Рецензии на произведение «Александр Кабанов. Колыбельная для пишущей машинки»

Рецензия на «Александр Кабанов. Колыбельная для пишущей машинки» (Иван Шепета)

Мудрено такого матёрого поэта, как Вы, Иван, чем-то удивить... Но есть и в нашем городе очень редкостный поэт и русский до мозга костей.Если будет время, загляните на страницу "Крылья Нло" (можно и с моей страницы) и Пётр Кузнецов (слава богу, пока живой) собранный (только частично) мной к Вашим услугам редкостного ценителя российской поэзии. С давним искренним уважением

Александр Тимошин   04.08.2014 20:10     Заявить о нарушении
Вашему вниманию, поэт, одно из лучших стихотворений Петра Кузнецова:
* * *
Мы уходим понемногу,
раздарив себя друзьям.
мы уходим прямо к Богу,
оставляя нежность вам.
По снегам, стелясь позёмкой,
мы уходим из тисков
городов - в сияньи ломком
недописанных стихов...
И уже когда по плечи
нас укроет сизый мрак,
вы отсюда, издалече
оцените этот шаг.
Без кривлянья, суесловья,
без ханыжной суеты
положите к изголовью
некрасивые цветы.
мы и сами были боле
некрасивей книжных треб
в богоизбранной юдоли
растранжиренных судеб.

* * *
Когда в него вобьют свинец -
в груди распустится гвоздика.
И ангел спустится с небес,
и отшатнётся ночь от лиха.
На землю ступит новый день
в прозрачных белых одеяньях
и лишь, как оттиск на сознаньи,
в его следах проступит тень.
и хор небесных голосов
прольётся в ваши сновиденья,
и это радостное пенье
наполнит души до краёв.

* * *
Умереть бы где-нибудь в глуши,
чтоб никто на свете не нашёл,
чтобы пожалели от души,
чтобы вспоминали хорошо.
Улететь бы тенью в никуда,
как следы исчезнуть на песке,
чтоб потом, хотя бы иногда,
прорыдать себя в чужой тоске.
Приходить бы сеющим дождём,
чтобы несчастливых утешать.
Мокрыми руками гладить дом
и как люльку детскую качать.


Александр Тимошин   05.08.2014 20:59   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за наводку. Я редко сейчас заглядываю на стихи.ру. Обязательно посмотрю вашего земляка.

Иван Шепета   06.08.2014 08:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Кабанов. Колыбельная для пишущей машинки» (Иван Шепета)

Уважаемый, Иван. Хочу узнать ваше мнение по несложному вопросу. Существует нынче такой подход: вроде как, стихотворение с точной традиционной рифмой (по окончанию) не котируется. Есть рифмы: корневая, составная, диссонансная, ассонансная, разноударная, анаграммная – они то и в цене. Мне лично нравиться богатое поле деятельности и необычные сочетания.
А вот Татьяна Нова, например, считает, что рифма не должна перетягивать одеяло на себя и, вообще, её место подчинённое. И справедливо считает. Два имени сразу приходят на память- Мандельштам, Рубцов. Они не занимались разработкой и поисками новой рифмы, их взгляды консервативны, более того вы найдёте у них и глагольную и грамматическую и традиционно-приевшуюся. И стала от этого их поэзия хуже? Возможно необычная, вычурная рифма им даже бы помешала? Наверное, нужно учитывать индивидуальные особенности, не всякому полезны эксперименты в этой области?

Извините, что не в тему эссе.

Игорь Гонохов   02.04.2009 21:18     Заявить о нарушении
Всё очень просто. И Вы по адресу обратились, так как думал на эту тему. Рифма - всего лишь один из элементов поэтики (впрочем, как и её отсутствие). Рифма точно не главное в стихах, так как есть стихи без оной и весма неплохие. Это даже не главный элемент, хотя и формообразующий. Лучше если в стихах рифма есть, таких стихов большинство не случайно, с рифмой стихи "богаче". Впрочем, значимое отсутствие рифмы придаёт стихам дополнительную выразительность. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, художественность - ради них всё и делается. Свежие рифмы "освежают" стих. Избитость рифм компенсируется свежим метафоризмом, гражданской позицией - да мало ли чем!
Я в последнее время стал применять по три рифмы в строке. Это заметно освежило уставшую классическую форму.

В ледяной полыНЬЕ отраженье луНЫ, словно птиЦА
хищно блещет в волНЕ, и перо от волНЫ золотиТСЯ...

Правда, следовать этому эксперименту не советую, так как мастерство стихотворца требуется двойное, чтобы не наворотить нескладушек. Правда, если удается справиться с материалом и стихи выглядят естественными, они получают необычное звучание и выделяются из общего ряда. Не это ли цель стихотворца?

Иван Шепета   03.04.2009 00:51   Заявить о нарушении
Сказано ясно и точно. Единственное - своя рифма (свой почерк) появляется, когда автор чувствует свой голос, и имеет ярко индивидуальное лицо. Тогда то и становится ясно, что ближе - простая, сложная, составная или иная рифма.
Вот ассонансная рифма, где основное созвучие падает на гласные, а согласные совпадают лишь частично: жажда-жарко, ровно - поздно, и рифмой не считается, если рифмой то очень плохой. А во французской балладе ассонансная рифма употреблялась часто. Получалось как бы ненавязчивое эхо. Конечно, я отдаю себе отчёт насколько нужно владеть материалом, чтоб воплотить такое, на достаточном уровне, в русском языке.
Но спросить хочу не об этом. Вам не кажется , Иван, что существует некий стандарт, прокрустово ложе рифмы, по которому меряют многие поэты свои, да и чужие стихи? При этом совершенно не учитывая индивидуальности (ну, если она есть). Так сказать, меряют всё и вся единым аршином. И в стихире подобное чрезвычайно распространено.

Игорь Гонохов   03.04.2009 21:01   Заявить о нарушении
Игорь,
извиняюсь, пропустил Вашу реплику. Но лучше поздно, чем никогда.
На стихире существует некий стандарт на рифму - точно. Плохо: а) глагольная б)по окончанию существительного, стоящего в одном падеже. Хорошо, если рифмующиеся слова относятся к разным частям речи. Точной рифме отдаётся предпочтение. Неточная, а тем паче ассонансная вызывает подозрение в квалификации. Будете рифмовать по-французки - точно угодите в графоманы.
Рифма - формообразующий элемент, потому вторичен. Важнее содержательная сторона стиха. Она не исчерпывается философскими умозаключениями и настроениями. Свежая метафора приветствуется. Некий микс ритма, фирменного метафоризма и умонастроения - и есть "свой голос".

Иван Шепета   26.04.2009 06:45   Заявить о нарушении