Рецензии на произведение «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...»

Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

С удовольствием читал Ваши стихи и с еще большим, замечания. Интересно,
как бы Вы отнеслись к Моим "Коллизиям". Удачи Вам.

Владимир Малых 2   15.05.2016 22:32     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Владимир. Ваши стихи прочитал. Честно говоря, такие вещи описательно-повествовательного рода не в моем вкусе.

С уважением,

Майкл Ефимов   15.05.2016 23:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Здравствуйте, Майкл!
В своей переписке Вы как-то сказали : "Вот этим и опасна поэзия - доверием к созданному образу". Это очень интересно, не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?

Кирилл Алейников 2   02.03.2012 08:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Кирилл. Эти слова я сказал, отвечая конкретному человеку по уровню его запроса. То есть для Вас, например, смысл сказанного может стать иным совершенно. Если покороче, возьмем два крайних варианта. Первый: поэзия как возможность - думаю, М. Седунов полностью раскрыл эту тему. Многие живут в этой возможности, которая есть способ обмануть себя или других. Второй: поэзия как подлинная реальность, та, которую мы обычно не замечаем в силу устоявшихся стереотипов восприятия. Надеюсь, Вы не станете отрицать, что столкновение с подлинной реальностью еще более опасно, чем бегство в созданный мир, ибо здесь требуется мужество - увидеть то, что есть, иными словами, свою собственную реальность. Вот, если коротко, ответ на вопрос.

С уважением,

Майкл Ефимов   02.03.2012 10:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Майкл!

Кирилл Алейников 2   03.03.2012 06:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Сильно написано... Дествительно, ландшафт мы создаём из самих себя. Вот только откуда в нём берётся всякая дрянь и грязь? Получается, из нас же, из тех уголков, о которых мы не хотим догадываться. Спасибо за стихи. Всего Вам доброго!

Лилия Троицкая   03.01.2012 15:02     Заявить о нарушении
Благодарю, Лилия, за пожелания. У моего ЛГ ландшафт пустой вообще. Хотя бывает и так, как Вы сказали.

С уважением,

Майкл Ефимов   03.01.2012 18:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Последний катрен - как сильно, мощь какая... Пребуду этой точкой навсегда... Галина

Стоянцева Галина   02.01.2011 00:52     Заявить о нарушении
Благодарю,что заглянули. С Новым Годом Вас!

Майкл Ефимов   02.01.2011 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Здравствуйте, Михаил.
Рада найти интресного автора.
Буду читать...

А пока - хочу спросить разрешения номинировать какое-нибудь ваше стихотворение (конкретнее еще не определилась, надо подробнее и вдумчивее попутешествовать по страничке) на этот конкурс: http://www.stihi.ru/avtor/great1

Алена.

Миронова Елена   01.11.2010 14:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена. Я тут сейчас, как "вдумчивый принц-аналитик" изучал личности экспертов БЛК - есть у меня такое нехорошее профессиональное свойство, - и вот мы познакомились. Если честно, то я уже ставил эксперимент над БЛК, трижды - для достоверности результатов, результаты меня не обманули. Не могу отказаться от оказанной мне чести, но, боюсь, что мои стишки совершенно не конкурсные. То есть попробуйте, может, у Вас получится. Буду рад, если Вы просто станете посещать мою страничку. Сегодня вечером погощу и на Вашей странице.

С уважением,

Майкл Ефимов   01.11.2010 14:36   Заявить о нарушении
Есть подозрение, что изучали вы личности не экспертов, а редакторов отбора:)
О наших экспертах на данном туре можно узнать вот здесь: http://www.stihi.ru/2010/10/22/4919
Результат в нашем субъективном деле - штука непредсказуемая:)
А стихи у вас - хорошие, независимо от результата:)
Спасибо за доверие.
Как выберу что-нибудь, обязательно здесь напишу.

