Рецензии на произведение «Конкурс Дуэль. Финал. Голосование»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Начну традиционно: друзья мои, снова с вами я, Михаил Битёв.
Попросили выступить в несвойственной мне роли арбитра, поэтому сразу скажу, что по возможности я постарался
абстрагироваться от имён участников и быть предельно объективным. С огромным уважением отношусь к творчеству
Гнедого, который порадовал недавно замечательным проектом *Алые паруса*, следил за произведениями Тимофея
Бондаренко на *Дуэлях*, а Людмила, Ольга-*Своеволие* и Александр-*Цапнука* - вообще - любимые ученики нашей
ШКОЛЫ КОММЕНТАТОРА. Но, повтрюсь : буду беспристрастен... Итак :
1. Гнедой
Про кота : раскрытие темы - отличное. Тут и Конфуций с *черной кошкой в чёрной комнате*, и Киплинг с *кошкой, которая
гуляет сама по себе*. С удовольствием ставлю высшие 3 балла. Техника стиха : безупречна. Ритм ровный, а размер - один из
моих любимых, ещё с окуджавского *виноградную косточку в тёплую землю зарою*. Те же 3 балла. ( Только *в фонарей слабый свет*
предлог *в* - лишний, мне кажется...
Про шило : раскрытие темы - кроме шила в мешке мы видим и *кота в мешке*. Уже за одно это - респект автору. ( Если бы ещё был и
*суп с котом* - было бы три с плюсом, а так - та же высшая оценка 3. Техника стиха : споткнулся на первой фразе. *Стань, как подарок*
читается трудновато. И мешок всё-таки *холщовый*, через *о*. Кстати, *албанское* - *зверушкО* - очень даже вписывается. В ощем и целом - всё ровно. 3 балла.
2. Своеволие
Про кота : раскрытие темы - супер. Так захотелось на море. Чёрное или Цветное. Пожалуй, я тоже переиначу примету... 3 балла.
Техника : всё ровно и гладко. Особое спасибо за *везение цвета беж*. Леонид Филатов со своими *апельсинами цвета беж* был бы доволен.
3 балла.
Про шило : раскрытие темы - с башней Эйфеля - это хорошо. Удачная находка. Но двумя последними строками *Башня Эйфеля... Хватит! Мешок зашила. Выбираю свободу - веревку, мыло* автор всё портит, ИМХО. Не люблю суицидальные мотивы в творчестве. Я - за позитиФФ.
2,5 балла. Техника - 3 балла.
3. Тимофей Бондаренко
Про кота : раскрытие темы - автор поленился сделать две сноски. Первая : *Вувузе́ла (зулу vuvuzela, «делать шум») — рожок длиной до метра, обычно используемый болельщиками на футбольных матчах в Южной Африке*. Вторая : *Респу́блика Кот-д’Ивуа́р - до 1986 года название официально переводилось на русский язык как Республика Берег Слоновой Кости — государство в Западной Африке*. Но - тема обыграна изящно. 3 балла. Техника : придраться не к чему. 3 балла.
Про шило : раскрытие темы - заданная тема обыграна виртуозно. *А шила - впрямь не утаишь*, и на кой милицейскому ОМОНу сдался весь остальной арсенал? 3 балла. Техника : те же 3 балла.
4. Людмила Калягина
Про кота : раскрытие темы - начать хочется с того, что автор - из того самого *города на кучке холмов*, и на Патриарших бывал, и мимо *нехорошей квартиры* хаживал, поэтому благодаря Михаилу нашему Афанасьичу Булгакову тема раскрыта прекрасно. Действительно - не пускают кота Бегемота в трамвай. Невезение? Невезение... 3 балла. Техника - несмотря на то, что автор усложнил себе задачу изысканной рифмовкой, с задачей он справился. Те же 3 балла.
Про шило : раскрытие темы - просто и без затей автор сказал, что шила в мешке не утаишь, что от него, собственно, и требовалось. А читателю-то хочется чего-то большего. Поэтому, наверно - 2,5 балла.
Техника : Здесь мы видим скользящее переплетение нескольких рифмических цепей, если сказать по-научному. Отлично. 3 балла.
5. Цапнука Заляжку
Про кота : раскрытие темы - про *созвездье черного кота* - это класс... 3 балла. Техника - во второй половине стихотворения кое-где сбивается ритм и размер. Жаль, но - 2,5 балла.
Про шило : раскрытие темы - замечательно. Мне даже захотелось голосом Басилашвили утвердительно-понимающе переспросить : - Служебный рома-а-а-ан? 3 балла. Техника - те же 3 балла.
Всем - спасибо за доставленное удовольствие. И - дальнейших вам творческих удач, друзья мои...
Михаил Битёв 22.07.2010 16:55 Заявить о нарушении
С уважением Лариса
Блиц-Молния 22.07.2010 19:13 Заявить о нарушении
Михаил Битёв 22.07.2010 20:10 Заявить о нарушении
Блиц-Молния 22.07.2010 20:46 Заявить о нарушении
Друзья можете ругать меня,смеяться над моей наивностью и детской непосредственностью(хотя я думаю многим известно направление в искусстве *Станьте как дети*)и я для себя не нахожу в этом ничего плохого и даже наоборот искренне считаю непрофессиональный автор должен придерживаться именно такого направления.Но чем дальше тем больше разговоры только о технике,разборы только о технике.Я не призываю ни в коей мере к корявости и безграмотности - призываю к красоте в простоте.Я акцентировал уже своё мнение в недавно написанном эссе *О временном и вечном.* да и не только в нём,так что не буду сильно распространяться,ограничусь главным. Что побуждает людей к стихотворчеству?
Наверное извечное мучительное желание высказаться о личном,о наболевшем,стремление поделиться своим самым заветным и сокровенным,стремление осязаемо и просто и доступно передать красоту окружающего мира.Я убеждён что стихосложение не только творчество,это отображение внутреннего мира поэта.Вот и надо отображать его а не заменять искусственно придуманным.А если этот мир понятен и схож с читательским - это дар, пусть и не на высоком профессиональном уровне.Для меня как читателя главное не то чтобы стихи соответствовали канонам,а чтобы своей искренностью трогали душу,заставляли остановиться на минутку в бесконечной гонке со временем.Ведь высококлассные рифмованные стихи настолько перенасыщены поэтическим мастерством,что порой понятны лишь профессионалам,людям со специальным литературным образованием.Мастерство,грамотность и красивость вытеснили простоту слога,доступность к пониманию.Стихов которые заставляют задуматься и дают возможность просто отдохнуть читая,становится всё меньше и меньше.А вы всё продолжаете закручивать гайки.Чем вот меня как читателя привлекают порой неказистые стихи? Да именно искренней простотой и доступностью, через которую автор открывает свою душу,которая сразу становится тебе родственной.
Читаешь некоторые стихи и порой не понимаешь о чём они,но ты чувствуешь: - это твоё,это ты и ты читаешь дальше и дальше пока не доходит,что за обычными на первый взгляд строками,просматривается такой же простой человек и даже больше,интересный человек со своим внутренним богатейшим содержанием,со своими радостями и печалями,со своей иронией и глубокой лиричностью.И это же чудо.
Ну надо же наконец-то и учиться и обращать внимание не только грамотному мастерству сложения рифм но и большему, тому для чего и предназначаются стихи. А именно изящному и качественному изготовлению вещи, а не только качеству.Чтобы ею можно было любоваться.Самый прочный и качественно исполненный табурет для сидения - это обычный пень.К тому к чему он предназначен не возникнет ни у кого вопросов. Я не отрицаю есть в нём своя прелесть - но все почему-то обращают внимание на сей предмет обихода в ином исполнение.Так и со стихами.Да полюбите же вы наконец стихи. А полюбив их по настоящему, вы увидите в них даже в неказистых то, что вы находите в своих любимых,порой не замечая откровенных противоречий.Просто полюбите,а не относитесь к ним как к хобби или интересному досугу.И они вам ответят взаимностью.
Простите - может очередное нелепое рассуждение,но только чувствую что-то не так,а вот доходчиво и красиво объяснить не умею.
С добром и уважением .......
Виктор Стрельцов 21.07.2010 17:40 Заявить о нарушении
Блиц-Молния 21.07.2010 18:01 Заявить о нарушении
А это и есть любовь.
Виктор Стрельцов 21.07.2010 18:09 Заявить о нарушении
Блиц-Молния 22.07.2010 07:52 Заявить о нарушении
Виктор Стрельцов 22.07.2010 10:09 Заявить о нарушении
По традиции - использую многократно охаянный метод аналогий.
Я прихожу в магазин (простите за принижение такой высокой темы!) с целью купить орехокол (не для подарка, а для себя). Начинаю выбирать.
Этот - явно не нравится, громоздкий и тяжелый. Этот - с виду ничего, но в руке крайне неудобен. Может, у меня рука слишком маленькая. Значит, ЭТИ ОБА - НЕ ПО МОЕМУ ВКУСУ. Отметаем...
