Рецензии на произведение «Мистика -»

Рецензия на «Мистика -» (Александр Тагаев)

Однако! Заставило задуматься:
– Наблюдаемое свидетельство объективности существования отрицаемых разумом процессов?
– Не то.
– Открытие, без понимания сути открытого.
– Почти.
– Грань между безумием и одержимостью?
– Мимо.
– Сопричастность?
– Однако! Заставило задуматься:
...

Павел В.Новиков   13.02.2011 09:51     Заявить о нарушении
Почему то твои определения, повлияв на мои предыдущие, дали такой результат - "Феномен мелекулярного текста".

Александр Тагаев   03.05.2011 20:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мистика -» (Александр Тагаев)

В натуре.

Самарканд   23.12.2010 21:14     Заявить о нарушении
Мистина = мистика + истина

сама этимология предсказывает полное блюдо решений

Самарканд   27.12.2010 17:34   Заявить о нарушении
Мистика - инстинкт стиха

Александр Тагаев   27.12.2010 20:14   Заявить о нарушении
Сикстет тима - касим.

Самарканд   29.12.2010 21:15   Заявить о нарушении
Сенстенскт.

Александр Тагаев   27.01.2011 14:08   Заявить о нарушении
Спасибо.
В данном случае оно и не могло не получиться.

Александр Тагаев   24.12.2010 15:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мистика -» (Александр Тагаев)

Мгновение не имеет длины.
Процесс подразумевает некоторую длительность.
Так сколько же в мистике истины?

(не критики ради, а рассуждения для)

