клинопись

Эта плотная клинопись сотен взлетающих птиц,
этот стонущий воздух, темнеющий с каждым мгновеньем…
Сиротливые ветви застыли на стыке границ
эфемерного и ощутимого, света и тени.

Обезвоженной глиной прописан земной алфавит.
Пусть смущают повторы бесчисленных трещин глубоких,
проступает – болит, на границе разломов – болит…
Алфавит повторяют провалы безжизненных окон. 

Солнце жжется и метит, и метит беспомощных нас,
письмена оставляя на коже (принять и смириться).
В неопознанных символах спрятанные имена
обретают свободу парящей вне времени птицы.


Рецензии
На правах клинописи:
Я ранее начал читать это стихотворение, но в силу своей необразованности не сумел семантически значимо переварить начало и не стал дочитывать. Я такое себе позволяю. А потом увидел отклик на него у одного автора (на его страничке). И реклама сработала. Вернулся и дочитал. И даже перечитал пару раз. Дабы... мда.
Я не буду писать рецензию. Кто я такой ваще, чтобы рецензии писать? Я то в стихосложении ничего не смыслю. Все эти ямбы, хореи - понятия не имею что это.
Но если чисто логически взглянуть на эту глиняную табличку, то что я вижу? А вот что.
Буду прямо построчно фигачить.
"Эта плотная клинопись сотен взлетающих птиц,
этот стонущий воздух, темнеющий с каждым мгновеньем…"
---
А что? Интересный образ!
***************************
"Сиротливые ветви застыли на стыке границ"
---
Ну, допустим.
***************************
"эфемерного и ощутимого, света и тени."
---
Пардон. А эфемерное, что не ощутимо? Точно? Не уверен.
И эти два повтора, то бишь перечисления или как там правильно. "эфемерное и ощутимое" и "свет и тень". Обычно должна быть какая связь между первыми членами и между вторыми. То есть должна быть такая связь по какому-то качеству (свойству) этих сущностей - эфемерное должно быть в каком-то смысле подобно свету, а ощутимое тьме. Но я этого свойства не вижу. Странно. Ладно. Идём дальше. Это что, слово ---> материя что ли? "В начале было слово". Как-то не складывается.
***************************
"Обезвоженной глиной прописан земной алфавит."
---
Понятно. Трещины в земле сухой (глине) наподобие знаков неведомого алфавита. ага, как клинопись почти. ОК.
***************************
"Пусть смущают повторы бесчисленных трещин глубоких,"
---
Почему повторы знаков должны смущать? Если имеем дело с неведомым, то именно благодарю повторам отдельных знаков и их сочетаний может быть произведена дешифровка неведомого языка. То есть наблюдение таких повторов должно радовать естествоиспытателя, которым в начале стихотворения предстаёт ЛГ. Ведь он наблюдает. А это первый этап в научном изучении явления - наблюдение. Потом должно идти измерение, интерпретация результатов измерения. Это если кратко.
И когда что-то открывают - радуются. Открыли (увидели первыми) эти повторы - радоваться нужно!
**************************
проступает – болит, на границе разломов – болит…
---
Чё? Не понял связи с предыдущим текстом ни прямой, ни косвенной. Что проступает? Вот эти письмена? Но почему это болезненно? Земля трескается и ей больно? Или это ЛГ больно? Ну допустим. Больно. Кому-то всегда больно.
Бывает так, если по живому ножичком водят, то ему (живому) больно от этой кровавой клинописи. Точно! Не зря же говорят так - "я тя щас попишу!". Пишут то бишь. Хотя и не поэты. То есть, ЛГ влип в замес с этой землёй? Во дела. Ну, не знаю.
****************************
Алфавит повторяют провалы безжизненных окон.
---
Да? Окна вообще-то примерно одной формы. На клинопись точно не похожи. И на трещины в земле не похожи. Окна - это другой алфавит. Совсем другой. К тому же - безжизненный, как пишет автор. А земля, раз болит - живая. Так что тут что повторяет и почему? Не понятно крестьянину.
*****************************
Солнце жжется и метит, и метит беспомощных нас,
письмена оставляя на коже (принять и смириться).
---
Стоп. Солнце если и метит то пятнами. Ожогами. Это совсем другой алфавит, если он тут вообще есть - в этих пятнах. Ну, ладно. У солнца свой язык. Допустим.
А чего смиряться-то? Солнце интеллигентно пытается с нами общаться, пытается найти общий язык. А с чем ЛГ должен смириться? С непониманием? Не понятно. Ладно приходится с этим смириться - не понимаю. Но принимать, пардон не буду.
*******************************
В неопознанных символах спрятанные имена
обретают свободу парящей вне времени птицы.
---
А чё, красиво сказано. Только к чему было всё это ранее?
Однако, красота красотою, но смысл в этом какой? Ведь если имена не опознаны, то есть письмена не прочитаны, то имена спрятанные в этих письменах, эти имена не существуют. Существовать они могут только вместе с осознанием читателя. И значит - имена эти не свободны, более того - они в темнице, а тюрьме. И обрести свободу они могут только после опознания их.
*******************************
Ой ё. Гносиологически тупиковый текст вышел. Автор агностик? Да ещё и воспевает этот подход к знанию.
Истины мы, конечно, не узнаем. Ибо что сокрыто в опознанных символах авторского текста, боюсь, не знает никто, даже автор. Символы опознаны. Опознаны даже слова. Но смысл... Да кому он нужен этот смысл? Вон все же в восторге в комментах.
Чтобы не прослыть чурбаном неотёсанным напишу-ка и я свою рецензию:
Ольга, "стих Ваш чудесен!"
А то, что я выше там понаписал - не читайте даже. Это просто меня от клинописи переклинило. Бывает.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 01:31     Заявить о нарушении
"Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт."
Если стихотворение "Клинопись", то его кшинит.

