Рецензии на произведение «2-й Конкурс хайбун. Голосование. Круглый стол»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Для меня главный Учитель - Басё. И по части хайку (хокку), и по части хайбунов; часто перечитываю его разные сборники (издания), в том числе книгу "По тропинкам Севера", она у меня настольная, так же, как и книга "Записки у изголовья" Сэй Сенагон, сколько в ней метких деталей, изящества, поэзии, юмора... Кому интересен хайбун как жанр и ещё с ней не знаком - очень рекомендую... Да, пожалуй, иногда хайбун может существовать и без хайку, но это как блюдо без приправы или без соуса... или без изюма... :) А начинающему автору будет очень сложно понять - что к чему, он окончательно запутается: то ли это просто прозаическая миниатюра, то ли стихотворение в прозе, то ли эссе, то ли другой иной жанр...Здесь важны нюансы и точность в понимании; мне очень впжна интонационная составляющая, искренность, дневниковость, исповедальность... ну и художественные достоинства, конечно...
Конкурс завтра заканчивается. Все ли авторы, ау, исполнили свой долг по голосованию, кстати? Чтобы было время для ВДУМЧИВОГО чтения :)
С теплом ко всем участникам,
Наиля Ахунова 01.02.2013 14:18 Заявить о нарушении
Сегодня вечером буду оповещать не проголосовавших, что осталось 2 дня до окончания голосования.
Сад Рёандзи Конкурсы 01.02.2013 16:16 Заявить о нарушении
"... некоторые фрагменты своих
дневников Басе переписывал по нескольку раз, добиваясь
максимальной выразительности от этих "хайку в прозе". Хайбун
выглядит как небольшая зарисовка, нередко - с хайку в качестве
замыкающей детали:" http://hokku-tag.ru/dlia_luboznatelnyh/chto_takoe_haiky/#i5
Что можно уже выделить:
1) дневниковость;
2) лаконичность;
3) искренность;
4) эмоции;
5) художественные достоинства.
Присоединяюсь к рекомендованным источника.
1) Басё "По тропинкам Севера"
2) Сэй Сенагон "Записки у изголовья".
У меня несколько танка, связанные с чтением "Записок у изголовья".
С теплом Мила.
Мила Малинина 01.02.2013 20:21 Заявить о нарушении
Наиля Ахунова 03.02.2013 15:43 Заявить о нарушении
Ещё к перечисленному здесь выше списку я бы добавила соответствие духу "хай", о чём уже тоже говорилось в обсуждениях - самоиронии автора, ЛГ, как угодно назовите, в своих заметках, записках, зарисовках... далеко не все конкурсные произведения этому соответствуют, мягко говоря... некоторые грешат красивостями, другие излишними подробностями, часто нет "правильной сцепки" хайку и "прозаической" части, либо они повторяют её почти теми же словами...
при всей кажущейся беглости и спонтанности, хайбун, на мой взгляд, должен быть отшлифован до конца, в том числе и закольцованность сюжета, его "послевкусие", упругость и лёгкое дыхание одновременно... здесь каждое слово должно быть на СВОЁМ месте...
с этой позиции мне более всего понравились миниатюры Владимира Карабаша, Александра Стаханова, Светы Фоминой и Людмилы Скребневой...
а искренность, эмоциональнось и исповедальность многих других авторов, цепляющие за живое читателя (Татьяна Фаустова, Марина Шаповалова, Чингисханыч, Гоша Туранский, Ася-Алиева, Лейте Совушка, Курума Такуми, Аристова Нина) наряду с запоминающимися деталями, для меня часто искупают некоторые шероховатости письма...
честно сказать, я очень РАДА, что 2 конкурс хайбунов привлёк в полтора раза больше авторов (!), чем первый (тоже очень интересный) - ярких и разных... СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ! И САДовнику - само собой!:)
До новых встреч в Саду Рёандзи!