Ага, нашел. Легкий, эргономичный (сердце радуется)... Только слишком туго ходят части (где-то проектанты или производители прокосили, другими словами - прокол в технике). А в этом, тоже красивеньком, слишком малое пространство для ореха - большой орех не поместится, и вновь придется стучать молотком. То есть - этот предмет тоже технически ВЕСЬМА НЕСОВЕРШЕНЕН.
Итог... Что я куплю и куплю ли вообще - не знаю. Может, уйду ни с чем и буду искать "идеальный", может, закрою глаза на технику и выберу КРАСИВЫЙ. Может, предпочту некрасивый, но практичный и буду радоваться удобству пользования. Завист и от моего характера, и от моего настроения В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
То же и со стихами... Тем более, что там масса ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ - гораздо больше, чем в орехоколе.
И, ради бога, не сводите всё к рифме, рифма - дело десятое (есть же и белые стихи!). Имхо, ритм для техники гораздо важнее, (ибо я так и не научится находить в верлибре поэтическое начало).
Леонид Пивоваров 22.07.2010 13:43 Заявить о нарушении
Никто не говорит "только" о технике.
Видите ли, "цепляние/нецепляние" - это НАИБОЛЕЕ субъективная вещь.
Почему Вы не допускаете, что то, что не зацепило Вас - не может "зацепить" кого-то другого?
Ведь речь идет не о личном, а о судействе.
О судействе чужих стихов.
Которые вовсе не рассчитывали специально на данного конкретного рецензента.
И почему надо ставить в ноль труд и прилежание автора, не поленившегося поработать над формой стиха, только потому, что лично рецензента он не "зацепил"?
.
Тем более, что в условиях прямо прописан пункт "техника".
Почему голосовать по этому пункту можно как попало, на уровне какой-то "интуиции".
Разве справедливо это по отношению к авторам, которые потратили годы на ремесленное совершенствование и немало времени и сил на конкретное произведение?
.
И кто сказал, что "не зацепившее" одного - не способно "зацепить" другого...
.
Впрочем, подробнее отпишу на эту тему позже.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 22.07.2010 14:12 Заявить о нарушении
Заранее спасибо.
С уважением
Иоанн Августов 22.07.2010 15:57 Заявить о нарушении
И мне кажется и даже более, ощущается невзирая на мою неубедительность,вы всё же эту мысль уловили.Мысль - это древо познания,а раз древо то и должны быть и ветви и листва.Я написал ствол,вы веточки и листочки,а выходит общее дерево.А что бы и кто бы не говорил,невозможно выбросить один из каких-то элементов этого убранства.
Вот можно остановиться к примеру на стихе за номером два на последнем Блице.Каждый его воспримет по своему,но я его нашёл своим.Простым в исполнение,доступным в понимание и главное ЖИВЫМ а не фарфоровым изящным изделием.
..... Сложная эта штука жизнь.Растёшь,мечтаешь,думаешь - и кажется всё тебе по плечу,всё будет преодолено.Первые встречи,цветы.А сколько волнительных и тревожных,радостных и восторженных мгновений приносит с собой первая любовь.И кажется так будет вечность.Ты и Я - и наш маленький малыш.Какое ж это чудо.Но жизнь жесточайшим образом вносит свои коррективы.Осталась лишь память незаживающим рубцом и маленький браслетик из простого белого бинта.И сны и думы...А было ли это вообще? Может это сон? Просто пугающий сон в своём предостережение. Устала.......как хочется всё вернуть назад и не повторить той ошибки.Я ведь любила и могла........Ну почему.........
И так читая стих дальше и дальше ты видишь и чувствуешь - это твоё,это о тебе.Ты сопереживаешь, становишься одним целым с автором,ты читаешь не стих а читаешь его мысли,живёшь его жизнью - вот в этом то и состоит дар стихотворца.Вот о чём я акцентировал мысль свою.
Нужно требовать грамотность и соблюдения догм стихосложения - несомненно нужно,но и не забывать при этом главное предназначение поэзии........
А оно поверьте, может иногда и не отвечать вкусам и знаниям специалистов.
Виктор Стрельцов 22.07.2010 16:04 Заявить о нарушении
Всем авторам - респект!В такую жару и в такие сроки выдать по 2(!!) стиха - я не способна...
Очень мал диапазон разрешенных оценок от 1 до 3,а стихи хороши каждый по своему и если отличаются друг от друга то на десятые или даже сотые доли, которые нельзя приплюсовать к оценке.
Поэтому, то что очень понравилось, оцениваю на 3 балла, то что просто понравилось на 2 и то что, меня не задело -1 балл.
1. ГНЕДОЙ
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ
бесполезно искать в этом стихе изъяны,
их по-моему просто в наличии нет)))
Ну, разве,что обилие "и"...
Техника – 2 Тема – 3 !!
2) ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Техника – 2 Тема – 3
2. СВОЕВОЛИЕ
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ
Очень понравился стих, кроме последнего катрена -который призван ударно расскрыть тему, но, по-моему, он не "в тему", a как будто,вообще, не от этого стиха.
Техника – 3 Тема – 2
2) ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Техника – 3 Тема – 3
Так весело начиналось, а потом бац -веревка и мыло, но, все-равно, понравилось.
3. ТИМОФЕЙ БОНДАРЕНКО
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ.
Техника – 1 Тема – 2
Не повезло Кот-д-Ивуару - я не большой поклонник футбола,но юмор он и в Африке юмор!!
2) ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Техника – 1 Тема – 2 - что-то похожее я читала в сетях инета,только короче.
4. ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ.
Техника – 3 Тема – 3 !!!
2) ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Техника – 2 Тема – 3
5. ЦАПНУКА ЗАЛЯЖКУ
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ
Техника – 1 Тема – 1
2) ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Техника – 1 Тема – 2
Вера Да Юра 21.07.2010 00:55 Заявить о нарушении
Но по другому показателю - не будете ли Вы добры пояснить, что Вы понимаете под словом "техника".
Потому как конкретных ТЕХНИЧЕСКИХ претензий Вы ни к кому не предъявили. Также, как и не озвучили конкретных технических плюсов.
Поэтому мне совершенно неясны мотивы Ваших единиц, двоек и троек по этому показателю.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 21.07.2010 06:43 Заявить о нарушении
а вот это пояснение "Поэтому, то что очень понравилось, оцениваю на 3 балла, то, что просто понравилось на 2 и то, что, меня не задело -1 балл"-вполне понятно для содержания и оставшегося впечатления.
А техника..чаще всего оценивается на интуитивном уровне-плавность переходов, отсутствие или присутствие инверсий, ввод слов-заменителей ради прекрасного слога и рифмы, разве об этом так уж нужно говорить?
Будем довольствоваться тем, что имеем, итак безбожно всё затянуто..
Лариса
Блиц-Молния 21.07.2010 09:03 Заявить о нарушении
.
Не соглашусь с Вами.
Я вообще-то участвую не ради каких-то там оценок.
Блицы давно мне не интересны сами по себе.
Мне интереснее всего именно мотивы голосования.
Что касается темы - то тут конечно же простор для вкусовщины и произвола.
Но мне было очень любопытно - что будет с голосовнием по технике.
Для подведения каких-то итогов действительно вполне можно довольствоваться тем, что имеется. Но меня интересует другое.
.
Ваш ответ конечно же, любопытен - но это Ваш ответ.
Да и не ответ вовсе.
Это Ваши предположения о чужих мотивах.
К тому же совершенно неконкретные.
А мне хотелось бы услышать мнение самих голосовавших, и какую-то конкретику.
.
Каким образом это может затянуть голосование - не понимаю.
Человек УЖЕ проголосовал.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 21.07.2010 10:21 Заявить о нарушении
Блиц-Молния 21.07.2010 11:51 Заявить о нарушении
Тимофей, напишите самостоятельный обзор)
Эльдорадуга 21.07.2010 12:22 Заявить о нарушении
А просьбу повторю еще раз- ТИМОФЕЙ, Дуэль шла так долго, что хочется услышать мнение о ней настоящего профи, каким Вы являетесь. Лариса
Блиц-Молния 21.07.2010 13:42 Заявить о нарушении
У рецензентов дважды возник вопрос о финале "ШИЛО вмешке не утаишь". У меня был альтернативный вариант, который казался мне менее удачным:
Выбираю свободу. Тебя - на мыло.
После того, как услышала мнение рецензентов, скорее всего, верну отвергнутый вариант.
"Только черному коту и не везет" - изначально написался без последнего четверостишия. Но не считаю это четверостишие чем-то отдельным: скорее завершающим штрихом. Так что здесь финал, скорее всего, останется без изменений.
Конкурс непростой, долгий, многоэтапный. Хорошо, что он все же приближается к финалу.
Своеволие 21.07.2010 16:12 Заявить о нарушении
"тебя - на мыло" - это как раз в духе истероидной дамочки, она же ЛГ. по мне так это лучше однозначно!)
