Рецензии на произведение «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип»

Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Спасибо за статьи! Читаю с интересом.
Меня волнует давно вопрос - новые аватары старых архетипов. Есть ли им место в поэзии и как их всплести?
Да, есть например образ мудреца - Сократа или Мерлина. Напиши с ними стихи не о Греции и не об Артур и читатель сразу считает образ.
А есть этот же архетип в образе гендельфа. Гораздо более популярный и близкий современнику. Но вставить этот образ в стихи, как образ Сократа - не получается. Сразу отдаёт какой то иронией.
Да, есть очень удачный пример Игоря Бирюкова, который разбирает в своих стихах архетипы в новых аватарах. Но он именно посвещает свои стихи этим архитипам, а не использует их в контексте произведения на отдалённую тему.
Как вы думаете, что мешает новым обличиям архитипов войти в поэзию без ироничности? Или ничего не мешает, и это моё обманчивое мнение?

Владислав Чернилевский   27.12.2020 20:37     Заявить о нарушении
Сразу возражение: Сократ и Мерлин нерядоположны по целому ряду позиций.
Во-первых, Мерлин — не просто "мудрец", а Волшебник, чароплёт, имеющий средства воздействовать на сильных мира сего эффективно и беспроигрышно.
Он НАД всеми, его власть делает его неуязвимым и безгранично сильным.
Во-вторых, Сократ реальная историческая фигура, а Мерлин, опять-таки, мифологема.
Поэтому смешивать их в один архетип по меньшей мере некорректно.

Теперь отвечу по существу Вашего, Владислав, вопроса об архетипическом стержне и художественных интерпретациях архетипа, а также о причинах неизбежной ироничности восприятия.
Откуда она проистекает?
Во-первых, это обусловлено постмодернизмом, в парадигме которого нам приходится вариться, поскольку мы живём в соответствующей эпохе, это объективная реальность ("времена не выбирают, в них живут и умирают").
Во-вторых, если брать конкретно Гэндальфа и иже с ним (т.е. образы этого порядка), то это образы из СКАЗОК, т.е. литературы адаптированной для ДЕТЕЙ (или подростков, не суть важно).
И, естественно, взрослый читатель неизбежно будет встречать упоминание имён (или само описание, воспроизведение) таких персонажей как Гэндальф, Гингема, Железный Дровосек и пр. со снисходительной улыбкой.
Для него это встреча с детством, которое он, как ему представляется, "перерос".

Ведь архетип имеет множество ипостасей своего "воплощения", он как голограмма — сверкает множеством граней.
Ну а уж с таким архетипом как "мудрец" вообще всё обстоит сложно, ведь у него есть очень разные, "неузнаваемые", "закодированные" грани, он частенько "работает под прикрытием", рядясь в одежды своей противоположности: наивности, с которой на самом деле составляет неизбежную оксюморонную (или амбивалентную) связь, особенно в нашей русской ментальности (но и не только): архетип Шута (в западноевропейской культуре) или Скомороха (в нашей), или составляющий нашу национальную идентичность незлобивый Иванушка-дурачок (в литературной интерпретации — Идиот [князь Лев Мышкин; уже ирония, оксюморон в самом имени], который на самом деле оказывается наиболее мудрым и побеждающим (в сказках) всех номинальных "умников" и "мудрецов".

Мне думается, в любом АРХЕТИПЕ на стадии его реализации (т.е. подлаживании, трансформации под современную историческую реальность) или, скажем так, "на выходе" — в той или иной степени заложена ирония (неизбежно связанная с "переодеванием").
Ну а эпоха постмодернизма стократно гиперболизирует эту "мистификаторскую" (кодирующую) составляющую, атомизируя любой архетип, разоблачая его сакральность и как бы крича: "А король-то голый!"
Таковы неизбежные издержки восприятия, связанные с данной эпохой, её скепсисом по отношению ко всему и вся.

Вы пишете (о Гэндальфе): "Но вставить этот образ в стихи... не получается. Сразу отдаёт какой то иронией."
Но, Владислав, искусство поэзии штука тонкая, в нём нельзя действовать в лоб, напрямую.
Любой художественный текст подразумевает многоуровневую закодированность. И восприятие текста будет соответствовать тому, насколько органично вплетён тот или иной образ в художественную текстуру, и в стилистическом, и в семантическом плане.

С уважением —

Ваша О.З.

Забирова Ольга   28.12.2020 14:45   Заявить о нарушении
Спасибо за развернутый отзыв!
Про постмодернизм предполагал, а об иронии сказочных архетипов даже не задумывался.
Серьезным стихам - взрослые архетипы?)

