Рецензии на произведение «Облака, поставленные вертикально...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В одном Ряду с Иосифом. (горы есть форма поверхности, поставленной на попа... "Назиданиие")Браво!!!
Ирина Ивановна Афанасьева 15.05.2017 08:21 Заявить о нарушении
Странно, но, прочитав утром этот стих, полдня думал о том, что низкие облака туманны и несут влагу мелкую и ничем не кончается их присутствие. Те облака, что чуть повыше, сеют мелкие дожди нудные и никуда не торопятся, обычно. Самые энергичные - те, что рядом с тучами. Град и ливни их призвание. Но есть ещё самые загадочные - перьевые облака, что двигаются вопреки всем и никогда не обронят даже слезинки. Только есть ли во всём этом смысл или нет - не ясно. Скорее всего просто так судьба сложилась.
Вот за эти мысли спасибо Вам, Майкл.
Сашка Михайлов 29.09.2011 20:56 Заявить о нарушении
Это кучевые, обычно высокие облака, они стоят почти неподвижно, на расстоянии друг от друга, подчеркивая этим свою отдельность. Так вот - вертикально - они и плывут. Я живу последние 25 лет среди полей и неба и досконально изучил все эти нюансы. А смысл в облаках тот, какой в них вложит сторонний наблюдатель.
Благодарю за отзыв,
Майкл Ефимов 29.09.2011 21:17 Заявить о нарушении
Сашка Михайлов 29.09.2011 21:32 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 29.09.2011 21:44 Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Сашка Михайлов 29.09.2011 22:22 Заявить о нарушении
Не расставаться с высоким смыслом:
Плыть над полями в хитоне белом
В гипербореи - отныне и присно.
Евгений Шевчук 09.11.2011 18:26 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Майкл!
Видимо, всё-таки именно мне суждено стать Вашим тысячным рецензентом. Я, знаете ли, ждал, ждал, полагая, что цифры на счётчике заинтересуют кого-нибудь, склонного к хилиазму или к милленаризму, да так и не дождался. Дело ещё и в том, что моё отношение к этому стихотворению до конца так и не сформировалось, ибо я, говоря честно, с ним окончательно для себя так и не определился, причём раз за разом меня всё чаще посещали мысли на сей счёт, буквально прямо противоположные друг другу. Это примерно как с некоторыми собственными стихами, когда после очередного прочтения видишь его настолько по-другому, что от предыдущего взгляда вообще ничего не остаётся. В случае со стихами я благополучно решил эту проблему с помощью сайта стихи.ру, куда и попал, собственно, как раз именно по этой причине — ведь после публикации стишок уже, по моей давней традиции, для правки закрыт. Наверное, так будет и сейчас, а значит, эта моя рецензия в какой-то мере и призвана помочь мне определиться с отношением к произведению.
Стихотворение это точно «звучащее», из чего вполне можно заключить, что автор придавал этой стороне дела немаловажное значение. Однако звуковой диапазон здесь очень и очень велик, что порождает — в зависимости от настроения прочтения, от времени суток или от тяги в данный момент к поэзии как таковой — совершенно разный эффект. То мне кажется, что оно звенит словно какой-то гармонично-нешуточный струнный инструмент, то некоторые из звуков, цепляясь за ускользающий смысл, почти обескураживают, то оно видится тихим и спокойным, а вчера, представляете, на каком-нибудь десятом или двенадцатом прочтении я просто ничего там так и не смог уловить, хотя доселе неизменно улавливал. «Вот, - сказал я себе тогда, - допрыгался! То ли ещё будет, если своевременно не будешь оформлять свои мысли надлежащим образом». Так-то и дозрела моя робкая мысль написать рецензию.
Первая строфа, что для Вас редкость, начинается с восклицания, которое есть не что иное, но апелляция:
Облака, поставленные вертикально!
Словно ушедших атлантов выдохи.
Негоцианты лазурных далей,
К вам обращаюсь, но вы глухи.
