни и Фердинанд Рис; будущий учитель Антона Брукнера Симон Зехтер и многие-многие другие[6][64]. Ему Констанция Моцарт отдала на обучение своего сына Франца Ксавера Вольфганга[6][64]. Искусству пения у Сальери учились многие выдающиеся вокалисты того времени, в том числе Катарина Кавальери, первая Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта, Анна Мильдер-Хауптман[en], первая Леонора в бетховенском «Фиделио», и Каролина Унгер, ставшая первой исполнительницей альтовой партии в Девятой симфонии Бетховена[64]. Его ученицами были и две дочери Гассмана, ставшие певицами, — заботу о них Сальери взял на себя после смерти учителя[28].

Я боготворю и Моцарта и Пушкина. Сальери слушал гораздо реже. НО!!! Хороший педагог ФИЗИЧЕСКИ не может быть плохим человеком.
Как одноногая балерина. Но Сальери был ГЕНИАЛЬНЫМ педагогом. И когда слышим Бетховена, Шуберта, Листа, играем этюды Черни помним Великую, подвижническую созидательную работу Сальери.

Егор Ежаров   06.11.2019 18:19     Заявить о нарушении
Егор!
Я благодарна Вам за пояснения! Открытиями — некоторые факты, о которых не знала.
Когда витает в воздухе 654*/* умеют это воспринимать..
У меня был друг, композитор из Санкт Петербурга. Он дружил с директором Музея Пушкина А.С. На Мойке. нас было три человека гостей. Нам разрешили посетить Квартиру после закрытия Музея для посетителей. Никто нас не контролировал. Мы разбрелись... Я *застряла* в кабинете, стояла не шевелясь и не дыша, переполненная значимостью, почувствовала *присцтствие*, взгляд! Про остальное как-нибудь потом...
У нас в России — сне кажется, особый культ есть, Культ Мнения...
...а фильм Формана *Амадеус*?
Признаюсь — книг о Сальери не читала.
Вот о Любимейшем Бетховене, Берлиозе, Верди, Гайдне и много других...
Сне доводилось общаться с гениальными педагогами, но законченно-порочными людьми — людьми-перевертышами.
...а потом — я написала *по легенде*
Всегда с особой признательностью за Вашу душевную щедрость
Натали

Натали Ривара   06.11.2019 21:16   Заявить о нарушении
"Перевёртыши" убить не могут. -Не тот калибр. И педагог для гениев, да к тому же очень многих - это величина запредельно высокая. Это супергений. Чтобы гениальный человек разменивался на гадости? - Мы же все не гении, и наши педагоги, ессно - тоже. Мы таких не видели и не увидим.

Егор Ежаров   06.11.2019 22:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «на тему Моцарт и Сальери» (Натали Ривара)

У моего мужика Озарения были. Озарит его, что он весь мир любит. Потом наваляет ему миру за его любовь, его озарит, что он весь мир ненавидит - и пошёл рушить всё подряд. А кто его на крест тащил, мир что ли? Одно очередное его Озарение, и мир тут ни при чём, чтобы этот мир теперь уничтожать.

Мало того что сам стихийное бедствие, так ещё учеников себе набирал, чтобы и они участвовали в Озарениях.

Сомнения: "Уйдёт - забудут
и исполнять потом не будут

Ему было не судьба каждый день скрупулёзно математически работать, нарочно обуздывая себя, чтоб в эти Озарения не проваливаться.

Бездеятельный дурак - это ещё полбеды. Но дурак деятельный...

Агата Кристи 4   04.11.2019 12:24     Заявить о нарушении
Люба!
А Чайковский говорил:*Вдохновение — редкая гостья
И не любит посещать ленивых!^

Натали Ривара   05.11.2019 10:41   Заявить о нарушении
Молодец Чайковский.

Агата Кристи 4   05.11.2019 12:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «на тему Моцарт и Сальери» (Натали Ривара)

И по легенде
Завистник Гения убил. (Думаю добавить)
Не зря же пришло на ум...

http://www.stihi.ru/2013/04/30/1198

Натали Ривара   08.05.2013 17:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «на тему Моцарт и Сальери» (Натали Ривара)

Да пришлось ему помяться...
Не все способны сопротивляться.
Внутри деяния, снаружи ложь,
Что капли яда, не то, что нож.

Микто   06.05.2013 16:16     Заявить о нарушении
Микто!
Здорово Вы Сказали!
Мне очень понравилось!

Натали Ривара   06.05.2013 17:29   Заявить о нарушении