Рецензии на произведение «Туман-обман-графоман - обсуждение»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Теперь и не знаю, что интереснее читать: такие Ваши аналитические разборки или кричащие откровения из любовной лирики.
Прочитал практически всё со всеми отзывами. Да и наследил кое-где, УЖ простите!
С улыбкой, Алексей.
P.S. Есть некоторые мысли по этому поводу. Но сначала пройдусь критически ещё раз по своим немногочисленным стихам. Заставляете потрудиться, однако. ;-)
Пичугин Алексей Геннадьевич 12.08.2015 13:14 Заявить о нарушении
Спасибо за комплимент! О том, что интересно читать всё. Рада слышать.
Касаткина Татьяна 12.08.2015 16:51 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2014/04/13/1682
Касаткина Татьяна 12.08.2015 16:53 Заявить о нарушении
Не уверен, что прочитал всё, но, по-моему, основной смысл понял.
Решил и свои "2 копейки" внести.
Я ж тоже за "всё хорошее" и против остального, однако, вот вопрос...
Дорогая Касатка (так и не знаю, как к Вам правильно обращаться), Вы ж, на самом деле, критикуете ПЛОХИЕ СТИХИ, а говорите про рифмы. А они могут быть ЛЮБЫМИ, если стихи хорошие. Об этом ещё и Пушкин писал, однако. Если надо, найду цитату.
Чтоб не говорить попусту, приведу 2 примера:
1. Вот, одни ИЗБИТЫЕ и БЕДНЫЕ рифмы (МОЖНО В Вашу коллекцию поместить, кстати):
человек - век,
ножки - дорожке,
рекой – зимой,
домишке – мышки,
ворот – забот,
ёлки – волки,
одна – она,
кошка - окошка
А у Чуковского получается один из лучших детских стишков:
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она.
Сидя у окошка.
И наплевать на "не те" рифмы.
2. А вот Янка Дягилева, Вам, как барду, должна быть хорошо знакома.
Ну, одни только пресловутые ГЛАГОЛЬНЫЕ рифмы, (не считая икона-мадонна,крыши-мыши, бог-порог).
Стихо-то, знаменитое!
Нарисовали икону - и под дождем забыли
Очи святой мадонны струи воды размыли
Краска слезой струилась - то небеса рыдали
Люди под кровом укрылись - люди о том не знали
А небеса сердились, а небеса ругались
Бурею разразились...
Овцы толпой сбивались
Молнии в окна били, ветры срывали крыши
Псы под дверями выли, метались в амбарах мыши
Жались к подолам дети, а старики крестились
Падали на колени, на образа молились...
Солнышко утром встало, люди из дома вышли
Тявкали псы устало, правили люди крыши
А в стороне, у порога клочья холста лежали
Люди забыли бога,
Люди плечами жали...
Есть о чём подумать, наверное.
Всё-таки, в стихах должна быть такая, плохо формализуемая субстанция, назовём её "поэтичностью", или, просто, "поэзией".
Должно нравиться, затягивать, не отпускать и т.д.
Тут, конечно, каждому свое, jedem das Seine, те се зеть...
А рифмы? конечно должны быть
Александр Либерман 0 10.08.2015 19:57 Заявить о нарушении
Если вы заметили (даже по названию, и я это подчёркиваю в тексте) - я лично выступаю ТОЛЬКО против трёх рифм - "туман-обман-любовь-вновь-небо-хлеба". А все остальные, хоть и банальные, уже не так раздражают. И ещё в статье я речь веду о СЕГОДНЯШНЕМ дне, Пушкин и Чуковский творили не сегодня, времена меняются, эти рифмы постепенно становятся банальными, заезженными...
Вот как-то так.
Очень рада, что заходите, не забываете, читаете, даже до этого эссе добрались, здорово!
Да, а зовут меня Таня, а можно и Тата.
Касаткина Татьяна 11.08.2015 03:27 Заявить о нарушении
Хотелось бы, всё-таки, заступиться не только за Дягелеву, но и за Чуковского (который про стихосложение, наверное, знал всё), и за Пушкина, которые не устарели, однако.
