Рецензии на произведение «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден»

Рецензия на «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден» (В Садах Лицея)

"Не сойти бы с ума. Слюну
вытирая, глотая слезы,
корку хлебную…
бАтину,
поедая глазами в восемь". --- Вот эти строки особенно задевают... Спасибо.

Мария Полтавская   25.02.2010 22:05     Заявить о нарушении
спасибо и Вам. Думаю, автору тоже будет приятно

Наталия Юрьевна Иванова   25.02.2010 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден» (В Садах Лицея)

Мне тут сказали что товарища ГР обидели. Эт вы зря. Лично признал этот стих лучшим на одном из конкурсов.
Читал тут обсуждение через строчку - понял одно. Типо принесли на рецензию - надо ругать. Да что угодно тут может быть не со 100% достоверностью. Пули не того калибра. Летели - не по часовой стрелке крутились.
Главное могу сказать одно - по всему видно, что стих прочувствован автором. писался и с чувством и с желанием. И вот эти "шарк, шарк, шарк" - которые на настроение наводят... И само посвещение - Бате. Стих достоин уважения и написан хорошо, отлично. Стихи ведь - это не грамотно рифмованные строчки, а душа - душа поэта.
Я вот душу здесь увидел, сам почувствовал - то что хотел автор передать, и представил себе и войну и блокаду. Спасибо ГР за это.
ГР :) Если тебе это важно - я с тобой :))) Дадим бой этим критикунам. Отличный стих!!!


Николай Кузнецов Минск   09.02.2010 19:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден» (В Садах Лицея)

Позвольте маленькую ремарку, скорее как обычного читателя...
Вы знаете, я недавно плакал... Я перечитывал "блокадную подборку" Владимира Репина... До этого слёзы у меня вызывал "Ленинградский метроном" Алексея Котельникова...
В первом случае, как мне кажется, вызов вот такого эффекта читательского восприятия достигается подлинностью, историзмом стиха... Ужасом истории. Не умаляю при этом, конечно, заслугу Владимира донести всё это так, с такой силой.

Во-втором (у Алексея), всё же мне кажется эффект достигнут более умением, ремеслом, формой стиха, работой над словом, хотя тема тоже выигрышная...
В данном случае, Вам удалось, конечно, избежать плакатного пафоса, но эффекта вызова моих, читательских слёз - не возникло.
Но, в любом случае, достойная попытка "поднять" великую темищу...
За это тоже спасибо.

Андрей А Аникеев   03.02.2010 18:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Будем учиться.
Всего доброго.

Гражданин России   04.02.2010 06:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден» (В Садах Лицея)

27 января 1944 года, спустя 872 дня со дня осады немецкими войсками города Ленинграда, блокадное кольцо было прорвано.

27 января 1944 года БЛОКАДА БЫЛА СНЯТА ПОЛНОСТЬЮ. А ПРОРЫВ - ЭТО С 12 ПО 18 ЯНВАРЯ 1943 Г.

...полностью соблюдены?

Репин В.   02.02.2010 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Возможно, Вы правы.
Перед тем, как написать стихотворение про блокаду я прочитал достаточно большое количество материала, встречался с реальными блокадниками и многими людьми, именующими себя историками, учителями и простыми жителями Питера. Многие факты встали на свои места именно после разговоров с петербуржцами. Можно с уверенностью говорить ,что кольцо вокруг Ленинграда советские войска прорывали не один раз, но полным освобождением от блокады считается дата, указанная под текстом произведения.

Гражданин России   03.02.2010 05:51   Заявить о нарушении
Возможно? :о)
Гражданин, даже дети блокадников знают обе эти даты наизусть.
Прорывать и прорвать - вещи разные.
Это просто досадная ошибка.
Я не думал, что Вам придется объяснть, что после прорыва блокады в январе 1943 Город еще целый год снабжался только по ж/д ветке, проложенной по узкому отбитому коридору вдоль берега Ладоги, под постоянным обстрелом с Синявинских высот.
И только в январе 1944 совместным ударом в тыл - с Ораниенбаумского плацдарма, и с фронта - от Пулковских высот враг, осаждавший Город, был отброшен, а после соединения наших войск под Ропшей окружен и уничтожен.

Репин В.   03.02.2010 12:23   Заявить о нарушении
Спасибо. Многие факты действительно подтверждаются разным историческим материалом. Ваши знания не опровергают вышеуказанного суждения автора.Различных архивных выдержек в инете достаточно.
Какие-нибудь вопросы по самому тексту есть?

Гражданин России   03.02.2010 13:09   Заявить о нарушении
К чему?
Галина дала очень подробный разбор - я согласен практически со всеми ее замечаниями. Особенно режет слух сбой ударений.
Вы ссылаетесь на текст официального бланка.
Если бы пришлось писАть мне, и я счел бы эти слова ключевыми - я изменил бы ВЕСЬ размерный ряд.
Порой приходилось ради ключевой фразы перестраивать текст или делать его достаточно сложным ритмически.
К таким строчкам могу отнести
"Я - житель блокадного Ленинграда"
в стихах по воспоминаниям моего бывшего шефа, пережившего блокаду дошколенком.

Но я хотел сохранить строку, сложную для ритмического текста, и пришлось вводить сложный ритм всего стиха.

