Рецензии на произведение «Ямбические размеры»

Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Да! В такую школу, да лет бы сорок назад...

Ах, Лаура, всем бы нам бы
Изучить пора бы ямбы,
И освоить поскорей
Нам таинственный хорей!

Всем попробовать пора бы... :)

С уважением,
Лукъянчиков,
старик, к сожалению.

Олег Лукъянчиков   01.05.2006 12:19     Заявить о нарушении
Дорогой Олег, учиться никогда не поздно, что мне и пришлось узнать на собственном опыте.

Антиквар   01.05.2006 21:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Лаура, хочу задать вопрос немного отступающий от Вашей любимой тематики - твёрдых форм. Я нигде не могу найти внятного исчерпывающего обьяснения тому, что есть белый стих, вольный стих, верлибр и проза в стихах. В чём состоит их отличие? Как отличить стихотворение, на имеющего ни рифмы, ни ярко выраженного ритма - от прозы?

Очень-очень давно люблю гомеровскую Илиаду, гоголевского Буревестника - за их ритмику, напевность - они меня зачаровывают. Но никак не могу понять - что они такое, распространяются ли на них какие-либо правила?

заранее спасибо,
Полина


Солвита   03.02.2006 16:29     Заявить о нарушении
Дорогая Полина, Вы затронули целый круг вопросов, которых я касалась пока лишь частично. Постараюсь ответить максимально полно. В последующих эссе многое из этого обязательно будет.

Белый стих - это стих, имеющий метр, но не имеющий рифмы. Простейший пример - стих трагедий Шекспира, "Маленьких трагедий" Пушкина, стих античного эпоса и античной лирики. Метр есть - рифмы нет.

Вольный стих - это стих, имеющий метр, имеющий рифму, но отличающийся неурегулированностью размера. То есть, в нем короткие строчки незакономерно чередуются с длинными. Примеры - "Горе от ума" Грибоедова, басни Крылова.

Верлибр - стих, не имеющий ни метра, ни рифмы. От прозы его отличает только формальный признак - членение на строчки (стихи), задаваемое не синтаксисом. а автором, и формирующее стихотворный ритм. Здесь многие не соглашаются - говорят, тогда любой роман - верлибр. Нет. В прозе членение текста идет по абзацам, синтаксически. В верлибре - по стихам, антисинтаксически. Простейший пример - русские имитации японских миниатюр, являющиеся, по сути, маленькими верлибрами, ибо русское ухо плохо слышит (если слышит вовсе) силлабику. Разбиение хокку на три стиха (строки) осуществляется не благодаря знакам препинания, синтаксису, построению предложения, а часто - вопреки ему.

"Проза в стихах" - вероятно, Вы имели в виду жанр стихотворений в прозе. Он был введен в литературу Бодлером. Великий лирик интуитивно нашел незаполненную нишу. Это прозаическая миниатюра, выражающая лирическое чувство, как выражает его лирическое стихотворение. По организации текста - это проза, а по духовной наполненности - лирика. То есть, это лирика, но не стихотворная. а прозаическая.

Илиада написана гекзаметром. В русской поэзии гекзаметр - древний античный размер - имитируется шестииктным дольником на трехсложной основе. Так что здесь есть строгие правила. В гекзаметре шесть ударных слогов. Первый слог обязательно ударный, за ним следуют один, или два безударных, после предпоследнего ударного слога (пятого) - обязательно два безударных слога, после последнего ударного - обязательно один безударный слог.

"Песнь о Буревестнике" Максима Горького написана распространенным в русской поэзии силлабо-тоническим размером - пэоном III. Это размер на четырехсложной основе, его стопа состоит из четырех слогов, идущих в такой последовательности: два безударных, ударный, безударный. Это один из древнейших размеров русской лирики, известный еще в былинах.