С теплом,

Миронова Елена   01.11.2010 16:06   Заявить о нарушении
Я личности всех изучал)) Вам, предстоит тяжкий труд читать много стихов подряд. Если это поможет, то предлагаю для начала пройтись по ссылкам, но выбор, конечно, за Вами и оспариваться не будет.

http://stihi.ru/2009/01/27/4888
http://stihi.ru/2008/09/16/3185
http://stihi.ru/2009/11/29/6882
http://stihi.ru/2010/04/19/8370
http://stihi.ru/2010/02/03/8600
http://stihi.ru/2009/08/07/6585
http://stihi.ru/2008/07/20/1450
http://stihi.ru/2008/11/16/1387
http://stihi.ru/2009/03/15/5351
http://stihi.ru/2008/07/17/3554

Здесь не то чтобы лучшее, но, скорее, для разнообразия.

С уважением,

Майкл Ефимов   01.11.2010 18:59   Заявить о нарушении
Спасибо, начну с ваших ссылок:)
Но все равно, выбирая номинацию, по обыкновению читаю почти всю страницу - профессиональное свойство:)

Миронова Елена   01.11.2010 21:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Михаил, здравствуйте! Который раз возвращаюсь к этому стиху. Концентрация мысли очень сильная. И тема - Ваша. Я поражаюсь каждый раз предельной осознанности и ясности Ваших стихов. На меня они иногда действуют как хирургическое вмешательство, там тоже нужны предельные точность и уверенность.
"Человек создает свой ландшафт из того, что он есть
или самого близкого" - вот за это особое спасибо. И концовка, конечно, впечатляет.
И - позволите? - вопрос.
"он увидит пустыню, куда ни благая весть,
и, прожди 40 дней, не заманишь и черта" - здесь нарочно синтаксис сбит?

С уважением.

Светлана Холодова   07.09.2010 07:14     Заявить о нарушении
Спасибо за вопрос, Светлана. Насчет синтаксиса: и нарочно, и от безвыходности. Нарочно от безвыходности. Но, скажем, глаголы опускали и М. Цветаева, и Бродский - чем я хуже?)) Мне хочется надеятсья, что это не повредило в данном случае.
С уважением,

Майкл Ефимов   07.09.2010 09:26   Заявить о нарушении
При первом - беглом - прочтении это стопорит и мешает. Но поскольку я читала не единожды, теперь воспринимаю этот сбив спокойно. А почему "от безвыходности"?

Светлана Холодова   07.09.2010 19:37   Заявить о нарушении
Ну, привычка мышления... глаголы, существительные... А вот возьмем: "и высоты будут им страшны и на дороге ужасы..." - какое усиление, да? Мне кажется, нечто похожее произошло и у меня.

Майкл Ефимов   07.09.2010 20:47   Заявить о нарушении
Насколько целесообразно и уместно то или иное формальное средство, организующее стих, способен решить только сам автор. Так что доверим синтаксис ему)))

Светлана Холодова   07.09.2010 21:25   Заявить о нарушении
Полагаю, нужно доверять самому языку, в смысле не пользоваться им как формальным средством.

Майкл Ефимов   07.09.2010 22:50   Заявить о нарушении
Формальное - т.е. относящееся к форме стиха, а вовсе не к языку. У Вас в процитированных строчках - эллипс, Михаил, т.е. пропуск, опущение. Если язык подсказал Вам использовать этот эллипс, то, стало быть, без него нельзя было обойтись. Вот что я имела в виду.

Светлана Холодова   07.09.2010 22:59   Заявить о нарушении
То есть автор ничего не решает, когда им пользуется язык, а когда решает автор, то он начинает использовать самые внешние, очевидные, формальные признаки языка. Так?

Майкл Ефимов   07.09.2010 23:57   Заявить о нарушении
Михаил, что в Вашем понимании есть "признаки языка"?

Светлана Холодова   08.09.2010 22:00   Заявить о нарушении
Ну, грубо говоря, это те "законы" речеобразования, которые мы можем выявить опять же с помощью языка (предмет исследования использует для своего изучения сами элементы изучения!). Но язык знает сам себя. Когда человек попадает в языковую структуру сознания, все происходит "естественно и самопроизвольно". Когда человек использует "законы", в том числе и в поэзии, получается, опять же, грубо говоря, грамотная фигня. Я не знаю признаков языка, я могу лишь оказаться в такой структуре сознания как язык и вот - стихи...

