материализм и эмпиризм

Можно ли мир,  который не воспринимается субъектом, считать реально существующим?

- Можно. Сегодня он не воспринимается субъектом, а завтра будет восприниматься.  Возьмем, к примеру, динозавров.  Эти ребята явно существовали еще до появления человека.

Возможно. Однако мы их не видим, как и весь тот мир, в котором они существовали.  Мы видим только их окаменелости.  И на их основе делаем предположения и представления о мире прошедшем. Чем это представление  отличаются от театрального представления?

- Много чем.  Достоверностью, прежде всего.  Логические умозаключения убеждают нас в том, что окаменелости принадлежат динозаврам,  действительно существовавшим  миллионы лет назад.
 
Разве не может быть ошибки в этих умозаключениях?

- Может, но она настолько мала, что ею можно пренебречь.

Таким образом мы выстраиваем объективный мир в своей голове помимо того, который видим перед собой воочию?

- Совершенно верно.

Значит,  для нас существует не только тот мир,  в котором мы находимся непосредственно сейчас, но  и мир другой, выстроенный на основе наших логических умозаключений, существующий только в нашем представлении о нем.

- Верно.

Значит ли это, что этот мир, существующий только в наших представлениях, исчезнет вместе с нашим сознанием?

- Нет, не верно.

Поясните.  Где он еще может остаться, кроме нашего с вами сознания, которое в любой момент может угаснуть навеки?

- Прошлое не исчезает бесследно.  Об этом нам говорят те же ископаемые скелеты динозавров.

Нам говорят. Это понятно.  Но кому еще это будет известно, если нас не будет?

- Сознание наше не влияет на общую картину мира.  Мир существует сам по себе независимо от нашего восприятия.

Значит, если бы человек не появился, мир никогда бы не узнал о существовании динозавров.

- Вполне возможно.

В чем тогда заключатся отличие существования от не существования?  Вне субъекта эти понятия становятся тождественными и равнозначными.  Были эти динозавры или их не было вовсе - не имеет никакого значения.  Существовала Земля, в тот период ее развития,  или ее вообще не существовало – не все ли равно?
 
- Это демагогия. Наше с вами существование уже опровергает это утверждение.  Мы же не с неба свалились однажды.  Мы с вами  - часть этого мира земного.

Не знаю. Не уверен.

- Плохо, батенька.


Рецензии