Алла Петровна Ажанова   06.08.2024 03:56   Заявить о нарушении
А мне понравился разбор текста.
Если кратко, набор красивостей без смысла.
Разбор интереснее стихотворения.)

Аомори   06.08.2024 06:02   Заявить о нарушении
Чтение "Клинописи" рисует женщину, автора.
Портрет прелестен.

Напористая дама штурмует Парнас.
Поэзия это набор поэтизмов.

Речь изысканна, орнаментальна, витиевата, картины и образы впечатляют.

Алла Петровна Ажанова   06.08.2024 06:59   Заявить о нарушении
Вдохновил меня ваш разбор:

http://stihi.ru/2024/08/06/1825

Аомори   06.08.2024 09:16   Заявить о нарушении
Доброе утро, Ёрик!
Спасибо огромное за разбор.
Бальзам на душу. Спасибо за вдумчивость и основательность,
за то,что нашли время все изложить.
Согласна с замечанием, что разбор гораздо интереснее стихотворения.
И да, Вы правы о неведении автора.
Про окна не соглашусь.
Могла бы рассказать о непохожести каждого, открытых-закрытых фрамугах и форточках, разнообразии форм.
Но опять же.. Смысла-то в итоге не добавится.
Все, ЛГ ушел в туман в поисках и размышлениях.