С теплом,
Наиля Ахунова 03.02.2013 16:28 Заявить о нарушении
Наиля Ахунова 03.02.2013 19:17 Заявить о нарушении
Я не все работы читала. У Людмилы Скребневой мне понравилась работа, но у Александра Стаханова хайку понравились больше. Очень понравилась работа Владимира Карабаша. Супер "Аперитив"! Хорошо, что не Абсент.))) У Нины Аристовой вторую строку нужно доработать. Выйдет из размера, но будет правильно.
Давний приятель…
Выходим с автобуса
на конечной.(с)
Выходим из автобуса.
----------------------
В остальном Вы хорошо и правильно написали.
Добавляем и выделяем:
1) дневниковость;
2) лаконичность;
3) искренность;
4) эмоции;
5) художественные достоинства;
6) присутствие духа "хай".
Спасибо, Наиля! Желаю счастья и творческих успехов!
С теплом, Мила.
Мила Малинина 03.02.2013 21:24 Заявить о нарушении
С теплом,
Наиля
Наиля Ахунова 04.02.2013 01:56 Заявить о нарушении
@ Мила Малинина - благодарю за ремарку про хайку (^_^)/
Мацусита Конобуки 05.02.2013 22:53 Заявить о нарушении
Мила Малинина 05.02.2013 22:56 Заявить о нарушении
что важнее оценить в хайбуне - прозу или хайку?
я всё-таки больше внимания уделила хайку,
но правильно ли это?
Елена Графская 4 29.01.2013 10:51 Заявить о нарушении
Сад Рёандзи Конкурсы 29.01.2013 11:27 Заявить о нарушении
Елена Графская 4 29.01.2013 12:34 Заявить о нарушении
"Хайбун - это небольшой текст, похожий на дневниковую запись и содержащий одно или несколько хайку. В таком виде классические мастера (тот же Басё) зачастую вели свои путевые заметки. Как и в хайга, в хайбуне хайку должно не повторять образы и идеи самого текста, но играть, привносить дополнительные смыслы, перекликающиеся с ним.
***
Среди наследия великого японского поэта Мацуо Басё (1644 — 1694), прославленного мастера трехстиший-хайку (за свою недолгую жизнь он написал их около тысячи), значительное место занимают и малоизвестные у нас тексты в прозе. Басё был не первым поэтом хайкай, увлекшимся прозой: его предшественники так же писали короткие вступления к своим трехстишиям, предисловия к сборникам, дневники и письма. По-японски такие тексты этих авторов называют хайкай-но бунсё или сокращенно хайбун. Первым примером хайбун обычно считают прозаические отступления в сборнике Китамура Кигина «Горный колодец» (1648), где автор вкратце комментирует некоторые аспекты поэзии хайкай, а также образов, использованных в его трехстишиях. И все же проза такого рода была еще «слишком прозаичной».
Именно Басё превратил хайбун из второстепенных текстов-комментариев в самостоятельный литературный жанр, близкий к европейскому жанру «стихотворения в прозе». Оставаясь формально прозой, хайбун позаимствовал многие свойства поэзии хайкай – лаконичность и простоту языка, некоторую затемнённость смысла, богатство подтекста и ассоциаций, многие грамматические формы, характерные для хокку. Одним из основных признаков хайбун считается наличие в тексте духа хай – некоторой ироничности в подходе к объекту изображения и, главное, к собственному авторскому «я»."
Сад Рёандзи Конкурсы 29.01.2013 13:10 Заявить о нарушении
если зонтик сложить - получается хайку
:)
Елена Графская 4 29.01.2013 13:28 Заявить о нарушении
Лейте Совушка 30.01.2013 12:18 Заявить о нарушении
" Хайбун
выглядит как небольшая зарисовка, нередко - с хайку в качестве
замыкающей детали:
Похвала Унтику
Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного
наставника, - уж не себя ли? - сидящего к нам спиною, и сказал
мне: "Сделай надпись к этой картине." Было ему тогда за
шестьдесят, да и мне уже близилось к пятидесяти. Жизнь наша -
сон, вот и себя он запечатлел спящим. Подстать и надпись - словно
бессвязное ночное бормотание...
Обернись же!