Майкл Ефимов   08.09.2010 23:19   Заявить о нарушении
Мы с Вами говорим об одном и том же.

Светлана Холодова   08.09.2010 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Здравствуйте, Майкл! Спасибо за редкость предмета. Вы проявляете смелость, говоря о вещах, которые могут быть поняты лишь людьми экзистенциально сопричастными. Иные - могут допустить теорию вероятности, что тоже нормально.У каждого- своё время. Это очень интересный стих, по построению и двумерности. Вы незаметно, быть может это намеренно, смешиваете две плоскости проблемы: человек- как причина внешнего пространства(1) и - точка отсчёта во внутреннем ландшафте(2). В первом случае налицо иллюзорное замешательство, результатом которого является биологический эгоцентризм, человек чувствует себя точкой отсчёта в заданных обстоятельствах, забывая однако о ТОМ, КТО ему этот пейзаж сбросил. И это- искажаюшее истину существующее положение вещей, господствующее в нашей трёхмерности. Человек чувствует себя причиной, забывая о своей обусловленности и ограниченных возможностях, неспособности даже знать что или кто у него- за спиной, буквально и переносно.Во втором случае - он , несомненно,точка отсчёта внутреннего ландшафта. И там нет места ни благой вести, ни чёрту! Подписываюсь.Но и там, по крупному счёту, есть место тому, кто является Причиной всех Причин. И, если есть мужество решиться следовать дальше, по эволюционному закону, которого никто не отменял,то эта участь станет важнее всего прочего: близкого, эмоционального... Как бы оно не дробило или привязывало наши сердца.
Спасибо, Майкл. Как случайно... я почти о том же думала в последнее время.
С уважением,
А.
P.S. Я бы написала, правда: "И ЕГО эта участь важнее...", чем ЕМУ. Было бы точнее передано, так мне кажется, sorry.
Успехов!

Аделина Грант   18.08.2010 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Аделина, за действительно глубокие размышления. Не буду много рассуждать на эту тему, - я думаю, что по большому счету не стоит делить ландшафт восприятия на внешний и внутренний ("вещь тождественна мысли о ней" - из Парменида). А насчет "и его..." - этот вариант делает человека как бы пассивным, он оказывается во власти фатума. Мой же вариант есть сознательный выбор человека - согласны? - и это меняет многое, точнее - всё.

С уважением,

Майкл Ефимов   18.08.2010 21:44   Заявить о нарушении
Да. Для сознательного выбора и брошена душа в материальный мир, конечно согласна. Внешний и внутренний план, скорее, две части одного целого, Вы правы.Они парадоксально соединены. С одной стороны мы не выбираем ландшафт, он нам сброшен, мы обусловлены, независимо от того пассивны или нет, т.е. - до определённой степени свободны и до определённой степени ограничены. Катализатором же движения на внешнем плане, является внутренняя точка отсчёта относительно себя самого. Решай и действуй сам. Но! В предлагаемых, не тобой, обстоятельствах, которые, к тому же, будут изменяться и диктоваться уже не по твоей воле,коли ты не туда забрёл. Внутренний же толчок к действию - исключительно наш, отчего и произрастают все прекрасы нашей жизни, уже не в первом её издании. Тогда, если идти дальше и раскручивать дело "от печки", сброшенный,спервоначалу,пейзаж был не задан, а заработан существом с незапамятных времён. В этом случае- да,ты - точка отсчёта местного ответвления генерального плана. Но зарабатываешь своей активностью свой фатум сам!
Рыба ловится, Майкл? )))

Аделина Грант   18.08.2010 22:19   Заявить о нарушении
Куда ж рыбе без меня, приходится ей ловиться)

