разбор стихотворения Пропасть
В душе такая пропасть
Что в ней отразился космос.
Там на глубине пахнет бензином,
Нафталином, смешанным с керосином.
Сколько бы, чтобы не менял,
Разбавлял, переливал.
Все равно, давно уже пропал,
Солгу,если скажу,что решение искал.
Пальцы дрожат,но не из за стресса,
Скорее от осознания самого процесса.
Чернота ликует от своего прогресса,
Согласен с победой,но как то не честно.
Тактическое отступление?
Я бы назвал это бегством, с места.
Все это вызывает омерзение,
Стремление,быть прилежным,неуместно.
Смотреть в глаза, но кому?
Врагу? И что я ему скажу?
Простите, вы вызываете вражду?
А по утру? Ты не нужен никому.
Прелесть космоса в душе,
Во тьме. В самой пустоте.
Оттуда не видно слез,
Лишь мороз, среди звезд.
Улыбка,а может лишь подобие,
Уродлива, наглядное пособие.
В место голоса урчание утробное,
Довольное,для тьмы съедобное.
И разве это не безумие?
Надеяться на благоразумие.
Смотреть во тьму и не видеть пустоту,
Тишину, размазать по своему лицу.
Трансплантация души в оболочку,
Надеть как праздную сорочку.
Слезы и глаза прятать за маской,
Опасно,улыбку рисовать краской.
Душевные муки - от скуки,
Довольно длинные прогулки.
И тени что прячутся в тумане,
В обмане, шепчут словно в дурмане.
Отпусти,не дрожи, не ищи,
Просто отсюда уходи, в ночи.
Не оглядываясь, поспеши,
Вот ключи,отопрет замок моей души.
Автор: Сережа Richy.
;
«В душе такая пропасть…» — разбор от автора.
Меня спрашивают: «Это про депрессию?»
Нет.
Депрессия — болезнь. Её можно диагностировать, лечить, вылечить.
Это — кризис подлинности: когда человек перестаёт верить не в мир, а в *право себя обманывать*.
Стихотворение — не «лирический порыв».
Это — протокол внутреннего процесса, записанный в тот момент, когда все другие языки — молчат.
Он идёт по чёткой логике:
1. Диагностика— что есть,
2. Осознание— как это работает,
3. Принятие— что остаётся после иллюзий,
4. Отпускание— как выйти, не предав себя.
---
; Фаза 1. Диагностика: когда боль превратилась в факт
(строки 1–8)
Это — не «вступление».
Это — первый вдох в новой реальности, где уже нельзя сказать: «Пройдёт»
1–4. «В душе такая пропасть… пахнет бензином…»
- Факт: пропасть ; космос отразился ; запахи (бензин, нафталин, керосин).
- Механизм:
— «Пропасть» — не метафора. Это физическое ощущение: будто в груди образовалась полость, выстланная зеркалом.
— «Космос отразился» — не романтика. Это факт безразличия: душа стала поверхностью, где отражается то, что уже не требует участия.
— Запахи — аромат остановленного процесса:
;• бензин— энергия без искры (попытки «завестись»),
;• керосин— свет без веры (инерционное горение),
;• нафталин— защита от распада (консервация мёртвого).
- Смысл + эмоция:
Вы когда-нибудь открывали шкаф, где годами лежало «на всякий случай» — и вдыхали: резко, химически, с привкусом *давно забытого лета*?
Так и здесь.
Это — не ностальгия.
Это — стыд перед тем, кем вы были, когда ещё верили, что «случай» наступит.
5–8. «Сколько бы… солгу, если скажу, что решение искал»
- Факт: попытки (менял, разбавлял, переливал) ; результат (пропал) ; признание (солгу).
- Механизм:
— Грамматика сбита («сколько бы, чтобы не…») — так говорит язык, когда разум уже не справляется.
— «Разбавлял, переливал» — смешивал боль с надеждой, надежду — с иронией, иронию — с молчанием.
— «Пропал» — не «потерялся». Это слово с оттенком морального исчезновения (как «пропащий человек»).
- Смысл + эмоция:
Эта строка — как сталь, охлаждённая в тишине.
Мы все умеем причёсывать отчаяние: «я работаю над собой», «ещё не время».
Но правда — голая:
ты давно перестал *искать выход*.
Ты искал оправдание, чтобы остаться внутри этой комнаты без дверей.
