Частушки

За много лет до разговора с вами, когда покойный Иван Семёнович Огрызко руководил музыкальным училищем в Москве, была привезена в Россию гармошка. Купленная в Германии, в одном из уютных городков, располагавшихся возле Берлина, гармошка та украшала свадьбы, веселила народ на Пасху и Рождество и прямо-таки владычествовала на похоронах человека. Точнее, не на самих похоронах, а на поминках, когда уставший народ, выпив по кружке пива, начинал снимать с себя груз. Тогда-то и требовалась помощь уставшим ногам и голове, полной воспоминаний. И гармошка успешно справляла свои обязанности, раздувая меха.

Немец издали сильно похож на русского, но только издали. Вблизи он полная противоположность русскому мужику. Тот, если загуляет,  пропьёт всё, что носит на себе. Немец же никогда запретную черту не перейдёт. Придёт к жене и тихо уснёт на сеновале, чтоб её не разбудить!

Как бы там ни было, гармошка была привезена и показана Ивану Семёновичу Огрызко, который сам же её и заказал. Иван Семёнович растянул меха, прошёлся по кнопкам-клавишам, прислушался к её звуку и загрустил. Уж больно визгливой показалась ему её речь. Как будто режут кабана осенним днём на задворках! Пытался привыкнуть к её звуку и – никак. Так и отдал эту гармошку своему свояку, приехавшему по каким-то делам из-под Рязани!

Зато, будучи доставлена в глубинку, гармошка там прижилась. В те времена поэзия была в почёте, каждый гусар или чиновник писал стихи, вдохновлённый гением Пушкина. И русский мужик тоже хотел бы писать, да у него не выходило. Не хватало гимназии и хороших манер! Но гармошка в его жизни сыграла волшебную роль. Куплет, сочинённый мужиком, полный насмешек и веселья, пошёл под звуки гармошки на ура. Так в России появился ещё один жанр в искусстве. Не песня, нет – на неё не хватило сердечного чувства! – а ни то, как говорится, ни сё. Назвали этот жанр словом «частушка», исходившим, надо думать, от слова «часть». Рифмованное четверостишье, исполняемое под гармошку, сочинённое с целью развеселить подвыпивший народ!

Вот вам короткая история возникновения в России частушки. А кто захочет более подробно об этом узнать, пускай заглянет в книги. Не наше это дело, не мужицкое, собирать сухостой, когда под ногами – цветы и стебли разнотравья!

Хочу описать ещё ритуал, связанный с исполнением частушек, который возник сам собой. Во-первых, нужен праздник, свободный день. Во-вторых, нужен гармонист и подгулявшие девки. В которых рюмка-другая водки уничтожила стеснительность и грусть. И у которых щёки зацвели, словно маки в поле. А платок развязался сам собой и лежит на плечах больше для форса, чем согревания!

Девки, напоминающие своими юбками цветущие луга, собираются под берёзой. Гармонист растягивает меха, и начинается действие. Девки, одна за другой, выбегают в круг, пляшут и поют частушки.

Договорились заранее: о хорошем не петь. Только о плохом, но любимом, от которого чешутся груди по ночам и кружится голова, когда видишь коня, скачущего по дороге. О лени, похоти, зависти и прочих людских пороках, поданных слушателю с перцем и чесноком!

Ветер шелестит листвой, мычат коровы за пряслами, но этого не замечает никто. Ведь рядом происходит нечто, напоминающее исповедь, но только весёлую. Передача тяжести, накопившейся в душе, берёзкам, ручьям и соловьям, минуя местного священника!

Вот вам и краткое описание народного действия, лишённое прикрас. Таков народ в России. Любит частушки, любит жизнь, любит и многое другое. Не берусь судить о том, плохо ли это или хорошо. А берусь любить русского мужика целиком, каков он есть на самом деле!

Говорят, надои молока на следующий день значительно превышают среднесуточные нормы.


Рецензии