Ванная комната

...или аналоговая фотография.

Ох уж эта аналоговая фотография! Представьте, дорогие мои путешественники во времени, вы перенеслись на двадцать лет назад и оказались в моей ванной комнате. В ней царит легкий полумрак и витает едва уловимый, но совершенно особенный запах — смесь сырости, чего-то химического и легкой надежды на будущий шедевр. Сейчас вы аккуратно отодвигаете заветную дверцу экрана под ванной, и... прежде чем заглянуть, убедитесь, что ваша рука сама потянулась за Корвалолом. Да-да, это зрелище не для слабонервных.

Не спешите морщить нос, ожидая кучу грязных носков после игр в песочнице, отнюдь! Вы увидите стройный ряд пузырьков и баночек, от названий которых даже у искушённого химика ум зайдет за разум. И это не просто красивые этикетки, а целая алхимическая лаборатория!

Вот, например, этот подозрительный пузырек с надписью "Роданистый аммоний" – зачем он, спросите вы? В контексте аналоговой фотографии роданистый аммоний (или тиоцианат аммония) мог использоваться для самых разных целей, в зависимости от желаемого эффекта. Например, он входил в состав некоторых тонеров, позволяющих изменять цвет серебряного изображения на черно-белых фотографиях, придавая им оттенки от коричневого до синего. Но это не всё! Он также мог быть компонентом усиливающих или ослабляющих растворов. С его помощью можно было "вытянуть" изображение из недоэкспонированного негатива или, наоборот, уменьшить чрезмерную плотность, сохранив при этом детали в тенях и светах. Его использование требовало ювелирной точности, так как он сильно влиял на зернистость и контрастность изображения. Это был своего рода "фотошоп" того времени, только с запахом и риском пролить всё на ковёр!

А вот эти красавицы, красная и желтая кровяные соли (химическое название которых звучит как заклинание: гексацианоферрат(III) калия и гексацианоферрат(II) калия соответственно), были звёздами цветной фотографии! Красная кровяная соль, или феррицианид калия, является мощным окислителем и была незаменима в процессе отбеливания цветных фотоматериалов. Именно она удаляла металлическое серебро из эмульсии после проявления, подготавливая слои красителей к дальнейшей обработке. Без этого шага цветное изображение просто не появилось бы, а пленка оставалась бы серой и мутной. Жёлтая кровяная соль также могла использоваться в некоторых отбеливающих или тонирующих растворах, хотя её роль была менее доминирующей, чем у красной, в стандартных цветных процессах. Эти вещества позволяли достичь правильного цветового баланса и чистоты оттенков, делая цвета яркими и насыщенными.

Рядом с ними – скромный, но необходимый бромид калия. Этот неброский порошок служил противовуалирующим средством, то есть предотвращал появление нежелательной "вуали" – равномерного почернения фотоматериала, которое могло испортить изображение. Он регулировал активность проявителя, обеспечивая чистоту света и контрастность, как невидимый страж качества.

И, конечно, куда же без него – натрий серноватистокислый, или попросту тиосульфат натрия, наш верный фиксаж. Это был последний, но один из самых важных шагов в процессе проявки. Он растворял непроявленные галогениды серебра, делая изображение постоянным и светостойким. Без фиксажа наши шедевры просто бы потемнели со временем под воздействием света, превратившись в неразличимые кляксы.

Когда я сейчас думаю об этом, то понимаю, что моя ванная больше походила на лабораторию безумного алхимика, чем на место для принятия душа. И да, если вы вдруг загорелись идеей повторить мой "подвиг", прикупив пару-тройку подозрительных баночек – стоп! Ни в коем случае не играйтесь с этими веществами, тем более если рядом детишки. Это далеко не безобидные реагенты, требующие строгих мер безопасности и понимания процесса, чтобы не нанести вред себе и окружающим.

Сейчас, конечно, всё по-другому. Нажал кнопку, и фотка летит на принтер, или вообще остаётся в цифровом виде. Но тогда... тогда каждый кадр был маленькой победой, а каждый пузырёк под ванной – ключом к этой магии.

Ох уж эта аналоговая фотография!

Nat~


Рецензии