Майкл Ефимов   18.08.2010 22:33   Заявить о нарушении
... и всё-таки, Майкл, душа находится в кошмарно-обусловленных кармических условиях заданности уже изначально, т.е. я имею ввиду последнее рождение человека.И самая большая иллюзия та, что он считает себя центром себя. Т.е. , конечно, у него есть выбор ,способность каких-то телодвижений и решений, но, крайне ограниченная. Если рассматривать человека как продукт материальной субстанции, то он упрётся в своё иллюзорное эго и будет для себя точкой отсчёта, будет продолжать кармические наработки и новые рождения, до бесконечности.Но, если он видит центром божественность(пусть и безличную),и себя как разлитую в ней составную часть, то все свои шаги он начинает согласовывать с божественной волей. Эго нивелируется в Бого, вплоть до того,что перестаётся ощущаться окончательно,и становится ведомым высшим.Но это не фатализм, а сознательный выбор. Сознание остаётся присущим индивидууму, но как органичная часть божественного целого.
Извините за занудство. Отвечать необязательно.
С уважением,

Аделина Грант   17.09.2010 18:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Я очень благодарна этому сайту и автору, давшему мне ссылку на Вашу страницу, за предоставленную возможность читать Ваши мудрые, осознанные строки, Майкл!...а в купе с дискуссиями вашими с Максимом Седуновым, это удовольствие возрастает!)...Не стану много говорить), но я постоянно внимательно Вас читаю, и это уже стало необходимостью...вот и к этому стиху возвращаюсь который раз...Очень глубокий и сильный по смыслу он!
"Человек здесь – причина пространства" - Вы очень мастерски, верно и ёмко умеете выразить основное, Майкл!
Спасибо Вам за это!
С уважением и интересом
Катя

Катриника   10.08.2010 15:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Катя! Всегда рад таким гостям. Кажется, рецензии интереснее самих стишков - здесь люди думают.))

Майкл Ефимов   10.08.2010 17:40   Заявить о нарушении
интересен чужой развёрнутый взгляд и понимание замечательных строк ваших!)
а стих остаётся точкой отсчёта!)

Катриника   10.08.2010 17:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Майкл, добрый вечер!

Надеюсь, Вы не будете возражать, если я в очередной раз пофантазирую на тему Вашего нового стишка. Хотя, знаете ли, после фантазий, которые я сейчас почти на регулярной основе получаю, например, от поэта Алекса Дайхеса (аж из самих США), любые рецензии блекнут и выглядят лишь неловкими попытками хоть как-то приобщиться к недосягаемой изящной словесности. Но это, честно говоря, только бодрит и делает меня ещё серьёзнее в том, что так или иначе связано со словом.

Как обычно, начну с названия. Признаться, творительный падеж названия меня сразу же вывел из равновесия. Я не хочу сказать, что это чертовски хорошо или из рук вон плохо, - просто это меня слегка обескуражило. По нашей старой негласной традиции, я снова буду делиться с Вами абсолютно всем, что встречу любопытного, находясь при этом в полной уверенности, что Вы всегда поймёте меня должным образом. Ведь любые сторонние разглагольствования о стишке говорят нам намного больше о самом рецензенте, о его способе присвоения, нежели о близости стихотворения к некоему эстетическому абсолюту, к которому все так неистово стремятся, но которого, разумеется, нет и быть не может. Ведь эстетическое находится под пятой чувственного, а что может быть дальше от какого-либо абсолюта, чем чувства человека! Так вот, вернусь к названию. Всё, что я смог увидеть, - это взятое из конца словосочетание, в первозданном виде перенесённое в начало. Если бы Вы назвали стишок «Точка отсчёта», я бы на этом даже не остановился; если бы перед творительным падежом в названии поставили многоточие, понял бы тоже. Здесь же налицо загадка. И даже никаких вариантов у меня нет. Пожалуйста, не сочтите всё это за излишнюю дотошность или мелочность, просто любое стихотворение – тем более Ваше – всегда может звучать для меня исключительно патетически-диалектически, и воспринимать это как-то по-другому я, к сожалению, не умею. Ведь пафос в стишке присутствует тогда, когда страсть, стремящаяся вверх, достигает в конце концов какого-то крайнего значения. Но это страсть стишка. Теперь же обязательно необходимо диалектическое, которое одно лишь способно соотнести упомянутый пафос с экзистенцией читающего (а читающий непременно является существующим индивидом). И диалектическое здесь похоже на масло, добавляемое в огонь; оно разворачивает нас вовнутрь, тем самым ещё сильнее воспламеняя страсть. И настоящий стишок, как я его понимаю, может быть присвоен только в двух этих плоскостях, причём в обеих одновременно. Однако схватить пафос невозможно, коли у вас отсутствует внутреннее содержание; без диалектического же никак нельзя существовать внутри поставленной проблемы. Потому-то бинарность поэтического постижения любого отдельного произведения заключена для меня в словах «понять всё или же ничего».