Владислав Чернилевский   28.12.2020 17:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Спасибо. Архетипы, штука весьма интересная. Полностью согласен с тем, что архетипы имеют значительно большую размерность, нежели стереотипы....
С уважением, Александр.

Краснов Аа   23.07.2017 10:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

О, а ведь и у меня в одном давнем рассказе откровенно выводятся именно эти архетипы - Евы и Лилит...

http://www.proza.ru/2008/10/03/392

Даниэль Посадски   23.03.2020 09:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

А что' если Лилит и Ева - это стадии развития личности?)

Максим Крутиков   14.02.2014 10:54     Заявить о нарушении
Максимушка, мой урок соционики, видимо, не дал результатов...(:

Не может Снусмумрик развиться в Ондатра.
В Муми-папу он разовьётся.

Орлица-хищница не может развиться в курицу.

А если такое, не дай бог, случится - то это уже мутация, вследствие радиактивной заражённости местности.

Забирова Ольга   14.02.2014 19:36   Заявить о нарушении
Ну это ж я шучу)
А всё же не являются ли эти две дамы проявлениями личности наподобие доктора Джекила и мистера Хайда?

Максим Крутиков   14.02.2014 19:39   Заявить о нарушении
Джекил и Хайд несоединимы: один (менее рефлексивный и более агрессивный, более беззастенчивый) неизбежно пожрёт другого и останется в гордом одиночестве.

Гордому буревестниуц пИнгвин не нужен.)

Забирова Ольга   14.02.2014 19:52   Заявить о нарушении
очп: буревестнику)

Забирова Ольга   14.02.2014 19:55   Заявить о нарушении
буревестнице Лилит)

Максим Крутиков   14.02.2014 19:56   Заявить о нарушении
Лилит - это не только архетип, но и символ: символ Зла.
В древнекитайском символе «Инь-Ян» обозначено зёрнышко зла в добре и наоборот...
Но если пойдёт неконтролируемый рост, то произойдёт перерождение, нечто превратится в свою противоположность.
Возможно, старуха из "Золотой рыбки" Пушкина в юности была мила и очаровательна...
А вот леди Сотофа из "Лабиринтов Ехо" перестала быть вертушкой, а превратилась в мудрую колдунью, - но опять-таки не в Еву (доброй домовитой хозяюшкой, пекущей пироги, она так и не стала!)... Хотя и в юности она не тянула на носительницу Зла, даже с натяжкой...

А вот если взять ведьму Арину из "Ночного Дозора" Лукьяненко и Васильева - то там превращение было из Чёрного - в Белое... Но как радикально чёрного там изначально не наблюдалось, так и позже белый-то не особенно просматривался...

Саруман у Толкиена поменял белый цвет на чёрный...
Зло всё-таки активнее и прожорливее.

Забирова Ольга   14.02.2014 20:07   Заявить о нарушении
Саруман поменял белый на радужный, а это может означать то, что зло не только активнее, но и разнообразнее. И удивительно стабильным становятся серый и коричневый цвета Гэндальфа и Радагаста: добро неприметно и обыденно, но оно же на поверку оказывается постояннее зла.

Максим Крутиков   16.02.2014 10:43   Заявить о нарушении
Гэндэльф поменял серый на белый!

Забирова Ольга   17.02.2014 05:26   Заявить о нарушении
Ну это ж за заслуги) Радужным он не станет

Максим Крутиков   17.02.2014 14:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Шикарнейшая статья, Ольга!!! Восхищена вашей эрудицией и изящным лингвистическим почерком! Очень познавательно, емко и информационно насыщено!Редкая жемчужина в нашем стихирском море может гордиться уровнем перламутра таких статей! А промежуточные архетипы есть?Ведь бинарные оппозиции это концевые части всей гаммы образов. И каста жриц - это всегда Лилит?Хотя вы делите и Лилит на зимние и летние типажи, как я поняла. А если и Ев так поделить. Еще бы так мужские архетипы разложить, хотя бы в бинарных оппозициях. С уважением и пожеланием вам всего наилучшего!!!

Алена Ватеса Смирнова   30.09.2012 09:31     Заявить о нарушении
Да конечно же, Лена, художественные архетипы могут существовать и сами по себе - вне всяких пар, "самостоятельно".

Наверное, я просто неясно, путано пишу. Я просто излагала основы семиотического подхода к любому тексту: там действительно всё основано на бинарных оппозициях, и при этом на архетипах.

