Рецензии на произведение «Отзывы о работе старой Школы ПМ»

Рецензия на «Отзывы о работе старой Школы ПМ» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Ответы к статье "Новичкам на сайте" (отдельными рецензиями удобнее открывать)
http://www.stihi.ru/2009/05/12/569

Ответ на вопрос Б28: Первая проблема, с которой сталкивается начинающий автор, или "Как же всё это сложно!.. Как вообще можно сочинять по всем этим "премудростям"?!"

---
представьте себе, что автор писал "просто так", как оно писалось, не задумываясь о правилах стихосложения, не зная их...
но рано или поздно, как это бывает практически у всех, автор "дошёл" до некой "первой точки отсчёта" (как я её называю), когда автору захотелось разобраться - а как правильно и как неправильно, почему звучит и не звучит, что такое ритм и рифма и так далее...
и, "обалдевая знаниями" (помните откуда? это из моей любимой книжки про Винни-Пуха, так говорил ослик Иа:)), автор начал "разбирать" свои стихи "на ритм", "на рифмы" и тому подобное... и практически всегда возникают у автора разные-всякие проблемы... у меня тоже такое было, я помню...

первая проблема:
автор думает: "Как же всё это сложно!.. Как вообще можно сочинять по всем этим "премудростям"?!.. Мне это мешает... меня это загоняет в рамки... получается, что я уже не сочиняю стихи, а "конструирую", как какой-то робот... Так нельзя..."
это просто "первый барьер", и в нём нет ничего страшного... через него можно (и нужно) пройти... пройти пониманием...

первый шаг к пониманию такой... даже когда автор пишет, не знаю никаких законов, считая, что он пишет "из души", он так или иначе САМ придерживается каких-то "рамок" и каких-то законов... я уже говорил и повторю, ритм заложен в самом ЯЗЫКЕ, это не прихоть автора - написать вот так, а не вот так... автор сам чувствует, что вот так "звучит", а так - что-то не то... конечно, здесь я имею ввиду самие крайние случаи... к примеру:
Наша Татьяна что-то громко плачет... - не звучит... ну, не звучит и всё:) как это называется и почему не звучит - это уже другой вопрос...:)
а вот - Наша Таня громко плачет... - звучит... звучат стихи... почему? да Бог его знает, звучат и всё...

понимаете, чувство ритма, вообщем-то, у каждого есть внутри, им просто нужно НАУЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ... и всё...
и вот законы стихосложения, все эти ритмические схемы и т.п. - это только инструмент понимания "почему" звучит или нет...
это не "чертежи", по которым "надо" писать, а просто инструменты...

второй шаг к пониманию такой... кажется, что всё это так сложно, все эти ямбы-хореи-анапесты... да, так кажется... а почему?.. а потому что нужна постепенность, нужна "перенастройка самого себя"... нужно вдруг внезапно подумать-понять, что это не столько сложно, сколько ИНТЕРЕСНО:) очень много чудес скрыто в нашем языке, в самом звучании строк и стихов, очень много музыки... а главный критерий всегда один и он очень прост - звучит или не звучит:) каждый день можно делать какое-нибудь открытие... идти постепенно, но с интересом:) и не думать о сложности... ритм - он как мир, в нём очень много вариантов... а законы стихосложения - на самом деле не "жёсткие рамки", а просто "буйки", за которые при должном умении можно и "заплывать":) вот только плавать сначала научиться... а потом - вперёд, никто не держит:) а потом можно уже не задумываясь "плыть", не представляя это как "так, сейчас рукой вверх,а потом вот так и вниз", оно само будет получаться...:)

Алексей Лис

Школа Поэтического Мастерства -З   21.06.2011 04:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Отзывы о работе старой Школы ПМ» (Школа Поэтического Мастерства -З)

простите, что пишу сдесь, рецензию случайно удалила. я - ольга шустикова. мне 16 лет. я хочу получить доброжелательную рецензию или анализ моих произведений:

http://www.stihi.ru/2009/05/31/531,
http://www.stihi.ru/2009/05/29/5781,
http://www.stihi.ru/2009/06/04/4919,
http://www.stihi.ru/2009/04/03/5237,
http://www.stihi.ru/2009/06/01/6005,
http://www.stihi.ru/2009/04/13/7498,
http://www.stihi.ru/2008/11/28/4245,
http://www.stihi.ru/2009/05/11/306,
http://www.stihi.ru/2009/03/23/4593

искренне надеюсь, что вас не слишком обременила.

