Рецензии на произведение «Критика и похвалы - судьям-»

Рецензия на «Критика и похвалы - судьям-» (Турниры Старого Хрофта)

ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ АВТОРЫ, ПРИНЯВ ВО ВНИМАНИЕ МНЕНИЕ ЖЮРИ, РЕШИЛОСЬ НА РЕДАКТИРОВАНИЕ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. СООТВЕТСТВЕННО В ИТОГОВОМ СПИСКЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ (КАК И В СПИСКЕ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) СТИХОТВОРЕНИЯ №9, №10, №11 БЫЛИ ИЗМЕНЕНЫ АВТОРАМИ. пРОСЬБА СУДЕЙ ЕЩЁ РАЗ ОЗНАКОМИТСЯ С ДАННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.
С УВАЖЕНИЕМ.
Хрофт.

Турниры Старого Хрофта   18.01.2008 00:02     Заявить о нарушении
Я очень рада справедливому и верному разбору моих стихов, который,не жалея своего времени, провела очень уважаемая мной Татьяна Аркадьевна Кувшиновская.
СПАСИБО Вам!
Я согласна с Вашим мнением, даже вижу
некоторую снисходительность ко мне, как к новичку.
На Стихире много действительно талантливых и ярких
Авторов, которые мастерски владеют Словом, так что
мои опусы пригодятся для контраста с ними - хоть этим пользу принесут)))))))Это я над собой смеюсь,
милая Татьяна Аркадьевна.Зря я не послушалась доброго совета сразу, но сейчас же космические трассы сокращу до одной - Вы, как всегда, правы!
Желаю Вам, Татьяна Аркадьевна, хорошего настроения,
улыбку на лице и светлого мира в Душе!!!
С благодарностью, Дарья.
И ещё хочу поблагодарить всех организаторов, членов Жюри, и самого Хрофта за этот очень нужный нам всем Конкурс, ведь мы любим свою Родину, ну, только не все умеем выразить гладко и красиво свои чувства стихами(в моём случае)))))).
И отдельно : "случайный экспромт", Татьяна Аркадьевна - класс!!!

Дарья Глазкова   29.01.2008 01:20   Заявить о нарушении
Спасибо, Дашенька, за добрые слова! Вы умница, сегодня побывала на Вашей страничке, порадовалась, а сюда давно не заглядывала и зря, давно бы душеньку согрела Вашим теплом. С сердечным приветом, Татьяна Аркадьевна.

Татьяна Кувшиновская   06.02.2008 22:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Критика и похвалы - судьям-» (Турниры Старого Хрофта)

Так сказать мой Манифест-рецензия, под ним в замечаниях разбор конкурсных стихов:
Я ценю стихи, написанные сердцем, но отточенные разумом. У нас богатая кладовая ПОЭЗИИ. От Тредиаковского до современников. Если уважает стихотворец себя и других, он должен учиться стихосложению постоянно, критически относиться к себе, а не обольщаться хвалебными рецензиями некоторых экзальтированных стихирян. Зачастую они таким образом "вымогают" подобный отзыв для себя. С высоты (или, если угодно из глубины) своих лет и опыта: отрабатывать технику письма хорошо на чужих и своих ошибках, а это лучше всего при непосредственном общении в группе под руководством опытного мастера. Если нет такой возможности - даже на сайте есть "Мастерские", где помогут совершенствоваться.Есть множество словарей и справочников, а Интернет, с его ресурсами!!! Очень прошу всех любить конструктивную критику, аргументировано парировать, а не выкручиваться, оправдывая свои промашки в стилистике и прочие ляпы, втягивая в бесполезную дискуссию оппонента. Конечно, «слезами обливаешься», вымарывая выстраданное, казалось бы, такое родное, понятное тебе… Но «истина дороже», а труд вознаграждается, по крайней мере, удовлетворением от точно найденного СЛОВА. Удачи всем в жизни, здоровья и творческих успехов! Ваша Татьяна Аркадьевна.

