Аршином общим не измерить

Чую –
эту войну до конца не дожить-не осилить.
Мне, бедняге.
            Не миру.
Тот, сплюнув, её разотрёт.
Что останется после от нашей безумной России,
Знает Бог.
Запакован в «груз 200» дурёхи роскошный портрет.
Балабановский трюк. В Рэя Дугласа шик Балаклавы.
После нас – хоть потоп. Хоть трава на Земле не расти.
В пене славы – позор. Попугаем кривляясь двуглавым,
В «рай» уходит страна. Завершая судьбы нарратив.

5.04.2022
из поэмы «Не хорошо»


Рецензии
Спиралью—вверх(по-над предметом)
Раскручен вящий аргумент.
Кому—Тристан( да оделеттой),
Нервалист больно как по мне.
Мешают Бунинские "лица"(*)
(Он "бабу" "женщиной" назвал):
"Преступны" сплошь. Не откреститься.
Finita la...Окончен бал.
Ведь мир—война! Не я—Хайдеггер(**)
На смену Бунину встаёт!
И Дугин—с ним (Культуры Träger)
Свой расчехляет пулемёт.
26/07/2022
Примечания

(*)Опять какая-то манифестация, знамена, плакаты, музыка — и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток: — Вставай, подымайся, рабочий народ! Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: “Cave furem”. На эти лица ничего не надо ставить, — и без всякого клейма все видно.
Вся Лубянская площадь блестит на солнце. Жидкая грязь брызжет из-под колес. И Азия, Азия — солдаты, мальчишки, торг пряниками, халвой, маковыми плитками, папиросами. Восточный крик, говор — и какие все мерзкие даже и по цвету лица, желтые и мышиные волосы! У солдат и рабочих, то и дело грохочущих на грузовиках, морды торжествующие.
Так все жутко и гадко вокруг, что тянет в церковь, в это последнее убежище, еще не залитое потопом грязи, зверства...
Вчера перед вечером гуляли. Тяжесть на душе несказанная. Толпа, наполняющая теперь улицы, невыносима физически, я устал от этой скотской толпы до изнеможения.
Вообще, как только город становится "красным", тотчас резко меняется толпа, наполняющая улицы. Совершается некий подбор лиц, улица преображается. Как потрясал меня этот подбор в Москве! Теперь то же самое в Одессе - с самого того праздничного дня, когда в город вступила "революционно-народная армия". На этих лицах прежде всего нет обыкновенности, простоты. Все они почти сплошь резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всему и всем.
А толпа? Какая, прежде всего, грязь! Сколько старых, донельзя запакощенных солдатских шинелей, сколько порыжевших обмоток на ногах и сальных картузов, которыми точно улицу подметали, на вшивых головах! И какой ужас берет, как подумаешь, сколько теперь народу ходит в одежде, содранной с убитых, с трупов!
А в красноармейцах главное — распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает “шевелюр”. Одеты в какую-то сборную рвань. Иногда мундир 70-х годов, иногда, ни с того ни с сего, красные рейтузы и при этом пехотная шинель и громадная старозаветная сабля".

(И. Бунин "Окаянные дни")

(**)На вопрос, когда будет мир, нельзя ответить не потому, что длительность войны не поддается оценке, а потому, что сам вопрос спрашивает о чем-то таком, чего уже больше нет, ведь и война уже не есть нечто такое, что могло бы окончиться миром. Война стала разновидностью того истребления сущего, которое продолжается при мире. Необходимость считаться с затяжным характером войн есть лишь уже устарелая форма признания новизны эпохи потребления. Эта долго длящаяся в своей длительности война переходит не в мир прежнего рода, но в состояние, когда военное уже не воспринимается как военное, а мирное становится бессмысленным и бессодержательным.

(Мартин Хайдеггер "Что такое метафизика?")
http://stihi.ru/2022/07/26/3500

Остров Любви   26.07.2022 12:37     Заявить о нарушении
Возможно и так.
Странно. Но мне нравились стихи Бунина. А многим (включая Блока) - они... Никак!
Помню, стихи И.А. нравились ещё и сыну И.Анненского.
В.

Фрагмент

Сам ИФ, при жизни, опубликовал лишь один сборник стихов («Тихие песни»). «Кипарисовый ларец», с его трилистниками, продукт сборки уже Валентина Кривича (Анненского). Учитывалась ли при этом (при сборке и именовании) воля-разметка самого автора, пока не уточнял. Скорее всего – да. Если учесть инцидент с фактически подготовленной Анненским, но «отложенной» С.К.Маковским публикацией в «Аполлоне».
Так вот… К названию (и не только). В начале 2000-х я здорово подсел на поэзию И.А.Бунина. Как стихотворец, он никогда особенно не котировался. А мне так и нравился. Особенно в напев.
А среди того, что нравилось больше, одним из первых была «Война» (сентябрь 1915).