Есликова Ольга   06.08.2024 09:39   Заявить о нарушении
Нет, нет, это не рецензия и не разбор. Я этого не умею и даже не хочу уметь.
Что касается окон - да, они разнообразны конечно. Но там же изначально про клинопись, про письмена трещин и этот алфавит отличен существенно от алфавита окон. Не может второе напоминать первое. Ведь сами знаки алфавита (буквы) - это визуальные образы. И они существенно отличны в первом и втором случае.
Но я не понял ни за что спасибо, ни что это за бальзам.
Я понимаю, что авторы (творцы) люди ранимые. И возможно я иногда грубовато излагаю свои впечатления от прочитанного. Но это попытка вызвать диалог, чтобы понять что происходит во вселенной автора, когда она рождает вселенную текста. И какова в этом роль отдельных частей вселенной автора. Разума, например. Я понимаю, что часть логики стихотворения сокрыта и от самого автора ибо строки могут не писаться, а рождаться. И не всегда разум на уровне сознания, выступая цензором, может принять правильное решение. Интересно вот это всё.
А Вы ответили комплиментарно, но ясности-то не добавили. Эх.
И в этом плане интересны именно стихотворения подобные Вашему. Ведь тут есть то, за что дергать автора (за что можно ухватиться) и то, от чего можно оттолкнуться (опора). Я имею ввиду и смысл и форму отдельных элементом этого стихотворения в хорошем смысле, пардон, этого слова. Если читаешь и видишь, что и оттолкнуться не от чего и ухватиться невозможно, то лучше просто пройти мимо. А тут то есть и то и другое. Извините, если что не так.
Это же прекрасно:
"Эта плотная клинопись сотен взлетающих птиц,
этот стонущий воздух, темнеющий с каждым мгновеньем…"
И это ведь вселяет надежду на чудо, тайну какую-то которое откроет текст:
"Сиротливые ветви застыли на стыке границ"
Вот и оттолкнулся и ухватился.
А часто ведь не за что и не от чего. Даже в текстах, которые в колонку редактора попадают. Бальзам, говорите?! Кхе! Ладно. Попытка не пытка.
Успехов!

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 11:13   Заявить о нарушении
Нет-нет, не было грубости никакой. Спасибо совершенно искреннее. И от диалога я не бегу. На бегу просто говорить не хочется, а оставить написанное Вами без ответа совершенно невозможно, как по мне. Если Вам интересно, я вернусь за разговором вечером.

Есликова Ольга   06.08.2024 11:24   Заявить о нарушении
Ладно, раз автор "на бегу", то я присяду на минутку и напишу.
Это стихотворение о двух частях нашего мироздания. Первая часть - познаваемая или лучше сказать проявленная(кратко ПЧ), условно можно назвать её земным миром. И вторая часть - непознаваемая, непроявленная (кратко НПЧ)- небесный (условно) мир.
"Сиротливые ветви застыли на стыке границ"
НПЧ и ПЧ связаны неисчислимыми незримыми нитями и НПЧ шлёт свои сообщения в ПЧ -письмена во всём - и в трещинах земли и в оконных проёмах и в полете стаи птиц - живая клинопись...
Алфавиты разные, но сообщения об одном и том же. О чём? О сущем. Там "имена". Или "в начале было слово". Всё нужно было назвать и потом создать. Так работает программист и так примерно работает и творец. Ибо творчество инвариантно, как мне представляется.
И тогда да - тогда в этих письменах, которые мы не можем прочесть либо ввиду нашего банального неумения читать (незнания языка) или по принципиальной причине. Возможно, что не для нас они (всегда или пока). И в этих письменах "имена" живут. И живут да - вечно. Не в самих письменах конечно, а в том самом НПЧ.
На самом деле, очень глубокий смысл заложен (отражён) в стихотворении.
Но как он попал в стихотворение? Осознанно или проявился как те же письмена? Через творческую боль автора? Как результат непосредственного взаимодействия ПЧ и НПЧ посредством автора?
Не знаю)
Вот присядет автор - и узнаем. Мейби)
Бу-га-га-га...)
Да уж какие тут шутки. Всё крайне серьёзно.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 14:34   Заявить о нарушении
Может быть не алфавиты разные, а знаки алфавита по-разному изображены - так будет точнее. Можно и так предположить - закодирвано по разному. Но это всё уже малозначимые детали формата изложения. Не более того.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 14:41   Заявить о нарушении
Ого как завернул неудачно - "Как результат непосредственного взаимодействия ПЧ и НПЧ посредством автора?". Непосредственно посредством)
Имел ввиду, что автор мог уловить непосредственное взаимодействие ПЧ и НПЧ, которое проявляется таким образом (письмена), что не может быть осознано сознанием прямо, но может отразиться в результате творчества. Как-то так. Браво автору! Как индикатору неуловимого (ненаблюдаемого) и отражателя неосознаваемого.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 15:16   Заявить о нарушении
Однако...:-)
Не, мне, похоже, сразу надо было в туман. Какое уж тут мейби...
На этом празднике жизни автор явно существо лишнее и поверхностное, ибо, не задаваясь никакими философскими вопросами, просто зафиксировал наложившиеся друг на друга образы. Ассоциативное мышление, так его.
Поэтому я по образам пройдусь, которые вызвали вопросы. Хотя не уверена в том, что предполагался диалог или что он актуален.
-------
"Сиротливые ветви застыли на стыке границ
эфемерного и ощутимого, света и тени."
-------
Неразрывная конструкция для меня, пусть и неявная. Невозможная без стаи взлетающих птиц, без множества наложившихся друг на друга в пространстве крыльев, которые не только письмена напоминают, но и переплетенные ветви деревьев, на которых нет листьев. Бесконечно меняющаяся палитра неба, вещественность ветвей, вещественность крыльев, рисунок движений которых при этом меняется постоянно, рисунок тени, повторяющий рисунок ветвей и играющий по воле света. Нет общего свойства между повторами. Есть бесконечная игра в том, что эфемерно, а что вещественно.
Про повторы... А что если это одно и то же уже расшифрованное слово, бесконечно повторяющееся? И боль оттого, что оно расшифровано, оттого, что прочтение уже ничего не даст и ничего не изменит?
Метки солнца же могут быть и не сиюминутными.
Ожог?... Мейби.
Но если кожа постоянно (в силу разных причин) открыта солнцу, она меняется. Как и от времени. Она перестает быть гладкой, и появляется множество "птиц". Опознать каждую, принять и отпустить.