С уважением

Вейер   20.12.2010 22:25     Заявить о нарушении
То, что ты говоришь в скобках делает эту рецензию, на мой взгляд, одной из самых наилучших, что я получал за все время. Мне нравятся вопросы (или даже сам факт вопросов), которые приводят к вскрытию целых пластов моих предыдущих размышлений.
Если брать отдельно слово "мгновение" и рассуждать о его длине, то это вначале приведет к тому, что мы начнем сравнивать мгновение физического (или концептуального) времени и психологического (для субъективных идеалистов, например, оно более реально). Я уверен, что все люди ощущают течение времени совершенно по разному. Это зависит от духовного опыта человека, а сам духовный опыт складывается на основе очень различных вещей. Это могут быть и различные духовные практики (напр. медитации, употребление галлюциногенов и т.д) и сновидения (в течении нескольких минут человек может испытать события многих месяцев) и психические болезни и просто способ времяпрепровождения и т.д. В последнее время я многим людям говорю (а говорю я действительно то что думаю), что по отношению ко мне неприменимо выражение "Жизнь протекла как мгновение; и последние десять лет жизни мне кажутся по меньшей мере сотней". И это именно связано наверно больше всего с тем, что я до этого и в течении этих десяти лет очень много занимался различными духовными практиками и это в чем то логически, а в чем то случайно, вытекало из событий моей жизни, моего воспитания и среды в которой я воспитывался.
Еще говорят о постмодернистской чувствительности (сверхчувственности) (тема постмодернизма для меня тоже особый пункт, который, например подвиг меня к получению второго образования - культуролога). В основном сознание людей современной культуры из всех видов искусств выбирает кино и особо погруженные в переживание фильма как бы забывают в это время о реальности и словно сами находятся внутри фильма. Но я меньше интересовался кино, а больше литературой. Но поскольку мышление все же основано у меня на просмотре фильмов, то читая книгу я её переживаю как фильм, как происходящее с самим собой. И если даже не вижу себя точно героем книги, то нахожу его очень близким себе (особенно герои Г.Гессе, в чуть меньшей степени Ф.Достоевского). А вообще, уже много лет у меня нарочно идет стремление к поиску разнообразия во всех видах искусства и в то же время поиск крайних форм искусства (напр. футуризм в литературе, абстрактный экспрессионизм в живописи, грайнд кор в рок-музыке, в кино эта тема более размыта и усложнена). И вот получается, что по сравнению с обычным современным человеком (не осознающим себя в значительной степени, но мышлением своим хотя бы в чем то сверхчувственным) я нарочно еще более усложнил свою картину мира. И восприятие времени конечно зависит от "размера" картины мира. А по первому образованию я чистый технарь, поэтому у меня в голове не только искусство но и другие стороны культуры. И вот в одной из рецензий на стих Лены Стрешневой (тоже отдельная история) много лет назад я схематично описал свое ощущение растягивания времени и она назвала это сверхчувствительностью. Но конечно основную массу своих знаний о искусстве и культуре я получил уже после написания той рецензии. Просто я, когда говорю об этой рецензии, описываю свое понимание сверхчувственности и сверхчувствительности (а это разные вещи) именно через растягивание времени (психологического).
Как сюда вплелась мистика?
Это конечно сложнее описать детально, но в общем близость к самому слову идет откуда то из детства, из знакомства с мистической литературой (слово в данном значении к этому стиху не имеет отношения). Но на каком то этапе я заинтересовался философией и как то постепенно сложилось, что больше всего из всей философии меня стал интересовать спор вначале внутри схоластов (реалистов и номиналистов), а позже схоластов в целом с мистиками. И уже тогда я понял, что мое стремление в максимально возможной степени ощутить реальность близко мистикам. И я много размышлял на тему переживания мистиками Бога и как бы слития с Богом в момент размышления о Нем. Но на меня еще очень повлиял буддизм и установка буддизма на стремление во время медитации на отсутствие каких либо мыслей как переживание "чистой" реальности. И я думаю, что по отношению к Богу применимы слова и реальность и истина и полнота, но предложение было написано случайно и кажется особого значения здесь форма не имеет, поскольку: Во первых, из описанного выше опыта мог бы получиться и другой стих. Во вторых, многие их моих собственных стихов являются примерами чистого текста, либо предполагающего бесконечное число трактовок, либо уходящих от любых трактовок. Слово "абсолютный" - эксперимент по усилению значения истина (вспомнился мой эксперимент подобного рода, кажущийся еще более ярким "феномен феноменологии").
Усиление моего интереса к мистике в последнее время связан с тем, что проживаю я сейчас в Иране и ответ пишу, находясь на рабочем месте после окончания рабочего дня, а связь идет через телефонный модем. И вот в течении двух лет пока я здесь нахожусь, я усиленно изучаю персидский язык. И могу уже свободно с ними разговаривать на отвлеченные темы. И вот по работе я познакомился с одной персиянкой, которая дала мне почитать небольшую книжечку на персидском языке. И когда я ей сказал, что прочитанное мною в этой книжечке близко к моему пониманию мира, она сказала, что жанр этой книжки "эрфан", слово одним из переводов которого на русский язык, является именно "мистика". Потом я заинтересовался их старыми поэтами и оказалось, что их величайший поэт Хафез тоже был мистиком. Я даже опубликовал в интернете свои перевод одного из стихов Хафеза, но конечно это особое переживание читать его в оригинале.
