Глава XII - Юсуповский дворец
Дворец истории печальной
На Мойке двести лет стоит,
Легенды прошлого хранит.
Тосканские колонны строго
Украсили фасад у входа.
На аттике - фамильный герб:
Львы со щитом и лунный серп.
Дворец богатством поражал,
Юсуповым принадлежал.
Была Ногайская орда
Могущественна и тверда.
Юсуфа-хана окружала
Земля от Волги до Урала.
Но брат — коварный Измаил —
Юсуфа предал и убил.
И ханских сыновей с бедой
В Москву забросило судьбой.
Русь знатных отпрысков признала
И милостями обласкала.
Мурзам пожаловали земли,
В дар дали мызы и деревни.
Отсюда свой исток берёт
Юсуповых древнейший род.
Юсуповы в фаворе были,
Всем императорам служили.
Имели рудники, заводы,
С имений и домов доходы.
Бриллианты, золото копились…
Князья совсем озолотились.
Им позавидовать могли
Бароны, принцы и цари.
Одно лишь жизнь их омрачало —
Проклятье на роду лежало.
По заклинанью, в поколенье
До рокового дня рожденья
Наследники не доживали
И друг за другом умирали.
И лишь один из поколенья
Мистический рубеж рожденья
Наследником переступал,
Проклятье в детях повторял.
Род постепенно угасал…
Но не угас. Тот древний род
В Европе в наши дни живёт.
Мы им желаем процветанья,
Как прежде, благосостоянья,
И приглашаем во дворец.
Дворец — сокровища ларец!
Гризайлью расписные своды,
Гирлянд лепные хороводы,
Парадных залов анфилада,
Ступеней мраморных прохлада.
Паркет наборный и узорный,
Панно на стенах — шёлк тиснёный.
Камины, бронза, позолота,
Фарфор — тончайшая работа.
Резная мебель — гарнитуры,
Обивки набивной фактуры.
Везде скульптуры и картины,
И люстр хрустальные корзины.
Гостиные сменяют залы,
И будуары, будуары…
Как драгоценные шкатулки,
С лепниной завитков в рисунке.
И театр — жемчужина дворца,
Мечта актёра и певца,
С партером, с ярусом балконов,
С изящной росписью плафонов,
Раззолочённый и слепящий,
Уютный, камерный, домашний.
Под бархатом княгини ложа
На царственное похожа.
Богатства, роскоши ларец —
Князей Юсуповых дворец!
В нём сфинксы в мраморе встречают,
И нимфы в танец приглашают.
В нём потайные переходы
И замурованные входы,
Запретные уже навеки,
И тайники в библиотеке.
Зал Прециоза, Римский зал —
Себя скульптурой украшал.
В Ротонде — мраморный покой
И небо звёзд над головой.
Висят французские шпалеры,
В приёмной кресла королевы
Антуанетты в ряд стоят.
Теперь Эпохи в них сидят.
А в интерьере «Мавританской»
Витает дух страны арабской.
Дворец гостям, как прежде, рад,
Зовёт друзей на маскарад.
Банкеты накрывают в залах,
Приёмы кружат в карнавалах.
И мы, кто знает, может быть,
Бал светский сможем посетить.
Рассказ наш между тем идёт,
Ведёт в кровавый эпизод,
Где речь о Феликсе пойдёт.
Бриллиантовый, беспечный князь
Повесничал, кутил и власть
В своём богатстве ощущал,
Проматывая капитал.
Он во дворце на Мойке жил,
Здесь заговор осуществил
И преступленье совершил.
Все помнят, кто Распутин был?
Как Николай II впустил
Святого старца в царский дом,
Позднее пожалев о том.
Зачем же царь так поступил?
Императрице уступил.
Она Распутина считала
Святым целителем с Урала.
Его молила о спасенье —
Больного сына исцеленье.
Распутин чудом помогал,
Творил нехитрый ритуал:
Болезнь молитвой врачевал,
Надеждой горе утешал.
Вошёл в доверие семьи.
И вот уже, для «вразуми»,
Как к мудрецам ходили встарь,
К нему пошёл сам государь.
Митрополиты удивлялись,
Вельможи гневно возмущались:
«Распутин — шарлатан, мужик,
В самодержавие проник!
Он демон, он блудит и пьёт,
У трона, словно жрец, живёт.
Россию не спасти от бед.
Низвергнется авторитет
Всей императорской семьи!»
«Тогда мы действовать должны!» —
Взыграл у князя героизм,
Его слепил патриотизм.
Но что же делать? Как же быть?
Ответ нашёл простой: Убить!
Пока план смерти созревал,
Друзей князь Феликс созывал.
В благое дело верил свято,
И императорского брата
На шаг кровавый окрестил,
Сообщником провозгласил.
Всё Феликс тщательно устроил,
Апартаменты подготовил,
Стол к чаю во дворце накрыл.
Под вечер жертву заманил…
Пирожные с шоколадом
Любезно отравили ядом.
Ждут. Не берёт «злодея» яд.
Но поздно отступать назад.
Возмездью быть! Оно случится,
Им кровью суждено умыться.
Кто из убийц подвёл итог,
Не дрогнул и спустил курок?
«Убит?» — оцепенели в страхе.
Не дышит он, кровь на рубахе.
О ужас! «Демон» встрепенулся,
В агонии бежать метнулся.
Уйдёт! Догнать! Стреляй! Стреляй!
В ночи на Мойке слышен лай.
Сбылось. Расправу совершили,
«Злодея» варварски убили.
Труп сбросили с моста в Неву,
В декабрьскую полынью.
И стали беспокойно ждать,
О своей участи гадать:
Как царская накажет власть?
Мы помним, как их наказали:
Любовно — с глаз долой прогнали.
Увы, всегда и повсеместно
В истории найдётся место,
Где беззаконие уместно.
А дальше… Всполохнул пожар.
В пожаре вырос Комиссар.
Топча двуглавого орла,
В мир Революция вошла,
Всё красным шлейфом разметая…
Но то — история другая.
Огромный и монументальный,
Дворец блистательно печальный
На Мойке двести лет стоит
И много тайн ещё хранит.
Примечания:
1) Различают пять классических архитектурных ордеров: дорический, ионический, коринфский, возникшие в Древней Греции, композитный и тосканский — в Древнем Риме.
2) Аттик (от греч. Attikos — аттический) — стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Часто украшается рельефными надписями и изображениями.
3) Мурза (от перс. — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких, как Казанское, Астраханское, Крымское ханства и Ногайская Орда.
4) Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — техника создания нарисованных барельефов и др. архитектурных элементов, а также вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета (чаще всего серого).
5) Мария-Антуанетта Австрийская (2 ноября 1755 — 16 октября 1793) — королева Франции, супруга Людовика XVI.
6) Великий князь Дмитрий Павлович Романов (6 [18] сентября 1891 — 5 марта 1942) — двоюродный брат императора Николая II — участник убийства Г. Е. Распутина в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года.
Свидетельство о публикации №122080503579