Всё, что последует дальше, будет обращено именно к облакам. Но все эти наблюдения, хотя им одним и адресованы, но с них же, собственно, и почерпнуты. По сути, Майкл, Вы как бы отдаёте им здесь то, что у них же и забираете. Сравнение с выдохами атлантом — это очень хороший ход, негоцианты же меня отчего-то здесь всегда заставали врасплох. Так до конца и не понял, какой же смысл следует извлекать из данной метафоры. Насколько я знаю языки, у слова «негоциант» только одно значение, идущий от латинского «negotians», что означает торговец (крупный, мелкий - не важно). Конечно, можно встряхнуть пару раз фантазию и, возведя торговлю в ранг международной, наделить этот термин очертаниями не просто торговца, купца, но купца заморского, а значит, тут же появляется ниточка, дёрнув за которую можно сконструировать в конце концов и купца-странника, чтобы затем убрать ради странника уже и купца... Однако даже для меня такой ход мысли представлялся чересчур усложнённым. Одним словом, значение "негоциантов" я так и не прочувствовал. Так чем же заканчивается первая строфа? Немаловажным открытием, что те, кому выпала играть здесь роль адресата, глухи. Что ж, возможно, именно тогда, когда удостоверяешься в глухоте собеседника, разговор и получается самым откровенным, - это ни в коем случае нельзя забывать. Дальше идёт очень органичный прыжок к второй строфе:
Но вы глухи: тем, чья жизнь - в полете,
Неразличим сей податель звука,
Освобожденье души от плоти -
Вот ваша суть и судьба, и мука!
Напомню, любой стишок — это всегда фантазия, в данном случае это справедливо вдвойне. Начало строфы уточняет характер уже обозначенной глухоты, вводя в качестве её причины неразличимость подателя звука. Грубо говоря, именно в этой точке подчёркивается разница между ними (облаками) и тем, кто апеллирует. А дальше, в третьей и четвёртой строках, поясняется суть этой самой разницы. Освобожденье души от плоти — вот вокруг чего, как выясняется, постоянно кружится их предназначение. Этот-то оборот в дальнейшем и будет выполнять роль для поиска аналогий со стороны «подателя звука». Такая аналогия — и мы увидим это в последним строках — в конце концов будет найдена, но меня, признаться, здесь интересует именно сам процесс поиска. Вот третья строфа:
Вот ваша суть - изменяясь телом,
Не расставаться с высоким смыслом:
Плыть над полями в хитоне белом
В гипербореи - отныне и присно.
Первые две строчки здесь развивают мысль предыдущей строфы. Здесь, с моей точки зрения, и есть вершина стишка, которая совпадает с лирической точкой экстремума. Кстати, двоеточие в конце второй строки лично я бы заменил на запятую, так как роль продолжения третьей и четвёртой строкам много более к лицу, чем роль пояснения. Но это такие мелочи, что даже говорить об этом совестно. Как бы ни журил Вас известный нам критик-диагност за «хитон» и за «гипербореев», я нахожу эти слова здесь прекрасно вписывающимися в общий тон. А вот «отныне» всё время хочется заменить на «ныне», ибо в первом случае совершенно необоснованно отсекается прошлое (ведь «отныне» означает впредь, то есть начиная с настоящего времени), которое уж для облаков-то точно является неотъемлемой частью временнОй трилогии. Полагаю, Майкл, что в этом месте Вы сами почувствовали готовность для перехода. Причём этот переход, как мне показалось, просился к осуществлению здесь именно в формате аналогии. Поэтически здесь было бы большим легкомыслием пускаться в авантюру, напоминающую или дерзкое приключение, или чисто интеллектуальную биржевую спекуляцию. Но переход к чему? Ну разумеется, к чему-то бесконечному, поскольку мнимая бесконечность облаков явно была только наводящей мыслью. И на помощь приходит финальный катрен:
Как причаститься от вашей влаги? -
Мечется, тает голос мой слабый
И опускается: по бумаге
Грядами движутся строф силлабы.