с уважением,

Солнечный Феникс   05.06.2009 22:56     Заявить о нарушении
здравствуйте, Ольга:)

обычно мне трудно говорить "нет", но здесь я вынужден это сделать... давайте, я попробую объяснить почему... и надеюсь, что у нас с Вами не возникнет ненужных обид и непонимания...

Школа работает с теми и только с теми авторами, которые готовы и хотят учиться и совершенствоваться в своём поэтическом творчестве... мы не являемся ни "фабрикой рецензий", ни страницей некой "обязаловки" (нам написали или даже заплатили, а мы ОБЯЗАНЫ ответить - здесь это не работает)... мы работаем только тогда, когда видим, что автор открыт к конструктивному диалогу...

По Вашей же просьбе, которая высказана Вами довольно директивно "Я хочу" (а не "Не могли бы Вы, пожалуйста, помочь мне разобраться..."), пусть и с фразой в конце "искренне надеюсь, что вас не слишком обременила", я этого не вижу...

Плюс к тому, мне бы очень не хотелось тратить своё время (которого, поверьте, очень мало) на написание Вам подробного разбора, а в ответ получить что-то подобное этому:
http://stihi.ru/rec.html?2009/06/05/10588

т.е.
".."получи, фашист, гранату!" - ода понтию пилату."

и даже после намёка критика "С радостью поподробничаюсь на спорные моменты" Вы так и не соизволили "поподробничать"...
Таким образом конструктивный диалог с Вами - под очень большим вопросом, как мне кажется...

Мне почему-то думается, что Вам не столько нужна помощь, сколько просто не хватает внимания... Это нормально, у многих это так.
Но это не работа Школы.

Поэтому давайте так, Вашу заявку я пока отклоняю. А у Вас есть возможность доказать мне, что я не прав и что для нас действительно имеет смысл поработать с Вами. Доказать Вы это можете только своими словами и поступками. Т.е. такими, например:
- напишите здесь, в комментариях, зачем Вам нужна наша рецензия, что Вы собираетесь предпринять дальше, Ваши мысли о Вашем поэтическом творчестве и его совершенствовании (что-то вроде сочинения на эти темы);
- ответьте автору "Nay" на его подробный разбор своим подробным мнением.

Конечно, я Вас не неволю, Вы вполне можете этого не делать. Но и заставлять себя или кого-то другого работать с Вами без особой надежды на результат, я тоже не могу.

Надеюсь, что мои слова не вызовут в Вас обиды или иных ненужных эмоций. Попробуйте, пожалуйста, воспринять их спокойно и с пониманием.

Радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   06.06.2009 06:29   Заявить о нарушении
Простите, сочинений не пишу. Я – вроде бы немножко поэт, а не писатель. Обязаловки никакой от Вас не требую и обижаться на Вас не собираюсь, т.к. понимаю, что Вам от этого ни жарко, ни холодно. Автору Nay я уже ответила, как посчитала нужным.
Оценку своих стихов хочу получить не для то-го, чтобы их исправлять и переписывать. Как из-вестно «Что написано пером….», потом лень пере-писывать. :))) А для того, чтобы в будущем мои стихи были хотя бы просто ДОСТОЙНЫ КРИТИКИ!
Я в следующем году закачиваю школу и меня попросили написать достойный сценарий в стихах для последнего звонка В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯД-КЕ. Сама я не справлюсь. Мне нужна помощь.
И, наконец, я собираюсь поступать в теат-ральное, и со СВОИМИ стихами! А для этого, сами понимаете, нужно что – то очень хорошее…, ну и конечно умение читать стихи. Этому я тоже хотела научиться у Вас, думала Вы мне поможете.
Чего уж там греха таить и напечататься тоже бы хотелось – с детства моя голубая мечта, а позо-риться ни кому не хочется…

