Рецензии на произведение «Волос»

Рецензия на «Волос» (Морж)

здрав будь. здорово. витраж классный.

Дмитрий Капранов   08.06.2008 20:39     Заявить о нарушении
П.С. Слався Сварог кузнец небесный, ты творец всей поднебесной, ты хранитель вечный. когда нас черёд придёт, Ты на лугах нас встретишь...

Дмитрий Капранов   08.06.2008 20:42   Заявить о нарушении
Буду, если не заболею.

Славься, Дый!

Спасибо!

Морж   08.06.2008 22:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Волос» (Морж)

Морж - приглашаю членом жюри текущего конкурса.
(Вместе с Чёрной Лисой и Галиной Самойловой).
Что скажите?

Амазонка Стихирских Джунглей   14.04.2007 18:05     Заявить о нарушении
С удовольствием. Дайте ссылку на конкурс. Когда он начался, когда закончится - там прочту.

Спасибо!

Морж   15.04.2007 18:57   Заявить о нарушении
Конкурс здесь.
http://www.stihi.ru/2007/04/12-325
Скоро заканчивается.

Амазонка Стихирских Джунглей   15.04.2007 21:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Волос» (Морж)

Косолапо лохато в зал с подносом иду,
пищу несу пузатым и алучущим. В голос
клянут меня - жено со чадо со муже. Беду,
можно подумать, принес. - В тарелке волос!

;)

Сара Бет Бернар   21.03.2007 00:09     Заявить о нарушении
Ты не оригинальна. В свое время исконное имя бога Волос было "исправлено" (и с тех пор преподносится как основное) на основании одного единственного (!) упоминания в чешской летописи. :)

Будет хозяин жестоко наказывать
повара и поворят молодых,
официант косолапый разово
будет лишён чаевых.

Спасибо!

Морж   21.03.2007 08:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Волос» (Морж)

Да! Это, наверное (утвердительно) то, что я ждал от Вас, Владимир!
Запишите в почитатели?
Совершенно не сбивают переходы ритма, поскольку они обусловлены единым замыслом. А замысел удался.
Хорошо воспринимается внутренняя рифма. Хорошо, что Вы не перешли на старославянский. Может быть, конечно, я уже привык к Вашему стилю, но я читаю и жду нужного слова: И вот оно!
Перечитываю и вдумываюсь, буду думать еще.
Спасибо, Владимир.
С восхищением,
Аркадий

Аркадий Яковлев   19.03.2007 08:04     Заявить о нарушении
Мне пришлось придумывать нелогизмы "под старину". Нарочно избегал славянизмов: это уже было.
За оценку, конечно, спасибо. Но жду критики, я уже не вижу ляпов, а они должны быть.

Морж   19.03.2007 09:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Волос» (Морж)