Ведь и моя унылая осень
подходит к концу...
Басе,
"Записки из Призрачной Обители"
Алексей Андреев http://hokku-tag.ru/dlia_luboznatelnyh/chto_takoe_haiky/#i5
Обращать нужно внимание на лаконичность изложения. Вопрос о стихах. Это будут только хайку или трехстишия тоже разрешаются. В таком случае целесообразно организовать конкурс хайку. Повторенье - мать ученья!
Мила Малинина 31.01.2013 22:40 Заявить о нарушении
Уважаемые Курума, Татьяна и Наиля!
Благодарю вас за разъяснения по поводу особенностей написания хайбунов и хайку.
В ссылках, предоставленных КТ, современные хайку часто не содержат киго. Хорошо, что этот момент удалось прояснить до начала массового голосования.
А у меня очередной вопрос к тем авторам, кто уже давно находится «в теме».
В интернете мне попадались высказывания по поводу того, что в классических хайку для передачи настроения времени года оно не называется прямо в лоб – осень, зима, лето… и даже слова "тепло, холодно, и т. п." не приветствуются, а для этого как раз и существуют киго, опосредованно указывающие на сезонность. И в этом заключается одна из прелестей этого жанра. Но, к сожалению, теперь найти об этом какую-либо информацию мне не удалось. Буду признательна за ответ. С наилучшими пожеланиями ко всем,
Людмила Скребнева 26.01.2013 22:46 Заявить о нарушении
Лейте Совушка 26.01.2013 23:10 Заявить о нарушении
Но ведь не зря мы начали составлять словарь русских киго. А то в последнем конкурсе танка один автор не разглядел сезон в словах "жёлтые листья".
Своё мнение я написал в небольшом вступлении к словарю. Что написать просто осень или осеннее это слишком просто, но не возбраняется.
Для меня киго - это такое слово при прочтении, которого возникает чёткая ассоциация с определённым временем года.
например. соловей - для меня весна
бабочки, стрекозы - лето
жёлтые листья - осень
и т.д.
Для меня чем больше думаешь над киго тем оно красивее.
О словах "тепло", "холодно" - трудно понять о каком времени года речь.
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 23:12 Заявить о нарушении
С уважением,
Полянский 28.01.2013 12:21 Заявить о нарушении
Лейте Совушка 30.01.2013 12:55 Заявить о нарушении
оранжевым бликом снега
светом весенним…
задумчивы иглы елей
шишки клёст собирает
Получается, что так "светом весенним" - будет нельзя написать. Жаль... придётся опять подбирать нужный контекст. Ещё один ценный опыт, спасибо круглому столу!
С уважением,
Полянский 31.01.2013 04:22 Заявить о нарушении
Конкретный пример из Басё - в той самой хайке о вороне на голой ветке последняя строчка - "осенью поздней" (аки-но курэ).
Я думаю, что не рекомендуется использовать номинативы и утверждения типа "осень наступила" и "это осень". А вот "осенний вечер" или ... Кстати, а что значит "весенний свет"? Неконкретно как-то... больше на констатацию факта похоже - типа вот свет, а раз весна, значит, весенний... "весенняя ясность света"?..
Так вот, существуют словосочетания, которые "работают" как однословные понятия, и то, что в них входят эти самые имена сезонов и месяцев ("малых сезонов"), не должно смущать. Главное - это понятие, традиционное или "свежачок", должно быть достаточно конкретным, определять вполне конкретную вещь (класс вещей). "Весенний дождь" и "осенний дождь" - это же две разные вещи, а не одна вещь и два атрибута?!
Лейте Совушка 31.01.2013 08:55 Заявить о нарушении
Полянский 31.01.2013 13:04 Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Курума-сан, все участники конкурса и гости!
Вот цитата:
"1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора одно произведение.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Произведение любой тематики."
Разве здесь сказано что-то про КИГО?
Или мы никогда не выберемся из "времён года"?