С уважением,

Солнечный Феникс   06.06.2009 11:33   Заявить о нарушении
здравствуйте, Ольга:)
спасибо за ответ:) именно это я и имел в виду под словами "сочинение на тему":) (может быть, я не очень правильно выразился, извините)

получается так (если я правильно Вас понял), что критика (или оценка Ваших стихов) от нас Вам нужна только для того, чтобы учесть наши замечания в новых стихотворениях, а старые Вы решили оставить без каких-либо переделок? так?
что ж, можно, конечно, и так... вот только тогда критика от нас должна быть совершенно другой - направленной, так сказать, на будущее... а не придирчивой к деталям какого-то стихотворения, которое Вы всё-равно менять не собираетесь... вот видите, как важно поговорить и выяснить такие важные подробности для начала...:)

по поводу поговорки "Что написано пером..." и Вашего ответа автору Nay - я не спорю с Вами, Ольга:) Вы можете поступать так, как сочтёте нужным... Но я хотел бы дать Вам несколько советов (считайте, что мы уже начали работать по плану Б - критика, направленная на будущее, в виде исключения). Опять-таки уточню, эти советы не обязательны, просто я могу их дать на основе своего опыта в поэзии и опыта моего пребывания на стихире (я здесь уже более 6 лет)... Итак, советы такие:

1. На стихире есть некие негласные правила, которые знают все "старожилы", но часто не знают (или пока не догадываются о них) новички. Первое правило - если встретил неизвестного автора, то, кроме стихов, почитай его рецензии (полученные и написанные), поскольку часто именно рецензии дают более полный "портрет" автора как человека, нежели его стихи... Из этого правила следует соответственно то, что в своих рецензиях надо быть более-менее осторожным и учитывать то, что их кто-то прочтёт, чтобы составить первоначальное мнение о Вас.

Теперь представьте, пожалуйста, что приходит к Вам на страницу некий автор А.Б., читает стихи, читает рецензии... наталкивается на Ваш ответ на критику, читает стихотворение, видит, что Вы даже орфографическую ошибку (на которую вежливо указал Вам критик) не исправили.... Какие А.Б. сделает выводы? Я Вам скажу... Первый вывод: "Вы - лгунья". Потому что в Вашем вступительном слове написано "Для меня важно каждое мнение!..", а этого НЕ ВИДНО по Вашим поступкам. Второй вывод: "А зачем мне, собственно, высказывать автору своё мнение?.." - думает А.Б. - "Всё равно же будет в ответ или глупая реакция, или без толку всё это... А я тут время своё буду тратить... Нет, я лучше пойду... Есть множество других авторов, с которыми гораздо приятнее общаться..." И А.Б. уходит, ничего Вам не сказав. Таким образом, многие Ваши слова в рецензиях могут служить Вам и рекламой, и антирекламой... Здесь как раз пример работы слов как антирекламы для Вас, к сожалению...

2. Второе правило очень связано с первым - если получил хорошую рецензию (особенно, когда тебе указали на недочёты, но указали корректно и вежливо), то первым делом скажи "Спасибо". Иначе критик просто в другой раз просто ничего не напишет. Да и другие критики тоже вряд ли напишут(смотреть первое правило).