Вообще иногда бывают в жизни события (напр. невероятные совпадения) которые невозможно объяснить языком разума (схоластов), а значит автоматически переводит это в область противников схоластов, которые были именно мистиками. Как раз именно этой персиянке (а надо сказать, что отношения у нас не выходят за рамки чисто рабочих плюс разговоры о жизни, да это здесь и невозможно) я вчера рассказывал один случай связанный с моим пребыванием на сайте "стихи.ру". Один мой друг, которого я перед тем не видел наверно год, примерно три года назад приехал из Киева в наш городок и зашел ко мне в гости. Он попросил меня дать почитать, что либо из своей домашней библиотеки в которой примерно 500 книг различных жанров и стилей. И дал я ему почитать "Сто лет одиночества". Маркес конечно не самый любимый мной автор, но я таким образом выбрал не самый сложный по языку текст, интересный в философском плане и дающий хорошее представление о вершинах хорошей современной литературы. И вот он примерно через пол года отдал мне книжку во время следующего приезда. Через некоторое время (может месяц) я однажды взял и открыл эту книгу и увидел закладку внутри. А на странице, где была эта закладка мне бросилась в глаза одна фраза. А в это время я просматривал страницы авторов стихиры и была открыта страница Елены Харченко (теперь она к сожалению закрыта)с которой я переписывался лет 5 или 6 (правда иногда с большими перерывами) и даже есть совместные стихи под псевдонимом Alt Enter. И когда я посмотрел на монитор, то первая фраза, которую я увидел была та же самая. "Человек умирает не тогда когда должен, а тогда когда может", извиняюсь, если цитата не совсем точна. И вот несколько месяцев назад в одном из разговоров с этой персиянкой, речь шла о современной литературе, я ей упомянул об этой книге. И ещё несколько раз об этом ей говорил. И вот она неделю назад купила эту книгу на фарси и начала читать. А вчера я к ним зашел в кабинет по работе и она мне показывает эту книгу и говорит, что удивлена одной фразой, не той о которой я сейчас говорил, а другой. Я рассказал ей и её сотрудникам о истории с моим киевским другом и Еленой Харченко для демонстрации того, что тоже удивлен одной из фраз этой книги, а также для демонстрации каких то совпадений, факт которых привел меня к интересу к мистике. А уже после работы я написал этот стих и сама форма просто фразы наверно берется из того, что её удивила именно цитата в книге, а не сюжет в целом (правда прочитала она пока только несколько страниц).
Насчет "длительности процесса" и противоречия этого со словом мгновения, конечно первой на ум приходит одна из апорий Зенона, где он как раз и говорит, что если мы будем складывать отдельные моменты времени, то получим ноль, время так и останется только одним моментом. И он поэтому не может объяснить факт длительности. А я же говорю не просто о длительности "мгновений" (хоть и об этом можно говорить из предыдущих моих слов), а о длительности "фиксации мгновений". Я имею в виду, что вначале мистику только на очень короткое время приходят озарения, но каждый последующий раз это чувство усиливается, так как начинают вспоминаться факты предыдущих озарений и как бы втискиваться внутрь каждого последующего озарения. И это влияет на восприятие времени в такие моменты.
Конечно этот мой ответ покажется кому то не очень логичным и возможно витиеватым и словно некоторые фразы взяты из каких то энциклопедий. Но на самом деле я и не пытался его сделать логичным, так как любой текст помимо стремления автора уже имеет свою логику. Писал все чисто из головы и как можно быстрее, исправляя только орфографические ошибки, что бы передать свое реальное мышление. Какие то события моей жизни наложились на общую схему моих мыслей на данную тему, которые давно уже во мне. Когда писал многие предыдущие стихи, то мечтал, что кто то на них напишет подобную рецензию как бы в форме вопросов и поэтому здесь выплескиваю многие из своих таких желаний.
Но конечно написание этого стиха не было намеренным и обдуманным, разве что на уровне подсознания.
Еще на тему мистики и осознания времени я когда то написал вот здесь:
http://www.litsovet.ru/index.php/aforizm.view?aforizm_id=8886


Александр Тагаев   21.12.2010 19:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Какое объемно-развернутое замечание на мою, в общем-то небольшую рецензию.
Навряд ли она одна из лучших, может быть отличается от большинства?
Многое из того, что Вы пишите, мне понятно и знакомо. Я рано научился читать и с детства (и почти до сих пор) читаю запоем. Многие книги я помню как фильмы. Иногда смотрю очень знакомый фильм, и с удивлением узнаю, что это премьера.

Вейер   22.12.2010 18:33   Заявить о нарушении
Очень интересно. И рассуждения об озарениях напоминают об условности слов. Хотя условность тоже слово.

Самарканд   23.12.2010 21:25   Заявить о нарушении
Я вообще планирую в будущем написать книгу, где как можно более точно и развернуто описать сам процесс мышления.
Слово условность образовано от слова слово.

Александр Тагаев   24.12.2010 15:00   Заявить о нарушении