Но дело в том, что человеческая логика вообще, как таковая, вся построена на принципе бинарной оппозиции: большой/маленький, хорошо/плохо, чёрный/белый, море/суша, мужчина/женщина, война/мир, день/ночь, земля/небо, плюс/минус и т.д.
Мы мыслим в парадигме БИНАРНОЙ ЛОГИКИ.

По-другому человек, землянин мыслить не умеет.
Инопланетянам или каким-нибудь эльфам, возможно, известны другие системы мышления, а нам - нет. ))

Ну а поскольку лично у меня с логикой вообщЕ туго - то и излагаю я всё, видимо, по-дурацки: недостаточно чётко. ((((((
Хотя и очень к этой самой чёткости стремлюсь... но, видимо, пока безуспешно... или максимум с переменным успехом (в лучшем случае)
:)))

С благодарностью за отзыв и ответными пожеланиями -

Забирова Ольга   30.09.2012 17:50   Заявить о нарушении
У вас самая отличная логика! И пишите вы интересно и очень познавательно!

Алена Ватеса Смирнова   30.09.2012 17:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Лена! )) Это окрыляет! )))

Забирова Ольга   30.09.2012 18:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Оченно познавательно и душевно написато!!! Огромадная спасиба аффтору за ея труды в деле сеяния "разумнаго, добраго, вечнаго"!

Анна Лаский   26.04.2012 22:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Интересная статья, очень интересная. Это как раз то, что мне нужно, так как я испытываю затруднения именно в восприятии образов в 3Д пространстве. Да и свои стихи я теперь увидела в новом ракурсе.

Оля, в тексте, по- моему, есть небольшая опечатка. "С самого начала просмотра фильма меня не покидало ощущение фальсификации: Пим-подросток - сущий ангел: улыбчивая, ласковая, наивная и открытая, от неё буквально исходит свет...
Пим-взрослая - сдержанная, суровая, недоверчивая, с недобрыми холодными глазами..."

По моему, Плой- взрослая...

Спасибо за радость общения и новых открытий! Обнимаю с любовью!)))))))))

Галина Ливенцева   21.03.2012 09:48     Заявить о нарушении
Галь, дык я ж и пишу: "ощущение ФАЛЬСИФИКАЦИИ". Она-то конешно Плой, на самом деле. Но косит-то под Пим! Вот и возникает чувство несостыковки: Пим-ребёнок - доброжелательный ангел, солнышко, с постоянной мягкой улыбкой; а Пим взрослая (псевдо-Пим на самом деле) - сухая, вечно нахмуренная, закрытая...
:))

Я рада, Галь, что моя статья Вам пригодилась )) Всегда приятно оказаться кому-то небесполезной )))
С благодарностью за отзыв -

Ольга Забирова   21.03.2012 10:32   Заявить о нарушении
А Плой недоброй была не токмо во взрослом возрасте, но и в детстве.
:)

Ольга Забирова   21.03.2012 10:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

К счастью чистые архетипы встречаются только в искусстве.
В жизни инфернальное и ангельское уникально редко, так же
как и деление на чёрное и белое. Издержки гиперболизации...,
для большей ясности представления и восприятия показываемого.

С неизменным удовольствием читаю написанное тобой.)

Игорь.

Игорь Писареков   14.03.2012 11:02     Заявить о нарушении
Игоряша, привет!! )) Я типа вернулась )))
Можешь читать дальше - выложена новая, 4-ая глава эссе: об архетипах волшебной сказки.

Спасибо, что навещал мою страницу, и за отзывы! )
С наилучшими пожеланиями -
Оля.

Ольга Забирова   20.03.2012 01:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вы хочете споров - их есть у меня. Гл. 3. Архетип» (Ольга Забирова)

Очень хорошо разжевано, Ольга!. А дальше, наверно, будет сказано о мифах - сюжетных отношениях между архетипами? Впрочем, отставим всякие предположения. С нетерпением жду продолжения эссе :)

Девальвация   11.03.2012 09:19     Заявить о нарушении
Не существует "вечных сюжетов", но есть "вечные фабулы" - они тоже архетипичны. )
Следующая глава, по-видимому будет о Проппе, т.е. будет посвящена архетипам сказки - её "сюжетным узлам". Так что ты почти угадал, Тимыч, - в интуиции тебе не откажешь... )) сказка и миф - близнецы-братья. )))
Постараюсь заставить себя преодолеть лень, хоть это будет нелегко ))))))

Спасибо тебе! ))

Ольга Забирова   11.03.2012 13:41   Заявить о нарушении