А ошибку проще признать, чем так упорно опровергать очевидное: прорыв и снятие - вещи принципиально разные, и обе эти даты именно под этими названиями отмечаются в Петербурге ежегодно. Писать о подвиге горожан и при этом путать названия святых для блокадников дат, уверяя, что это неважно - не очень здорово.
По поводу шарканья взрывов - не ахти какой я спец, послевоенный пацан, все же могу предположить, что взрыв мины звучит совершенно иначе, чем взрыв бомбы, хотя бы потому, что минометная мина взрывается, едва коснувшись земли, и заряд ее невелик (уж сколько этого добра нами в костры перекидано). Бомб же меньше "пятидесяток" немцы не кидали (ну, кроме "зажигалок", конечно), и звук должен на порядки отличаться от шлепка мины.
Не только по массе взрывчатки, но и потому, что бомба рвется, образуя воронку, звук идет вверх-в стороны, а не просто во все стороны.

Репин В.   03.02.2010 15:15   Заявить о нарушении
Я соглашусь со всем, что Вы мне скажете, ведь к вам пришел учиться. Мины ,Вы правы, вообще не могут грохотать. Могут танки, снаряды, бомбы, пушки, но не мины. Думаю, женщина могла ошибаться в определении снаряда.
С ударениями, говорил, понимаю и вижу , о чем Вы. Абсолютно нетрудно причесать стих, сделать его гладеньким и это будет ,возможно, ошибкой.Посмотрите эпиграф. Там напрашивается сделать катрен на одну строку короче. Но тогда стихотворение станет обычным. Спасибо Вам за отзыв.

Гражданин России   03.02.2010 15:25   Заявить о нарушении
Ну, Володя! Благоговею перед спецом.
Чтобы анализировать такие стихи, нужно не только словом владеть, но и быть историком, специалистом военного дела.
О,сколько раз мальчишки в моем детстве имели дело с минами,снарядами. Оторванные пальцы, покалеченные глаза... Где-то и я когда-то стояла возле такого костра, в котрыйкидаись патрны. Слава богу,что мы остались живы. И пусть война больше не повторится. (((

Галина Ольховик   03.02.2010 15:26   Заявить о нарушении
Галина, кидать патроны в костер - ошибка новичков.
Патрон втыкается в землю, обматывается клочком ваты и поджигается. И - валить!
При разрыве патрона пуля уходит в землю, а гильза взлетает строго вверх, никого не калеча.
Называлась эта штука "лягушкой".
СпрОсите, зачем тогда отходить?
А чтобы не попасть под дефектную гильзу, например, выпуска 1943, когда они уже делались стальными и плакированными лутунью, а не латунными.
Проржавевший бок разрывало, и гильза могла отлететь метров на 5 в сторону. Не убьет, конечно, но синяки и ссадины кому нужны?

Репин В.   03.02.2010 15:46   Заявить о нарушении
Гражданин, гладеньким - не надо.
Но и шероховатость стиха должна быть ритмически организована:
http://stihi.ru/2003/05/19-806
http://stihi.ru/2002/11/26-585
В первом случае - я уже говорил, это связано с ритмом последней строки.
Во втором - хотелось передать рваную, густо матированую речь рассказчика, в которой значащих слов было около трети, остальное - "приправа".

Репин В.   03.02.2010 15:55   Заявить о нарушении
Отличные стихи, Володя. Есть шероховатости.
В первом супчик как деталь потряс.
Второй понравился именно языком. Здесь иначе нельзя. Вы точно схватили. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 16:14   Заявить о нарушении
Мне второй тоже понравился.

Гражданин России   03.02.2010 16:53   Заявить о нарушении
А в первом мне и самому было тяжело разбираться с ритмом, пока писал - он разный в четных и нечетных строках, но строго повторяющийся.

Репин В.   03.02.2010 19:42   Заявить о нарушении
второй после первого не катит...

хотя и хорош, но это валерьянка по сравнению с фенозипамом...
легкая, игривая, техничная, в меру мудрая, в меру страшная, в меру смешная - а на войне или смеёшься,ищещь в кошмаре хоть что-то хорошее, ну вот выжил же! и как забавно, неожиданно сообразил... и стирал потом остатки фрицевского ливера, а щас смеется - и тогда ты боец, или сходишь с ума - от безысходности и ужаса...тогда ты только напуганное животное, пушечное мясо - но валерьянка...
или - если хотите - другая пара - не валерьянка, а кофе и - ЛСД

а первый меня потряс...
сегодня не смогу больше читать...

Спасибо, Владимир!

а стих Гражданина меня вообще не зацепил. как сочинение школьное написан. на заданную тему.
эмоционально слепой, технически неточный. отстраненный. многословный. воды много. ощущения присутствия мало. и - нет ощущения голодного беспомощного ребенка. стих написан взрослым сытым человеком, который думает, что знает, что такое голод. Имхо.
Акан болен стихотворением Владимира... он идет спать...

Старый Мудрый Акан   05.02.2010 00:21   Заявить о нарушении
Акан, ну не мог я этот рассказ блокадного мальчишки в себе носить. НЕ МОГ!

А пехотинец этот не только гимнастерку стирал, но и галифе свои - тоже. Вот это - изнутри :о)
Но ведь - герой! Не силой, так сообразительностью...

Репин В.   05.02.2010 00:46   Заявить о нарушении
да. я понимаю...

для меня они оба герои. и мальчишка, и солдат.