Эльдорадуга 21.07.2010 16:22 Заявить о нарушении
В том стихотворении, которое не затронуло,начинаешь копаться -а почему? и выискивать огрешности...
Теперь,конкретно
1) ТОЛЬКО ЧЁРНОМУ КОТУ И НЕ ВЕЗЁТ
"Уже не будут лица красить
Уже сплясал, кто как хотел" - переход от множественного числа к единственному - резануло слух.
Испанцев радостные лица -
Не лупят больше по ногам!
И гимн их сладостно струится
И любят их мильоны дам.
Чей гимн струиться - ног?И,опять-таки,кого любят мильоны дам? Этот катрен мне резко не понравился,отсюда и оценка.Опять повторюсь 1-не значит школьный кол, а лишь то,что у кого-то чуть лучше по моему частному и честному мнению.
2. ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
Отсутствие кавычек, запятых и прочих мешает гладкому прочтению,но где и когда их надо ставить(запятые) - для меня самой загадка.
"А много там чего еще "- как-то не звучит,для моего уха...
"И первым делом вынул вилы
И кинул в пыль, ругнувши мать" - вас где досматривали?Я туда не полечу...Там где я проходила контроль пыли не было...Да, и каких размеров был ваш мешок?Или ваши вилы новой модели?
---
Оля "Выбираю свободу. Тебя - на мыло" - именно так я и хотела предложить,но решила хозяин - барин.
Я, наверно,тоже "истероидная дамочка" -потому что мне тут все понравилось,и башня тут не причем...
Когда остывают чувства "Ласки нежные сделались нежеланны" -невозможно скрыть свою раздражение
"И совсем не даешь дышать" -поэтому и оценила 3/3
С уважением ко всем авторам,Вера
Вера Да Юра 21.07.2010 20:45 Заявить о нарушении
Людмила Калягина 21.07.2010 21:21 Заявить о нарушении
Всем доброго времени суток!
Оценки ставить не люблю, но надо значит надо.
Гнедой
1. Только черному коту и не везет
плотно шторой гардинной завешенно к ночи окошко, - видимо, имеется в виду слово «занавешено»?
и не может пробится сквозь ткань в фонарей слабый свет: - мягкого знака тут явно не хватает.
Если не брать в расчет эти недочеты, то первый катрен мне нравится)
раз "сама по себе", то какие быть могут запреты?
и используя шанс, вдруг подаренный щедрой судьбой, - не хватает зпт после «и»
в приоткрытую дверь прошмыгнет для людей незаметно
и во двор устремится проворно, подняв хвост трубой.
Мне понравилась мысль о том, что ее в этой комнате нет. И тут меня обломили)) Она мало того, что есть, так еще и сбегает незаметно, бедная.
«Подняв хвост трубой» - неблагозвучно, имхо.
В целом стих мне показался слабоватым и технически и по содержанию. Хотя первый катрен меня очень обнадежил. Думаю, если автор поработает еще, то может получиться что-то интересное)
Техника - 2,
Раскрытие темы – 1.
2. Шило в мешке не утаишь
Что тут сказать. Шило в мешке и кот в мешке – вещи категорически разные, на мой взгляд)) Так что игры смыслов я тут не уловила. Слово «зверюшко» - это какая-то языковая находка? А если бы автор каждую строчку с большой буквы начинал, то я точно подумала бы, что это фамилия))
а шило думало: на кой?
и ухмылялось кривобоко..
в другом мешке хранясь до срока,
сверкая острою иглой.
Шило – Инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренного металлического стержня, насаженного на рукоятку. Никакой иглы там нет)
Техника – 2,
Раскрытие темы – 1.
Своеволие
1. Черноморекот
Смущают первые две строчки:
Удача какого цвета -
везение цвета беж?
О чем это? Или беж был необходим как рифма к зарубеж?
У меня, конечно, возник свой ассоциативный ряд – беж-сбежать за рубеж)) Я не знаю, что именно тут имел в виду автор. А интересно бы понять.
Метафоры красивые, кот-море, спинка – волны, технически мне все понравилось. И финал очень справедливый)
Мне понравилось!)
Техника - 3,
Раскрытие темы – 3.
2. Шило в мешке не утаишь
Ого, вот это триллер. Я думаю, Фрейд оценил бы этот стих по достоинству - сильный символический подтекст у этой истероидной ЛГ)) Технически здорово! Финал только какой-то жесткий и не слишком подходящий легкости самого стиха. Веревка и мыло – какая же это свобода?
Техника – 3,
Раскрытие темы – 3.
3. Тимофей Бондаренко
1. Только черному коту и не везет
Футбольная тема мне не слишком близка, но по-моему замечательно обыграно название Кот-д-Ивуара)) Однако, на полноценное раскрытие темы не тянет.
Испанцев радостные лица -
Не лупят больше по ногам! – тут странное ощущение, что лица лупили по ногам раньше, а потом перестали..
И гимн их сладостно струится
И любят их мильоны дам. – опять же кого любят? Ноги?
Техника – 2,
Раскрытие темы – 1.
2. Шило в мешке не утаишь
Глаголы типа «шмонать» ставят меня в тупик. Потому что я не очень понимаю как это. С запятыми как-то не очень у автора, то ли он сначала думал их не ставить, а потом понял, что надо. То ли вообще не думал об этом. С «уикендом» строчка не читается совсем.
Ну а по смыслу – тема в принципе присутствует, мысль ясна, но меня не впечатлило, честно говоря.
Техника – 1,
Раскрытие темы – 2.
Людмила Калягина
1. Только черному коту
Очаровательный стиш!)
И технически хорош, и тема раскрыта вполне.
Техника – 3,
Раскрытие темы – 3.
2. Шило в мешке не утаишь
Интересно. Когда рифмы нет – я как-то теряюсь и о технике трудно что-либо говорить. Тут мне тоже фрейдистский подтекст видится))
Разве спрячешь такое – небрежно, вскользь -
В будничной, грубой, серой рогоже?!..
Как можно спрятать вскользь? Здесь бы лучше заменить, на мой взгляд.
Техника – 2,
Раскрытие темы – 3.
Цапнука Заляжку
1. Только черному коту…
Длина строк, ударные слоги скачут от катрена к катрену. Так и правда и на грабли и коту на хвост недолго наступить).
По смыслу нравится, технически слабоват. Если автор доработает – с удовольствием перечитаю)
Техника – 1,
Раскрытие темы – 3.
2. Шило в мешке не утаишь
Служебный роман – довольно банально. Опять же технически слабо. Наверное, вы торопились очень.
Техника – 1,
Раскрытие темы – 2.
Еще раз скажу, что ужасно не люблю оценки ставить, но раз вы тут стреляться пришли, то у вас и аптечки при себе быть должны – если вдруг где-то заденет.
Желаю всем удачи и спасибо за хорошие стихи!)
Эмилия
Эльдорадуга 21.07.2010 00:41 Заявить о нарушении
Но по другому показателю - не будете ли Вы добры пояснить, что Вы понимаете под словом "техника".
Потому как конкретных ТЕХНИЧЕСКИХ претензий Вы ни к кому не предъявили. Также, как и не озвучили конкретных технических плюсов.
Поэтому мне совершенно неясны мотивы Ваших единиц, двоек и троек по этому показателю.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 21.07.2010 06:28 Заявить о нарушении
Эльдорадуга 21.07.2010 11:25 Заявить о нарушении
Это по поводу замечаний в мой адрес.
И потом - меня интересовала конкретика по всем стихам.
Ну например, почему Вы ухитрились не заметить (или неизвестно за что простить) очевидные и несомненно технические огрехи в высоко оцененных Вами по технике стихах.
И за что конкретно ставили единицы за технику другим авторам.
Еще раз - меня интересуют основы Ваших оценок техники.
А на сам по себе итоговый отзыв по какому-то стиху.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 21.07.2010 12:05 Заявить о нарушении
Поскольку объявлено не "народное голосование" (т.е выбор нескольких понравившихся), а голосование по типу секундантского (20 оценок по трехбалльной шкале), то, имхо, без обзора, хотя бы мысленного, не обойтись. У меня не настолько хорошо с памятью, чтобы держать в голове 20 оценок и не менее полусотни замечаний. Поэтому я записывал, и в результате получился миниобзор. Он все равно может пригодиться, если появятся претензии от авторов незаслуженно (по их мнению!) недооценных стихов.
Оценки я обнародую сейчас, а обзор после небольшого редактирования и исправления многочисленных механических (надеюсь, грамматических там не будет) отошлю редакторам. Захотят – обнародуют ПОСЛЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ, не захотят – так и будет...
Надеюсь, понятно, почему я не выставляю свои впечатления и соображения, а попросту – обзор, сейчас. Не хочу влиять на оценки других,– тех, кто изредка находит в моих суждениях рациональное зерно.