Если КИГО - обязательное условие, то необходимо сообщить об этом,
открывая конкурс хайбунов, а-то ревностные сторонники КИГО накидают
трёшек (очень плохо!!!) А ведь такой оценки вообще не должно быть -
"очень плохие" произведения должно мягко отклонять ещё на этапе
заявки, с объяснениями в уважительной и доброжелательной форме -
на почту, чтобы - без обид, и чтобы автор мог поработать над ошибками
пока ещё есть время - и выставить своё обожаемое детище на всеобщее
обозрение...
Ведь наверняка никто не думает, что это так трудно - вставить в
прозаическую часть хайбуна слово "осень" или "зима"... И тогда
воинственный сторонник киго будет вполне удовлетворён, и вместо того,
чтобы выискивать это самое киго в тексте, наконец просто - прочитает
этот текст, пытаясь войти в то состояние и настроение, которое
пытался передать автор, надеясь на понимание... А потом - через
некоторое время - оценить, какое "послевкусие" осталось, и осталось ли.
Ведь хайбун - это не картинка, а впечатление от увиденного, услышанного,
теперешнего, давнишнего-ли - неважно! Главное, что это что-то остановило
бег времени и погрузило Вас - в себя, а потом так захотелось поделиться
этим ещё с кем-то - в ожидании со-чувствия, со-звучия...
Это я сейчас пишу хайбун о хайбуне, от отчаяния, наверное.
Татьяна Фаустова 2 26.01.2013 11:01 Заявить о нарушении
Я с Вами полностью согласен, что в хайбун всё-таки важно впечатления от увиденного, размышления - то есть прозаический текст.
И киго в условиях не сказано, значит отсутствие киго не является признаком того что "очень плохо".
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 11:25 Заявить о нарушении
------------------------
Далее, хайбун - это не просто КРАСИВАЯ КАРТИНКА, на которую многие ведутся, а ВПЕЧАТЛЕНИЕ, дневниковая запись, зарисовка - дневник души, прожитое и прочувствованное... здесь я тоже целиком согласна с Татьяной! И читателя не надо дезориентировать, хайку - это важная составляющая хабуна, ИНАЧЕ мы окончательно и сами запутаемся и читателей запутаем и они завалят организаторов ЛЮБЫМИ "миниатюрами"!! Если цель ведущего привлечь ПОБОЛЬШЕ народу - то цель оправдывает средства, но не надо жанр УПРОЩАТЬ и ОПРОЩАТЬ! ВОн у ТАНКИСТОВ какие страсти кипят:) а нам что, чем проще, тем лучше? чтобы желающие повалили стройными колоннами? И КИГО за уши тоже не надо притягивать:)есть - хорошо, доп. бонус, всего лишь, для кого-то...
С уважением к настоящим любителям жанра, неважно - начинающим или продолжающим,
Наиля Ахунова 26.01.2013 11:53 Заявить о нарушении
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 12:34 Заявить о нарушении
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 12:35 Заявить о нарушении
Очень хороший Сад Вы посадили, Курума-сан.
устал садовник -
колючки досаждают -
но без шипов - нет роз
Конечно, мы тут все - ещё те цветочки...
Но без Вашего постоянного внимания и ухода (от слова "ухаживать",
а не "уходить") мы не доживём до весны...
Не покидайте нас, Курума-сан, а-то сейчас заплачу
и затоплю стихировский эфир!
Татьяна Фаустова 2 26.01.2013 13:48 Заявить о нарушении
Слишком пристальное внимание и предвзятое отношение со стороны модеров к страничке КТ напрягает. И оказывается есть авторы и конкурсы которые низзя крикиовать.
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 13:52 Заявить о нарушении
Меняйте шкурку с КТ на Оду, или русский ник, чтобы - сбить со следа.
А Сад не бросайте - "Мы в ответе за тех, кого приручили"...
Ну, и ещё - шрамы украшают мужчину - значит пострадал когда-то
в битве, но - выжил, и вынес из этого опыт борьбы и потерь -
а такой опыт гораздо важнее, чем сладкий фимиам побед...