Вот, например, Пушкин:
Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
Значительно современней, чем большинство стишков на стихире.
С уважением! ))
Александр Либерман 0 11.08.2015 18:29 Заявить о нарушении
А если глобально - это уже для другой статьи.
Дорогой Александр, думается - тема исчерпана.
Касаткина Татьяна 12.08.2015 16:42 Заявить о нарушении
С уважением. ))
Александр Либерман 0 12.08.2015 19:09 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 13.08.2015 00:38 Заявить о нарушении
Читала и лихорадочно вспоминала: какие рифмы сама использую?
Хорошо Вы прошлись: не зло, но очень доходчиво.
С улыбкой,
Ирина
Вальфрейя 28.06.2015 10:12 Заявить о нарушении
Спасибо, что прочли, что откликнулись...
Касаткина Татьяна 28.06.2015 16:19 Заявить о нарушении
Я на такие опусы мало натыкаюсь здесь на сайте, но я и хожу только по рецензиям избранных, честно говоря.
Вальфрейя 28.06.2015 18:41 Заявить о нарушении
Правильные наблюдения и верные замечания, Татьяна. Я в целом разделяю тезис о том, что использование избитых рифм это - моветон. С другой стороны, у нас в таком случае первый провинившийся - Александр Сергеевич. И он же чаще всего злоупотреблял глагольной рифмой, не особо смущаясь. Кошмар! А мы читаем это - и не замечаем. Вот шайтан - как это ему до сих пор удается нравиться всем и всех водить за нос? С таким то арсеналом. (редактирую рецку после прочтения других, более ранних - А.Б. На Пушкина тут и ниже ссылаются все кому не лень. А Пушкин, ничего, терпит, на него всегда все валят, а ему хоть бы хны :)) Просмотрел я списки порочных рифм, и, при всем при том, что я сам стремлюсь к рифмам необычным, понял, что и рифм из списка не чуждаюсь. Далеко не всех, конечно, но все же. Но и не стесняюсь этим. Кто-то сказал, что всем известные слова, по новому переставленные, дают новые фразы. А Всем известные фразы в измененном порядке дают новые мысли. И с рифмами то же. Мне нравится как раньше относились к стихам - выделяли одно из пяти четверостиший (с необычным, неожиданным звучанием и сочетанием окончаний слов) и смаковали и говорили - замечательно. И чмокали от удовольствия. Одна строфа - хорошая уже радует читателя. Я тоже так думаю. Блистать оригинальностью, создавая стихи от противного, т.е. с целью избежать известных банальностей - это все от лукавого. Это стилистический перегиб. Перекос. Крайность. Писать только незаурядными рифмами - вряд ли можно и нужно. У каждого найдется свой скелет в стихотворном шкафу. Причем неожиданно. Мне кажется надо не только на рифмах зацикливаться (Маяковский был мастак по части рифм, но с Пушкиным его не сравнить). Истинно прекрасная поэзия, по-моему, такая, произведения которой просто, легко и непринужденно укладываются в уши и в души людей, забывающих при этом анализировать механизмы словесных связок. Наверно роль тут играют и смысл и напевность и ритмика и изящество и метафоричность строки. И неожиданные рифмы вносят свою прелесть. Но культа из них делать не надо. Не стоит открещиваться от банальных рифм. Кто без греха пусть первым бросит в меня камень (вот тоже штамп, а куда без него деться?:)
Ну а туман-обман у меня больше всего ассоциируется со стариком Добрыниным... :)
Alexander Butenin 17.06.2015 19:43 Заявить о нарушении
Банальная рифма - это примитив, детский сад-штаны на лямках, это когда лень подумать, когда автор не парится, а берёт первое попавшееся, что услужливо ему подаёт мозг, не напрягаясь...
Вы более лояльны. Я - максималистка. Да, когда стих хорош, когда умный искромётный слог летит легко, когда мысль интересна - банальные рифмы для кого-то пролетают незамеченными... Но не для меня. Они мне как кость в горле, аллергия, внутреннее отторжение, идиосинкразия. И, всё-таки, как правило - В ХОРОШИХ СТИХАХ ИХ НЕТ. Как в ваших, например.
