Рецензии на произведение «Ад»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Ад.
Как странно нам показан ад,
Живыми люди здесь стоят.
А черти варят их и жгут,
И люди стонут и орут...
Но, если люди те мертвы,
Земле тела их преданы,
Осталась грешная душа
В аду, без тела, не дыша...
Она невидима, прозрачна,
Ей все равно, где свет, где мрачно.
Нет плотской боли ощущенья,
Ни чувств, ни грез, ни вожделенья.
Что в ней осталось? Только память,
Как льдинка, что должна растаять,
В аду, как в доменных печах,
Стекая воском на свечах...
Но разве это наказанье,
Для душ спустившихся без тел?
Иль посмеяться Бог хотел,
Над страхом тех, кто ждет изгнанья?
* * *
Алла Латулина 22.08.2009 16:02 Заявить о нарушении
Дракон Индиговый 22.08.2009 16:39 Заявить о нарушении
Василий Великий правильно говорит.
Кстати, оккультисты говорят, что ад и рай это символы - стремления к Свету или погружения во Тьму.
Лично мне весьма трудно представить себе Господа Бога в роли этакого садиста готовящего своим детям (хоть и заблудшим - но детям) адские муки. А вот отдаление от Бога, погружене во тьму - представить могу. Удаление от источника света, радости и любви, при том добровольное - чем не ад?
Спасибо за статью!
С уважением,
Длмнск
Александр Далманский 16.08.2009 23:36 Заявить о нарушении
Владимир Леви
***
В дальнем детстве моем родовом-
там, в пустыне сухой -
Ты сказал:
испытуй все, обо мне рекущее,
и уразумей: нет свидетелей -
глаз человеческий слеп, ухо глухо,
язык слаб и лжив, к желудку привязанный,
что он может?
А мозг, моллюску подобный,
в костяной чаше, кожей обтянутой,
без меня - что может?
Ответил я, павши ниц:
ей, Господи, Боже мой!
Недоступен Твой образ
комку жалкой плоти...
В стремлении непостижимом
сотворил Ты тварь позорную,
недостойную произнести имя Твое.
Верно, среди иных забот
большего мы не стоили.
Как увидит Тебя Твой ничтожный червь?
Как услышит Твои веления?
Бездна черная стережет его...
Ты сказал:
верь красоте Моей.
*
К чему это я? А вот - каждый художник волен по-своему служить КРАСОТЕ,
и разве в этом он не имеет права быть СВОБОДНЫМ ?
-
Ну, и словосочетание "работа адова" сюда притянуто за уши - в переносном смысле оно обозначает непомерность усилий, это лишь гротескное преувеличение, вот и всё :))
-
В любом случае, Ваши эссе читаю с интересом.
Успехов Вам!
Эльвира Юрасова 15.08.2009 11:23 Заявить о нарушении
Отец Павел, о чем бы Вы здесь не писали, Вы всегда считаете необходимым лягнуть свободу. Видимо это и есть, так сказать, истинная, но явно не декларируемая цель Ваших многочисленных религиозно-нравоучительных эссе. Идеологическое обеспечение закручивания гаек в эпоху кризиса. Европеец Сартр оказывается хуже ГУЛАГа. А надломленный гражданской казнью Достоевский и его азиатский почитатель Аукатогава это есть хорошо.
Прокопенко Александр 15.08.2009 03:36 Заявить о нарушении
Amsterdam 15.08.2009 09:01 Заявить о нарушении
Прокопенко Александр 15.08.2009 11:30 Заявить о нарушении
" Как это ни может показаться странным, но христианство смотрит на ад именно как на место, где до конца выполнено обещанное Богом человеку — быть свободным! — ведь образ Божий, прежде всего, состоит в свободе человека! Должно же быть пристанище у тех, кто вместе с Сартром и Иваном Карамазовым «свой билет на вход спешат возвратить обратно» — особое, выделенное, обособленное — для тех, кому тошно быть в Божественном мире! Там, в преисподней, им предоставлена возможность жить самим собою, не по Божьему, а по-своему, не по любви, а «по своему хотению» "
Никак не могу согласиться. Ад - это место, где свободы осталось ноль. И чем, далее идёт человек по дороге страстей, чем более становится одержимым, тем менее свободным он оказывается, пока ни лишается свободы полностью. Мне кажется так.