Движемся дальше. А дальше идёт собственно текст:

Ручей пересох, и последний обол свой отдашь
за глоток – хоть из Леты! – коль жажда не знает меры.
Человек средь равнины, вокруг выгорает пейзаж,
грубо сброшенный богом на вогнутый щит литосферы.

Мы можем сколь угодно пренебрегать поэтическими размерами, точнее своим к ним интересом, но для справки сообщаю, что из последних шести стихотворений всего одно Вы написали ямбом, одно – хореем, одно – верлибром и три («Средство от страха», «Диалог с пустотой и этот») – анапестом. И я почти уверен, Майкл, что никаким другим размером так хорошо в этой тональности не выскажешься, поскольку, во-первых, анапест из всех наименее музыкален сам по себе, а во-вторых, пожалуй, только анапест при умножении длины строки на концентрацию мысли и на обречённость способен дать такой удивительный результат. Кстати, если внимательно приглядеться, Ваша обречённость имплицитно содержит в себе много больше надежды, чем во всех бравурно-оптимистичных воззваниях с этого сайта вместе взятых. С «оболом» и «Летой» получилось очень здорово. Вообще первые две строки, помимо всего прочего, защищают этот стишок от случайных глаз, ибо не каждый решится переступить через них. А зря, ведь дальше лексика становится более проходимой, и к тому же дальше в стишке появляется ЛГ. Знаю, Вы не любите местоимения «я» - быть может, по роду профессии. И этот Ваш ЛГ, полагаю, как и хотел его автор, получился совершенно обезличенным. «Ecce homo», - сказали Вы в ответе на одну из рецензий, и это наиболее точно характеризует происходящее. Скажу прямо: по настроению почувствовалось сходство с «Осенним антициклоном», где новый антициклон предстал уже летним. Но сходство это, повторяю, сугубо по настроению, потому что присутствие здесь ЧЕЛОВЕКА делает этот стишок совсем иным.

Вместо неба – сплошное солнце, и горизонт
дважды множит 3.14 на радиус взора.
Человек здесь – причина пространства; как Робинзон
он сканирует местность, спасая зрачок от повтора.

И снова полстрофы обстоятельств с непростой для постижения лексикой (лично для меня такая лексика – бальзам на душу), а затем опять человек – и не просто как фрагмент пейзажа, но как ЕГО ПРИЧИНА. Дальше, Майкл, даже если бы Вы и не развили эту мысль в третьей строфе, всё было бы ясно и так. Выражаясь иначе, могу заявить, что с этой точки идея стихотворения становится уже сильнее его автора, и автору с этого места противопоказано какое бы то ни было давление на стишок, так как он уже самодостаточен. После оборота с «причиной пространства» стишок уже уподоблен скакуну, на которого нужно лишь правильным образом успеть вскочить, - и он сам довезёт куда надо. И наоборот, было бы весьма опрометчивым такого скакуна пришпоривать или осаживать. Почему? Попытаюсь выразить это снова метафорически: потому что скакун (язык) в подобной ситуации знает уже о цели следования намного больше, чем всадник (поэт), который всё ещё не может свыкнуться с нахлынувшими откровеньями или интуициями.
Дальше, по сути, Вы лишь подбрасываете своему понёсшему ни с того, ни с сего коню овса и, закрыв глаза, несётесь на нём вперёд в полной уверенности, что движетесь верно. Я, как зритель, лишь смотрел на этот галоп со стороны – и то захватывало дух. Что же тогда испытал наездник?

