Рецензии на произведение «Вы хочете споров Гл. 4. В. Пропп о сказ. архетипах»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Замечательно!
Спасибо!
Краснов Аа 23.07.2017 10:31 Заявить о нарушении
Прежде всего огромное спасибо. Действительно прочитать успеваешь не все и главное не всегда знаешь, что и где следует искать. Это вечная проблема самоучек к которым я к сожалению отношусь. Выше изложенное приятно перекликается с лекциями Агранович. И здесь мне бы хотелось очертить некие границы тех подходов которыми мы располагаем. Выделить те концепты которыми оперировал человек и исходя из них обнаружить истоки современной культуры очень перспективный и увлекательный процесс. Трудность здесь заключается в том, что очень сложно я бы даже сказал невозможно в процессе реконструкции внутреннего мира древнего человека отделить категории которыми он располагал от последующих, которыми он располагать не мог. Не просто многое, а почти все что нам кажется очевидным для него таковым не являлось. И здесь основным помощником может оказаться подход со стороны самой природы Ритуализирование данности окружающего мира и игра в реальность через ритуал с использованием самых прямых аналогий.. я думаю этот подход поможет нам их понять. Возникает ощущение близкое к прямому, непосредственному (а не логическому) пониманию некоторых моментов их мира. Например, почему смерть как небытие не очевидна, а как раз очевидно обратное, почему смерть делит мир на две части, а древо на три или почему личность не такая уж однозначная и даже обязательная вещь.
Сергей Бобырев 01.10.2015 12:49 Заявить о нарушении
(об архетипах как таковых).
Мне думается, разница между древним человеком и современным (в смысле их восприятия и шире - сознания) в том, что первый находился в непрерывном поиске смыслов и ему жизненно необходимо было делать открытия, поэтому восприятие его было незашоренным и, следовательно, творческим, как у очень маленьких детей (до 4-х лет). Косность ему не грозила.)
А современный человек зомбирован накопившимися стереотипами, которые работают в качестве симулякров мышления. Его сознание существует как бы в системе готового фастфуда. Оно заведомо косно, ничего не готовится самостоятельно, не творится, все дорожки проторены и вытоптаны до состояния полной лысости. А если что-то изобретается, то сугубо рационально-технологическое (по этому же пути идёт и современное искусство).
Вообще до-словесное мышление - это самая интересная вещь для меня.
Мышление на стадии свободного звука, не загнанного в смирительные рубахи слов - таинственная и влекущая вещь! Интересно, что творилось тогда с воображением?)
В предыдущей главе я делала попытку найти аналогию между сознанием древнего человека и поэзией.
Вот выдержка оттуда:
/"Можно сказать, что поэзия - это ПОПЫТКА ДЕЗАВУИРОВАТЬ АБСУРД, СБИТОСТЬ СМЫСЛОВ.
Ум слагает полномочия, когда подходит к чему-то ПЕРВИЧНОМУ, находящемуся в "нулевой ситуации", т.к. в знаках воспроизведения невозможно описать нечто непознанное, НЕИЗВЕСТНОЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ.
ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МИРА - ЭТО И ЕСТЬ НУЛЕВАЯ СИТУАЦИЯ.
Абсурд - это изнанка смысла, смысловой сбой, провал смысла. Это некое ЗАВИСАНИЕ.
Абсурд ПРЕДШЕСТВУЕТ смыслу, приемля риск двинуться в неизвестном направлении, в бессмыслицу - в надежде, что смысл появится ПОТОМ, когда прорвёшься сквозь бессмыслицу, преодолеешь её.
Мысль - это некая превозмогающая его инстанция.
Абсурд имеет чувственное расширение, чувственное по отношению к возможности осмысления.
Как писал Л.Леви-Брюль, текст можно наделить смыслом в СПОНТАННОМ ПОТОКЕ РАСФОКУСИРОВАННОГО ВООБРАЖЕНИЯ, В ПОТОКЕ ГРЁЗ, странных ФАНТАЗМОВ." /
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мне кажется, Ваше стихотворение о саде ледяных слов - в каком-то смысле об этом же...
Лёд - тоже неустойчиво-нестабилен на пограничной нулевой точке, на точке перехода из одного состояния в другое. Тоже нейтральная полоса, граница смерти и жизни, готовность к изменениям, начальная точка отсчёта.
А огромное спасибо - не Вы мне, а я Вам должна сказать! За то, что читаете, и за такие ценные для меня отклики.
Вы умный человек, с Вами удовольствие общаться.
Стихира такими вот встречами не балует, могу по опыту сказать.(: )
Благодарю и кланяюсь, Сергей!
Забирова Ольга 04.10.2015 10:26 Заявить о нарушении
Сергей Бобырев 25.11.2015 23:50 Заявить о нарушении
Сергей Бобырев 26.11.2015 01:00 Заявить о нарушении
Под до-речью я понимаю до-структурированную речь, т.е. самый её архаический слой: собственно звук.