Ну вот. Никакого в этом смысла, что и требовалось доказать.
Просто видеоряд. Про окна уже лишнее. :-)

Спасибо.
Удивительно увлекательно было Вас читать. Приходите еще.

Есликова Ольга   06.08.2024 18:20   Заявить о нарушении
"автор..., просто зафиксировал наложившиеся друг на друга образы. Ассоциативное мышление, так его."
Ну да, и я ж о том же примерно (по сути):
"Имел ввиду, что автор мог уловить непосредственное взаимодействие ПЧ и НПЧ, которое проявляется таким образом (письмена), что не может быть осознано сознанием прямо, но может отразиться в результате творчества. Как-то так. Браво автору! Как индикатору неуловимого (ненаблюдаемого) и отражателЮ неосознаваемого."
Примерно о том же.
На этом остановлюсь.
P.S.
"не уверена в том, что предполагался диалог или что он актуален."
Безусловно предполагался, хотя надежды на него, прямо скажу, не было почти никакой. Но какой-никакой, хоть и с этой ремаркой Вашей, а он состоялся. Спасибо.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 18:33   Заявить о нарушении
Господа, это не ограбление! Это экс! Экспроприация!
Кавардак, если не знаешь клинописи. Если таки так и не знаешь - обращайся к Есликовой.
Экс. Называется "КлинописЕц" (по мотивам):
На проводах, как нотном стане,
мелькали птиц хвосты-бемоли,
мелодия во мне звучала,
с каким-то призвуком металла,
и привкусом текилы с солью,
стекло оконное в вагоне,
строкой из брызг о чем-то пело,
и солнце странное кипело,
отметиной на коже стало,
мелькала вязь корявых веток,
иероглифы из пятен,
салфетку плотно покрывали,
привет от чужеземной Кали,
на блюдце кофе кляксой пало,
налил стакан — за папу-маму,
но нет — опять не полегчало,
а стук колёс мне слал либретто,
и что-то важное там где-то,
как некто раньше — телеграмму,
я не прочёл, я не осилил,
не разгадал, не разглядел,
не потому ль в оконной сини
судьбу и счастье — проглядел.
Не потому ль, всё коромыслом,
безумным колесом дела,
не смог прочесть, лишён был смыслов,
но были - были же СЛОВА.

Ёрик Беломорканальев   06.08.2024 19:39   Заявить о нарушении
Прекрасно. Спасибо.

Есликова Ольга   06.08.2024 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.