Жаль, конечно, что вы со мной не согласны, полемика не имеет смысла.
Просто, как всегда раскипятилась, говоря на наболевшую тему...
ну и закончим на этом.
А если я встречу у вас "любовь-вновь-и-вновь" - я съем свою шляпу! Обещаю.
Касаткина Татьяна 17.06.2015 20:15 Заявить о нарушении
Alexander Butenin 17.06.2015 20:29 Заявить о нарушении
А у творческих людей шпаги скрещиваются на каждом шагу.
и это хорошо. Как минимум - не скучно.
Касаткина Татьяна 17.06.2015 21:23 Заявить о нарушении
Alexander Butenin 17.06.2015 21:39 Заявить о нарушении
Тата, понимаю. Но кто-то же должен!!! Вообще, псевдоним «Самый лучший» говорит за себя сам:) Давать советы такому автору большой риск, его реакция была предсказуемой. Но вы смелый и отважный человек, Тата! Дуэль прошла с вашим полным превосходством над противником, ему пришлось ретироваться с ужимкой сарказма на устах.))
Подборка учеников Гусака впечатляет, а список штампованных рифм надо издать отдельным пособием для ценителей прекрасного!
Писал по ходу дела, но когда дошёл до «целинников» в отрывках:)), поле не паханное! Вот поэтому я и не читаю этих последователей Великого Рейтинга, это же 2-й, 3-й ..... эшелоны этой публики. Первой 20-ки рейтинга вполне достаточно, там ещё и не такое бывает:))) Этим ещё учиться и учиться шлифовать корни дуба:))) Но они на правильном пути!
Респект, Тата, за проделанную титаническую работу и яркое чувство юмора.
С уважением, Вольфганг.
Вольфганг Браузер 23.05.2015 11:53 Заявить о нарушении
И за "респект" спасибо! Приятнооооо...
Это даже не совсем юмор, это моя неблагодарная борьба с пошлостью (примитивом, серостью, бедностью мышления, антикультурой, простотой, что хуже воровства... и многим-многим другим)...
Борюсь, взываю к разуму, объясняю на пальцах... но воз, увы, и ныне там...
Касаткина Татьяна 23.05.2015 14:39 Заявить о нарушении
Пичугин Алексей Геннадьевич 12.08.2015 13:16 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 12.08.2015 16:56 Заявить о нарушении
Давно ем шоколад без шоколада,
И в колбасе не замечаю вред.
Я всё стерплю. Мне одного не надо,
Чтобы стихи без рифм писал поэт.
С дружеской улыбкой! Николай.
Отвечу Эксом 01.04.2015 12:00 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 01.04.2015 12:03 Заявить о нарушении
В чем-то соглашусь, в чем-то нет.
Я лично не против "банальных" рифм - когда они появляются "естественно" - без всякой видимой подгонки и точно в тему.
Вот скажем в номере 45 "вновь" появилось невесть с чего.
По смыслу-то: судьба испытывала, но проиграла.
Вроде после проиграла - следует ставить точку.
Или она там других девочек тоже испытывала ранее?
Ну а по серьезному счету - вся 4 строка - затычка, совершенно лишняя по смыслу и ничего кроме рифмы не добавляющая.
Что поделать, подходящих рифм действительно мало.
Но хотя бы не притягивать за уши - можно?..
Я лично давно уже отошел от использования только концевых рифм, стараясь максимально использовать расширенную рифму, вплоть до панторифмы.
Кстати, удивляет глухота комментирующих пушкинское
.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
.
Ведь здесь Пушкин ехидно рифмует не морозы-розы,
А "...мы розы-морозы"
Но многие ли это слышат?..
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 02.03.2015 21:21 Заявить о нарушении
Сегодня я уже не так категорична, как в то время, когда писала это. А дальше - каждый автор для себя решает сам.