Переход к бесконечности осуществляется через соприкосновение с бессмертным духом «подателя звука». И всё встаёт на свои места. Скорее всего, вопрос первой строки и будет являться тут переходным. Это - вопрос-мостик. Сущность облаков к данному моменту раскрыта полностью, теперь требуется увязать её с самим вопрошающим, с апеллирующим, с «подателем звука». Завершается же всё именно открытием, будто в чём-то — и это что-то незримо в любую секунду присутствует в стихотворении — податель звука тоже сродни облакам. Прочитав последнюю строфу, лично мне сразу хотелось вернуться и приложить все эпитеты, адресованные облакам, на самого говорящего, на его сдержанный образ со слабым голосом в среде сплошной безответности. Вот, пожалуй, и все мои комментарии, Майкл. Сейчас перечитал и сделал вывод, что коли так много было о чём сказать в рецензии, стало быть, и стишок определённо хорош. Один наш общий знакомый по этому сайту в сходной ситуации сказал бы: «Добре!». Однако у меня есть давнее мнение, что все эти «хорошо» и «плохо» не значат ровным счётом ничего, если они должным образом не поясняются. Ведь любые спекуляции с криком «получилось!» - прямая дорога к перманентному шарлатанству, а потом, как показывает практика, из среды упомянутого шарлатанства зачастую вырастают громкие имена, о которых потом ничего, кроме выражения общего восторга, никто сказать не может. По крайней мере, Майкл, я был честен с Вами и чёрное постарался назвать здесь чёрным, а белое — белым. Стишок, без сомнений, красивый, умный, возвышенный и даже грустный — грустный ровно настолько, насколько ему должно быть. В качестве автора Вы, полагаю, из него что-то да извлекли. А лично для меня он послужил поэтическим приглашением к рефлексии, которая в этот раз была особенно непростой. Суть этой рефлексии я и попытался здесь изложить. В очередной раз благодарю Вас за предоставленную возможность обо всём этом так запросто высказаться.
С уважением,
Максим Седунов 10.09.2011 00:26 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 09.09.2011 21:36 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 09.09.2011 21:58 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 09.09.2011 22:03 Заявить о нарушении
Дарю вам осеннее... , моя любимая певица...,
http://www.youtube.com/watch?v=s6ndU7GKpjI
http://www.youtube.com/watch?v=sT2BloTgw7k&feature=related
Аделина Грант 15.09.2011 09:57 Заявить о нарушении
http://video.mail.ru/mail/aja54/10947/11264.html
Мира вашей душе!
Аделина Грант 18.09.2011 06:44 Заявить о нарушении
А быть миру в душе еще рано, пожалуй )
Майкл Ефимов 18.09.2011 13:36 Заявить о нарушении
:)))
Аделина Грант 18.09.2011 22:02 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 18.09.2011 22:36 Заявить о нарушении
Я на своей странице организовала видио библиотеку, буду помещать только интересное. Заглядывайте.
Спасибо, успехов Вам!
С уважением,
Аделина.
Аделина Грант 20.09.2011 10:27 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 20.09.2011 10:37 Заявить о нарушении
Цветения и запахов деревне Вашей! Слава богу, что ещё есть места...
Мои поклоны.
Аделина Грант 20.09.2011 10:51 Заявить о нарушении
Побольше Вам приятных запахов!
Майкл Ефимов 20.09.2011 11:15 Заявить о нарушении
Подводные шикарные съёмки поместила, только откройте во весь экран.
Лучшего!
Аделина Грант 29.09.2011 04:49 Заявить о нарушении
ДОБРЕ, Майкл!
.../////
((*..*))
...((\\
Казахстан, Алматы… ☼
Евгений Глебов-Крылов 01.09.2011 16:29 Заявить о нарушении
Гипноз?
Не мог оторваться от чтения...
:)
Козлевич 31.08.2011 23:17 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 31.08.2011 23:28 Заявить о нарушении
...ого...! господи, Майкл, Вы такое можете!? Как из ручья напилась...
а то устала немного среди Ваших каменных ветров)... боюсь даже вслух это слово произнести, ну..., обозначающее мою реакцию...
Поклоны,
А.
)
Аделина Грант 31.08.2011 22:52 Заявить о нарушении
(поэма "Москва-Петушки")
С уважением,
Майкл Ефимов 31.08.2011 23:15 Заявить о нарушении
...а Вы гиперборею уподобили граалю?:О Это интересный ход, ведь здесь, на земле,из реального, выше Гипербореи, пожалуй ничего не было.