3. Стихи - это не шутки. Каждый раз, когда Вы пишите какое-то стихотворение, Вы вкладываете в него кусочек своей души. Это по сути Ваш ребёнок, за которого Вы УЖЕ несёте ответственность. А если Вы относитесь к своим стихам в стиле - "написал, ну не получилось, ну и фиг с ним, другие напишу...", то толку из этого не будет никогда. Вам кричат издали: "Ольга, Ваш ребёнок упал и ножки поломал!.." А Вы отвечаете: "Ну и фиг с ним, у меня других, знаете ли, навалом..." С таким отношением можете сразу прямо сейчас взять свою мечту про книгу (да и про театральный скорее всего) скомкать и выкинуть в мусорную корзину. Такое не для лентяев. Забудьте. Извините меня за резкость. Считайте, что это Ваши стихи выбрали меня СВОИМ ГОЛОСОМ, чтобы сказать Вам, как им горько и плохо с таким вот Вашим к ним отношением.

4. Вы когда-нибудь видели черновики Пушкина?.. поищите, полюбопытствуйте, это очень интересная вещь... можно найти в интернете... тогда Вы поймёте, что поговорка "Что написано пером..." здесь совершенно неуместная... Я, конечно, не сравниваю Вас с Пушкиным:) но стихи - это не просто развлечение, это серьёзная работа со словом.

5. По стихам, на которые Вы дали ссылки, общее впечатление:
слабовато, как мне кажется, Ольга... пока очень слабовато... нужно очень многому учиться - ясности выражения мыслей, грамотности, ритмике, рифме, образности... Со всем перечисленным пока есть проблемы... Кстати, ещё одно правило - не верьте коротким "одобрительным рецензиям":) если кто-то написал Вам "О, какое классное произведение!..", а у Вас в произведении есть ошибки или опечатки типа "расколат"(правильно "расколот"), "по палам" (правильно "по полам"), а рецензенты ни словом об этом не упомянули, то отсюда вопросы: Читали ли они стихотворение внимательно? Читали ли они вообще? А как у рецензентов с грамотностью?... Вообще, одобрительные отклики чаще действуют как "яд", к ним привыкаешь, наслаждаешься ими, а вот когда понесёшь стихи в издательство и больно получишь по носу, вот только тогда и задумаешься - а чего это они хвалили-то? а читали ли они вообще?... Не привыкайте к одобрениям, не стоит.

6. Как учиться:
для начала советую прочитать вот эти статьи (ссылки дам ниже) и попробовать "примерить" то, что в них написано, к своим собственным стихам... попробуйте представить себя в виде этакого "детектива", у которого задача найти "преступника"-ошибку в каком-нибудь своём произведении:) если найдёте, то хватайте её и ведите ко мне:) а я уже разберусь с ней по полной программе:)
Ссылки:
http://stihi.ru/2007/09/21/2185
http://stihi.ru/2007/09/27/1402
http://www.stihi.ru/2007/01/08-1578
http://www.stihi.ru/2009/01/09/521
http://stihi.ru/2007/03/22-2166
http://stihi.ru/2007/03/31-957
http://www.stihi.ru/2006/10/29-479
http://stihi.ru/2007/02/25-303
http://www.stihi.ru/2004/05/24-221
http://www.stihi.ru/2007/05/22-2226
http://www.stihi.ru/2003/10/08-144
http://www.stihi.ru/2007/12/06/2511
http://www.stihi.ru/2008/03/12/3230
http://stihi.ru/2004/05/30-500

многовато получилось... извините... но только если Вы действительно хотите написать стихи для книги или поступить в театральный, или даже просто написать такой стихотворный сценарий, который будут помнить (и играть) десяток лет, то без знаний никак...
просто так типа сел и написал, тут не выйдет, Ольга...

надеюсь, что хотя бы что-то из моих советов Вам поможет... если появятся вопросы, то задавайте, не стесняйтесь...
радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   07.06.2009 15:58   Заявить о нарушении
снова здравствуйте!!!

прочитала первые две ссылки и вот что пока получилось:
Подари мне свой небосклон,
Дай поверить в твою мечту.
В радугу яркую, что на поклон
Принимает твою красоту.