Лаура Делла Скала   03.02.2006 17:09   Заявить о нарушении
Лаура, спасибо огромное - пойду разбирать, смотреть.
с теплом,
Полина

Солвита   04.02.2006 00:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Позвольте вопрос, может быть, и несколько опережающий Ваш лекционный курс:
"На службу лести иль Мечты
Равно готовые консорты,
Назвать вас ВЫ, назвать вас ТЫ,
Пэон второй - пэон четвертый?
Как на монетах, ваши стерты
Когда-то светлые черты..."
(И.Ф.Анненский)
Вот и сам вопрос: стоит ли, по Вашему мнению, считать четырехсложные размеры
чем-то обособленным (разумеется, в приложении к русской поэзии)
или свести их к двухсложным размерам с пиррихиями?
Мне думается, что они нечасто, но встречаются, и вдруг пульсируют неожиданно,
и ямба с хореем становится мало.
Если вдруг будет отдельная лекция касательно четырехсложников, то
позвольте несколько примеров:
"Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода -
Ни приметы, ни следа..."
(А.Т.Твардовский. 1, 4, 5 и 6 строки в этом примере - да и Основная масса строк в "Василии Теркине -
пэон третий - или же хорей с первой стопой - пиррихием).
"Товарищи, как нравится
Вам в проходном дворе
Всеравенства - перст главенства:
- Заройте на горе!
В век:"Распевай, как хочется
НАМ - либо упраздним",
В век скопищ - одиночества:
"Хочу лежать один" -
Вздох...
(М.И.Цветаева.В нечетных строках - пэон второй с дополнительными ударениями,
в четных - кроме восьмой - он же, только урезанный).
Пытаюсь найти четвертый и первый - но с наскока не получается.
Ваш новый студент.

Евгений Миден   23.01.2006 02:08     Заявить о нарушении
Евгений, Вы касаетесь интересного вопроса. Я считаю пэонические размеры самостоятельными, ипостаса пэонических стоп двусложными - нормальное явление. Примеры Ваши - правильные. Все виды четырехсложников в русской поэзии встречаются. Даже на Стихире все они есть. Вот пэон первый:
http://www.stihi.ru/2005/07/23-982
и четвертый можно тоже найти, хотя он редок. Я о пэонах обязательно дам развернутое эссе.

Лаура Делла Скала   23.01.2006 10:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

)) люблю я Ваши лекции ))) и учусь считать ударения ))))

Капля Ветра   16.01.2006 20:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

пожалуйста, запишите и меня к Вам в школу, очень интересно.
Сергей.


Серж Ган   14.01.2006 00:00     Заявить о нарушении
Сергей, школа открыта, приходите, у нас нет никаких предварительных экзаменов или собеседований. Всегда рада Вам. Скоро помещаю эссе о классической французской балладе.

Лаура Делла Скала   14.01.2006 09:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Очень интересно знакомство с ямбом и, уверена, что дальнейшие лекции будут не менее интересны. С удовольствием продолжаю следить за изложением материала. Никогда не удавалось найти подробных статей об используемых размерах. И примеры яркие, наглядные. Но хочу спросить о вольном ямбе. Если в каждом 4-хстишии строки разного размера, но те же строки во всех 4-стишиях - одинакового размера, назовётся ли такое стихо, имеющее свою закономерность размера, тоже вольным?

С уважением

Илана Арад   12.01.2006 20:53     Заявить о нарушении
Лена, признаюсь, мне трудно дать Вам ответ на Ваш вопрос. Все дело в том, что я не могу сама определять - это такой размер, а это такой... Это дело ученых, специалистов. К сожалению, в имеющихся руководствах такой пример специально не рассматривается, и не определяется. Как здесь сказать? Наверное, его надо назвать строфическим разностопным ямбом (вольный ямб либо астрофичен, либо дается "вольными строфами", с разным и меняющимся числом строк). Но это не определение, а, скорее, мое чисто дилетантское предположение (напомню, что, увы, не имею гуманитарного образования).
Тем не менее, рада, что Вам интересно, и надеюсь, что от этого проекта будет польза.

Лаура Делла Скала   12.01.2006 21:11   Заявить о нарушении
Во всяком случае я стараюсь извлечь из него пользу. Думаю, в случае астрофического ямба стих можно просто назвать вольным, как вы это и сделали.

Илана Арад   12.01.2006 22:24   Заявить о нарушении
Да, если он астрофический и нерегулярно разностопный. Но вольным будет и строфический нерегулярно разностопный ямб или иной метр. Вольность прежде всего в непредсказуемо разной длине строчек.

Лаура Делла Скала   13.01.2006 08:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ямбические размеры» (Школа Поэтического Мастерства -З)

Кого ласкала Лаура Делла Скала?
Лаура Делла Скала ласкала Перевала!:)

Грозовой Перевал   12.01.2006 14:46     Заявить о нарушении