малыш - силой духа, волей старше многих взрослых.
солдат - ну он и есть солдат. настоящий))) живой, оптимист, не смотря на всё.
но в первом случае я чувствовал себя слабым и беспомощным - я не мог помочь мальчишке, как бы ни хотел, понимаете? а хотел и хочу... хотелось орать и бить кулаками в стену, потому что край, потому что нельзя так с детьми! а помочь не могу, вот хоть сдохни я здесь, ничего не измениться... а он стоик... и я понимаю, что мне, здоровому мужику, до этого мальчишки тянуться и тянуться - он ведь тоже заботился не о себе - в его-то возрасте (!), о тех, кого любит... и не факт, что дотянусь... смог бы я - там - вот так?!!!
взгляд на жизнь...
это же вызванная эмоция, я понимаю, но она ЖИВАЯ!

а на место солдата я себя запросто поставил... драйв, адреналин.. ну мужик, ну дает!!!! ну хохма же! едва не угробили - да была же паника, была! и обида, и злость, и та же досада - да не доставайся же я никому - были! но в кайф... рядовой, в общем, эпизод... рукопашная в траншее.. он и запомнился-то как веселая история - редкая на войне - именно парадоксальностью спасения... граната... и неожиданным такисм облегчением... испачканные штаны... такой брутальный юмор)))
страшно ? да не особо... смешно? тоже не очень, но под пиво после войны рассказать, чтобы разбавить ужас воспоминаний - да))) тоже живая эмоция...
ну, дурак Акан на ночь глядя, впечатлительный такой... уснуть не смог...

Старый Мудрый Акан   05.02.2010 01:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Акан.

Репин В.   05.02.2010 01:23   Заявить о нарушении
Акан, а почему бы вам отдельной рецкой не разместить свои альтернативные мысли?
Или вы чего-то боитесь? )))

Галина Ольховик   05.02.2010 02:16   Заявить о нарушении
Галина, Акан ничего не боится...
он уже посмотрел в глаза всем своим страхам

когда Боги разрешат ему умереть, он будет петь Песню Радости...
единственно, чего боится Акан - бесчестия...
бесчестие закроет мне дорогу к предкам, в их воинские посмертия...
не нужно повоцировать меня.
обвинение в трусости - это вызов на бой. потому что если смолчал, значит, согласился. значит, и правда трус.
я ведь уже говорил вам, с честью не играют...
и мы вроде друг друга поняли)))

а насчет отдельной рецы... то, что я сказал здесь - прямой ответ на ваш с Владимиром диалог здесь, мой отзыв на тексты по ссылкам. вы сходили туда, а реакцию на них вывесили здесь. почему же я не могу сделать этого? я говорю здесь с ВАМИ. мне важен РАЗГОВОР с людьми, а не просто реца в пустое пространство)))
тем более, что моя реакция на тексты Владимира имеет прямое отношение к вывешенным здесь на обсуждение текстам Гражданина.
повторю: тексты несопоставимы ни по одному параметру. пусть перечитает и проанализирует.
А брать святую тему - потому что "выигрышная тема" и "спасибо уже за то,то попытался раскрыть" - и решать их так неумело, как Гражданин, это уже оскорбление Памяти тех, кто ТАМ стоял.
меня учили с почтением относиться к Подвигу. почтение - это в том числе умение промолчать, если не можешь сказать правильно. Владимир почтил Подвиг. Гражданин - опошлил. нельзя выставлять такие слабые стихи на ТАКУЮ тему. он обесчестил себя, оскорбив их Память.
Имхо.
мне нечего ему сказать лично. я не говорю с такими людьми. поэтому отдельной рецы не будет.
здесь, в этих постах, я говорю с вами, Галина, и с Владимиром. Гражданин слышит. он может сделать выводы по тексту - если в состоянии - так сделает умный и честный человек - и перепишет его или уберет. а может попытаться отомстить мне за мое "альтернативное" мнение - особенно после вашего и моего высказываний. время покажет.

Старый Мудрый Акан   05.02.2010 11:01   Заявить о нарушении
Знаете, здесь вообще-то обсуждается стих Гражданина, а мы как-то перешли на обсуждение стихов В.Репина. Он дал ссылки на них вовсе не для обсуждения.
Сравнивать - ваше право. Я не совсем с вами согласна. )))

Галина Ольховик   05.02.2010 11:26   Заявить о нарушении
обсуждение через сопоставление.
обучение на примерах.

впрочем, как я уже сказал, я лишь повторил ваше действие - сходил туда, вывесил реакцию на ТЕ - здесь. я ваших правил не знаю. обучаюсь на примерах. на вашем примере, в данном случае.
вывесил реакцию здесь, поскольку счел, что это можно, раз вы поступили именно так.
впрочем, мне не в лом убрать отсюда эту длинную тексту и даже не потребовать, что бы вы тоже убрали свои комменты, относящиеся к текстам не Гражданина Р., а Владимира.

скажите и я это сделаю. и комменты относительно текстов могу перенести рецензиями к Владимиру. в конце концов, мне без разницы, прочитает ли их Гражданин и поймет ли. это его жизнь и его совесть. возможно, он даже искренне переживал за своих ЛГ.
возможно, даже искренне хочет улучшить, усилить текст, потому и попросил общего обсуждения...
ну так что не все хвалить будут, это он тоже должен был понять. а судя по рецам, ожидал именно похвал.

что не совсем согласны - это хорошо)))
значит, хоть в чем-то - "да")))
согласны вы со мной или не согласны, в любом случае, я уважаю ваше мнение)))
с постами поступлю, как скажете
)))

Старый Мудрый Акан   05.02.2010 11:47   Заявить о нарушении
Извините, не знаю, как Вас правильно величать,можно просто Акан?
Только сейчас увидел Ваши замечания,которые, безусловно , имеют право на существование.Каждое мнение читателя для любого автора,каким бы оно не было, важно. Для меня оно имеет цену еще и потому, что не вы ко мне, а я сам к вам пришел .А в гости,как известно, со своим уставом не ходят. Вы ошибаетесь,когда
говорите, что стих написан сытым человеком, который думает, что знает, что такое голод.Доказывать Вам это , думаю, не нужно. А в остальном, каждый имеет право на свое мнение.