А вот каков изначальный уровень свободы личности - это вопрос. Мне кажется, что очень многие люди (может быть большинство) не обладают свободой воли в достаточном объёме. Может ли быть свобода у человека родившегося олигофреном в степени идиотии? Не думаю, что человек-овощ обладает свободой хоть в какой-то мере. Он уже полностью в аду. (Это тоже к вопросу о теодицее.)
Люди с детства живущие в потребительском обществе, зомбированы им, изначально не свободны. Один человек из ста обладает внутренней силой, чтобы этому воспротивиться. А остальные - обречены на несвободу.
И если такие люди приходят в Церковь (что случается), они и там остаются потребителями и только называются христианами, являясь на деле язычниками. Я таких людей видел множество, в том числе и среди иереев.
Вы не согласны с этими наблюдениями, батюшка?
Про ад здорово написано у К.Льюиса в "Расторжении брака". Там получается, что из ада потихоньку люди уходят в Рай.
Я в вечные адские муки не верю. А верю в Апокатастазис, почему-то считающийся ересью. По другому - немилосердно.
Василий Марач 15.08.2009 01:36 Заявить о нарушении
В отношении олигофренов - очень сложный вопрос. Их Бог судит не по нашим, а по Своим критериям - посмотрите, сколько среди блаженных было психически неполноценных - и какой силой Божией они обладали!
А насчет потребительства в Церкви - так это не более чем одна из сторон греховности, которой все страдают - и с которой в Церкви и сражаются...
В "Расторжении брака" далеко не все "потихоньку" уходят в Рай. Помните этот пример с женщиной - если есть под пеплом уголь, его можно раздуть, а вот если уже нет - только глаза запорошишь...
Апокатастис - это идея тюрьмы под названием "Царство Небесное".
Протоиерей Павел Великанов 15.08.2009 10:06 Заявить о нарушении
И с Апокатастазисом так же. Очевидно, что один недостойный попав в Рай превратит его в ад. Или, во всяком случае, живя вроде бы в Раю (душой ли, восстановленным ли телом) всё равно будет жить в аду, как льюисовские гномы в финале "Нарнии". Это понятно.
Для меня главная идея Апокатастазиса заключается в том, что человек не абсолютно обречён на ад, даже если и "вернул билет". Ему дано бесконечное число попыток изменить эту ситуацию.
На первый взгляд такая точка зрения кажется "непедагогичной". Зная, что НИКОГДА не поздно "включить задний ход", кто-то не будет стараться избегать греха, мол, "погрешу ещё в своё удовольствие, а уж потом разберёмся". Но мне кажется, что человек избегающий греха лишь ИЗ СТРАХА адских мук, ничем не отличается от завзятого грешника. Вор не ворующий лишь из страха наказания, всё равно в душе своей вор.
Мудрое милосердие сильнее и душеспасительнее страха.
Василий Марач 15.08.2009 12:12 Заявить о нарушении
Адские муки, как знойное марево,
Мрёт наш народ, аки мухи, от палева...
Чем возродим мы Святыни Руси?!
Боже, помилуй всех нас и спаси!
Спасибо, батюшка, за душевные наставления.
С уважением,
Александр Благовест 14.08.2009 22:22 Заявить о нарушении
Владимир Маяковский в стихотворении "Разговор с товарищем Лениным", используя термин адовая работа, имел виду дело создания государства рабочих и крестьян, равноправного общества и нечеловеческие усилия правящего класса, а также насколько эта работа тяжелая и страшнаяподобно аду. Вот текст:"
"Товарищ Ленин,я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.