Уважаемые авторы-дуэлянты! ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
По старой своей традиции, использую ПОЛНЫЙ диапазон оценок.
Единица - это не значит "плохо", а значит, что количество (замеченных мною или кажущихся мне) ошибочек и дефектиков превысило СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЕ из всех ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СТИХОВ.
Двойка - СРЕДНЯЯ оценка. Тут все ясно.
Тройка - не говорит о ПОЛНОЙ безошибочности. Имхо, идеального на свете не бывает. А означает, что количество достоинств ЯВНО превышает количество недостатков.
Это по оценке техники. По оценке темы - аналогично, только там метки на шкале другие - не достоинства-недостатки, а раскрытие-нераскрытие.
===================================================================
1-1. Гнедой – КОТ
Техника – 1
Тема – 2
1-2. Гнедой – ШИЛО
Техника – 1
Тема – 3
2-1. Своеволие – КОТ
Техника – 2
Тема – 3
2-2. Своеволие – ШИЛО
Техника – 2
Тема – 2
3-1. Тимофей Бондаренко – КОТ
Техника – 2
Тема – 2
3-2. Тимофей Бондаренко – ШИЛО
Техника – 2
Тема – 3
4-1. Людмила Калягина – КОТ
Техника – 3
Тема – 3
4-2. Людмила Калягина – ШИЛО
Техника – 3
Тема – 3
5-1. Цапнука Заляжку – КОТ
Техника – 1
Тема – 2
5-2. Цапнука Заляжку – ШИЛО
Техника – 2
Тема – 1
Леонид Пивоваров 18.07.2010 14:12 Заявить о нарушении
По старой своей традиции, использую ПОЛНЫЙ диапазон оценок.
Леонид Пивоваров 22.07.2010 14:18 Заявить о нарушении
Техника – 1
Начну с замеченных недостатков.
Ошибки в орфографии ("пробитЬся", впрочем, может, и описка, но вот "завешено" явно надо писать через одно "н"). Описки – "(в) фонарей", "в(С)третимся" не учитываю, но прошу автора в следующий раз поменьше напрягать читателей.
Неоднозначная пунктуация, хотя настаивать не буду – поэты могут ИНОГДА позволить себе отойти от школьных и академических правил.
Весьма заметны ритмические сбои – в черные дыры попадают самые главные слова четвертого катрена – глаголы "плюну" и "брошу". Зато предлог "через" попадает на ударение, что ещё более усугубляет. В целом – ритмическая сторона, пожалуй, самое слабое место. Размер выдержан, а на акценты автор не обращает внимания. Даже первое слово "плотно" стоит не на своём месте и сразу же задаёт общую ритмическую расхлябанность. И вообще, стихи с такой ритмической организацией можно читать лишь ad libitum (владеющие нотной грамотой меня поймут, к услугам остальных – Википедия).
Римфы новизной не поражают, но и банальности тоже не наблюдается. Радует плавность сюжета и гармоничность построения.
Тема – 2
Кошка есть, а везения не заметил. Попадаются хорошие образы, неплох общий иронический тон, например, вызывает улыбку "по-научному..." (кстати, тоже требует дефиса).
1-2. Гнедой – ШИЛО
Техника – 1
Ошибка в орфографии ("холщОвый"), крайне небрежный синтаксис, заметные ритмические сбои, перебор скобок, слог довольно сумбурный.
Тема – 3
Это как раз то случай, когда "точка зрения завиcит от места сидения"
Если рассматривать стих как самостоятельное произведение , то диалог кота с шилом ничем, кроме заданной темы, не оправдан и может вызвать недоумение.
Но можно рассматривать, с учетом конкурсного задания, как часть диптиха. И тогда замысел становится остроумным и логичным. Будем считать, что я заметил эту связь и оценил её.
2-1. Своеволие – КОТ
Техника – 2
Достоинства (хотя , по большому счету, все нижеперечисленное должно быть НОРМОЙ): грамотно написано, хорошая, ясная и логичная расстановка знаков препинания, рифмы не раздражают избитостью...
Недостатки: смазанный конец (и сложен не лучшим образом, и важное в данном случае слово "вам" совершенно потерялось в безударности, если читать в уже устоявшемся ритме); строка "и лижет пену прибоя" – единственная, имеющая иную, отличную от остальных (может, еще и последняя тоже нестандартная, но это, смотря как читать и трактовать), ритмическую структуру. Впрочем, дольник почти всё скрадывает, и этот микродефект практически незаметен.
Тема – 3
Хорошая идея сравнения, хороши образы, а особенно – "лижет пену прибоя, как взбитое молоко". Сам настрой стиха впечатляет и чуть ли не переносит в теплые края.
Вызывает сомнения само заглавие – неуклюже смотрится, тяжело читается, да и вначале не сразу сообразишь, о чем речь.
2-2. Своеволие – ШИЛО
Техника – 2
Если в предыдущем стихотворении (про кота) средняя оценка – двойка – была низковата, то здесь даже слишком щедра. Ибо ритмическое порстроение всё время заставляет спотыкаться. Понимаю – тоника, и на "песенность" рассчитывать не приходится. Но строка "Мне вдвоем принимать надоело ванны" торчит, как шишка на лбу. А гипербатон (между ВДВОЕМ и ВАННЫ два длинных и весьма значащих слова) делает эту шишку особенно ощутимой. Получается забавнейшее "мне вдвоем"! Особенно, если хочешь сохранить четыре акцента в основных (т.е. первых трех, между собой зарифмованных) строчках. Но акценты тоже гуляют, и не только в основных...
"Щипет" тоже настораживает, хотя "Орфографический словарь" допускает такую форму. Мне всё же ближе универсальное "щиплет", которое есть ВО ВСЕХ словарях.
Настораживает и "сделались нежеланны". Мне кажется, что так не говорят, надо – "нежеланными".
Тема – 2
Оригинально сравнение творения Эйфеля с шилом. Отсюда проистекает образ взбалмошной французской девицы. Но сладкая парочка "ШИЛО-МЫЛО" слишком завуалирована, а вначале бегаешь по сюжету, пытаясь успеть за малоуправляемыми порывами героини и понять, что к чему.
3-1. Тимофей Бондаренко – КОТ
Техника – 2
Первое, что вызывает недоумение – расстановка знаков препинания. В первом катрене из попросту нет. Знаю, что существует такая манера письма, и, хотя я не вижу в ней ни смысла, ни каких-то удобств, кроме потакания лени пишущего, но диктовать свои пристрастия считаю себя не вправе. Вопрос в другом – почему, начиная со второго катрена, эти знаки появились и, хоть и с перебоями, расcтавлены аж до самого конца стихотворения...
Рифмы в целом более-менее. С ритмом всё гладко, за исключением первой строки (инверсия не спасла от ритмической шероховатости). Заметна эклектичность слога (архаичное "мильоны" и тут же почти сленговое "не в тему"), но на шуточные темы можно всё списать. Может, это юмор такой!
Неясен персонаж последнего шестистишия – вначале всеобъемлющее "кому-то", потом неизвестный Он (ему"), а потом оказывается, что этот Он то ли простой болельщик-ивариец, то ли команда Кот-д-Ивуара, то ли само государство. И, что самое обидное, новаторское сравнение воспоминания с плетью ничего не проясняет.
Тема – 2
Замысел неплох. Каламбур сам по себе не всем приходящий в голову, да и ассоциация с Черным Континентом хороша. Но до первого упоминания о стране слишком много говорится на строго футбольную и околофутбольную тематику. И совершенно нет намёков, о чем идет речь, к чему клонит автор, чтобы наиболее догадливые читатели смогли бы сами догадаться или хотя бы что-то заподозрить. Другими словами, нет интриги...
Ну и то, о чем я писал ранее – расплывчатое последнее шестистишие. Выражаясь словами комментаторов этого же ЧМ – разрыв между передней и задней линией.
3-2. Тимофей Бондаренко – ШИЛО
Техника – 2
Та же история со знаками препинания, только хуже. Если в предыдущем стихотворении "сердце пунктуации" останавливалось всего один раз, а потом кое-как забилось, то здесь сам чёрт ногу сломит, отыскивая закономерность. Может, положено опускать препзнаки стандартные (при перечислениях, в конце предлложений...), а оставлять в заковыристых случаях, – так сказать, чтобы и дурак смог понять? Только вот дурость и, кстати, грамотность у всех разная! Как определить своё место на этой шкале дурости?
Остальных замечаний немного. "Достал-продолжал" – несогласование форм глаголов. Правильно – "продолжил", раз уж все действия парня-шмональщика ДО того и ПОСЛЕ того описаны в совершённой форме.
Вызывет сомнения троекратное начальное "И" во втором катрене – ведь действия парня совсем не однородные. А то какая-то былина получается!
"Со дна парнишка под конец достал победоносно шило..." – многовато инверсий для такой , чисто бытовой, тематики и такого же стиля.
Тема – 3
Тут нечего сказать – все задумано и сделано по высшему классу!