Любое слово современной речи имеет три смысловых уровня: 1) понятийное ядро, 2) качественно-признаковый ореол (т.е., иначе говоря, образный ореол) и 3) фоносемантический ореол. Вот этот третий, на мой взгляд, и есть самый глубинный семантический уровень, пра-смысл.
Обо всём об этом можно посмотреть у Осгуда или у Журавлёва ("Звук и смысл").
Но и морфология, и синтаксис тоже подвергаются расфокусировке и переосмыслению в процессе творческого переструктурирования.
Ольга Забирова 07.12.2016 18:02 Заявить о нарушении
В копилку порталов я бы подбросил такие распространённые варианты:
Перекрёсток - тоже портал, обильно встречающийся в сказках. И новейшая версия вечной истории - фильм "Перекрёсток".
Очаг или печь - тоже из сказок. Особенно запоминается с детства печь из сказки "Гуси-лебеди". И, может быть, из той же оперы пример: Санта-Клаус приходит дарить подарки через каминную трубу.
Автомобиль. Дон Хуан у Кастанеды ставит знак равенства между пещерой и машиной: для правильного входа необходим несложный магический ритуал. То есть движущееся средство здесь тождественно пещере. У Шванкмайера в "Лунатизме" начало мытарств главного героя связано с каретой маркиза.
Книга. Любая священная книга сама по себе является порталом в мир метафизических сущностей. И ещё древние и средневековые представления о книге как магическом артефакте. Из более современных трактовок можно вспомнить Гарри Поттера с дневником Тома Реддла или записи принца-полукровки на полях учебника по зельеварению.
Upd.: У того же Шванкмайера в "Алисе" ("Сне Алёнки") роль портала выполняет ящик письменного стола.
Максим Крутиков 14.02.2014 12:56 Заявить о нарушении
Про автомобильную метафизику - "Серый автомобиль" Грина, породивший гениального кинематографического "Господина оформителя"!!
Вот: http://www.stihi.ru/2010/06/13/6096
Вот ещё про авто, из более-менее новых: http://www.stihi.ru/2013/06/17/7253
это уже не реминисценция.
Забирова Ольга 14.02.2014 19:42 Заявить о нарушении
Забирова Ольга 14.02.2014 19:44 Заявить о нарушении
Максим Крутиков 14.02.2014 19:50 Заявить о нарушении
Вот про метро: http://www.stihi.ru/2008/06/22/2950
http://www.stihi.ru/2008/06/12/122
http://www.stihi.ru/2008/12/19/2599
Все - из цикла "ВВЕДЕНИЕ В АИД" (про метро)
Забирова Ольга 14.02.2014 20:19 Заявить о нарушении
Ага-ага!!! Читали-с Владимира Яковлевича, спасибо, что в памяти освежили, не поленившись повторить и снабдить современными примерами!
Анна Лаский 26.04.2012 22:06 Заявить о нарушении
Очень понравилось, Ольга! Спасибо за ликбез.
Татуированная бабочка
Ольга Федорук 15.04.2012 23:04 Заявить о нарушении
Ну, прочитал, честно скажу, с удовольствием.
Такой вопрос по ходу дела возник: а ушей более,чем одного архетипа у персонажа торчать может?
Андрей Борисович Журавлёв 10.04.2012 18:23 Заявить о нарушении
Опасаюся за безопасность ушов. )
Ольга Забирова 10.04.2012 20:07 Заявить о нарушении
На архетип явно не потяну, а на какойньть простецкий персонаж - пожалуй... )))
Вот думаю: могут ли из-под шляпы нашей, своей в доску старухи Шапокляк торчать абднавременно уши старухи Изергиль, Бабы Яги, старухи процентщицы - и скрытые чепцами уши Пиковой дамы и старушенции, сгубившей Герасимовскую Муму?
Ваапрос, аднака... )
Ольга Забирова 11.04.2012 00:46 Заявить о нарушении
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 01:21 Заявить о нарушении
Ольга Забирова 11.04.2012 01:34 Заявить о нарушении
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 01:58 Заявить о нарушении
Мать-земля/погубительница;
живая/мёртвая вода и т.п.
Ольга Забирова 11.04.2012 02:04 Заявить о нарушении
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 02:08 Заявить о нарушении
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 02:29 Заявить о нарушении
Про единство и борьбу противоположностей слышали?
Оппозиции совершенно не обязаны существовать в строгом отрыве друг от друга - они диалектически перемешаны в любом рассматриваемом объекте. Добро и зло по отдельности только в сказках существуют, а в действительности в дистилированном виде они не встречаются.
Структурный анализ на то и анализ, что он расчленяет, разделяет и разводит по углам то, что перемешано - допустим, в каком-то одном (!) образе.
Конечно, он, этот образ, не чисто-белый, как Одетта, и не радикально-чёрный, как Одиллия. Это ведь лишь СИМВОЛЫ, не более.
Но в любом образе важно считывать ДОМИНАНТУ. И она всегда есть. Это ЯДРО образа, и его нужно уметь разглядеть, докопаться до этого ядрышка. Хотя бы этот образ был, как луковица, "в сто шуб одет".