Татьяна Фаустова 2 26.01.2013 14:16 Заявить о нарушении
Если что, не обижайтесь... Без Вас Сад зарастёт лопухами, в лучшем случае...
С уважением и теплом,
Наиля Ахунова 26.01.2013 14:20 Заявить о нарушении
все странички я уже закрыл, только КТ осталась открытой.
А как ещё относится, если твои произведения то плагиатом называют (без доказательно) то бессмыслицей (тоже без доказательств) на письма не отвечают. И произведения критические удаляют модеры по своей инициативе так что вообще ничего не остается на странице! И это самый демократический литературный сайт?
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 14:26 Заявить о нарушении
Похоже, Вы обзавелись личным троллем... Да, могу предложить ник с японским колоритом - teienshi - "садовод, садовник" ))
Прекрасная выразительная характеристика хайбуна у Наили, наверно стоило бы её опубливовать отдельно на страничке - как методическое пособие... Или, может быть, Наиля напишет отдельную заметку-эссе?
Что же до "кипения страстей у танкистов"... Посмотрите, много ли осталось там эмоций после удаления рецок одной конкретной дамы! Вот это и называется троллингом... Тоже урок.
Лейте Совушка 26.01.2013 15:18 Заявить о нарушении
Так же требовал привести доказательства что стих "шторм" не является осмысленным набором слов. И сказал что подам на них в суд за клевету. Вот поэтому и нет ответа, я так думаю. А звонок в Москву показал одно - ждите ответа от модераторов.
Честно скажу, что на сказочку мне наплевать, а вот два стиха удалённых что-то не хочется прощать. Жаль свои силы когда их писал.
Начать отбор стихов - "спасибо, нет"? А мне нравится "спасибо, да!"
Только случайные люди отсеются сами, и не нужно болезненно реагировать на их оценки.
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 15:38 Заявить о нарушении
и к Наиле
Было бы хорошо чтобы была написана такая программная статься о хайбун. Я только за, двумя руками. Я ведь на хайбунист, а скорее сэнрюист, если такие бывают:)
этого тролля зовут - незнайка на нибиру - а его действия месть за то что его бредовый текст:
Уа-а-а, уа,
Уа-а-а, уа.
Уа, у-а-а, уа, уа-а-а...(с) незнайка на нибиру
удалён как бессмысленный дважды(!) представляете один модер увидел в этом смысл. и этот стишок посылался афтаром на конкурсы стихирские(!?) и этот афтар - принимающий редактор на конкурсе(!?)
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 15:49 Заявить о нарушении
А Вы говорите "садовник":)
Кадэа сасоу
Хана ёри мо нао
Варэ ва мата
Хару о нагори о
Икани то ка сэн
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все ж — почему?
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 17:55 Заявить о нарушении
---------------------------------------------------------
Я сегодня 4 часа вела вечер при переполненном зале без микрофона, с больным горлом и севшими связками... Думала, что не смогу...но чувство долга пересилило... :)
Наиля Ахунова 26.01.2013 22:57 Заявить о нарушении
Так многих взволновавшая рецензия-голос удалена автором.
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 23:03 Заявить о нарушении
Курума-сан, Вы опять транслитерацию с очепятками выложили. Первое слово явно "кадзэ" - "ветер". В последней строке не хватает слога. Что-то не нашла, но тут, возможно, и устаревшие несловарные формы... Да, интересный глагол использован для ветра - приглашать, заходить за кем-то и даже завлекать, соблазнять... А откуда текст? Иероглифов там нет случайно? Тогда можно было бы с помощью ЯРКСИ перевести, там есть кое-какие устаревшие знаки...
Лейте Совушка 26.01.2013 23:34 Заявить о нарушении
как было так скопировал. Иероглифов нет.
Сад Рёандзи Конкурсы 26.01.2013 23:47 Заявить о нарушении
Чувствую свою вину - за эмоциональный выплеск, теперь хоть харакири делай...
Татьяна Фаустова 2 28.01.2013 08:50 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2013/01/27/12567
Сад Рёандзи Конкурсы 28.01.2013 11:59 Заявить о нарушении