Леонид Пивоваров 22.07.2010 14:20 Заявить о нарушении
Техника – 3
Ну, а что тут можно сказать?!..
Нашел лишь одну зацепку, один микродефект. Если следовать моей терминологии и не всеми признаваемой теории о неравнозначности бедударных слогов в трёхстопных размерах, что слово "себе" в четвертой строке начинается (или приходится на...) с ПОЛУУДАРНОГО слога и поэму звучит как "сЕбе". Может, ещё "хвосту" в девятой строке не хватает должного акцентирования. Но зато остальные слова, – как влитые. И ни малейшего намёка на "спасительные" инверсии.
Тема – 3
А тут я пожалел, что не предусмотрены бонусы. Ибо вдобавок к очаровательным рассуждениям черного кота автор приготовила и нам бонус – краткое, но эмоциональное описание Москвы (а-ля Булгаков). Даже знаменитый роман можно не перечитывать – ассоциации возникают сами собой.
4-2. Людмила Калягина – ШИЛО
Техника – 3
При первом чтении мне показалось, что с непростым (так называемым акцентным) ритмом автор что-то напутала. Но при втором понял, что ошибка – исключительно моя.
Люди! Не поленитесь, перечитайте стихотворение следующим образом: В каждой строке (за редким исключением) по четыре акцентированных слова или одноакцентной группы слов. Такие стихи надо читать, равномерно расставляя акценты, а не слоги.
В пятой строке на месте троеточия СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ, равную времени, отведённому вами на каждый их предыдущих фрагментов ритмической структуризации (т.е. акценты). И вы увидите, как ритм не только сохранился и даже укрепился, но и прибавилось смысла из-за паузы после слова "счастье". И, имхо, несимметричное разбиение всего стихотворения добавлляет ему шарму.
Чуточку подкачала предпоследняя строка – пять полновесных слов позволяют расставить акценты по-разному, и эта "свобода выбора" отвлекает.
Всё остальное тоже на уровне. Придраться можно лишь к тому, что лишь часть коротких горизонтальных палочек (дефисов) заменена длинными (тире). Но тут мы рискуем погрязнуть в технических дебрях фонтов, редакторов, раскладок и прочей компьютерной казуистики...
Тема – 3
Одно из немногих неиронических стихотворений, что само по себе, с учетом заданной темы, уже оригинально. Ещё более оригинально сравнение шила со счастьем. Кто-то посчитает его надуманным, кто-то гениальным. Я не буду бросаться в крайности. Мне нравится, и этим всё сказано. А в терминологии нынешнего голосования это будет звучать так – я считаю, что тема раскрыта полностью.
5-1. Цапнука Заляжку – КОТ
Техника – 1
Сколько времени потратил, пытаясь уловить ритм! А уж потом сообразил и начал читать строки снизу вверх. Оказалось – пятистопный хорей, изредка сбивающийся на весьма выпирающий шестистопный. Но вот первые две строки – ни в какую дугу от никаких ворот не влазят. Неужели автор, дописав до конца, ни разу не прочитал написанное с самого начала? Удивительно...
Одного этого хватило мне, чтобы поставить наинизшую из допустимых оценок. Есть и другие недостатки, но не буду сыпать соль на раны. Захочет автор – я переберу всё, что заметил, и напишу ему в личку. Но я знаю автора и не сомневаюсь, что он сам всё увидит – надо лишь внимательно перечитать написанное.
Тема – 2
Еще один подход к теме невезения и, надо сказать, неплохой. Но существует понятие КПД, выражение "из пушки – по воробьям" или "гора родила мышь". Это к тому, что "наш Париж" не стоит такой длинной мессы. Тема стихотворения потонула в массе малоинтересных или неважно описанных деталей.
5-2. Цапнука Заляжку – ШИЛО
Техника – 2
Тут проще перечислить основные категории.
Начну с ритма. Всё читается гладенько, без сбоев. Есть глобальная претензия – к последней строчке, но её, этой строчки, невыделенность ритмическим акцентом – это лишь часть проблемы. Нужно бы и слова поменять, чтобы читателю самому не догадываться, что сказанное в последней строке – не что иное, как вывод (следствие) из сказанного в предпоследней. Понятно, что нет места для вставки типа "рано или поздно", но после последней строки невольно ожидаешь НОВОЙ истории, возникшей после "открытия тайны".
Рифмы сносные. Основанных исключительно на флексиях – немного, не больше, чем в целом по Стихире. Особо оригинальных не заметил, но и морковей-любовей тоже, слава богу, нет.
С написанием слов все в порядке, чего нельзя сказать о знаках пунктуации. Зачем запятая в конце седьмой строки? Зато этих запятых явно недостаёт в первом и третьем катренах.
Совершенна непонятна мне смена системы рифмовки в последнем катрене. И дело не в формальном следовании канонам. Просто как-то выбивает при чтении...
Тема – 1
Привязка любовной истории к шилу совсем уж детская и неубедительная. Так можно брать любую поговорку и вязать всё, что придёт в голову.
=======================В С Ё ==================
Леонид Пивоваров 22.07.2010 14:21 Заявить о нарушении
Удача какого цвета -!--!-!-
везение цвета беж? -!--!-!
Июль - середина лета, -!--!-!-
так хочется за рубеж -!--!-!
на море, причем любое: -!--!-!-
не важен размер и цвет; -!--!-!
хоть Черное, хоть Цветное -!--!-!-
морей нежеланных нет. -!--!-!
По спинке волну рукою -!--!-!-
погладишь - мурчит легко -!--!-!
и лижет пену прибоя, -!-!!-! спондей
как взбитое молоко. -!--!-!
Неважно, насколько черен -!--!-!-
кошачьей спины окрас, -!--!-!
как кошку погладишь море -!--!-!-
рукой - и мечта сбылась. -!--!-!
"Кот черен - не жди удачи", -!--!-!-
придумал же кто-то злой. -!--!-!
Примету переиначу: -!--!-!-
"Кот черен - вам повезло"! -!--!-!
Логаэд как логаэд. Вроде.
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 10:14 Заявить о нарушении
Теперь по существу Вашего вопроса. Думаю, что мы зациклились на терминологии. Так же, как один и тот же стакан один считает наполовину полным, другой - наполовину пустым... И оба правы!
"Специальных общепринятых названий подобные составные ритмы не имеют.
Общее название - логаэды."
( из ответа Т. Бондаренко на одну из рецензий.
"ЛОГАЭДЫ (от греч . logaoidikos - прозаически-стихотворный), стихотворные размеры, образуемые сочетанием неодинаковых стоп (напр., дактилей и хореев), последовательность которых правильно повторяется из стиха в стих или из строфы в строфу. В метрическом стихосложении - основная форма античной песенной лирики; в силлабо-тоническом стихосложении малоупотребительны"
(Современный толковый словарь)
Обратите внимание - "повторяется из стиха в стих или из строфы в строфу."
Покольку в приведенном Вами стихе Своеволия строка 11 отличается от остальных, Я С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ употребил более широкий термин ДОЛЬНИК (кстати, ИМХО, дольниками можно считать любые логаэды, в том числе и с регулярной ритмической структурой).
"ДОЛЬНИК м. Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов."
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Маленькая аналогия. Некоторую фигуру одни называют ромбом, другие - равносторонним (но не правильным!) многоугольником, третьи - квадратом с деформированными углами. И все правы! Каждый выбирает путем выбора названия тот аспект, который ему наиболее удобен для дальнейших рассуждений или преобразований.
Тех же, кто совершенно глух к чужой интерпретации, называют ДОГМАТИКАМИ.
Буду весьма признателен, если Вы мне объясните, почему ошибочно считать размер приведенного стихотворения дольником.
Леонид Пивоваров 23.07.2010 14:04 Заявить о нарушении
Определять ритмику и тем более размер по одной строчке со спондеем - довольно смешно. Этак всё в мире тоникой может стать.
Ваша аналогия с математикой здесь не совсем уместна. Если уж и приводить параллели - то как следует. Называть данное стихо дольником всё равно, что куб - квадратом. Ибо Вы смешиваете две системы (координат) силлабо-тонику и тонику.
В силлабике во всех "строках" равно только количество всех слогов.
В тонике в них (строках) совпадает только число ударных слогов - иктов. Число же безударных слогов между ними варьируется в зависимости от размера.
1-2 - для дольника.
1-3 - для тактовика.
1-4+ для ударника.
В этом же стихотворении совпадает число слогов (с учётом альтернанса) и число ударений. Это - силлаботоника. А дольник - тонический размер. Конечно, называть можно всё как угодно. Но только такое название в данном случае заведомо опускает стих. А на некоторых конкурсах и вообще бы тонику не приняли. Так что это принципиально. И тем более для судьи.
В общем же я, конечно, не сторонник буквоедства. Ибо в стиховедении есть немало нелогичных терминов.