Татьяна Кувшиновская   11.01.2008 18:15     Заявить о нарушении
№1... Стихотворение превосходно выдержано и по содержанию, и стилистически, и по правилам стихосложения (эта пятистишная строфа мною любима и размер амфибрахий четырёхкратный).
Замечания? И куда ж я без них?
Звукопись: «акакАято…» мне не очень нравится, было бы на слух (и не противоречило смыслу) лучше «икакАято», с моей точки зрения.
Туманен смысл строки «С идеей, которая всяк наизнанку,». Я для себя перевела её так:
«С идеей, в которой вся жизнь наизнанку,». Возможно, автор не это имел в виду, но в его видение я, выходит, проникнуть не смогла

№2... Разухабисто-песенно-плясовой четырёхстопный хорей. Хорошо на русских просторах!.
Композиция удачная, органичная. С рифмами посложнее, например пары: «снега-купола, большой-покой, стал-узнал». А вот «мельком-деревенька» - прелесть рифма! Но тут другая беда: тавтология «промелькнула мЕльком», это надо редактировать!
Другая незадача с «Душами»… в хорее ударение на первый слог падает и оба раза приходится насильственно проталкивать ударение на третий слог, нивелируя загадочную душу, на которой, я полагаю, автор и хотел сосредоточить наше внимание..

ДУши чУткой и большой.
ДУши рУсской не смогла
и
МОей трОйке по плечу. (Тройке (бодрой, быстрой и т.п.) по плечу)

Я, примите во внимание субъективность мнения, поискала бы другое слово вместо «смиренье», как-то не согласуется оно с моими ощущениями о характере Руси.

Русь всегда жила надеждой
На смиренье и покой.
+
Русь вступала часто в схватку
С неспокойной силой зла,
Добавлю, что очень близко по тексту расположены однокоренные слова «покой и неспокойной». Я стараюсь избегать этого.

PS Я надеюсь, что по ходу конкурса, если участники захотят внести свои редакционные правки, то Ведущий не станет им препятствовать, и своей всевластной рукой в редактируемом посте осуществит их желание. С уважением, Татьяна Аркадьевна
(Продолжение моего разбора конкурсных стихов в др. замечанияж под этой рецензией).

Татьяна Кувшиновская   11.01.2008 18:28   Заявить о нарушении
Ведущий препятствовать не станет однозначно. К тому же на мой взгляд это иногда в интересах самих авторов. Для редактирования стиха в списке конкурсных стихо, надо скинуть ссылку на отредактированное вами произведение мне на почту.
С уважением.
Хрофт

Турниры Старого Хрофта   11.01.2008 20:22   Заявить о нарушении
Замечательная рецензия Татьяны Кувшиновской! Наконец-то я дождалась оценки мастера, потому что моих знаний маловато для такой научной оценки, мои рецезии больше на чувстве основаны. Читала и училась: например, размер первого стиха узнала. Побольше бы таких рецензий. Я хоть и не участвую, но буду знать, чего ждать от следующего конкурса, ну и мастерство своё совершенствовать буду. Очень хочу участвовать в следующем конкурсе и получить подобную рецензию на мой стих. Спасибо ещё раз Вам, уважаемая Татьяна. С уважением,

Алла Ратникова   11.01.2008 21:53   Заявить о нарушении
Я, пожалуй, не стану придерживаться очерёдности поступления заявок. Этого вроде нет в регламенте. Поговорю о тех стихах, о которых мне заблагорассудилось именно сейчас поговорить:
№12…Вопрос, заданный лирическим героем самому себе, или кем-то другим по сути – риторический, но это не значит, что он не требует раздумья. Стихотворение, интересующимся размерами, скажу – наш вездесущий ямб, подходящий для спокойной беседы. Рифмы весьма приблизительны, иногда и не созвучны друг другу: «обматерит-ко мне, городском-москвичём». Каждая строфа имеет парные рифмуемые глаголы, к ним сейчас особый спрос, если применять, то, как можно с более полным совпадением по звуку (однако, табу на однокоренные «зашёл-прошёл» и т.п.).
По стилистике: «Вопрос, мне острым задали до боли» – двойной смысл заключён в слове «острым»: можно посчитать, что вопрошаемого пырнули (прошу прощения за словцо) в бок, выход прост – пусть будет слабая инверсия, но с прилагательным «острый».
Читаю дальше и сразу выбираю три стиха (три строчки из разных строф) с одним и тем же звукописным неудобством:

Взаимна ли любовь у Родины ко мне?
И нет у Родины, я знаю, зла ко мне,
А может, это есть у Родины любовь?

Стихи предназначены, в первую очередь, для их восприятия на слух (В Начале Было Слово), и я, пробегая по строчкам глазами, внутренним слухом улавливаю: «уродины». И первая с третьей строчкой могут стать, как не печально, добычей пародиста.
Я предложу варианты выхода из ситуации, автор может найти и получше, при желании, главное для меня – дать толчок к поиску.

А Родины взаимна ли любовь ко мне?
Зла не питает, знаю, Родина ко мне
За что Мне Родины взаимная любовь? (в смысле, заслуживаю ли я?).

Такая бы концовка продлила раздумье и у читателя, по-моему.
В двух последних стихах второго катрена, если автор попробует пересказать прозой стихотворные строки, он заметит погрешности управления частями речи русского языка. Персонифицируя Берёзку, Сосну, Поля с Родиной, он задается вопросом о взаимности с предлогом «в», причём, если допустить правомерность предлога для деревьев, то к полям он (предлог) не приклеивается. Идея хорошая, но работать и работать…
Не обессудьте, я только о стихах. С уважением к автору, Татьяна Аркадьевна.

Татьяна Кувшиновская   12.01.2008 19:39   Заявить о нарушении
Прошу прощения №11 у стихотворения, а не 12. Что-то я "перепутанкой" стала: вчера имя в письме, сегодня числительное не то.

Татьяна Кувшиновская   12.01.2008 19:50   Заявить о нарушении
Это ничего страшного. Самое главное, что вы четко излагаете свои мысли по поводу стихотворений.
С уважением.

Турниры Старого Хрофта   12.01.2008 23:24   Заявить о нарушении
АУ, ГДЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ???

№8… Стихотворение – агитационного характера: 80% текста обрисовывает глубину ямы, в которой находится «электорат», остальное – намёк на путь к выползновению в свет этой, ещё не ослабевшей от измывательства могущественных сил, массы.
Размер уже известный по первому стихотворению – четырёхстопный амфибрахий ( _ / _ ). Рифмы сильные, разве что слабовата «кресты-травы». Неуклюжа инверсированная строка «Нам лижут колючим мозги языком» и не понятна логика врачей из утверждения «Нас лечат врачи от бесплодия лжи». Каков предполагаемый результат лечения? И что подразумевается под утверждением «Нам счастье на жизнь бескорыстно меняют». Думать не хочу, потому что я не поддамся на призыв автора занять место в ассенизационном тягаче, вытаскивающем воз с содержимым из твёрдой пока ещё субстанции. Поскольку помятую завет А.С.Пушкина о чувстве «сообразности и соответствия».

Татьяна Кувшиновская   13.01.2008 19:14   Заявить о нарушении
№9 … Ещё пример стихотворения побудительно-призывного характера. В отличие от предыдущего, оно имеет конкретного адресата, людей старшего поколения, которые особо не разгуливают в Интернете, тем более в Стихах.Ру. Интонация, тяготеющая к редкому стихотворному размеру – пеон I, ( / _ _ _ ):

вЕрою, надЕждою, терпЕньем,
пОднимая сОвести росткИ,
пОмогите нОвым поколОньям
в Единенье сИлу обрестИ!,

даже при наличие негативно открашенных слов (горечь, досада, боль, ужасы и т.д.), не оставляет неприятного осадка. Если бы это были стихи лирического плана, то я бы намекнула, что из восьми пар две пары глагольных рифм многовато, но текст, призывающий к действию, при грамотном применении самой сильной части речи
в конце предложения, приобретает динамичность.