Гражданин России   05.02.2010 13:29   Заявить о нарушении
Внимал с усердием! Это стихо я читал на "семи днях" и там же по нему высказался! Я о другом...
Тов. Репин так скурпулёзно рассказывает о минах и разрывах и патронах в костре, так вот: хотел бы и я его "поравить" чуть-чуть, раз он отклонился от темы, отклонюсь от темы и я...

Я стрелял патронами образца 1943 года много, очень много, с 1976 по 1996, они вообще-то выпускались для "трёхлинейки", но шли и идут до сих пор к СВД (снайперской винтовке Драгунова) и ко всем модификациям ПК (пулемёт Калашникова) калибра 7,62 мм, ПКТ (танковый), ПКС (на станке), ПКСМ(модифицированый), ПКСМН ( с ночным прицелом) и тд. Единственное отличие их от современных боеприпасов только в том, что они хранятся именно в "цинках", прямоугольные коробки из оцинкованного железа, бледно - серебристого цвета, современные боеприпасы хранятся так же в прямоугольных коробках, но с закруглёнными краями из железа, окрашенных зелёной антикорозийной краской. Гильзы патрона образца 1943 года изготовлялись из патронной латуни Л-88 с пулей ЛПС (лёкая),ТПС(тяжёлая), МДЗ(мгновенного действия зажигательная), Т ( трассирующая) и тд. Арт. танковые, для САУ снаряды делались из меди...в годы войны сталь, железо были на вес золота. А я за всё время ни разу не увидел проржавевшего патрона.
Не знаю, как насчёт шаркания, но мины, снаряды, авиабомбы и тп свистят, так как имеют оперения, правильно - стабилизатор. Взрываются все одинаково при соприкосновением с чем угодно, допустим земля, потому как имеют окснарвид (окончательно снаряжённый вид), воронку имеют все, всё зависит от величины заряда. По звуку их конечно можно различить, единственное различие в том, что у мины осколки разлетаются настильно на высоте 1-1.5 метра, от всего остального они практически уходят вертикально вверх.
Вы же требуете от ГР точности во всём, почему бы мне не потребовать точности от Вас?

Иероним Босх   05.02.2010 13:52   Заявить о нарушении
Иероним, приятно иметь дело с квалифицированным собеседником, особенно, если сам - дилетант в таких делах.
Подскажите, пожалуйста, какие снаряды 2 мировой имели оперение (кроме реактивных, конечно)?
Чем отличается взрыватель осколочного снаряда от бронебойного или фугасного?
Приходилось читать, что осколочный - мгновенного действия, а бронебойные и фугасные позволяли снаряду сначала пробить объект (броню, накат землянки). Я, видимо, что-то напутал, или приходилось читать таких же непрофессионалов, как я сам?
Снаряды свистят и без оперения, но если свист переходит в шелест - это "твой" снаряд; по крайней мере, это приходилось слышать и от отца-морпеха, и от мамы - бойца МПВО.

По поводу Вашего богатого опыта стрельбы - Вам несказанно повезло: столько лет подряд попадались патроны неизвестного историкам патронного завода, продолжавшего еще 13 лет, вопреки постановлению наркомата, гнать латунную гильзу:

"В связи с разработкой новых оружейных систем советские конструкторы-оружейники модернизировали патрон. Латунная гильза была заменена стальной, плакированной томпаком или латунью, в настоящее время выпускается стальная лакированная гильза.
Оболочка пули стальная, плакированная томпаком. С улучшенными характеристиками патрон был принят под обозначением М 1908/30 и с 1930 г. находится в распоряжении армии".
http://www.worldweapon.info/patron-762x54-r

"Латунная гильза винтовочного патрона постепенно вытесняется стальной , плакированной томпаком , конструкция которой была освоена еще до начала ВОВ. Во время войны, когда, с одной стороны, при возросших потребностях фронта в винтовочно-пулеметных патронах ощущался дефицит цветных металлов, а с другой стороны, ряд требований к исполнению патронов был снижен, выпускались патроны со стальными гильзами без всякого покрытия, и такими же оболочками пуль. В послевоенные годы патроны военных выпусков расходовались в первую очередь (на учениях и т.п.).
В настоящее время наряду со стальными , плакированными томпаком гильзами выпускаются стальные гильзы, лакированные зеленым лаком".
http://subscribe.ru/archive/rest.hobby.firearms/200604/21000526.html

Цитата:
Сообщение от pilot1969
- Ася-250 упорно распознает ржавые гильзы и пули от Маузера и "трехи" (по зиме-весне 1944 года) ТОЛЬКО как чермет

- А как вы хотели чтобы Ася (ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПРИБОР С ФУНКЦИЕЙ ДИСКРИМА) реагировала на предметы из железа???? Это, знаете ли, особенность у них такая - если под катушкой лежит железяка, прибор покажет, что это - железяка. И ему без разницы - осколок это, гильза или наконечник копья. Вы ведь внятно написали "РЖАВЫЕ". А цветной металл не ржавеет. Всё, что ржавое - чермет. И то небольшое количество меди, коим эти изделия планкировались при жизни, никак на показания не влияет, потому что детектор видит предмет "в целом" и выдаёт усреднённый сигнал, т.е. того металла, которого в предмете больше.