принимается! :))
Аделина Грант 31.08.2011 23:42 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 31.08.2011 23:52 Заявить о нарушении
Я не знала, что гиперборею употребляют в таком контексте, спасибо за разъяснение,... пробел почти)...
Аделина Грант 01.09.2011 00:17 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 01.09.2011 00:25 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 01.09.2011 00:33 Заявить о нарушении
Аделина Грант 01.09.2011 00:35 Заявить о нарушении
Обожаю Твои облака!
Эта высь - приземлённым пример.
Унеси нас, небес река,
от брюзжанья диегоривер!..
Обожаю Твои облака!
В эту высь перископы из Чужд
недреманных вопьются...
но тел
не изловят в пристанище душ.
Тает Голос...
Ах, как он пел,
утомясь от битья баклуш!..
Обожаю Твои облака!
Николай Чеботарёв 31.08.2011 22:24 Заявить о нарушении
Как срам без трусов, как дырявая лодка.
Но жалко его, как бездомную кошку,
Как воробья за замёрзшим окошком.
Нет… коли молод, ума наберётся,
Если рогами в забор не упрётся.
Образ забора надеюсь, понятен.
Там ведь за ним мир красив..., необъятен.
Зад весь в занозах, увечий набор,
Но из забора зажжёшь ты костёр.
И срама не бойтесь и дырявую лодку,
Но только не пейте палёную водку.
Фёдор Клюев 31.08.2011 22:55 Заявить о нарушении
--------------------------------------------
"Поэт без мозгов" всем мозгастым - пример!
А "срам без трусов" - Ваших виршей размер.
Займитесь-ка прозой, маэстро "поэт" -
Там, к счастью для Вас, "амфибрахиев" нет!
Николай Чеботарёв 07.09.2011 06:46 Заявить о нарушении
%)
Фёдор Клюев 07.09.2011 09:20 Заявить о нарушении
Николай Чеботарёв 07.09.2011 18:31 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 10.09.2011 15:59 Заявить о нарушении
А мне понравились. Только не поняла одно место : плыть в Гиперборею или плыть, чтобы стать гипербореем ( жителем Гипербореи)- "плыть... в гипербореи".
В остальном - красиво, музыкально, возвышает - это ли не призвание стихов? )
С уважением - Елена.
Елена Липаткина 31.08.2011 21:22 Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!
Майкл Ефимов 31.08.2011 21:49 Заявить о нарушении
Блестяще!
http://stihi.ru/2011/07/28/1545
Смирнов Александр Александрович 31.08.2011 21:18 Заявить о нарушении
НО... "силлабы". "негоцианты", "хитоны","гиперборей"... И "сей податель"?
Язык.Лексика. Отбор слов. Слух поэтический... Строчки не звучат. И плохо
читаются.
Александр Милях 31.08.2011 21:26 Заявить о нарушении
И незамыленность форм...
Смирнов Александр Александрович 31.08.2011 21:32 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 31.08.2011 21:47 Заявить о нарушении
Относительно Вашего направления на лечение: "не звучит", "не читается" - это все, знаете ли, такие двусмысленные выводы, которые в равной степени можно отнести и к изречению чего-либо, и к присвоению того же самого. Так что, поставить диагноз в данной ситуации - это еще полдела, поскольку затем еще следует определить, кому именно и к какому специалисту обращаться: то ли пишущему - к логопеду, то ли читающему - к отоларингологу.
Максим Седунов 01.09.2011 12:28 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 01.09.2011 13:04 Заявить о нарушении
Манерные стихи.
С ув.Ди
Диего Ривера 31.08.2011 21:00 Заявить о нарушении
Елена Липаткина 31.08.2011 21:23 Заявить о нарушении
С уважением,
М.Ефимов, врач-психиатр высшей категории, стаж работы 27 лет
Майкл Ефимов 31.08.2011 21:41 Заявить о нарушении
с ув. Ди
Диего Ривера 01.09.2011 03:11 Заявить о нарушении