Человек создает свой ландшафт из того, что он есть
или самого близкого, но - если память стерта -
он увидит пустыню, куда ни благая весть,
и, прожди 40 дней, не заманишь и черта.

Не буду говорить о содержательной ценности третьей строфы. Думаю, Вы сами всё понимаете. Очень хорошо написано. Правда, здесь у меня возникла очередная остановка. Я не совсем понял, к чему относится «куда ни благая весть…» Дальше идёт запятая, союз «и», отступление с сорока днями, а затем «не заманИШЬ и чёрта». Как я всё это ни прокручивал несколько дней, так и не понял, как же следует правильно прочесть. Если бы было «не замаНИТ и чёрта», всё стало бы яснее, поскольку тогда применение для «куда ни благая весть» было бы найдено. Короче, вариантов у меня здесь много, но все какие-то не очень. Буду признателен, если проясните.

Четвёртая строфа:

Человек на безлюдной равнине – так будет и впредь.
Он сродни артефакту по центру пустого фото.
И ему эта участь важнее, чем жизнь или смерть –
навсегда оставаться единственной точкой отсчета.

Без ложной лести и прочих глупостей скажу: это Ваша лучшая финальная строфа. Вы доскакали на своём анапесте куда следует, и теперь нужно было лишь артистично с него соскочить. То ли конь Вас вдохновил, то ли с такого рода галопом столкнулись впервые. Одним словом, соскок получился почти идеальный. Знаете, где-то я читал байку, в которой один матрос упал с самой верхней мачты и по какой-то нелепой случайности не убился, а даже наоборот - остался без единой царапины. Так вот, поднимается он, значит, с палубы, отряхивается и говорит сбежавшимся на это людям примерно следующее: «Ну а теперь пусть хоть кто-нибудь попробует такое повторить!» Так, стало быть, и я теперь: мне понятен весь стишок, я буквально всеми фибрами души чувствовал его ход, я знал, как и где он закончится, но вот место качественного прыжка, который происходит с этим произведением где-то на просторах последней строфы, я, ей богу, уловить не могу. Сначала его как бы нет, а потом раз – и он уже есть. То я трясу слово «артефакт», то заглядываю под «жизнь и смерть» - всё тщетно. Признаюсь, Ваш конь оказался на сей раз быстрее моего – того, на котором я мчался вослед, - хотя мой тоже не из медленных. И я почти счастлив, что всё случилось именно так. Если бы это была не рецензия, а тост на какой-нибудь кавказской свадьбе, то в завершение я непременно предложил бы выпить за поэзию. Но, к сожалению, моё красноречие несколько иного пошиба, и я скорее посочувствую Вам, Майкл, ибо писать хорошие стишки (равно как и слоняться по напряжённым экзистенциям) - дело непростое и хлопотное. А в довесок к сочувствию выражу также надежду, что и итоговый результат здесь может превзойти все ожидания. Спасибо!

С уважением,

Максим Седунов   09.08.2010 16:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Максим. Мой ответ готов, но после повторных исправлений мне не удалось разместить его даже в рецензиях на другие стихи. Подожду, когда компьютер перестанет упрямиться.

С уважением,

Майкл Ефимов   09.08.2010 17:13   Заявить о нарушении
Спасибо, Майкл! К счастью, я прочитал Ваш ответ ещё до того, как Вы к нему вернулись для редактирования. Замечания к рецензиям на стихи.ру действительно не публикуются повторно, если в них наличествует схожий текст (какая-то его определённая часть). Как-то мне пришлось изрядно искромсать один свой ответ Вам, чтобы компьютер отличил его от ранее опубликованного и всё-таки принял в своё лоно. Пожалуйста, не беспокойтесь, Майкл. Если трудности не снимутся, можете послать это по e-mail.

С уважением,

Максим Седунов   09.08.2010 17:27   Заявить о нарушении
Спасибо! Я дополнил текст, пока опубликовать не удалось, хотя раньше это прокатывало. Подожду пару часов.

