А С. Пушкин. От жёсткой оды до проклятия
В трудах Александра Сергеевича видно, что он не только изучал принципы работы словесности, но и немало уделял внимания применению этого инструмента, отражая возможности в своём творчестве.
Ты и я (Александру I)
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея ввек забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вины на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной,
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.
О двойном стандарте словесности говорилось ещё в библейском бытие, где дьявол поставил под сомнение запрет Бога, поэтому Александр Сергеевич искал и другие принципы словесности, которые могли бы показать иную суть её применения.
Некоторые попытки этого поиска отражены в романе "Евгений Онегин"
Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив,
Но две строки в этом фрагменте (вторая и третья) несимметричны.
Тем не менее труды Александра Сергеевича не были безуспешны и об этом говорит написанное им четверостишие.
"Всё моё", — сказало злато;
"Всё моё", — сказал булат.
"Всё куплю", — сказало злато;
"Всё возьму", — сказал булат.
данное четверостишие имеет ритмическую схему
1о1о1о1о
1о1о1о1
1о1о1о1о
1о1о1о1
Четырестопного хорея,
Но слова в произведении звучат другим ритмом.
1/о1/о1о/1о
1/о1/о1/о1
За счёт словоразделов первое слово нечетной строки — 1 усечённый хорей, второе — о1 ямб, третье — о1о амфибрахий, четвёртое — о1 хорей.
Первое слово чётной строки — 1 усечённый хорей, второе — о1 ямб, третье — о1 ямб, четвёртое — о1 ямб.
1 — ударный слог
о — безударный слог
Таким образом при помощи словоразделов Александр Сергеевич показал, что каждое слово в произведении может звучать своим ритмом, не нарушая теории стихосложения, а вместе все слова в данном случае имеют более ровное и дружное звучание, нежели строки стихов, в которых словоразделов нет.
Насколько сегодня поэтами понимается этот труд Александра Сергеевича, можно определить по их творчеству.
Свидетельство о публикации №123071906335