Касаткина Татьяна 04.03.2015 11:31 Заявить о нарушении
Пичугин Алексей Геннадьевич 12.08.2015 13:21 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 12.08.2015 16:46 Заявить о нарушении
Почему так получилось - уже не помню.
То ли опечатка, то ли на автомате отсчитал после 43 - 44, 45.
(следующий стих после 43 не пронумерован)
Приношу извинения.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 12.08.2015 23:55 Заявить о нарушении
С большим удовольствием прочитал ваш труд. В основном согласен с вашими эмоциональными комментариями насчёт "банальных" рифм и примитивности многих поэтических произведений. Однако - далеко не в столь категоричной форме. Более импонирует точка зрения автора "Самый лучший": "...дело не в рифмах, а в их правильном использовании". Уверен, что из любых рифм можно создать (или уже созданы) как поэтические шедевры, так и бесчисленные "стихи".
Сильно смущает ваше категорическое неприятие не только самих "банальных" рифм, но и практически всех созданных на их базе произведений. Так, во-всяком случае, кажется по вашей подборке неприемлемых для вас четверостиший. Мне же некоторые из них откровенно понравились, в том числе, скажем, 13-е (тьфу, тьфу, тьфу!) - именно картинкою образов.
Всё-таки, думаю, в стихотворении важно его внутреннее содержание, исполненное автором в наиболее грамотной форме - как художественно, так и грамматически. Вот тут, пожалуй, скрываются наиболее серьёзные причины "недохудожественности" и "недограмотности" (так, что-ли, выразиться?) многих творений. Ведь большинство авторов - не закалённые в литкузницах обычные люди, имеющие горячие сердца и огромное желание поделиться с другими огнём своей души. Некоторые просто не в состоянии достичь больших высот, многих устраивает своё положение. Озабоченным, разумеется, никто не помешает совершенствоваться (в том числе и с вашей помощью).
В нашей стране, слышал, отменили равенство и оставили только равноправие. Поэтому каждый пишущий имеет полное право называться "поэтом". Тем более очевидно это на нашем "Парнасе", то-бишь "Стихи.ру". Поэтому мне наиболее горько читать (также, как и вам) довольно "шумные", но не самые совершенные произведения плодовитых "маэстро".
"Если мы считаем себя поэтами здесь, гласно или не гласно, надо ими быть. Стараться. Улучшаться." Согласен. Но - можно ли (скорее - возможно ли?) этого потребовать?
Вы пишете: "Ни разу ещё не видела "неба" без "хлеба". Потому что, очевидно, другой рифмы нет..." Есть, конечно, и другие рифмы, есть. Просто всё хорошее у вас ещё впереди.
Честное слово - не торопитесь стреляться, звереть и, тем более, плакать!
Не заслужила банальщина этого!
/Просто та хуже воровства. Гласит народная мудрость./? - Ой ли?
/Урок для учеников первого класса. Максимум - вотрого./? - Уверены?
С уважением
Шаров Илюша 19.11.2014 22:02 Заявить о нарушении
Не хотим позора? – Меняем!"
Вот как-то так. Илюша, считаю тему исчерпанной, ладно?
С уважением, Тата.
Касаткина Татьяна 19.11.2014 23:17 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тата.
Прочитал недавно случайно ваши опусы про "сайт знакомств". Мне понравилось,
иронично, метко, а главное, наблюдательно пишите.
Наблюдательность, вообще, одно из самых ценимых мною качеств, правда, к нему надобно
ещё приложить запоминание и искусство применения.
По аналогии с вопросом: "Сколько книг ты прочёл - а сколько запомнил?"
Кстати, что характерно, у многих авторов, и женщин в том числе, порой натыкаешься
на такие вот любопытные "размышлизмы"... но в прозе.
Ах, если бы то же самое, но ёмко, лаконично, с хорошей рифмой и ритмом.
Мысль, уложенная в удобоваримый размер, плавно перетекает в читательский мозг,
возможно, даже на подсознательном уровне. И на этом пути ничего его не должно
отвлекать, ни сбои ритма, ни издержки рифмы.