Примечания (мне очень жаль, что приходится давать такой объем объяснений).
Боян – внук Волоса.
Дый – триединый бог славян: Сварога – бога неба, Ящера – бога морей и подземного царства, Волоса (Велеса) – бога растительности и живности, богатства. Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.
«Кузло» – кузня.
Перун – громовник, бог-творец молнии.
Яр, Почайна – капище Перуна в Киеве находилось в верхней точке города, капище Волоса предположительно находилось в устье Почайны (киевский Подол).
«Волосы земли» – трава, кусты, деревья...
Медведь – хозяин животных. Волос приписывается архаическому «хозяину» поволжских лесов в обличье медведя.
«Волохатый» – волосатый.
«Пасти лесом» – пасти скот в лесу с помощью лешего, оберегавшего его от хищников.
Волос обозначал духа убитого зверя, духа охотничьей добычи («вел» - корень слова со значением «мертвый»).
Православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) Волос был превращен в «лютого зверя», «чёрта», «лешего», «нечистого».
Культово-тононимичсские следы «сотрудничества» Перуна и Волоса обнаруживаются в пределах ее центра – Альдейгьи (Старая Ладога).
Волопас, Волосожары, Велепас – созвездие Волоса.
Существовал обычай оставлять Волосу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых «Волосовой бородкой».
Урочище Велеша располагалось на волховском низу в центре Приладожья Альдейгье (опять северо-западная топонимия с основой «вел»).
В летописях имеются клятвы договоров Киева с Царьградом. Клятва Олега: «Клящася оружием своим и Перуном богом своим с Волосом скотьим богом». Клятва Святослава: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна, и в Волоса, скотья бога». Оба бога имеют как бы равную сакральную ценность, что вызывает недоумение ученых (предмет многочисленных загадок). Имеется несколько объяснений: (а) Волос атрибутируется как исконный балто-славянский бог домашнего скота, а оба божества признаны верховной культовой парой Киевской Руси, чем и объясняется их совмещенность в княжеско-дружинных клятвах; (б) трансформация Волоса - бога домашнего скота в Волоса - бога «морских скотов» (военных судов с добычей), покровительство которого было необходимо дружине в морских походах на Византию; (в) причина присутствия двух богов кроется в военных обстоятельствах, точнее – в этно-региональном составе княжеских войск; (г) Перун – бог князя и дружины, а Волос – бог всей остальной Руси; (д) летописное слово «скотий» содержит смысл скандинавского слова «скот» — «деньги, казна, богатство», в соответствии с которым понятие «скотий бог» обозначает «бог денег, богатства (добычи)» и пр. Я позволил себе вложить иной смысл в загадочные слова о покровительстве двух «несовместимых» богов русским дружинам в их походах на Византию.

Морж   18.03.2007 20:41     Заявить о нарушении
Велес – покровитель домашніх тварин. Його ідол знаходився на шляху до оболонських луків. Худоба була уособленням багатства та достатку. Тому кияни, проганяючи череду на Оболонь, намагалися задобрити божка дарами.

У часи правління князів Олега, Ігоря, Святослава. перед ідолом Велеса укладалися мирні угоди, а зброю – щити і мечі клали на землю. Князь Святослав підписавши договір з грецьким царем Цимісхиєм промовив таку клятву: "А ще маємо речене мною і тих, хто піді мною, зберегти клятву від бога, що в нього віримо, в Перуна і у Велеса - скотського бога. Та й будемо златі, як злато і своєю зброєю побиті будемо".

Через те, що святилище Велеса знаходилося у тій частині, де жили ремісникі та прості люди цей бог був більш демократичнішим аніж інші. Великою шаною користувався Велес і серед селян. Бо за народними звичаями вважалося, що він ще опікувався хліборобством. Під час жнив селяни з незрізаного колосся завивали “Велесову бороду”, щоб в наступному році очікувати гарний врожай.

Після хрещення князя Володимира у 988 році доля Велеса, як і інших богів була вирішена досить жорстоко. Князь наказав знищити святилища, а ідолів скинути у Почайну. Але після того люди ще довго таємно молилися своєму улюбленому божеству. Пізніше на місці капища Велеса християни побудували церкву святого Власія, який теж опікувався домашніми тваринамии.

Сьогодні згадка про бога Велеса лишилася у народних піснях, легендах, літописах. Відомо також місце ймовірного розташування святилища по вулиці Оболонській, 25. /из интернета/

Просто по-вашему выходит, что Волос - бог всей остальной скотской Руси! Это на Нестора-летописца мало похоже. Писать по княжей указке, да еще и собственный народ скотами обзывать!:)) Это скорее современная манера. Спасибо за интересные (хоть и длинные) примечания.

Елена Уманец   03.07.2007 00:33   Заявить о нарушении
Спасибо! Очень важная информация. Ноь я очень боялся загромождать в общем-то камерное произведение историческими фактами.

Морж   13.07.2007 23:21   Заявить о нарушении
Елена! Слово "скот" тогда имело совсем иное значение, ничего уничижительного в нем не было. Я привел лишь несколько предположений различных ученых. Мне не нравилось ни одно из них.

Морж   13.07.2007 23:26   Заявить о нарушении