- Правильно она видит, если гильза железная, как железо и будет звенеть, даже с учотом плакировки, ничего с этим не сделаешь. Вот у меня встречный вопрос, а с какого года гильзы начали из железа штамповать и то было только у нас или у гансов тоже. А то я никогда не работаю в режиме "всех металлов" и обычно подымаю только ганс.гильзы и создается впечатление что на этом участке только немцы и были, а щас сообразил что мой прибор чернягу режет, а следовательно если наши гильзы из железа были то я их и не нахожу.

Так что Вам здорово повезло с этими уникальными цинками :о)
Я под Пушкином и в Пулково латунные мосинские находил редко, дат на них не помню, но теперь понимаю, что довоенного выпуска, а м.б., и со времен Юденича, поскольку там же встречались и тупоносые пули (первоначальный вариант патрона).

Репин В.   05.02.2010 17:01   Заявить о нарушении
Ребята, вы забыли, что это стихи, а не очерк, не статья, А в стихах возможно все. В том числе и отступление от исторической точности.
Какая разница, какого калира патроны и мины и как они взрываются. )))

Галина Ольховик   05.02.2010 18:42   Заявить о нарушении
Акану! Я не отношсь кадминистрации Сов Лицея. Администратор - Нташа. Она и решает, что удалять, а что - нет.
Но думаю, ничего удалять не стоит, а лучше оставить для истории. )))

Галина Ольховик   05.02.2010 18:45   Заявить о нарушении
Галя, в таких стихах историческая точность крайне важна. Иначе стих погибает мгновенно. Правдой должно быть все. Каждая буква.
Можно отступить в стихах лирических, иронический, фантастических. Можно переместить героя из одного времени в другое - но при этом соблюсти точность деталей, чувств, времени. Имхо.

Наталия Юрьевна Иванова   05.02.2010 19:32   Заявить о нарушении
Ты меня не поняла. Конечно, в таких стихах нужна точность.
Но это все-таки стихи. И в них не важно, какого калибра были патроны или какой звук издавала мина.
Я когда-то приводила пример "Мцыри". Битва с барсом. Барсы в Грузии не вдятся. Они живут в горах Таджикистана и еще на Дальнем Востоке, но читатель этого не заметил. Это вымысел. Конечно, он должен быть в разумных пределах. Имхо. )))

Галина Ольховик   06.02.2010 02:39   Заявить о нарушении
Читатель заметил. У Михаилу Юрьевича и в других произведениях бывали некоторые неточности. Возьмите тот же " парус".
В обсуждении представленного на суд общественности сочинения речь не о том, что является более точной точностью (ух, выразился!), а о достоверности того или иного факта. Честно говоря , надеялся больше получить информации о недочетах, неправильности построения сюжета, нежели о восприятии темы в сравнительнии с другими стихотворениями. Никто не обратил внимание, почему фляжка медная, почему пим черный ,а ведь событие происходило в культурном столичном городе, а не в деревне, почему башмак чужой ,да еще и в единственном числе. Все это и есть те точности, мелкие штришки , детали сочинения, которые и являются его основой .В большинстве своем они взяты из архивов. А мальчик, придуманный " сытым взрослым человеком " имел под собой реальную историю, которую Мудрый Акан , к сожалению, не знает.
У каждого из нас свое отношение к войне. У меня такое.

Гражданин России   06.02.2010 10:09   Заявить о нарушении
Гражданин, Вы не обижайтесь. Я в Вашем стихотворении многое почувствовала и многому поверила. Но если уж дискуссия вышла на неточности и факты, значит, претензий по технике меньше, чем по содержанию.

Галя, это ты не поняла. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКОЕ произведение, там ему барс нужен был для художественных целей. Если же писать историческое стихотворение, основанное на определенных фактах и воссоздающее эпоху, то калибр патронов становится важным. Вряд ли ты будешт воспринимать фильм о гражданской войне, если там будут стрелять из АКМ или запускать баллистические ракеты. Я утрирую, конечно, но факт остается фактом. И дамы из начала века не будут щеголять в джинсах от версаче. Иначе будет убит сам дух эпохи.

Наталия Юрьевна Иванова   06.02.2010 11:46   Заявить о нарушении
Я вообще ничего не понимаю. Тупая. Доцент был тупой. (((

Галина Ольховик   06.02.2010 13:38   Заявить о нарушении
Галина! мне, например, не нравятся фильмы о 1943, где на Курской елозят на заднем плане Т-60.
Понимаю, что Т-34 осталось немного - но уж лучше грузовик фанерой обить по форме Т-34, чем надеяться, что "пипл схавает!"
Нашумевший "Штрафбат" - вообще вранье на 80%
Начать с названия: в штрафбатах (по 1 на фронт) были только проштрафившиеся офицеры. Об их прекрасной подготовке знали, и ставили на наиболее опасные участки обороны, зная - не побегут, а не кидали на убой в атаку, как неподготовленных уголовников из штрафных рот (вот рот было больше).
Командиры ВЕЗДЕ были кадровые, не штрафные.
Да там куча ляпов, дурящих людям мозги...
Так и до ПТУРСов в гражданскую дойдут - дай только волю на "творческую вольность".
А Лермонтов был очень скрупулезен в своем творчестве - от точного количества орудий под Бородино до барса на Кавказе:

Снежный барс обитает в горах Гималаев, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня, Алтая и Западного Саяна, Большого Кавказа [4] и в сопредельных горных массивах.

