Глава III - Марсово поле

Под Невским ветром, на просторе,
Раскинулось большое поле.
Не знало это поле плуг,
Оно звалось «Царицын луг».
Садовники по вертикали
Кусты, деревья подстригали.
Царица посещала сад
И совершала променад.

Навеки кануло былое.
Назвали луг «Марсово поле».
Под знаком Марса, каждый год,
Сюда гурьбою шёл народ,
Глазеть на смотры и парады,
И как кричат «Виват!» солдаты.
А к ночи, когда день померк,
Здесь запускали фейерверк.
Потом тут возвели погост,
И взвилось пламя среди звёзд.
С тех пор здесь сквер, и между плит
Огонь бессмертия горит.

Давайте мы туда пойдём
И к монументу подойдём,
Минуту рядом постоим,
В огонь посмотрим, помолчим.
Затем сюда взгляд обратим…

У поля Марсова купец
Построил дом. Не дом — дворец!
Пилястры, портик, сень колонн,
На Мойку закруглён балкон.
Здесь жил барон, он спецсигнал,
То есть телеграф изобретал.
Потом открыли кабаре,
Где в артистической среде
Встречались модные поэты,
Травили дерзкие куплеты.
Летели рифмы в потолок,
Когда читал «Двенадцать»* Блок.
И в наши дни гостям дом рад:
Вели в нём съёмки фильма «Брат».
Создатель дома не забыт,
Его талант украсил вид.
Аркадой, фризами своими
Увековечен Адамини.
 
На площадь смотрит свысока
«Спас на Крови». Издалека
Пейзаж пестрит и золотит,
Цветной игрушкою стоит,
С пятью нарядными главами
И золотыми куполами,
Под синим крапчатым шатром,
С двумя крыльцами-теремком.
Кокошники надели окна,
Наличники обшили стёкла.
Как в разноцветных лоскутах,
На звоннице стена в гербах.
Храм, словно бисером расшит,
Весь сплошь мозаикой покрыт,
Палитрой ярких красок льёт
И каменным цветком цветёт.
Внутри, по мраморным коврам —
Геометрическим полам —
Экскурсовод туристов водит,
К иконостасу их подводит.
В нём ювелирная резьба
Связала мрамор в кружева.
Восторгом взгляды застывают,
В ажуре камня утопают.
 
Музей мозаики — тот храм,
И каждый сантиметр там
Кусочком смальтовым блестит,
И ликами святых глядит.
В мозаике мерцают своды
И звёзд ночные небосводы,
Орнаменты, вьюны, цветы —
Необычайной красоты.
От цоколя и до плафона
Из смальты набраны иконы
Архангелов и Преподобных,
Блаженных и Богоугодных.
Шедеврами картины стали:
«Иисус во Гробе» и «Во Славе».

Музей — мемориальный храм.
И в траурном пределе там,
Под яшмовой шатровой сенью,
Нависшей неподвижной тенью,
Лежит булыжник мостовой —
Свидетель смерти роковой.
Себя грехом он запятнал —
Кровь императора впитал.
«Могилой» памяти раскрыт,
Монарха-Мученика чтит.
Сама «могилка» перекрыта
Оградою из родонита,
Колонны вознесли убор —
Крестом увенчанный шатёр.
Собор Христа — музей-хранитель,
Воспетый Царь-Освободитель!
Пять куполов узоры ткут,
Цветком бессмертия цветут.
Спас на Крови издалека
На поле смотрит свысока,
Простор пестрит и золотит,
Цветной игрушкою стоит.
 
А мы на Мойку повернули,
Дом Адамини обогнули,
На трёхколенный мост пройдём,
Во двор Конюшенный зайдём.

               
Примечания:
* "Двенадцать" - поэма А. А. Блока.

1) На Марсовом поле похоронены жертвы Февральской революции, жертвы Октябрьских событий, военные деятели. В центре памятника «Борцам Революции» 6 ноября 1957 года был зажжён первый в СССР вечный огонь.
2) «Дом Адамини» — архитектор Д. Ф. Адамини. Здание построено в 1823–1827 годах по заказу купца Антонова.
Барон П. Л. Шиллинг (1786-1837) в 1832 году изобрёл клавишный электромагнитный телеграф. Учёный и изобретатель жил и умер в доме Адамини. На доме находится мемориальная доска.
3) Собор Воскресения Христова на Крови, храм Спас на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм, сооружённый в память о том, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Храм сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
4) Мало-Конюшенный мост: неофициальные названия — Трёхарочный, Тройной, Трёхколенный.


Рецензии