Освещаем,
одеваем нищь и оголь,
ширится
добыча
угля и руды...
А рядом с этим,
конешно,
много,
много
разной
дряни и ерунды..."
Mariya 14.08.2009 16:41 Заявить о нарушении
«...Очень много разных мерзавцев
ходят по нашей земле и вокруг.
Нету им ни числа, ни клички,
целая лента типов тянется.
Кулаки и волокитчики,
подхалимы, сектанты и пьяницы, -
ходят, гордо выпятив груди,
в ручках сплошь и в значках нагрудных...
Мы их всех, конешно, скрутим,
но всех скрутить ужасно трудно...»
Скрутить кулаков, подхалимов, сектантов и пьяниц - и в ГУЛАГ. Вот такая работа...
Сергей Онежский 14.08.2009 17:05 Заявить о нарушении
Сергей Онежский 14.08.2009 17:08 Заявить о нарушении
Mariya 14.08.2009 17:30 Заявить о нарушении
Протоиерей Павел Великанов 14.08.2009 22:37 Заявить о нарушении
Не совсем понимаю с какого бока тут поэзия. Оценивать кого,Маяковского? И зачем выносить сюда очень спорные политические взгляды? Мне кажется Автор ошибся сайтом.
Евгений 7 14.08.2009 15:45 Заявить о нарушении
Для меня всё что плохо - это ад, а всё что замечательно Рай... Плохой человек - это чёрт, а хороший Ангел...
Андрей Тесленко 2 14.08.2009 14:49 Заявить о нарушении
Наше личное мнение, основанное на единственном критерии - Мне - очччень зыбкое.
Протоиерей Павел Великанов 14.08.2009 22:42 Заявить о нарушении
Андрей Тесленко 2 15.08.2009 00:18 Заявить о нарушении
Спасибо за то, что Вы каждое утро возвращаете наш ум и сердце к вечным проблемам, от которых никуда не уйти.
1.
Космическое зло опасно,
Оно имеет выход в нас.
В глубинах хаос жадный, властный
Ждёт выбора, паденья час.
Оттуда липкий, едкий, смрадный,
Он вырывается в сердца
И тянет в мрак безблагодатный,
Где нет Любви, где нет Отца.
* * *
2.
В не представимых временах,
Пространствах, формах нам неясных,
В неведомых сейчас веках
Узнает ад душа несчастных.
Того, кто выбрал в жизни Зло,
Встречает адское жерло.
* * *
3.
Над пролетевшей жизнью плачу.
Иначе если б жить, иначе –
В созвучии с природой, Богом.
Как прошлое моё убого!
Вокруг меня живой был Мир.
Он в Тайну звал, на Брачный пир.
Небес не слышала дыханье,
Себя частицей мирозданья
Не ощущала. Сила зла
Меня в другой мир увлекла.
Над пролетевшей жизнью плачу.
Иначе если б жить… иначе.
* * *
4.
Гиеной огненной - страданья,
Терзает душу осознанье,
Что гибель, муки выбрал сам.
Зачем не верил в Бога там?
Зачем, петух самовлюбленный,
Прокукарекал жизнь свою?
Мог быть блаженным, быть спасённым,
Мог освятить свою семью.
Но сам себе, глупец, отвесил
Посмертия тяжелый груз,
Что ада слой уравновесил...
Не миновать бесовских уз.
(Конца не имели страдания тут,
Пока Сам Христос не снял множества пут).
С уважением и благодарностью
Елена
Елена Макеева 14.08.2009 11:37 Заявить о нарушении
Протоиерей Павел Великанов 14.08.2009 22:49 Заявить о нарушении
каждом копировании. Буду более внимательной. Елена.
Елена Макеева 14.08.2009 23:28 Заявить о нарушении