А шубы - возможно, что и чужие; хотя не обязательно ))
Я смогла Вам объяснить?
Ольга Забирова 11.04.2012 02:49 Заявить о нарушении
Ядро...а если оно, ядро, глубже того, что непосредственно наблюдается?
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 03:13 Заявить о нарушении
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 03:22 Заявить о нарушении
А тему про амбивалентность могу дополнить таким примером:
Манлельштам всю жизнь боялся чёрно-жёлтой столицы империи, как и чёрно-жёлтого черносотенного стяга (цвета осЫ). В его стихах желток с дёгтем, как и архетипический огонь - образы амбивалентные: то это "радость Иудеи", то цвет агрессивной монархии.
Но это нюанс... А возьмите вы такой глобальный образ, как РЕВОЛЮЦИЯ. Трудно найти что-либо более амбивалентное.
В этом смысле все образы романа Ю.Олеши "Три толстяка" - и Тибул, и Просперо, и даже доктор Гаспар Арнери - именно архетипы, и именно АМБИВАЛЕНТНЫЕ.
Ольга Забирова 11.04.2012 15:41 Заявить о нарушении
Есть более цельные архетипы (как, напр., Долли у Толстого в "Анне К.", или Элен в "В. и мире"), а есть менее - напр., Анна Каренина. Вроде бы она и роковая, и отчасти демоническая, но всё же на Лилит не тянет...
Что уж говорить о булгаковской Маргарите! Она прямо сложена из диаметральных ипостасей.
Давайте пока закончим на этом.
Всего Вам доброго!
Ольга Забирова 11.04.2012 15:54 Заявить о нарушении
Спасибо за пищу.)
Андрей Борисович Журавлёв 11.04.2012 16:44 Заявить о нарушении
Ну вот я сюда и добрался, Ольга :) Тоже читал Проппа запоем. Штука интереснейшая.
Почему инициация связана с миром мертвых? Вероятно, это отражает стадии развития ритуала и мифа. Сначала появились похоронные ритуалы, а уже после инициастические. Ну, мне так кажется.
Кстати, профессор Пименова рассказывала нам, что на русском севере прах покойных хоронили в деревянных урнах на столбиках - для защиты от мышей и других животных. "Избушка на курьих ножках".
Девальвация 01.04.2012 09:43 Заявить о нарушении
Любое проявление этноцентричности меня настораживает как сигнал, который почти со стопроцентной вероятностью свидетельствует об опаснейшем диагнозе.
А Лотмана ты читал, семиотику пространства?
Вот таллинская семиотическая школа - действительно таперича заграница, уже кроме шуток... Скоро мона будет к "немцам" приравнять... )
Кстати: намедни с удивлением обнаружила, что продюсер турецкого сериала "Великолепный век" (о султане Сулеймане, жившем в 16 в.) - какой-то ТИМУР САВДЖИ. Признавайся: это, часом, не ты?? )
Про "избушку с прахом" - весьма интересно, спасибо тебе.
Забирова Ольга 01.04.2012 23:44 Заявить о нарушении
И до Турции пока не добрался :) Всё впереди. Сериал такой знаю, но почему, спрашивается, они снова взяли эпоху Сулеймана и Роксоланы? Других интересных эпох там не было?
Девальвация 02.04.2012 05:23 Заявить о нарушении
Как в фильме "Доживём до понедельника": "После Петра Первого России не везло на царей..."
Всё больше убеждаюсь, до какой степени Россия сродни Турции... Воинские шлемы - один к одному, пристрастия к демонстративному внешнему шику - один к одному, "мужчина говорит - ты молчи" - один к одному, СОВРЕМЕННЫЙ массовый вкус - один к одному... Погорячее, поярче, попышнее, "покрасивше", цвета - чтоб не в бровь, а в глаз; целующиеся голубки, эта любовь к "богачеству", бьющему в глаза... И какая бездна до, скажем, массового норвежского эстетического вкуса... )))))
Поневоле вспомнишь приговорку обломовского дядюшки из гончаровского романа: "Ах ты, провинция!.. Азия!.." )
Забирова Ольга 02.04.2012 11:34 Заявить о нарушении
изымите из "современных версификаций" (с) фильм Бертона - это экранизация Ирвинга, предмету которой 200 лет в обед) дивно свежо предание))
GH
Эйдан Грэм 21.03.2012 23:44 Заявить о нарушении
Вроде бы 200 лет назад кинематографа ещё не существовало... Или я заспала, ненароком?
Ольга Забирова 22.03.2012 10:23 Заявить о нарушении
однако же я рассмотрел предмет разногласия, любезная дама, и нашёл, что, ежели б вы указали источник экранизации, синонимичность данной лексемы и "современной версификации" туго-туго, но могла б и прокатить. а так она в дупле застряла))
GH
Эйдан Грэм 22.03.2012 21:29 Заявить о нарушении
Ольга Забирова 22.03.2012 21:41 Заявить о нарушении