Ареал барса занимает значительную часть Передней Азии, юг Среднеи Азии, Аравиискии п-ов, значительную часть Юго-Вост. Кавказа. В настоящее время известно его проживание в Дагестане в Дюльтыдагском горном масиве и Богоском хр.

Последний раз видели барса на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника в 1982 году.

Репин В.   06.02.2010 20:27   Заявить о нарушении
Гражданин, даже интересно по "Парусу".
Никогда не замечал натяжек за единственным исключением:

Под ним струя светлей лазури...

О Балтике такого не скажешь, а другого моря он в тот момент не видел - но он и не дает привязку к координатам, это - образ моря вообще.
Конечно, у Шефнера о Балтике точнее:

Море ... Лазури в нем нет,
Синим назвать его трудно,
Море покрашено в цвет
Военного судна.

Или я что-то пропустил у М.Ю.?

Репин В.   06.02.2010 20:38   Заявить о нарушении
Нет,я так стихи не читаю и фильмы так не смотрю.
Всегда ссорилась с мужем, который замечал, что у героя типа была одна рука перевязана, а через минуту - другая.
Всегда читаю и смотрю сердцем, а не умом. )))

Галина Ольховик   06.02.2010 23:38   Заявить о нарушении
Вам легче :о)
Я на такое реагирую, как Шниперсон из "Мырлей".

Репин В.   07.02.2010 00:07   Заявить о нарушении
ага... но особенная жесть, когда смотришь фильму про Англию, 9-10 век, а рыцари там рассекают в доспехах и с оружием, которые токо через 300 лет изобрели... спят в казармах в замках на 500 лет моложе эпохи... в шлемах типа армэ, и лошади - тонконогие скаковые, рослые, современные породы... и это при том, что сохранились же две старые рыцарские породы лошадей - те же андалусиане - почти без потерь в экстерьере - 1000 лет породе... бери и снимай!!! нет...
да хоть тогда возьми близкую по типу низкорослую тяжеловозного типа, полупони - тогда такие под рыцарским седлом использовались - и это не могут!!!!
или едят из тарелок... картошку едят... фрукты засахаренные белым хлебом закусывают... или собаки гладкошерстные декоративные... или у леди ногти длинные... платье в красный цвет крашено... а мне ржать сразу хочется. Астерикс, е-е!!
серьёзно уже не воспринимается ни фильм, ни текст... какой бы глубокий сюжет ни был, как бы хорошо актёры ни играли. ибо - комедия...
в моем понимании это и есть издевательство - сделать Великое смешным и мелким... показав его ненастоящим, фальшивым... солгав... оболгав...
)))

Старый Мудрый Акан   07.02.2010 15:43   Заявить о нарушении
Вот Акан меня понимает.
А западное историческое кино - это и на самом деле полный маразм.
Но сейчас и наши хороши: не так давно в каком-то из фильмов, даже неплохом по задумке, все - от бойца до генерала РККА - бегали по полям и лесам в точной по времени, но ПАРАДНОЙ армейской форме. "Соблюли" эпоху....

Репин В.   07.02.2010 15:54   Заявить о нарушении
понимаю, конечно, что так остро реагировать на технические исторические неточности нельзя...
и от многия мудростей многия печали, а вот так выходит...
хотя есть исторически недостоверные фильмы, в которые "проваливаюсь", не замечая ляпов, и достоверные, которые неинтересны. но - цеплять меня неточности рыцарские начали, только когда заинтересорался оружием, а пока не знал, тока так хавал короля Артура 5 век в турнирном доспехе 12 века))))

вот как вас цепляют технические огрехи в стихотекстах, которые мне кажутся очень даже приличными))) - которые я вообще даже не замечаю, слушая только эмоции - так меня цепляют неточности в исторических произведениях))), которые не чувстуете Вы))) только и всего.. кто в чем специалист...)))) хотя я уже начал стихотворную технику изучать... скоро буду понимать часть комментов на формуле))))

)))
всем удачи!!!

Старый Мудрый Акан   07.02.2010 15:58   Заявить о нарушении
Конечно, я понимаю, Репин В., и Вас, и Иву, и Галину... во многом согласен со всеми, в чем-то нет - тоже со всеми)))

просто когда-то мне сказали, что у по-настоящему шикарной женщины под джинсами нештопанные колготки, а у мужчины - в старых берцах - белые носки))))

вот и в стихотворении на Великую тему должо быть безупречно всё - и техника, и образный ряд, и звучание, и исторические детали, и эмоциональная окраска, и откат эмоциональный...
можно лажануться на каком-то локальном стишочке, на отвлеченную тему, а здесь это было непозволительно... надо бить максимально достоверным, чтобы не ПРОЧИТАТЬ про ... а СТАТЬ этим ЛГ...
и узнать что-то новое, вырасти ...
я, кстати, на эту тему не пишу. считаю, что недостоин

)))

Старый Мудрый Акан   07.02.2010 16:10   Заявить о нарушении
Акан, почему Вы все время пытаетесь автора обидеть? Где же Ваша мудрость? Мы же обсуждаем стихотворение, форму, рифмы, образ , а не единицу измерения автора в Галактике. К чему разговоры по понятиям? Я выслушал Ваше мнение, вынужден с ним считаться, думаю, этого достаточно. Будьте разумней.