Татьяна Кувшиновская   13.01.2008 22:25   Заявить о нарушении
Татьяна. вы не волнуйтесь. я отслеживаю, всё что вывешивает Хрофт. Но скоро дам свой ответ, если он вам интересен, то чиркните мне пару строк.

Александр Трубин   13.01.2008 23:34   Заявить о нарушении
В обыденной речи подражателей Эллочке-людоедке несть числа и словарный запас их не оттянет карманы, Учёные мужи, пекутся о нуждах «простого» человека, придумывая как бы сделать такую реформу, чтобы занятому более серьёзными проблемами индивидууму не отвлекаться на мелочи правописания и стилистики. Пусть пишется, как слышится, и какая фигура речи на ум пришла, та и употребляется, заодно и пунктуацию оставить только там, где надо четко разобраться: казнить или помиловать. И вот – русский язык многострадальный
№3… «Сейчас – все топчут, топчут, топчут».

Татьяна Кувшиновская   14.01.2008 09:53   Заявить о нарушении
№4… Стилизация речи под простецкого мужичка с философской хитринкой мне бы показалась органичной, будь это фрагмент поэмы с несколькими действующими лицами… Однако, факт анонимности может ввести в заблуждение, может быть автор придерживается именно такой манеры в своём творчестве. Это дело хозяйское. Радует меня рифма, особенно составная «головы-приколов Вы» и размер – пеон II трёхстопный (u_uu) – [подглядела символику у умных людей]:

ГраждАне, те кто нЕ мычит, ни тЕлится,
И с тЕми, кто мычИт, совсем не дЕлится,
СобрАлись Вы такОй удачной кУчею,
Ну кАк не порадЕть такому слУчаю...

Удачи!

Татьяна Кувшиновская   15.01.2008 01:22   Заявить о нарушении
№16… Стихотворение являет собой форму стиха под названием Тактовик. В середине каждого стиха явная пауза, вызванная отсутствием ударного слога:

ОтчИзна – Это вОздух, __ котОрым Я дышУ,
ОтчИзна – жИзни прОза,__ о чЁм стихИ пишУ,

Ещё примечательно стихотворение приёмом, который в поэтическом словаре называется лексической анАфорой (повторением в начале смежных строк одних и тех же слов).
Рифмы смежные, полные. (Знатоки, не сердитесь, это я пишу и для себя, чтобы освежить в памяти термины и приёмы стихосложения). С уважением,

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 12:42   Заявить о нарушении
№20… Стихотворение проникнуто волнением за будущее на нашей планете. Некто (Хранитель, Смотритель, у которого уже нет ни сил, ни средств противостоять бездумному, хищническому отношению к Природе, через переживания автора пытается донести свою боль). Размер стиха – трёхстопный анАпест (uu_). Созвучность рифмующихся слов желает быть точнее. Строчка «ВНИЗ скатилась слеза по щеке» требует редактирования, например, «Покатилась слеза по щеке».
Последний катрен, как последний аккорд, должен быть по звукописи, по нормам размера и стилистически соответствовать высоким требованиям.

Все погибнет, и солнце погаснет.
Прекратит МИР ДЫшать и цвести.
Что Ещё нУжно, чтоб в одночасье
Жизнь ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ унести?

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 13:43   Заявить о нарушении
Вот два стихотворения №18 и №19… Они о любви к Малой Родине, оба исполнены в одном размере, но в первом идёт чередование мужской и женской рифмы, а во втором только женская, что обуславливает его некоторую монотонность. Рифмы первого, да и образность, полны и органичны теме, во втором – рифмующиеся пары натужны, видно, что в поисках автор вынужден в угоду рифме поступаться выразительностью сравнений.
№18 метафорично («привкус юности», «Подснежников разлив»), с не набившими оскомину сравнениями, чего не скажешь о №19. Чтобы, на мой взгляд, было бы не лишним, всё-таки в последней строфе поработать над заключительной парой строк, на худой конец – повторить первую строфу, как заключительную, уж больно сердечная она.