Ну, по рифме, вы наверно в курсе, я съел не одну собаку, и прочих животных.
Эта тема, как говорится, на всю ночь. По поводу банальности так скажу.
Фонетические разработки фонем - это одна игра, а смысловые контексты - уже другая.
Помимо "голого" набора слов (версификации) существует много различных
приёмов, и один из них вы отметили. Если банальная рифма неизбежна, необходимо
максимально дальше развести смысловое сопоставление слов.
Ну вот, как в вашем пресловутом: "туман" - вообще, никак не должен походить на "обман",
это должны быть совершенно разные семантические пласты, и даже "сюжетные" линии.
Что же касается чисто технической стороны, то все банальные рифмы безупречны,
но дело опять же в контексте. Можно изменять падеж,
число, придумывать, отменять "нарицание" или "собственность",
но лучше, и вовсе, "табуировать" такие рифмы и обороты, во время написания,
пока "гипс" не застыл, а не отбиваться потом, прикрываясь классикой, типа
"Пушкин так писал, что вы имеете против Пушкина?"
Но, вот вам экспом, попытка использования банальности - небанально.
.
Я помню, как-то вечером
купил в кино билет.
В холодном монастыре морозы,
когда снимали "Имя Розы"
в любовной сцене Слэйтеру
всего семнадцать лет.
.
А всё та же наша "старая знакомица": розы/морозы.
Думаю вам будет любопытна вот эта статья: "Реформа рифмы" http://stihi.ru/2005/02/10-1138
Дмитрия Дрозда. Вот где совершенная антитеза вашей пресловутой банальности,
глагольности, да иже с ними.
С уважением, Олег.
Гольгертс 18.04.2014 11:55 Заявить о нарушении
(Вы обратили внимание, каким просто шквалом идёт рядом, бок о бок, "вновь-любовь-туман-обман", я ведь ленюсь копировать, а могло быть гораздо больше, потому что каждый день это вижу. Увы.)
И очень также порадовали прочтением моего злополучного многострадального иронического опуса, вот уж редкий случай на Стихире. А это ведь писалось лет 10 назад, когда всё и происходило. Опять же, сейчас - я бы написала по-другому. Многое на Стихире пошло мне на пользу. Как самое большое своё достижение - расцениваю почти полное отсутствие пафоса (памятуя Гёте, ха-ха), хотя вру, тянет иногда неимоверно, наверно - в силу моей неуёмной эмоциональности. не считая, конечно, где пафос уместен и даже необходим ("Простые парни", "Когда в толпе я вижу ветеранов" и т.д.). Тема пафоса - это ещё одна больная тема. Надо-ка, наверно, тоже форум открыть.
Так что - мой мозг, похоже, не разучился ещё учиться. И с вашей лёгкой руки тоже.
Спасибо за настоящую, толстую, длинную, интересную, отличную рецензию!
Ваша я.
Касаткина Татьяна 18.04.2014 12:35 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 18.04.2014 12:36 Заявить о нарушении
Пока добавлю своё в Вашу коллекцию ))
.
Этот странный взгляд на вещи,
Поэтический, как будто,
В беге времени зловещем
Ловит светлые минуты,
И из хаоса симфоний
Строит чудо для очей.
Новый мир на темном фоне
И светлей, и горячей.
И почудится, что близко
Тот блаженный, чудный край,
Где под солнцем теплым, низким
Был земной когда то рай.
И покажется, что вечно
С нами ангел - херувим,
Можно жить легко, беспечно
Рядом с другом дорогим.
Где природы изначальность ?
Все - божественный туман.
Виртуальная реальность ?
Поэтический обман ?
---
А по содержанию статьи позже - посмотрю внимательно.
Маштаков 15.03.2014 13:08 Заявить о нарушении
Касаткина Татьяна 15.03.2014 13:05 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2009/09/14/6265
в сонетах вообще с рифмами трудно - если строго следовать правилам, их много надо.
Маштаков 15.03.2014 13:33 Заявить о нарушении