Глава VIII - Строгановский дворец
Корнями вглубь веков растёт.
Ещё при Дмитрии Донском
Жил новгородец Спиридон,
Растил в крестьянстве сыновей,
Разросся род от их ветвей.
Потомки возвели Усолье,
Открыли промыслы в Поморье.
На солеварнях соль варили,
На том богатство и скопили.
Коммерцию вели умело,
Торговлей расширяли дело.
В Перми владенья получили,
Свои дружины снарядили.
Когда князь Тёмный попал в плен
И жизнь за грош пошла в обмен,
На помощь выкуп принесли
И князя пленного спасли.
В поход собрали Ермака.
Сибирь в те смутные века
Во власти крепко держал хан,
Обосновал татарский стан.
Велась с ним долгая борьба —
Междоусобная война,
Но под напором Ермака
Пустился хан Кучум в бега.
Стал русским Север вдоль и вширь,
Отвоевав себе Сибирь.
В роду купцы не мелочились,
Для государства не скупились.
В любом несчастье и напасти
Деньгами помогали власти.
За добрые дела смогли
Стать именитыми людьми.
В знак уваженья и отличья
С тех пор именовались с «-вичем».
Петру Великому служили,
Баронский титул заслужили,
А позже, званье поменяв,
Пером подписывались: «Граф…».
Род Строгановых — знатный род.
Известный, умный был народ:
Купцы, министры, дипломаты,
Промышленники, меценаты —
Дела в историю вписали,
Монархии оплотом стали.
Вот мы Зелёный мост прошли,
К стенам с лепниной подошли.
Фасады буквой «Г» — углом,
Фронтоны с титульным гербом.
Построил Строганов Сергей
Себе дворец, а нам — музей.
Добро пожаловать! Войдём,
Апартаменты обойдём.
Дворцовой жизнью шумно жил,
Балы, приёмы проводил,
Императрицу принимал
И восхищал Парадный зал.
Рядами окон освещался,
Двусветным блеском озарялся,
Салатовый и алый цвет
Собрал в торжественный букет.
Связав лепнину в кружева,
Накинула ажур стена.
Заворожила взгляд с порога
Отделка пышного барокко!
Рука Растрелли возвела
Кариатиды, заплела
Замысловатые узоры,
Подвесила балконы — хоры.
Над головой плафон — писанье,
Многофигурное сказанье.
Сюжет волшебными мазками
Творил Джузеппе Валериани.
Зал Угловой — столовый зал,
Богатство, роскошь выражал,
Полуколонны умножает,
В стене зеркальной отражает.
Гирлянды в каждом уголке,
Розетками на потолке
Кессоны, вазы и цветы,
И роспись дивной красоты.
Впускает в окна солнца свет
Зал минералов — кабинет.
Лепные своды, барельефы,
Полуокружности, рельефы.
Воссоздаёт собою он
Великий римский Пантеон.
Построен храм не для богов,
А для науки и трудов.
Колонны парами стоят,
Пейзажи на шнурах висят.
Все экспонаты стерегут,
На полках камни берегут.
За позолотой и стеклом
Живут тома, и каждый том
Страницей жёлтою шуршит —
Век Просвещенья шелестит.
А в Арабесковой гостиной
Все стены в росписи старинной.
И кажется, что узкий зал
Сам Рафаэль здесь оформлял.
Перенеслись шедевры вдруг
Из Ватикана в Петербург.
Мы все гостиные пройдём,
В Дубовый кабинет зайдём.
Дворец любезно обещал
Нам рассказать про чудный зал…
…Когда-то он существовал.
Зал Воронихин графу строил,
Граф в нём коллекцию устроил.
И день за днём, и год за годом,
Там под резным, пологим сводом,
Искусством радуя сердца,
Жила душа — душа Дворца.
Великих мастеров полотна
Висели на стене так плотно,
Что места им едва хватало,
И было галереи мало.
Холсты эпохи отражали,
Все стили, школы представляли,
Порой друг друга затмевая,
Воображенье поражая.
И каждый мог туда зайти,
Пусть даже с улицы прийти,
Всю галерею осмотреть,
Взор восхитить, душой прозреть.
Любил хозяин свой музей:
Обедал там, встречал гостей,
А иногда и ночевал,
Среди картин частенько спал.
Нам про картинный графский зал,
Который здесь существовал,
Дворец любезно рассказал.
…Он знал.
А мы последний зал пройдём,
Вниз по ступеням перейдём,
Вдоль Мойки вновь маршрут проложим,
Свою экскурсию продолжим.
Примечания:
1) Главная коллекция живописи принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановым, оставившим собрание сасанидского («закамского») серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С. Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода.
2) Двусветный зал — зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон. «Вторым светом» называют второй ярус окон. Кариатиды — женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий, балконы, архитектурные элементы, заменяющие собой колонну или пилястру.
3) Джузеппе Валериани (1708-1762) — итальянский живописец-декоратор, рисовальщик и архитектор. С 1742 года — на русской службе. Выполнял панно и плафоны во дворцах Петербурга.
4) Кессон (от франц. Caisson — ящик) — квадратное или многоугольное углубление в потолочном своде. Чаще всего кессоны украшают лепниной или декоративной росписью.
5) Плафон (от франц. Plafond — потолок) — в широком смысле — любое (плоское, сводчатое, купольное) перекрытие помещения. Украшающие плафон произведения декоративной живописи также обозначаются термином «плафон».
6) Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главное творение зодчего — собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Традиционно автором большей части интерьеров считался А. Н. Воронихин, пока в конце 1980-х Н. В. Глинка не защитила диссертацию о творчестве Ф. И. Демерцова. В ней, а также в ряде сопутствующих статей и книге 2002 года, было высказано предположение о том, что Ф. И. Демерцов был автором Картинного и Физического кабинетов.
Фёдор Иванович Демерцов (1762, Гульнево — 1823, Санкт-Петербург) — петербургский архитектор, родом из крепостных крестьян, работавший на рубеже XVIII и XIX веков.
Свидетельство о публикации №122072903043