А когда перестаёшь врать —
воздух становится реже,
но — **чистым**.
И в этом — первое, дрожащее дыхание свободы.
---
; Фаза 2. Осознание: когда ты перестал бороться — и начал наблюдать
(строки 9–20)
Это — не «падение».
Это — момент, когда сознание перестаёт быть участником — и становится свидетелем.
9–10. «Пальцы дрожат… от осознания самого процесса»
- Факт: дрожь ; отрицание причины (не стресс) ; указание причины (осознание).
- Механизм:
— Дрожь — не симптом. Это вибрация прикосновения к истине**.
— Тело фиксирует то, что сознание ещё не осмелилось назвать.
- **Смысл + эмоция**:
Вы когда-нибудь держали в руках что-то хрупкое и тяжёлое одновременно?
Стеклянную колбу с ртутью, например.
Ты *знаешь*, что одно резкое движение — и всё выльется.
И ты дрожишь не потому что *боишься*, а потому что *понимаешь ответственность за сам факт удержания*.
Так и здесь.
11–12. «Чернота ликует… согласен с победой, но как-то не честно»
- Факт: чернота ликует ; согласие ; оценка (не честно).
- Механизм:
— Чернота — не враг. Она — *логика процесса*, как тень после заката.
— «Ликует» — не злорадство, а *естественная реакция системы на завершение цикла*.
- Смысл + эмоция:
Вот где — рана, которая не заживает,
Согласие — это не слабость.
Это — **этическая ампутация**.
Пока ты сопротивлялся — ты был *человеком с принципом*:
> *«Даже если проиграю — не скажу “да”».*
А когда говоришь *«да»* —
ты не сдаёшься.
Ты **меняешь своё определение**.
И остаёшься один — в новом мире,
где даже стыд — уже не чувство,
а — **привычка тела**,
как шрам, который чешется в дождь.
13–16. «Тактическое отступление?.. быть прилежным — неуместно»
- Факт: вопрос ; альтернатива (бегство) ; эмоция (омерзение) ; оценка (неуместно).
- Механизм:
— «Тактическое отступление» — военный эвфемизм для *сохранения лица*.
— «Омерзение» — не «отвращение». Это **физиологическая реакция**: тошнота, спазм в горле.
- Смысл + эмоция:
Бегство — не трусость.
Это — *инстинкт самосохранения души*.
А «прилежание»?
В мире, где нет задачи — быть прилежным *нелепо*.
Это — как аккуратно подписывать письма в запечатанном гробу.
#17–20. «Смотреть в глаза, но кому?.. Ты не нужен никому»
- Факт: вопрос без ответа ; гипотетический адресат ; фраза без ответа ; констатация.
- Механизм:
— Крах интерсубъективности: нет Бога, нет Другого, нет даже устойчивого Врага.
— «Ты» — не обращение. Это — *расщепление субъекта*.
- Смысл + эмоция:
«По утру» — символ надежды — становится *угрозой*:
просыпаться — значит вернуться к факту:
ты — не «временно один».
Ты — *структурно лишний*.
И в этом — странная, ледяная свобода.
---
; Фаза 3. Принятие: когда иллюзии рассеялись — и осталась только структура пустоты
(строки 21–32)
Это — не «примирение».
Это — момент, когда субъект перестаёт интерпретировать себя и начинает *наблюдать за собой как за объектом.
21–24. «Прелесть космоса… Лишь мороз, среди звёзд»
- Факт: оценка (прелесть) ; место (тьма, пустота) ; отрицание (не видно слёз) ; указание (мороз, звёзды).
- Механизм:
— «Прелесть» — не эстетика. Это **освобождение от обязанности быть важным**.
— «Оттуда не видно слёз» — слёзы не высохли. Они **застыли внутри**, как ртуть в термометре при ;40°.
— «Мороз» — не «холод». Это состояние, когда влага *перестаёт быть водой*.
- Смысл + эмоция:
Это — одна из самых тихих и страшных строф, которые я когда-либо писал.
Слёзы не исчезли.
Они **окаменели**.
И в этом — ужас:
ты *можешь плакать*,
но слёзы больше не выходят наружу —
они кристаллизуются *внутри*,
становятся льдинками в лёгких,
и каждый вдох — как шаг по хрустальному полу,
где под тобой —
**мороз**,
а над —
**звёзды**,
холодные, далёкие, прекрасные,
как глаза бога,
который *видит тебя*,
но уже **не вмешивается**.