Гражданин России   07.02.2010 17:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гражданин России. Воспоминание о блокаде. Обсужден» (В Садах Лицея)

Не могу обсуждать подобных произведений.
Разбирать чужую боль на художественые средства?
Считаю, что не стОит такие произведения подавать на кнкурс.
Автор всегда будет в выирыше, птому что тема такая.
Стих хороший. )))

Галина Ольховик   02.02.2010 23:05     Заявить о нарушении
при чем тут конкурс?

В Садах Лицея   02.02.2010 23:25   Заявить о нарушении
Ну, на обсуждение. Оговорилась. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 00:25   Заявить о нарушении
Галина Николаевна. Вы ведь знаете, что к Вам я прихожу за советом, Ваши слова , даже самые жесткие для меня бальзам. Предлагаю обойтись без хвалебных характеристик,все-таки хотелось бы, чтобы Вы указали автору на его ошибки, неправильности построения фраз и т д. А конкурсы? Похоже, пора завязывать, глупости все это.

Гражданин России   03.02.2010 06:01   Заявить о нарушении
Хорошо. Я вас уважаю, Гражданин. Поэтому отвлечемся от темы и рассмотрим как обычный стих.
Шарк, шарк, шарк - понравилось.
Действительно напоминает звук метлы или шагов. Удачный прием.
Безразличным пустым лицом
с медной фляжкою на веревке
люд умолкнувший ,
мертвецом
жмется в очередь к Пискаревке.

Здесь, очевидно, стилистичекая ошибка.
Люд жмется лицом. У люда 1 лицо?
Жмется не в очередь, а В ОЧЕРЕДИ.
У стакана с хлебцем поверх
батя в рамке с одной наградой.
Наверное, здесь нужно просто С ХЛЕБОМ.
Уменьшение ни к чему. И после поверх я бы тире поставила.
...пропал бЕз вести, ... был танкист.
А в графе:"похоронен"
– прррочерк…
Здесь читается прОпал. И зачем прррочерк? Это ирония над словом.
2 часть стиха.
Не поняла связи между бомбами и шарк,шарк, шарк.
Шаги на бомбы не похожи.
Здесь почти не придирок. Хорошие строки.
Не понимаю, как мать может предлагать сыну пить.
В 8 лет? И читается батинУ.
3 часть стиха.
Очень понравились эти строки:

Шарк, шарк, шарк, шарк,
То не ветер поземку гонит.
Замерзающий Ленинград
холодеет в моих ладонях.
Здесь очень удачно использован фольклорный прием
То не ветер...
А 2 последующие строчки чудо хороши.

Залпом четверть, и меркнет лик.
Только пламя иссиним плачет.

Придерусь к лику. Они обычно у святых бывают.
А это, как я поняла, о живых.
Напрягло ИССИНИМ. Есть слово ИССИНЯ, оно отдельно не употребляется:
ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ. ИССИНИЙ - нет. Можно,конечно, слово придумать.
Но здесь не тот случай. Это неправильное употребление.
Дальше напрягло:
Мне бы выжить,раз нельзя иначе.
Выжить понятно,почему нельзя иначе?
Как раз в Ленинграде смерть подстерегала на каждом шагу.

Мне бы только дождаться дня,
корку хлебную цветом в проседь...
Дня какого? Дождаться КОРКИ... Я понимаю: мальчик хочет есть, но получается, что он хочет дождаться того дня, когда ему положат корку.
Вместе с тем стих вызвал у меня чувство мороза по коже.
А это признак удачного стиха.
Но, повторюсь, такие стихи на обсуждение не выносятся.
Их нужно молча читать в тишине. Это память. Она должна быть светлой.
Поэтому прошу прощения за разбор. Я не читала Наташин разбор, чтобы не привязываться. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 12:22   Заявить о нарушении
Шарк, шарк, шарк - понравилось.
Действительно напоминает звук метлы или шагов. Удачный прием.
Безразличным пустым лицом
с медной фляжкою на веревке
люд умолкнувший ,
мертвецом
жмется в очередь к Пискаревке.

Здесь, очевидно, стилистичекая ошибка.

Галина Николаевна.Стилистика не при чем.Автор и пытался передать жуть происходящего того времени, когда люди ,бредущие по улице напоминали одно обезличенное лицо.Это не мной придумано.Это взято в обычных архивах, воспоминания тех,кто видел это именно таким,отсюда и очередь к кладбищу.Если хотите, могу привести выдержки из различных воспоминаний петербуржцев.

У стакана с хлебцем поверх
батя в рамке с одной наградой.
Наверное, здесь нужно просто С ХЛЕБОМ. - Хлебец - кусок хлеба,нарезанный ломтиком.Можно было написать "куском", в этом случае непонятно"чего?" .

...пропал бЕз вести, ... был танкист.
А в графе:"похоронен"
– прррочерк…
Здесь читается прОпал. И зачем прррочерк? Это ирония над словом.

Насчет того,как читается,полностью с Вами согласен.Это дословный текст похоронки.Такое править -кощунство.Прррочерк - я так слышу и хочу это передать читающему.
2 часть стиха.
Не поняла связи между бомбами и шарк,шарк, шарк.
Шаги на бомбы не похожи.
Бомбы ,рвущиеся вдалеке напоминали людям шарканье.Не придумал.В одном из воспоминаний читал:"Мины рвутся за складами,сухим таким звуком,как будто тапочки по полу шаркают ".