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 14:29 Заявить о нарушении
"Но только такое название (дольник) в данном случае заведомо опускает стих. А на некоторых конкурсах и вообще бы тонику не приняли"
И сколько же стихов Вам удалось опустить? Как повезло Блоку и Пастернаку - не дожили до Вашего опустительского (простите за неологизм) анализа и до Ваших и Ваших единомышленников запретов!
Вынужден ещё раз повторить определение дольника из СОЛИДНОГО источника.
"Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов."
Вы считаете, что вариации возможны лишь между стихами (для менее посященных - строками)?
А я считаю, что и между СТОПАМИ тоже. Например, как в нашем стихотворении. Хотя бы в первой строке:
Удача какого цвета -!--!-!-
Вы же сами расставили горизонтальные черточки (минусы, дефисы, называйте их как хотите, только не приводите здесь ненужные главы из энциклопедий). Неужели не видно, что есть одиночные безударные слоги, а есть двойные (попарные)?
А Вы мне вместо этого начали рассказывать о силлабике (не о силлабо-тонике!!) и приводить определение. Да при чем здесь она, эта силлабика? Никто ведь не сомневается в Вашей начитанности. И сыпать терминами в век Интернета тоже не стоит. Я слаб в терминологии, но умею пользоваться поисковиком.
Вам нравится считать отклонение в 11-й строке спондеем? Да на здоровье! У меня проще всё - я на этой строке споткнулся, а уж потом начал искать причину. Логаэд так логаэд, просто другого типа... Вы хотя бы так позволите мне трактовать этот СПОРНЫЙ МОМЕНТ?
Наверно, будет правильно обратиться с вопросом, можно ли считать, что стихотворение написано в дольнике, к более авторитетным источникам, нежели уважаемый мною (без всякой иронии!), но все же зацикленный на собственной непогрешимости (ИМХО!) Стихоремесленный Цех.
Спадет жара, и я сам это сделаю.
Леонид Пивоваров 23.07.2010 16:15 Заявить о нарушении
"В этом же стихотворении совпадает число слогов (с учётом альтернанса) и число ударений. Это - силлаботоника. А дольник - тонический размер. ".
Это стихо соответствует одновременно тонике и силлабике, которую я упомянул только для разъяснения этого момента, а не для выпендрежа. Из этого не трудно догадаться, что стихотворение силлаботоническое. И к нему надо применять критерии силлаботоники. А дольник - цитата из солидного источника: "Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.". Вчитайтесь-ка сами. Каким боком тонический стих относится к силлаботонике? Что же касается дольника и стоп - не наблюдаю особого смысла спорить о теориях Вами же и сконструированных. Это только говорит о поверхностном знании Вами сути вопроса. Ибо на деле глупо судить о размере стихотворения на уровне одной строки "строки" самой по себе. Или же всё Вы знаете - только увёртываетесь.
Называть при желании можно всё как угодно. Я это уже сказал. Но когда рецензент упорно применяет к стихотворению, написанному в одной системе стихосложения, понятия из совершенно иной - это уже странно. И некомильфо для судьи.
Куда уж мне выпендриваться, Вы же мне открываете, что строка называется стихом.
Опускать же мне приходится довольно большое количество стихов. В этом, кстати, Вы тоже не все недочёты выявили. Но я всегда стараюсь цепляться и хвалить только по делу. И отмечать практически все значимые моменты. А называть силлаботонику просто тоникой или силлабикой - незаслуженное опускание. Ибо силлаботоника как система совершеннее.
И вообще у меня вызывает удивление Ваше нежелание согласится с этим недочётом в рецензии. Ну не разглядели подробно - ничего же страшного не случилось! Но у меня сложилось мнение, что Вы, извините, усрётесь скорее, чем с критикой согласитесь. У меня нет никакого особого интереса разводить тут дискуссии по данному вопросу. Я своё мнение высказал. Ради справедливости.
_____________________________________________
Ругаете Стихоремесленный. Зря. Это не экспертное общество. Дискуссионное. Так что Ваши претензии не по делу.
Кстати. Попробовал следовать этому методу называния. Надо же. Некоторые рецензии можно называть набором букв.
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 18:06 Заявить о нарушении
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 18:42 Заявить о нарушении
Первое: "Куда уж мне выпендриваться, Вы же мне открываете, что строка называется стихом."
Может, я неудачно сформулировал, но фраза "(для менее посященных - строками)" предназначалась не Вам, а авторам Блица, из которых, по крайней мере, половина совершенно незнакома с теорией и терминологией стихосложения и поэтому весьма распространенное слово "стих" отождествляет со "стихотворением". И совсем не использует цеховое, несколько отдающее снобизмом, слово "стихо".
Я знаю, что некоторые из них читают рецы, и постарался, дабы они не заблуждались. Ну что мне теперь, землю есть, раз Вы приняли на свой счёт?
Второе: Я не ругаю Стихоремесленный Цех. Я сам около полугода назад набрел на него и не только с удовольствием (и с пользой для себя) прочел статьи Т.Бондаренко, но дал некоторым стихирским друзьям ссылки на эти стати с весьма одобрительными комментариями.
А то, что, по крайней мере, двое из этого Цеха (Вы и Т.Б.) несколько грешат безапелляционностью, так это моё видение. Не вижу необходимости приводить многочисленные примеры, дабы не терять время и не ставить уважаемых оппонентов в неловкое положение.
Вот всего один из примеров из Вашего последнего поста:
"В этом, кстати, Вы тоже не все недочёты выявили".
Не спорю, не все...
Неужели Вы уверены, что в принципе можете выявить ВСЕ НЕДОЧЁТЫ"??? А если кто-то посчитает недочётом то, что Вы в силу своих убеждений не считаете? Значит, он неуч, бездарь, выскочка?.. Вы в этом уверены?
Вот это я и называю зацикленннностью на собственной непогрешимости.
И всё же теперь по существу.
Вот ссылка на страницу знаменитого, хотя и в чем-то устаревшего, "Поэтического словаря" Квятковского
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1071.htm
Надеюсь, Вы не станете утверждать, что термин Квятковского "трехдольник" неприменим просто к дольнику. И что "дольник" и "паузник" в наше время трактуются как синонимы.
И что мы на этой странице видим? А вот что:
=======ц и т а т а =========
Очень эффектен ритм трехдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трехкратном трехдольнике втором.
Однодольная пауза в первой половине тактометрического периода:
На | ту /\ зна|комую | гору
Сто | раз /\ я| в день прихо|жу, /\
Сто|ю, /\ скло|няся на по|сох,
И | в дол /\ с вер|шины гля|жу, /\
(В. Жуковский)
==== к о н е ц ц и т а т ы =====================
Оставим в покое концевые паузы - альтернанс ничего не портит.
Чем же тогда отличается первые четыре строки (там, слава богу, нет так давшегося Вам спондея) стихотворения Своеволия от классического примера? Сам же и отвечу - лишь тем, что у Жуковского по одной паузе на строку, а У Своеволия - тоже по одной, но в другом месте.
У|дача ка|кого /\ |цвета -!--!-!-
ве|зение | цвета /\ |беж? -!--!-!
И|юль - сере|дина /\ лета, -!--!-!-
так | хочется | за ру/\|беж -!--!-!
По-Вашему выходит, что ПАУЗА В ПЕРВОЙ СТОПЕ (у Жуковского) - это тоника, а ПАУЗА В ТРЕТЬЕЙ СТОПЕ (у Своеволия) - это силлабо-тоника?
С уважением
Леонид Пивоваров 23.07.2010 19:52 Заявить о нарушении
Паузник и дольник - в принципе считают одним и тем же.
Но наличие паузы далеко не обязательно относит стих к паузнику - это может быть просто цезура.
Приведённое же Вами стихо такая же силлаботоника. Ссылку сейчас изучу.
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 20:35 Заявить о нарушении
Уд!ача /\как!ого цв!ета/\
вез!ение/\цв!ета б!еж?/\
И!юль/\сере!дина л!ета,
так !хочется/\!за ру!беж
Субъективно.
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 20:50 Заявить о нарушении
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 20:59 Заявить о нарушении
Вертикальная палочка определяет (стоит перед) НАЧАЛО ударного слога , а "домик" (/\) - пропуск безударного там где в классическом силлабо-оническом размере (у нас - амфибрахий) безударный слог должен был бы присутствовать.
Вот "рыба" для стиха Своеволия, если бы не было ПАУЗ (в смысле - пропущенных слогов), то есть РЫБЫ СТАНДАРТНОГО ТРЕХСТОПНОГО АМФИБРАХИЯ С попеременной женской и мужской рифмами.
капУста, капУста, капУста,
капУста, капУста, капУ,
капУста, капУста, капУста,
капУста, капУста, капУ
А вот что получилсь с пропусками.