Дай узнать цветение трав,
Дай рукою коснуться луны.
Я чувствую мед на губах...,
Но, увы, не сбываются сны...

сколько ритм не отбивала - вроде нормально, а когда стала обычно читать, чуть язык не сломала!
вопрос: что я сделала ни так? - какае могут быть ещё варианты переделки?

Солнечный Феникс   07.06.2009 19:18   Заявить о нарушении
и вот ещё переделала:

Расколот на части длинный балкон.
Окна и двери распахнуты настежь.
Грохот грозы и стекол тихий звон.
Хозяина нет. По нему небо плачешь?

Часы не идут – застыли навечно.
Портреты обшарпаны сотнями лет.
Ветер гуляет холодный, беспечный.
Лишь он знает тайну того, кого нет.

Тени сгустились над этим жилищем.
В промёрзшем камине пепел от дров.
Где же тот род? И тот – кого ищем?
Что же за тайну хранит гул ветров?

Странные люди бродят по комнатам,
Безмерно тоскуя, кого - то любя.
Упруго скользят по полам и проёмам
Надежду в сердцах бестелесных храня.

На то, что избавят их от проклятья,
Навечно сгубившего невинные души.
В старых лохмотьях цвета ненастья,
Глядят неизменно в зеркальные лужи.

Расколот на части длинный балкон.
Окна и двери распахнуты настежь.
Грохот грозы и стекол тихий стон.
Хозяина нет. По нему небо плачешь?

как, у меня получается? я правильно поняла суть поставленной задачи?

Солнечный Феникс   07.06.2009 19:43   Заявить о нарушении
тоже вариант:

В каждой живой душе есть кладбище
Людей, что когда-то были близкими..
Мир отдельный, свой город в городе
Со своим молчаньем, думами, мыслями

Солнечный Феникс   07.06.2009 19:53   Заявить о нарушении
а вот это совсем новое: http://www.stihi.ru/2009/06/07/6747

Солнечный Феникс   07.06.2009 22:59   Заявить о нарушении
здравствуйте, Ольга:)
во-первых, хотел бы сказать спасибо за то, что Вы правильно поняли мои слова и не обиделись, да ещё и начали действовать:) это классно:)

во-вторых, прошу Вас понять меня правильно, я сейчас несколько в отчаянии... мне нужно написать три рецензии по другим заявкам (некоторые из них были уже месяц назад), ответить трём ученикам по почте, ответить ещё на пару-тройку других писем, и всё это накапливается и накапливается... и это не учитывая моей личной жизни (моей любимой супруги:)), работы (тоже любимой, кстати) и всего остального... давайте, я отвечу Вам совсем немножко, а всё остальное пока будет в некотором будущем... (надеюсь, что ученики и остальные, если увидят мой ответ, не обидятся на меня тоже:))

По стихотворению "Подари мне свой небосклон...":
да, там есть проблемы с ритмикой... давайте разбираться...
"Подари мне свой небосклон,
Дай поверить в твою мечту."

первые две строки имеют некую мелодию-ритмику, которую можно записать такими простыми нотами, как ударный слог(/) и безударный слог(-)... получается так:
--/-/--/ 8 слогов
/-/--/-/ 8 слогов
(по-да-РИ мне СВОЙ не-бо-СКЛОН
ДАЙ по-ВЕ-рить в тво-Ю меч-ТУ)

так вот эти две строки либо написаны хореем, где стопы [/-], либо вообще написаны сложным ритмом, который, в принципе, звучит нормально...
НО потом возникает третья строка, которая рифмуется с первой, А ОНА звучит совершенно в другом ритме... и вот это уже как раз сбивает всю мелодию, а за ней и четвёртая, рифмующаяся со второй и с ритмом совсем другим соответственно:

"В радугу яркую, что на поклон
Принимает твою красоту."

