Рецензии на произведение «Камушек»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
читаю этот опус http://youtu.be/WGjv8xZ-2-M
Станислав Минаков 28.04.2020 16:57 Заявить о нарушении
В поэзии Станислава Минакова я как фольклорист-профессионал много раз замечала претворение типов народного стиха. Иногда в его стихах фольклорный стих выступает в чистом виде, а в этой песенке калики он проявляется лишь в процессе анализа стиховой структуры. Глубинной структурой стиха здесь является фольклорный двухударный тонический стих (2.3.2, где цифры означают безударные слоги, точки - ударные):
2 .3 .2
Из-за лесу, лесу тёмного,
из-за садику зелёного
выставала туча чёрная
со дождями, со погодами,
со великима невзгодами...
В песенке калики структура этого "чистого" тонического стиха немного расширена посредством увеличения анакрузы до трёх слогов (так бывает в некоторых версиях подобного тонического стиха - 3.3.2):
3 .3 .2
Стоит наш батюшка на камушке,
под кровом бора – как во храмушке.
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарикА отведать, хлебушка
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Повырастала снитка-травушка,
где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка
Инвариант фольклорного тонического стиха с формулой 2.3.2 легко восстанавливается в некоторых ритмических периодах:
2 .3 .2
Стоит батюшка на камушке
Стоит батюшка, наш дедушка,
ходит к дедушке медведушка
распрострилось семя змеево
диво дивное, Дивеево,
с дедушкОю – Божья Матинка!
даром что спина горбатенька
за всю Русь достало силушки
вырастала снитка-травушка,
стынет борушка-дубравушка
нет того на свете камушка
И после трёх однотипных тонических ритмических периодов в стихотворении Станислава Минакова следует стих с сильным окончанием, подробно тому, как в строфе народной песни про недозрелую калинушку, в которой первый стих - точно такой же (2.3.2), а второй - семисложник:
2 . 3 .3
Недозрелая калинушка
её нЕльзя заломать...
Таким образом, в песенке калики получается очень красивая структура (как бы вариация на строфу "Недозрелой калинушки" - 3+1), и песенные строфы - сдвоенные (3+1)Х2:
Стоит наш батюшка на камушке,
под кровом бора – как во храмушке.
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке.
и «Богородицу» поет.
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарика отведать, хлебушка,
в ладошку влажный нос сует.
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
у старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
намолено среди дорог.
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарика отведать, хлебушка,
в ладошку влажный нос сует.
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
у старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
намолено среди дорог.
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Покров – их до поры таит.
Повырастала снитка-травушка,
Где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка,
Да батюшка на нем – стоит.
Валентина Берёзкина 28.10.2017 13:22 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2012/09/11/7719
На том и мы стоим.
А иначе, зачем и жить?
" Россиюшка".
А дело лиходеево - до поры до времени.
Успехов творческих.
Литвинов Сергей Семенович 10.12.2012 12:01 Заявить о нарушении
СПАСИБО! И с.Серафим на камушке, и медведь, зарывший мокрый нос в его ладони - перед глазами. И светло чувство после прочтения...С уважением!
Татьяна Бабушкина 27.06.2010 11:13 Заявить о нарушении
Мощно! Светлое чувство остаётся. Спасибо!
Игнат Безымянный 19.05.2010 13:25 Заявить о нарушении
Отче Серафиме, моли Бога о нас!
С уважением.
Альбина Янкова 28.04.2010 16:43 Заявить о нарушении
Это просто супер!
Дмитрий Старцев 03.04.2010 17:26 Заявить о нарушении
А Вы слыхали о том, что сказано о будущем явлении Серафима Саровского в воспоминаниях Мотовилова? Что он воскреснет и откроет проповедь покаяния в Дивеево, а затем снова ляжет во гроб, и вскоре за этим последуют события конца света.
Тепляков Алексей Борисович 31.12.2009 17:24 Заявить о нарушении
Станислав, все хорошо, только
"Господень умаляя гнев".
Господь в виде разъяренного злобного и мстительного существа...
Понятно, что с такими паттернами в этой стране в Бога не веруют.
С теплом,
Марианна Эн 12.05.2009 08:46 Заявить о нарушении