капУста, капУста, пУста,
капУста, капУста, пУ,
капУста, капУста, пУста,
капУста, капУста, пУ
Для наглядности сюда же добавлю значки
ка|пУста, ка|пУ /\ ста, |пУста,
ка|пУста, ка|пУ /\ ста, |пУ, (здесь тоже может быть домик)
ка|пУста, ка|пУ /\ ста, |пУста,
ка|пУста, ка|пУ /\ ста, |пУ (здесь тоже может быть домик)
Можно, если нравится, группировать конец строки иначе - капУ, стапУ.Это же просто РЫБА.
Вот это я уже и называю дольником. В данном случае - он регулярен (Квятковский называет это ЛОКАЛЬНОЙ внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте). В 11-й строке эта регулярность нарушилась, что в целом для выявления истины не так уж важно.
Это же построение можно считать и логаэдом - в данном случае сочетанием амфибрахической, хореической и неполной амфибрахической стоп.
Я считаю, что общее разночтение в терминах и привело нас к непониманию.
В моём понимании, спондей и пиррихий - это ВСЕГО лишь классификация расположения ударных слогов. А любая пауза, кроме концевых (т.е. пропущенный слог), уже делает стих тоническим в той или иной степени. Ибо почти все термины в стиховедении весьма расплывчаты. В результате нет четкой границу между УСЛОВНЫМИ, придуманными литературоведами, категориями - силлабо-тоникой и тоникой.
С уважением
Леонид Пивоваров 23.07.2010 21:49 Заявить о нарушении
В моем обзоре-рецензии ни разу не было употреблено слово "тоника", а было "дольник". Как мы ОБА выяснили, не все ученые считают, что ДОЛЬНИК следует относить к тонике. Тем не менее, вы начали свой первый пост словами
"Извините. А где Вы здесь углядели тонику?"
То есть Вы не сомневались в правильности ВАШЕЙ терминологии и Ваших воззрений.
Второй раз. Я пишу:
Надеюсь, Вы не станете утверждать, что термин Квятковского "трехдольник" неприменим просто к дольнику. И что "дольник" и "паузник" в наше время трактуются как синонимы.
(Здесь я сам в спешке допустил логическую ошибку - получилось, что объединил союзом "и" ложное и истинное утверждение Пропустил слово "опровергать" в начале второго предложения).
Вы же мне вновь тычете в глаза злополучную тонику:
"Извините. Но в приведённой Вами ссылке не сказано, что паузный трёхдольник - тоника."
А вот еще. Википедия иногда пишет глупости, но в целом можно ей верить.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA
"Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные."
Статья Квятковского озаглавлена "Паузник" и посвящена разным видам паузника. Вы её внимательно просмотрели.
Откуда же такой заявление - "Но там как раз и сказано, что трёхдольник и дольник - не одно и то же"?
Конечно, не одно. Часть не равна целому. Трехдольник - ЧАСТНЫЙ случай ПАУЗНИКА. А я и не утверждал, что все дольники - трехдольники. А вот обратное утверждение, что все трехдольники - дольники как раз может быть верным. Скорей всего, так и есть.
Я Вас прошу - в случае дальнейших дискуссий обращать внимание на недопустимость подмены понятий и соблюдать правила силлогизма.
С уважением
Леонид Пивоваров 23.07.2010 22:35 Заявить о нарушении
И любая цезура не делает стих тоническим. Так что я не собираюсь относить это стихо к тонической системе. А с тем, что оно содержит в строке три доли, то есть является трёхдольным, могу согласиться.
Я пользуюсь несколько иной терминологией. Имею право - используемая мной трактовка дольника куда более известна. Вот это данный казус и создало.
Тут всё ясно. Насколько я знаю, один из участников дуэли, секундантом которого я был, готовит обзор финала. Думаю, пока стоит взять перерыв. А когда будет готов обзор - можно будет и там о чём нибудь подискутировать. Так что ждём во времени скором.
С уважением.
Иоанн Августов 23.07.2010 22:44 Заявить о нарушении
С уважением
Иоанн Августов 23.07.2010 22:50 Заявить о нарушении
Какие дольнки, какая тоника.
Тут почти чистый логаэд.
Откровенная силлаботоника.
Хоть и нестандартная.
А отдельные спондеи и пиррихии - вообще неважны для оценки.
Их где угодно можно встретить.
Что касается "дольника" то мне наиболее логичной кажется точка зрения, которую я нашел у Холшевникова.
(к сожалению, ссылки под рукой нет)
Дольник - стих, тяготеющий к определенному (как правило трехсложному) силлаботоническому размеру, в котором нарушения ритмики за счет лишних или недостающих слогов не слишком велики, в том смысле, что не разрушают ритмическую инерцию определенного размера.
О дольнике можно было бы говорить, если бы лишние слоги (или паузы) были распределены хаотично, без какой-то закономерности.
А здесь ритмическая структура просматривается совершенно четко.
И относить этот стих к дольникам не вижу никакого основания.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 24.07.2010 23:25 Заявить о нарушении
Все это тщательно исследовано в дискуссии между мною и Вашим последователем и секундантом Иоанном. Приведены примеры, цитаты, ритмические схемы, ссылки...
Но Вам же некогда читать - Вы выше этого! Облагодетельствовали несмышлёнышей непререкаемым словом гения и пошли дальше - вразумлять других несмышлёнышей.
Леонид Пивоваров 24.07.2010 23:53 Заявить о нарушении
Нужно не только ползоваться справочниками, но и четко понимать, чем и зачем пользуешься.
.
Термин дольник - весьма неопределн и неоднозначен.
Термин "логаэд" - вполне ясен.
К данному стиху термин "логаэд" безоговорочно подходит.
И прилеплять сюда "дольник" - очевидная лажа.
.
Или, может быть, Вы сумеете обосновать необходимость использования туманного и неоднозначного термина вместо однозначного и ясного?
Не проще ли признаться в собственной неряшливости?
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 25.07.2010 01:33 Заявить о нарушении
.
Оказывается расстановка/нерасстановка перпинаков теперь стала считаться элементом поэтической техники!
Я плакалъ!
И судя, по объему обсуждения - видимо, важнейшим элементом!
Рифмы, оказывается "более-менее".
Увы, не первый раз рецензент позволяет себе поверхностно и весьма необъективно судить о рифмовке.
Взять скажем для сравнения стих Калягиной на ту же тему.
С откровенно слабой рифмовкой - так ни слова - у рецензента одни восторги и никаких замечаний кроме "сЕбе".
Вроде и нет там ни "глагольных" ни грамматических рифм ни стыка "хвост трубою".
Кстати еще у одного автора , рифмовка которого не вызвала никаких нареканий у рецензента, а даже похвалу
"достоинства....рифмы не раздражают избитостью." - рифмовка по огригинальности рифм - плоха.(даже не относительно данного конкурса, а вообще) А пара грамматических рифм - проскользнули мимо.
.
Где-то рецензент позволяет себе домысливать то, чего нет, и выставляет высокую оценку.
А где-то упрекает автора в том, что ему что-то там в стихе с полувзгляда непонятно.
И эффект неожиданности концовки с какого-то перпуга оценивает в минус.
.
И еще хочется отметить (по другим стихам) - у рецензента странные представления о том, что такое тонический стих.
И он почему-то записывает в тонику просто ритмически неряшливые стихи.
Формально-то много что можно придумать.
Просто сравните по звучанию Маяковского с "шилом" Калягиной или Своеволия.
Неужели надо доказываять - что если это тоника - то весьма дрянная?
Куда хуже чем силлаботоника.
.
Комментировать все сказанное рецензентом по всем стихам - нет желания.
Тем более, что я написал собственный, достаточно подробный, обзор.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 25.07.2010 01:40 Заявить о нарушении
Я с Вам попрощался на другой странице. Теперь с превеликим удовольствием прощаюсь здесь. Хотите - продолжайте писать. Я отвечать не буду. Без толку! Да и неинтересно стало.
Леонид Пивоваров 25.07.2010 02:12 Заявить о нарушении
Ведь я не только интерпретациями терминов занимался, а потрудился, и нарыл кучу объективных показателей, которые существенно расходятся с Вашими оценками.
Но на эту тему Вы храните гордое молчание.
Впрочем не только Вы. Правда многим глаза колет.
.
Кстати, к вопросу и нежелании что-то признавать.
Вы не скажете - а Вам когда-нибудь приходилось признавать неправоту Ваших оценок?
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 25.07.2010 07:01 Заявить о нарушении
Мы ведь не об умерших классиках говорим.
Давайте спросим у самих авторов - что они писали - тонику, силлаботонику или рифмованный верлибр.
Имелись ли в виду какие-то "паузы", или логаэд и был задуман и сочинялся как логаэд.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 25.07.2010 16:37 Заявить о нарушении
с ником Своеволие. Я знаю, что это женщина с именем Оля.
Тут есть один нюанс. Высока вероятность, что автор Своеволие мало знакома с теорией и терминами, а некоторые их них совершенно не слышала. Поэтому обращаться придется Вам - я не хочу ставить её в неловкое положение. Надеюсь, что Вы проявите достаточный такт, задавая свои вопросы. Думаю, что удобнее задать вопросы не тут, а в виде рецы на стихотворение, дабы исключить влияние ее симпатий или антипатий к кому-то из нас.