/--/--?--/ 10 слогов
--/--/--/ 9 слогов

(в РА-ду-гу ЯР-ку-ю ЧТО на пок-ЛОН - здесь "ЧТО" может быть и ударным, и нет...
при-ни-МА-ет тво-Ю кра-со-ТУ)

посмотрите внимательно, Ольга, первая строка звучит мелодией "та-та-ПАМ та-ПАМ та-та-ПАМ" и третья строка должна звучать такой же мелодией, поскольку она рифмуется с первой... но на самом деле третья звучит как "ПАМ та-та ПАМ та-та ПАМ та-та-ПАМ"...

но ритмику можно исправить, только если абсолютно точно понимать - ЧТО Вы хотели сказать в этих строках... а вот этого я не совсем понимаю... то есть здесь есть проблемы с ясностью выражения мыслей ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ... если конкретно:
"Подари мне свой небосклон, - понимаю, это образно
Дай поверить в твою мечту. - понимаю
В радугу яркую, что на поклон - если здесь продолжение "дай поверить" также и "в радугу яркую", то во второй строке должна быть запятая... если же здесь рашифровка образа мечты, мечта - это радуга яркая, то во второй строке должно быть тире в конце... потом, какой ещё "поклон"? кто кланяется? и кому кланяется?..
Принимает твою красоту." - не доходит до меня как радуга может принимать поклон или даже "на поклон" чью-то красоту?.. о чём эти строки?.. И создаётся такое впечатление, что сам этот "поклон" появился просто как подгонка под рифму "небосклон" (ну не нашлось другой, бывает) да и рифмы "мечту"-"красоту" настолько банальны, что...

я могу написать Вам вариант, который идеален по ритму, но вот по смыслу - не знаю... рассматривайте это только как пример...
за основу ритма берём первую строку... получается так:

Подари мне свой небосклон,
Дай поверить в эти мечты,
Где летим с тобою вдвоём
Словно птицы. Белая - ты.

Ну а чёрной - я, как всегда... Или так: Чёрной - я, и выбор был мой...

ну так далее... если хотите, допишите:)

к сожалению, у меня больше нет времени, Ольга... пора спать... мне в 5 утра вставать на работу...
радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   08.06.2009 16:48   Заявить о нарушении
Ольга, я еще дополню то, что Алексей не успел написать,

вот эту строчку:

"Дай поверить в твою мечту"

он исправил на

"Дай поверить в эти мечты,"

тоже совсем не случайно. Если посмотреть на фразу "поверить в твою" - то в ней подряд идет "тьвтв", что очень сложно прочитать. Это еще одна из причин, почему "чуть язык не сломала". То есть если Вы пишете "поверить в" то следующее слово должно начинаться с гласной.

Дальше - если Вы задались целью написать сценарий в стихах - ну замечательно, поверьте, особого поэтического мастерства для этого не требуется, никто вслушиваться не будет. Но если Вы хотите писать настоящие стихи - то место в них надо "экономить", стих должен быть очень ёмкий, но при этом маленький, иначе получится сценарий выпускного и он утомит читателя. Старайтесь использовать больше образов и меньше не значащих слов. Не следует, например, злоупотреблять местоимениями (есть у Вас такой грешок), особенно там, где вместо них можно поместить образный эпитет. Например, "огонь мечты".

Но теорию стихосложению обязательно прочитайте, без нее просто невозможно чему-то Вас научить.

Ученый Кот   15.06.2009 10:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отзывы о работе старой Школы ПМ» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Дорогой Лис!
Благодарю, что опубликовали в том числе и мое письмо!
Еще раз примите мои теплые пожелания вдохновения, удачи и успехов на Вашем ответственном, но таком прекрасном поприще!
Всего доброго!
**))
С уважением,
Людмила

Людмила Уварова-Момджи   21.05.2009 12:55     Заявить о нарушении
здравствуйте, Людмила:)
прошу прощения за задержку с ответом, меня не было в сети пару дней...
ещё раз спасибо Вам за то, что откликнулись на мою просьбу:)
и за пожелания тоже:)

радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   25.05.2009 01:34   Заявить о нарушении