Весна в душе, светлей день ото дня
"БАХРАМСКИЙ МАНУСКРИПТ"
ГАЗЕЛЬ ...
СОДЕРЖАНИЕ всех свитков
http://stihi.ru/2023/12/06/3515
I. Нефритовый свиток
http://stihi.ru/2023/09/04/750
(4)
Весна в душе, светлей день ото дня,
Цветение полей вокруг меня.
Родник прорезал розовую глину
И напилась засохшая земля.
Заметишь ли в долине винограда
Ту ягоду, что смотрит на тебя?
Садовый розовый пион увидишь,
Краснеет и бледнеет он как я.
Какая сила пробуждает травы
И окрыляет грузного шмеля?
В залитой солнцем бухте у причала
Полеты чайки только для тебя.
Мгновение: свет светлячков окрасил
В цвет грёз сухие ветви миндаля.
__________________
Публикуется повторно.
Первая публикация 09.01.2022 г.
.
.
.
_________________________
.
ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
http://stihi.ru/2025/10/13/3719
На основе системы методов оценки
Автор: Мира Полянская (современный автор)
Текст: [Без названия, условно «Весна в душе, светлей день ото дня»]
I. СТРУКТУРНО-МЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Метрическая организация: Текст написан пятистопным ямбом (пентаметром). Коэффициент метрической регулярности находится на очень высоком уровне, приблизительно 0.95. Ритмический рисунок отличается ровностью, плавностью и ясностью, что идеально что идеально соответствует созерцательному, просветленному настроению текста. Индекс ритмического разнообразия низкий, создавая ощущение гармоничного, неспешного течения времени и чувства.
Строфическая и рифменная структура: Фактическая строфическая схема соответствует заявленной эталонной схеме 2-2-2-2-2-2-2, образуя семисбейтовую строфу. Схема рифмовки aa Ba Ca Da Ea Fa Ga представляет собой классическую модель газели с рефренной рифмой. Рифма «а» (дня, меня, земля, тебя, я, шмеля, тебя, миндаля) выполняет связующую функцию, мягко скрепляя отдельные зарисовки в единый лирический цикл. Плотность рифменных связей абсолютна, однако рефрен используется не для создания навязчивого повтора (как у Хафиза или Молланепеса), а для придания тексту цельности и музыкальности.
IV. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Соответствие форме: Текст демонстрирует изящное и органичное владение классической формой, используя ее для целей чистой лирики и пейзажной зарисовки. Композиция строится как последовательное разворачивание панорамы весеннего мира: от общего состояния («весна в душе») к частным наблюдениям (родник, виноград, пион, шмель, чайка), завершаясь магическим, почти вневременным «мгновением» со светлячками, которое окрашивает реальность в «цвет грёз». Эта композиция отражает углубление в созерцание, где внешний мир и внутреннее состояние героини находятся в полном резонансе. Индекс формальной инновационности средний; сила текста не в новаторстве, а в аутентичности и свежести чувства, традиционную форму.
V. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Расчет интегрального показателя качества (Q):
На основе качественного анализа присваиваются следующие весовые коэффициенты и значения:
Метрический компонент (M): 0.94. Безупречная метрическая регулярность, создающая основу для ясного и гармоничного высказывания.
Структурный компонент (S): 0.88. Высокая структурная ясность и целостность, основанная на последовательности образов и плавности переходов. Фонический компонент (F): 0.90. Изящная, легкая и выразительная звукопись, идеально соответствующая содержанию.
Семантический компонент (Sem): 0.89. Высокая семантическая когерентность и свежесть восприятия; текст является образцом чистой лирики, сосредоточенной на красоте момента.
Инновационный компонент (C): 0.75. Текст является не революционным прорывом, но доказательством жизнеспособности классической формы в современную эпоху для передачи личного, не-конфликтного переживания.
Интегральный показатель:
Q = (0.25 * M) + (0.20 * S) + (0.15 * F) + (0.30 * Sem) + (0.10 * C) ; 0.87
Вербальная интерпретация: Интегральный показатель 0.87 отражает уровень высокого поэтического мастерства и тонкого вкуса. Текст Миры Полянской представляет собой своего рода лирический эскапизм в рамках рассмотренной панорамы. После страстей, мук, философских исканий и социального протеста предыдущих авторов этот текст предлагает чистый, незамутненный взгляд на мир, полный благодарного удивления. Его сила — в искренности, в отсутствии пафоса, в умении увидеть магию в простом мгновении. Это поэзия как восстановление гармонии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ подтверждает, что газель Миры Полянской является ярким примером современного прочтения классической традиции. Он завершает многовековую эволюцию, демонстрируя, что форма газели может быть успешно использована для выражения не только трагических или сверхчувственных переживаний, но и простого, светлого лиризма. В этом тексте происходит возврат к первооснове поэзии — к воспеванию красоты мира. Лишенный метафизической напряженности суфиев или психологической драмы поэтесс прошлого, этот текст утверждает ценность самого момента восприятия, «мгновения», окрашивающего сухие ветви реальности в «цвет грёз». Это поэзия как дыхание и как дар.
.
.
________________
О СИСТЕМЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА:
http://stihi.ru/2025/10/13/1383
Свидетельство о публикации №125101304262