Вот ссылка на стихотворение :
http://www.stihi.ru/2010/07/21/4563
Впрочем, где размещать вопрос(ы), решать Вам.
Я знаю, что многие на Стихире пишут интуитивно, не зная, как называется результат их творчества по-научному. Некоторые из них пишут вполне достойно, во всяком случае, не хуже людей, "отягощенных" знаниями. Я в данном случае не о Вас и не о себе.
Не надо вспоминать "мещанина во дворянстве" Журдена, не знающего, что он говорит прозой. Это не самый страшный его грех - он был к тому же еще напыщен и глуп.
Есть и противоположные примеры. Выдающийся американский джазовый пианист ХХ века Эрролл Гарнер, хотя и родился в семье музыкантов, ещё в детстве наотрез отказался изучать нотную грамоту. Тем не менее это ему не помешало впоследствии руководить оркестрами и ансамблями, а также писать музыку. Этот факт описан во множестве книг, а об Инете и говорить нечего.
Это я к тому, что нет чёткой корреляции между теоретической подкованностью и качеством творчества. Хотя, ИМХО, знания ещё никому не помешали. Я, например, никогда не упускаю случая пополнить свои знания (ещё год назад с удовольствием читал Вашу "Школу начинающего поэта", ибо тогда многое мне было в новинку), ибо в противном случае писал бы ещё хуже, чем сейчас. Но это уж кому как...
И последнее: не надо проверять меня (автора Своеволие тоже) на ... устойчивость такими фразами :
"Имелись ли в виду какие-то "паузы", или логаэд и был задуман и сочинялся как логаэд."
Почему бы Вам не задать такой вопрос:
"Имелись ли в виду какие-то логаэды, или дольник и был задуман и сочинялся как дольник"?
Неужели Вы до сих пор не поняли, что я плохо зомбируюсь, и многократное повторение Вами СПОРНОГО (заметьте, я не сказал "неверного"!) суждения ничего не дает. Кроме потери времени, разумеется...
Задавать вопрос, в котором уже содержится ответ - это прерогатива политиков и наперсточников. Я очень надеюсь, что Вы, если ещё не передумали спрашивать автора, сформулируете свои вопросы КОРРЕКТНО.
Леонид Пивоваров 25.07.2010 22:41 Заявить о нарушении
Людмила Калягина 26.07.2010 17:01 Заявить о нарушении
Теперь наш (или мой) уважаемый (или не слишком) оппонент (тут, наконец-то, без сомнений) станет нести очередную паранойю - что мы уже сговорились или что Вы таким образом расплачиваетесь со мной за высокие оценки Ваших "дуэльных" стихотворений.
Перед тем, как упомянуть медицинский термин "паранойя", я тщательно подумал. И не нашел оснований сдерживаться в выборе выражений перед человеком, который называет другого автора (Цапнука Заляжку, здесь же, в другой рецензии) ОЛИГОФРЕНОМ лишь за то, что тот ПОСМЕЛ выразить свое мнение и спародировать эту забавную смесь литературного обзора с расчетом прочности консольно закреплённой балки.
Я и сам специализируюсь на пародиях, и мне не привыкать к возмущению недооценённых творителей шедевров. Поначалу кипятился, взрывался, аки порох пересушенный. А сейчас научился отмахиваться от этих жалких попыток укусить, попутно тренируя выдержку и столь необходимое в нашем деле ехидство.
Наконец-то я могу искренне написать:
С уважением,
Леонид Пивоваров 26.07.2010 17:37 Заявить о нарушении
Да, я тоже видела диагноз, выставленный дуэлянту Цапнука Заляжку полковым врачом Т.Бондаренко... Поудивлялась. Нужно быть железобетонно уверенным в собственной правоте, чтобы вот так смело раздавать медицинские характеристики другим людям)))
Людмила Калягина 26.07.2010 17:43 Заявить о нарушении
Вы, Леонид и в психиатрии круто разбираетесь!
Очень интересно!
Ваша трктовка медицинского термина любопытна!
Выходит, любой, кто назовет кого-то "олигофреном" - страдает параноей?!
Кстати, а врать-то зачем?
"Вы действительно олигофрен, или только прикидываетесь, потому что очень хочется укусить?"
.
Людмиле
У меня к Вам собственно - один вопрос: стих про шило Вы писали как силлаботонический (в стиле скажем, Пушкинаа), как тонический (в стиле Маяковского), или как рифмованный верлибр?
А может - как силлабический? (в первых 4 строках - чистая силлабика)(Кантемир, Прокопович...)
Или Вы вообще "забили" на соблюдение какой-то формы и просто набрасывали слова как придется?
Не составит ли Вам труда осветить этот вопрос?
.
п.с.
а что касается примеров собственного творчества - см. таблицу.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 26.07.2010 18:03 Заявить о нарушении
"...перечитайте стихотворение следующим образом: В каждой строке (за редким исключением) по четыре акцентированных слова или одноакцентной группы слов. Такие стихи надо читать, равномерно расставляя акценты, а не слоги.
В пятой строке на месте троеточия СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ, равную времени, отведённому вами на каждый их предыдущих фрагментов ритмической структуризации (т.е. акценты). И вы увидите, как ритм не только сохранился и даже укрепился, но и прибавилось смысла из-за паузы после слова "счастье"..."
Вот как-то так. Вы поймите: не зная толком, чем отличается силлаботоника от тоники, я Вам и не смогу аргументированно ответить, как именно я задумывала этот стих. Я старалась написать его так, чтобы он читался ритмично, т.е. не потерял облика стиха. Рифмы точное-нощное, похожее-рогоже, вскользь-насквозь - мне кажутся допустимыми, если сам стих не выстроен "по линеечке". Более сомнительно созвучие "гранями-не по правилам". Тут я готова признать, что ничего более удачного просто не нашла: при заменах портился, менялся смысл, а я хотела сохранить именно такой.
Вот примерно и вся история.
Людмила Калягина 26.07.2010 18:43 Заявить о нарушении
"Выходит, любой, кто назовет кого-то "олигофреном" - страдает параноей?!"
Заметьте, это Ваши слова, я такого не говорил и не думал.
Если Вы не можете уловить смысл написанного с первого раза - это Ваши проблемы. Обращайтесь за разъяснениями к двух- или третьеклассникам - они Вам всё подробно пояснят.
На первый раз могу и я - путем маленьких логических посылок, ибо большие Вы не можете охватить за один раз.
1. Заподозрить человека в паранойе - это значит, рисковать вызвать его обиду, т е. нагрубить ему.
2. Я не грублю вежливым людям.
3. Человек, НА РОВНОМ МЕСТЕ, т.е без веских на то оснований называющий или подозревающий другого в олигофрении, не является вежливым человеком.
4. У меня нет чётких правил обращения к НЕВЕЖЛИВЫМ людям.
И вывод:
5. Упомянув в обращении к НЕВЕЖЛИВОМУ человеку о паранойе, я не нарушил свои правила.
Это что касается логики. А паранойя (она же - мания переследования) Ваша временами видна невооруженным взглядом. Вам слишком часто видятся козни недоброжелателей, там, где есть всего лишь нейтральная и аргументированная критика.
Я слабо разбираюсь в психиатрии. Каюсь... Может быть, Ваша маничка называется иначе.
Леонид Пивоваров 26.07.2010 19:06 Заявить о нарушении
спасибо за разъяснения.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 26.07.2010 20:23 Заявить о нарушении
.
В психиатрии Вы действительно не разбираетесь.
Как и в психологии.
Но это не важно.
А с логикой у меня все в порядке.
Просто Вы все время не под тем углом смотрите.
.
"А паранойя (она же - мания переследования) Ваша временами видна невооруженным взглядом. Вам слишком часто видятся козни недоброжелателей, там, где есть всего лишь нейтральная и аргументированная критика."
.
Вы не видите под правильным углом ни меня ни оппонентов.
А причина - банальна - Вы никак не можете отвлечься от эмоций и эмоциональной оценки и посмотреть холодным трезвым взглядом. Для Вас, (и далеко не только для Вас), эмоции заслоняют реальность...
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 27.07.2010 17:38 Заявить о нарушении
Сильный финал! Особо порадовали Андрей и Тимофей. Оценки:
Гнедой
1) техника - 2, тема - 3
2) техника - 3, тема - 3
Своеволие
1) техника - 2, тема - 2
2) техника - 2, тема - 2
Тимофей Бондаренко
1) техника - 2, тема - 3
2) техника - 2, тема - 3
Людмила Калягина
1) техника - 2, тема - 3
2) техника - 2, тема - 2
Цапнука Заляжку
1) техника - 1, тема - 2
2) техника - 1, тема - 3
Всем удачи!
Андрей Румянцев 3 16.07.2010 15:10 Заявить о нарушении