Майкл Ефимов   09.08.2010 17:45   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Максим. Кажется, мне удалось обмануть компьютер. Я очень благодарен Вам именно за эту рецензию, так как я в какой-то мере могу использовать ее для проверки собственной, как Вы выражаетесь, оптики. Этот стишок я опубликовал в совершенной уверенности на непонимание большинством, что, кстати, и подтверждают полученные - даже благожелательные – рецензии, а о таком рецензенте как Дайхес я и мечтать не могу: как психиатр завидую Вам белой завистью. Но если человек заходит ко мне, не вытирая ноги, то я вношу его в черный список – у меня здесь порядочная публика бывает, надо ее уважать, особенно учителю.
Теперь о стишке. Для меня эта вещь как бы продолжение той линии, что была заложена в REDITUS, продолжением размышлений о сознании, о его топосе. Этим размышлениям способствовали и климат, и возможность находиться в практически полном одиночестве весь день, и такие мелкие события, как пробитая камера велосипеда посреди полей вдали от дома. Мне кажется, что все мои стихи за последние несколько лет как бы последовательно закрывали для меня вопросы, связанные с человеческой экзистенцией в мире физическом, и я каждый раз не мог вообразить, какая тема станет следующей. И, начиная с «Остатков иероглифа люблю», я стал особенно остро ощущать, что скоро диапазон паттернов, в которых имеют место совершаться основные человеческие ситуации, в том числе и мои, будет исчерпан – не так их уж и много, этих паттернов, уверяю. Потому чувствовал себя довольно неуютно последние 2-3 месяца, когда не было причин браться за перо: так или иначе, сочинив сотню стишков, начинаешь причислять себя к цеху поэтов, даже отнекиваясь от этого звания. Так что появление этой вещицы для меня оказалось неожиданностью в смысле создания чего-то на голом месте. В какой-то мере я совершил некоторое усилие, когда просто принял решение нечто сочинить. Но как только пришла ключевая фраза «ручей пересох, и последний обол свой отдашь», то проблема тематики, размера и пр. решилась сама собой, и дальнейшая работа происходила скорее в плоскости эстетики, чем семантики, где я (в семантике) ориентируюсь вполне уверенно. То есть интеграция пейзажа с топосом человеческого сознания поэтическим способом требовала сильных и точных метафор, и я доволен, что в каждом катрене эта задача решена, на мой взгляд. Причем было важно, чтобы не возникало противоречий между психологической реальностью ЛГ тире автора и способом поэтической подачи (красиво говорить все умеют!).
Первый катрен традиционно начинается с пейзажа, приобретающего символическое значение за счет использования соответствующих образов. Было важно создать картину пейзажа, не описывая его буквально как некий ландшафт с его особенностями, но как некий масштаб, топос, метафизическое измерение.
Во втором катрене заявляется: «человек здесь – причина пространства». Для меня это не просто эффектный ход: действительно, окружающий мир существует лишь пока существует мое восприятие, и он исчезнет со мной. Конечно, со всех сторон мне закричат: «а что же останется?» - а я во все стороны отвечу: «останется ваш мир, мир вашего восприятия».