25–28. «Улыбка… для тьмы съедобное»**
- Факт: сомнение (подобие) ; оценка (уродлива) ; замена (урчание) ; характеристики (довольное, съедобное).
- Механизм:
— «Подобие улыбки» — диссоциация: мышцы помнят жест, душа — нет.
— «Урчание утробное» — звук *насыщения тьмы*.
— «Для тьмы съедобное» — постгуманистический сдвиг: ты — не жертва, а *ресурс*.
- Смысл + эмоция:
«Урчание» — не гнев.
Это — *звук, с которым тьма принимает тебя в себя*:
не как враг —
а как земля — опавший лист.
Без гнева.
Без сострадания.
Просто — *по праву*.
29–32. «И разве это не безумие?.. Тишину, размазать по лицу»
- Факт: вопрос ; объект (благоразумие) ; действие (не видеть пустоту) ; действие (размазать тишину).
- Механизм:
— Надежда на благоразумие — как ждать, что компас укажет путь в открытом космосе.
— «Размазать тишину» — физический акт: придать абстракции консистенцию и *намазать*.
- Смысл + эмоция:
Одна из самых страшных строк.
Это — не «притвориться спокойным».
Это — *взять тишину руками и намазать её, как крем*,
чтобы никто не заподозрил: внутри — вакуум.
---
;Фаза 4. Отпускание: не побег — а жест этической передачи
(строки 33–44)
Это — не финал.
Это — **последний акт свободы в условиях тотальной пустоты**: когда нельзя *изменить* — можно *передать*.
33–36. «Трансплантация души… улыбку рисовать краской»**
- Факт: действие (трансплантация) ; сравнение (сорочка) ; действие (прятать) ; оценка + действие (рисовать).
- Механизм:
— «Трансплантация» — душа *вставлена*, как чужой орган. Требует иммуносупрессии.
— «Праздная сорочка» — погребальная рубаха (устар.); «праздная» = *напрасная*.
— «Краска» — не грим. Краска — *запечатывает*.
- Смысл + эмоция:
Каждый день — это не жизнь.
Это — *борьба, чтобы не отторгнуть себя*.
А «улыбка краской» — это когда ты смотришь в зеркало — и не узнаёшь, где кончается маска, и начинается лицо.
37–40. «Душевные муки — от скуки… шепчут в дурмане»
- Факт: причина (скука) ; констатация (прогулки) ; субъект (тени) ; состояние (в дурмане).
- Механизм:
— «Скука» — базовое состояние постсмысла.
— «Длинные прогулки» — инерция тела после команды «стоп».
— «Тени в дурмане» — фрагменты сознания, потерявшие связь с «я».
- **Смысл + эмоция**:
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: *«Даже боль — как цитата из чужого стихотворения»*?
Это — не цинизм.
Это — **усталость от собственной биографии**.
41–44. «Отпусти… Вот ключи…»
- Факт: повелительные глаголы ; обстоятельства (в ночи, не оглядываясь) ; жест (ключи) ; пояснение (отопрёт).
- Механизм:
— «В ночи» — время, когда уход не требует объяснений.
— «Не оглядываясь» — оглядка = *маленькая надежда*.
— «Ключи» — не символ возврата. Это — **жест уважения**.
- Смысл + эмоция:
Я не сжёг душу.
Не закрыл её намертво.
Я *положил ключи на край стола* —
как оставляют лодку у берега:
не для того, чтобы уплыть,
а чтобы *кто-то другой мог прийти,
сесть,
оттолкнуться,
и — может быть —
найти тот берег,
до которого я не добрался*.
---
;
Это стихотворение — не крик.
Не просьба.
Не исповедь.
Это — тихий жест руки в темноте,
который говорит:
> Я здесь.
> Я не цел.
> Но я — честен
И если вы почувствовали это —
значит, вы тоже знаете:
иногда самая большая смелость —
это не бороться,
не надеяться,
не верить…
А просто сказать вслух:
> Да.
> В душе — пропасть.
> В ней — космос.
> И я больше не буду притворяться,
> что это — временно.
— С. Richy
P.S.
Если эти строки коснулись вас —
Просто закройте глаза.
Положите ладонь на грудь.
Почувствуйте — как бьётся сердце.
Даже если внутри — мороз…
**Оно всё ещё стучит.**
А значит — *не всё кончено*.
Свидетельство о публикации №125113007094