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 17:53   Заявить о нарушении
№14… Я видела у автора в другой редакции последнюю строчку:
«С улыбкой доброю лицо», хотя в целом это не спасает от ощущения непрописанности темы, поверхностности, особенно смущают не подкреплённые развернутыми пояснениями краткие прилагательные во второй строфе.
Гагарин проложил первую космическую трассу одним витком. И Пионером стал, когда вернулся, а не в момент старта…

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 18:22   Заявить о нарушении
Опять возьму пару стихотворений для сравнения: №5 и №7. Абсолютно солидарна с выводами рецензента Александра Трубина, насчёт прозаичности произведений. Автологический стиль не порицается, когда он обладает достоинствами поэтическими наряду с реалистической простотой, доходчивостью. В этих примерах автологий первое стихотворение превосходит второе только выдержанным размером, тогда как №7, так называемая «гармонь», то размер сжимается, то растягивается.

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 19:01   Заявить о нарушении
№15… Экспрессивное начало.., но тут же вопрос: «Если струи дождя (дождь это вода) режут лицо, то и ветер должен рвать в клочья грудь. Тогда как же вдыхать утреннюю свежесть и т.д.?». Не стоит в угоду красному словцу поступаться правдой жизни. Ощущается некая корявость в изложении темы, казалось бы ясной
по замыслу. А вот предпоследний катрен вызывает желание поёрничать, да простит мне автор, но посыл первой строки "И сердце в пламенном разгаре", а через запятую в третьей: «запах гари…», даёт большой простор для таких как я несерьёзных людей.

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 19:40   Заявить о нарушении
Стихотворения №6 и №12… Должны были по идее вызвать скорбь и переживание, но слова заключены в такую несообразную форму причитания плакальщицы в №12, а №6, я подозреваю, является как бы посланием к безутешной матери от не вернувшегося сына (трудно понять мне суть перехода от пятистишья к прямой речи), что в догадки уходит энергия восприятия.

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 23:22   Заявить о нарушении
№17… Проходное стихотворение, не затрагивает потаённые струнки. Не втягивает в сопричастность. Со своей стороны посмею предложить автору как можно меньше в одной строке употреблять одно-двусложных слов. Заменять их полновесными, зримыми эпитетами, определениями. Вот строка «И на всём белом свете нет нам слова милей» – 9 дробненьких скупых слов. И не одна она такая…

Татьяна Кувшиновская   16.01.2008 23:51   Заявить о нарушении
№10… Что-то вроде разговора в курилке, как мне кажется (сама никогда не курила), нет заботы о нормах стихосложения, подхватил мысль-затравку на ходу и давай сам рассуждать… Повремёнка, не сдельщина…
А о №13… Просила я Ведущего, когда этот номер стал камнем преткновения и застопорил подачу стихов, перескочить, как будто его, этого номера 13, не существует…
Как это: «не страшно»? Хоть за какую Идею, хоть без идеи – Страшно!
Вроде все стихи упомянула, не держите на меня сердца, я не старалась задеть побольнее, если всё-таки показалось, что была слишком придирчива, то вы не знаете, как мы на Студии раздракониваем свои стихи, вплоть до запятой и как радуемся, если в конце-концов у нас получаются достойные публикации произведения. У меня недавно «случился экспромт»:

Напишем сердцем, впопыхах –
И сразу «в люди», напоказ!
Слух притуплён, не видит глаз
Как Слово корчится в стихах…
.........
А СЛОВО мстило!!! И не раз…

Всем желаю здоровья, благополучия и творческих успехов. Ваша Татьяна Аркадьевна

Татьяна Кувшиновская   17.01.2008 00:25   Заявить о нарушении