Майкл Ефимов   09.08.2010 20:07   Заявить о нарушении
И в третьем катрене эта мысль закрепляется. И весь драматизм ситуации состоит в том, что человек, осознавая себя как причину пространства и всего, что на нем происходит с ним, по всей логике своего внутреннего развития будет устранять из памяти всё самое дорогое для него, ибо проекции снимаются, «тат твам аси» – ты есть то, и приходится оставаться наедине лишь с единственной реальностью сознания как такового. То есть сама память и остается, но она лишается эмоциональной компоненты, а ведь именно это заставляет нас дорожить памятью, да? И уже при работе со вторым катреном я поймал себя на мысли о Бродском: «человек есть конец самого себя и вдается во время». То есть мой вариант экзистенции человека как бы антиномичен варианту И.Б., но в то же время и тождествен ему на высоте понимания.
Вы, Максим, очень верно подметили, что обреченность здесь лишь кажущаяся. Четвертый катрен, при всей драматичности ситуации, дает возможность убедиться в этом: «И ему эта участь важнее, чем жизнь или смерть – навсегда оставаться единственной точкой отсчета». Иными словами, человек принимает решение оставаться в полном тире тотальном сознании, несмотря на то, что при этом лишается всего того, что считается самым дорогим и ценным в подлунном мире, лишается того, что, быть может, и делает человека человеком, и я сейчас не могу сказать, хорошо это или плохо.
Мне остается лишь пояснить некоторые моменты, вызвавшие у Вас вопросы. Название было необходимо, использовать латынь в каждом случае – уже дурной вкус, просто «Точка отсчета» - никуда не годится. Мне кажется, что вырванное из контекста «точкой отсчета» как некое эхо, как рефрен завершает – а не начинает! - восприятие этого стишка. И в этом сочетании звучит некое утверждение, даже без слова «быть», что опять же на пользу тексту.
Про 40 дней: здесь аллюзия на 40 дней в пустыне, проведенных там всем известным лицом. Но в «моей» пустыне нет места и Дьяволу, ибо человек, как монада Лейбница, есть всё, что есть, и за его пределами нет ничего. Здесь мне пришлось решать сложную грамматическую и синтаксическую задачу, и, думаю, я справился не до конца. Хотя, в целом удалось сохранить необходимый баланс содержания и способа его выражения, и я действительно испытал чувство удовлетворения от проделанного (пусть это чувство и субъективно).
Я очень рад, Максим, что Вы смогли сопережить это сочинение очень близким мне образом, и Ваше понимание, как Вы выразились, по сути есть лишь выражение этого сопереживания. Мне оставалось только немного дополнить и объяснить некоторые места в Вашем дискурсе. А потому – огромное Вам спасибо за этот разговор! Хотелось бы, чтобы подобные беседы могли возникнуть и в будущем.

С искренним уважением,

Майкл Ефимов   09.08.2010 20:08   Заявить о нарушении
Что касается названия, Майкл, то лично я бы им вообще пренебрёг. И это не пустые слова. Название всегда призвано прояснить стишок (даже если поэт при этом старается всё запутать). Но этот стишок, на мой взгляд, прояснять не нужно. Любое преждевременное упоминание о «точке отсчёта», которая называется своим именем только в финале, играет роль подсказки, всё только ослабляющей. Ваш стишок устроен так, что в нём, с точки зрения фабулы, как бы ничего особенного и не происходит – там нет ни роковой любви, ни тайной измены, ни патриотических излияний. С чего начинается, примерно тем всё и заканчивается. Но меняется точка обзора («точка отсчёта»)– точка обзора и пишущего, и, надеюсь, читающего. Я уже упоминал про качественный прыжок, когда идея, оставаясь вроде той же, всё-таки бесконечно обновляется. И для такого, выражаясь в нужных терминах, прикосновения к вечности (или даже к идее вечности) весьма тяжело подобрать соответствующее оформление. Почти всё будет здесь отторгаться. Скажу напрямую: этому стихотворению любое название в тягость. Оно будет глубокомысленно выпирать, поскольку стишок сам по себе внутренне сбалансирован. Но всё это, Майкл, не более чем изложение моих субъективных эстетических предпочтений. Кстати, когда стишок не имеет названия, то он везде проходит по первой строке с многоточием, - а она у Вас как нельзя лучше соответствует (разумеется, опосредованно) идее. Такие вот у меня возникли первые комментарии.

С уважением,


Максим Седунов   11.08.2010 12:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Максим! С названием я помучился и до сих пор не очень-то доволен. Последую Вашему совету.
С уважением,

Майкл Ефимов   11.08.2010 13:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей пересох, и последний обол свой отдашь...» (Майкл Ефимов)

Где пристань?..берег рядом, берег близко,
А может быть заранее причалить?
И подойти по суше... это слишком,
С поромщиком ведь лучше не скандалить.

Я поплыву не к берегу, а дальше.
Из любопытства разговор с Судьбою
Продлю, без лицемерной фальши,
Свет неба узнавая над собою.


Александр Полев   04.08.2010 22:07     Заявить о нарушении