Не понимаю, как мать может предлагать сыну пить.
В 8 лет? И читается батинУ. Я тоже не понимаю,но это,как Вы говорите ,авторское. Про батинУ знаю, не хочу менять, рифму найти легко,смысл становится другим.Примите таким,как есть.
3 часть стиха.
Очень понравились эти строки:

Шарк, шарк, шарк, шарк,
То не ветер поземку гонит.
Замерзающий Ленинград
холодеет в моих ладонях.
Здесь очень удачно использован фольклорный прием
То не ветер...
А 2 последующие строчки чудо хороши.

Залпом четверть, и меркнет лик.
Только пламя иссиним плачет.

Придерусь к лику. Они обычно у святых бывают.
А это, как я поняла, о живых. - Нет, это лик на фото, м.к. ясно передал ощущение.
Напрягло ИССИНИМ. Есть слово ИССИНЯ, оно отдельно не употребляется:
ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ. ИССИНИЙ - нет. Можно,конечно, слово придумать.
Самое спорное слово,согласен.Хотел написать лиловый,потом залез посмотреть употребление "иссиний" в поэзии. Нашел много достойного материала. Но Ваше мнение мне ближе,как и мнение Натальи.

Дальше напрягло:
Мне бы выжить,раз нельзя иначе.
Выжить понятно,почему нельзя иначе?
Как раз в Ленинграде смерть подстерегала на каждом шагу.
Это в словах матери:"Пей..."

Мне бы только дождаться дня,
корку хлебную цветом в проседь...
Дня какого? Дождаться КОРКИ... Я понимаю: мальчик хочет есть, но получается, что он хочет дождаться того дня, когда ему положат корку.
-Хлеб привозили утром.Из-за больших очередей люди получали свои положенные паевые ближе к полудню,хлеб был "бледно-серого цвета"
Вместе с тем стих вызвал у меня чувство мороза по коже.
А это признак удачного стиха.
Но, повторюсь, такие стихи на обсуждение не выносятся.
Их нужно молча читать в тишине. Это память. Она должна быть светлой.
Поэтому прошу прощения за разбор. Я не читала Наташин разбор, чтобы не привязываться. )))
Галина,спасибо за детальный разбор.Никогда бы не принес его на конкурс и благодарен Вам за то,что Вы не стали разбирать его на "7 днях".

Гражданин России   03.02.2010 13:41   Заявить о нарушении
Насчет бомб - возможно. Я родилась после войны. Бомбы только в кино видела. Читала замечательную книгу Чаковского "Блокада" в юности. Пожалуй, перечитаю.
Видела разбомбленное здание у себя в городе. Это пострашнее книг и фильмов. Их бы сохранить для потомков.
Насчет хлебца. Суффикс вносит характер уменьшительности.
Хлеб - жестко и отвечает вашим задачам.
Насчет лица у люда. Стилистика при чем. Я понимаю смысл. И с натяжкой могу согласиться, так как там не люди, а ЛЮД - ед. ч.
С коркой поняла. Но все же - КОРКИ (дождаться чего? род. падеж).
Спасибо за стих. Насчет конкурсов вы правы. Соревновательность в поэзии - абсурд.
Всего вам доброго. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 14:25   Заявить о нарушении
Спасибо,Галина.Лучше еще рецензии ни у кого не читал. И еще помню Ваше:"Осталась без шляпы". Вот и я снимаю свою шляпу перед Вашей мудростью .

Гражданин России   03.02.2010 14:33   Заявить о нарушении
Гражданин! Вы преувеличиваете, наверное. Все относительно.
Вон Анука когда-то написала, что я пишу короткими выхолощенными фразами, что меня немного задело. Возможно, научные статьи, которые я иногда пишу, и повлияли на стиль.
Насчет разбора. Вот когда стих заденет, тогда и пишется. Это как и со стихами. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 14:45   Заявить о нарушении
Галина Николаевна,я ж у вас на стихире человек новый,пришлый,никого не знаю,Вы с Натальей Юрьевной для меня как первые учительницы.Вы уж извините,но так вышло.Значит буду стараться не ронять планку. Вообще для меня характерны такие сочинения, и обсуждаемое сегодня в моей записной книжке не самое тяжелое.
"Вместе с тем стих вызвал у меня чувство мороза по коже." - Для меня данная строчка ценнее любого злата.Удачи Вам.

Гражданин России   03.02.2010 15:00   Заявить о нарушении
Это уже не о стихе. Насчет планки, которую мы все роняем.
Нельзя писать каждый день шедевры. А на "Семи днях" жесткое условие - свежий стих. У меня не всегда получается. Иногда это блицевские экспромты, написанные на ходу и на заданную тему. Менять что-то в них - настроение ушло. Никогда не любила в школе сочинений на тему, всегда выбирала свободную.
А "Сады", как и "Семь дней", - неплохая площадка, со своими правилами, конечно. Я уже 3 года зависаю здесь. Столько раз в порыве отчания собиралась уйти и не могу. Прикипела. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 15:13   Заявить о нарушении
К сожалению" 7 дней" становится больше светской тусовкой, чем литературным товариществом. Мало становится разборов, больше выяснения отношений. Это не может нравится. Очень много хороших авторов, у которых всегда есть ,чему можно поучиться, из семидневки ушло. Это тоже конкурсу лавров не добавляет. Единственная площадка,котораую пока постичь не могу,это БЛК.Видимо, уровня ее ,еще не достиг.

Гражданин России   03.02.2010 15:37   Заявить о нарушении
БЛК постигать не надо. Его надо наблюдать со стороны. Не будем обсуждать другие площадки. Это в Садах не приветствуется. )))

Галина Ольховик   03.02.2010 16:05   Заявить о нарушении