Глава XI - Исаакиевский собор

Храм — великан, храм — монолит,
Святым сиянием залит,
В четыре звонницы блестит,
Шлем-купол золотом горит!
Громадой, глыбой врос в простор —
Исаакий — мраморный собор!

Он на гранитные колонны
Вознёс скульптурные фронтоны.
На них апостолы парят,
Верховный составляя ряд.
На фризе портика, в рельефе,
Застыл сам автор в горельефе,
Увековеченный в веках,
С макетом храма на руках.

Кто сотворил великий храм?
Анри Рикар де Монферран.

Когда-то Пётр приказал
На берегу Невы амбар
Под нужды верфи обустроить,
Из брёвен в церковь перестроить.
В той церкви он венчался сам.
Так появился первый храм.
Шло время. Сруб ветшал и гнил.
И Пётр камень заложил,
Вновь наказал благоустроить
И церковь каменной отстроить.
Второй по счёту вырос храм.
Но место выбрали не там.
Нева из русла выходила,
Фундамент каждый год топила.
Всю церковь вскоре плесень съела,
А вслед пришла беда — сгорела.
Решенье приняли: снести,
Вдаль от реки перенести.
И в третий раз поднялся храм.
Но был тот храм — и стыд, и срам.
Приземистый и небольшой,
Архитектурный долгострой
Лицо столицы искажал,
Посмешищем всеобщим стал.
Так современники считали
И эпиграммы сочиняли.
«Пора сей перестроить храм,
Но алтари оставить там!» —
По-императорски решили,
Для зодчих конкурс объявили.
И зародился проект храма
Луи Огюста Монферрана.
Проект одобрен. Только вот…
Ошибка закралась в расчёт.
Её всем миром вычисляли,
Чертёж в пух-прах критиковали.
Не прекращался жаркий спор,
Пока вид не обрёл собор.
Не сразу он увидел свет,
Анри храм строил сорок лет.
Он где-то здесь, на Мойке, жил,
В собор всю жизнь свою вложил.
Гигант воздвиг в предельный срок
И умер, выполнив свой долг.

А исполин и монолит —
По центру площади стоит,
С прямоугольными чертами
И с четырьмя колоколами.
На «барабане» — колоннада,
Над колоннадой — балюстрада,
С неё архангелы глядят
И, кажется, сейчас взлетят.
Собор для каждого открыт,
Далматского святого чтит.
Застынешь на его пороге:
Не люди строили, а боги!
 
Да, эти люди были боги!
Крестьяне по происхожденью,
Наёмные — по положенью,
Вручную забивали сваи,
Болели, мёрзли, голодали.
Колонны высекали в скалах,
На скалах гибли при обвалах.
И золотили купола
Ценою жизни иногда,
Парами ртути отравлялись,
Со строп срываясь, разбивались.

Нет, не построил Монферран
И за сто лет бы этот храм
Без воли и труда крестьян!

От света тех, кто жертвой пал,
Собор ещё священней стал.
Три алтаря старинных в нём,
Здесь испокон веков их дом.
Убранство храма в малахите
И в минерале лазурите.
Пол, стены — мрамор ледяной,
Плафон огромный, расписной.
Из смальты набраны панно,
А на витражное окно
Господь воскресший вдруг сошёл,
Сиянием к вратам пришёл.

Собор давно музейный храм,
Но службы всё же служат там,
Обычно по воскресным дням.
 
А нам пора назад свернуть,
Вдоль Мойки вновь продолжить путь.
По правой стороне пойдём,
Фонарный мост в пути пройдём,
А пешеходный перейдём.

Ещё рассказу не конец —
Нас ждёт Юсуповский дворец!


Примечания:
1) Исаакиевский собор — собор преподобного Исаакия Далматского — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный на Исаакиевской площади.
2) Горельеф (франц. Haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона больше чем на половину своего объёма.
3) Луи Огюст Анри Рикар де Монферран — архитектор, строитель Исаакиевского собора. Родился 23 января 1786 года в Шойо, предместье Парижа, умер 28 июня (10 июля) 1858 года в Санкт-Петербурге.


Рецензии