От кипарисовых гробниц
Взлетела стая чёрных птиц, –
Тюрбэ расстреляно, разбито.
Вот грязный шёлковый покров,
Кораны с оттиском подков...
Как грубо конское копыто!

Вот чей-то сад; он чёрен, гол –
И не о нём ли мой осёл
Рыдающим томится рёвом?
А я – я, прокажённый, рад
Бродить, вдыхая горький чад,
Что тает в небе бирюзовом:

Пустой, разрушенный, немой,
Отныне этот город – мой,
Мой каждый спуск и переулок,
Мои все туфли мертвецов,
Домов руины и дворцов.
Где шум морской так свеж и гулок!

И что?! – Подумаешь, та же «кипарисовость»! И что «гробницы» с «ларцом» в переклик, не многое меняет. А в те два, что из «Трилистника Тоски» – чернота (к чернилам), да гулкость. Тем более, что и «гулкость» – к теням Тютчева (к «дальнему гулу»), а не к Анненскому. К ИФ – «бирюзовое небо» (в «Грозу»). В общем, не густо.
А «Война», конечно, хороша! В подвыв-раскат и вкрадчивость одновременно. Как, по-разному, играют гласные (ё, о, а, и , у…)!
У – в последних четырёх (стихах-строках). Протяжное в «спуск», жёстко-акцентированное (отрывистое, как одиночный выстрел) в «туфли», безударно гаснущее в «и» «руин», внятно кроткое в «шум», глубинно раскатистое с переходом в такое же «о» в завершительном «гулок».
Ё – царит в первых четырёх второй строфы.
И – в открывающем стихе.
О – в третьей строфе.
Я – в связке А я – я… Будто переводящее рыдающее томление осла в иной регистр.
А согласные!? – Р, Г, Т… В рокот и гул, в гроб-грабь, в радость (жуткую!) одним и горе другим. В тоску-безысходность (так было, так будет…).
М – всё (считай) ушло в последнее шестистишие. В мольбу-мычание-немоту. С четырёхкратным «мой-мои» (включая «немой» и связку-переход между вторым и третьим стихами: от обрыва к протягу).
Ц – с его особенной акцентуацией – в двух первых стихах и в тех, что предваряют последний.
Ох, как оно перекатывает-перемалывает! Стихо это…Бунинское.
В ТТ (Трилистнике Тоски) есть ещё третье («Тоска белого камня»). С «белоснежными плитами» и «колыбелью-темницей». Не к «гробницам» ли!?

Камни млеют в истоме,
Люди залиты светом,
Есть ли города летом
Вид постыло-знакомей?
В трафарете готовом
Он – узор на посуде...
И не всё ли равно вам:
Камни там или люди?
Сбита в белые камни
Нищетой бледнолицей,
Эта одурь была мне
Колыбелью-темницей.
Коль она не мелькает
Безотрадно и чадно,
Так, давя вас, смыкает,
И уходишь так жадно
В лиловатость отсветов
С высей бледно-безбрежных
На две цепи букетов
Возле плит белоснежных.
Так, устав от узора,
Я мечтой замираю
В белом глянце фарфора
С ободочком по краю.

То же город (Симферополь). Так не мёртвых же (как у Бунина)! И люди здесь залиты светом (в противовес даже той странице, залитой чернилами). Но вот – постылость, трафаретность… Ага! – Чадность наличествует (в «Войне» – горький чад).
Что-то мелькает, млеет, но не очень. Если в переклик. А ведь всплыло! Мы – о бунинском. Не спроста…
Поскольку мне захотелось полностью воспроизвести текст ИА, я пошевелил интернет. Вполне приличный (по дизайну) сайт выкинул мне следующие строки

Вот чей-то сад; он череп, гол…

При всей своей деменции я с «черепом» никак не согласился. «Чёрен», конечно!
Пошарил ещё. Опять мне этот «череп» выставили. Хоть ты беги в чулан за бумажным источником! Ладно, мне не так… Не по Бунину подобные метафоры! Пусть «череп (круче, чем кости) сада» – вполне «символистское», но не его…
Наконец-то выловил адекватное. С чернью.
Помню, что у Ивана Алексеевича с кипарисами были и другие. Ищу…
«Гробница»! Тремя годами раньше (1912).

Глубокая гробница из порфира,
Клоки парчи и два крутых ребра.
В костях руки – железная секира,
На черепе – венец из серебра.
Надвинут он на чёрные глазницы,
Сквозит на лбу, блестящем и пустом.
И тонко, сладко пахнет из гробницы
Истлевшим кипарисовым крестом.

Вот откуда они («печатники-гробокопатели») череп извлекли и в голый сад подкинули! Не зря и я заглянул: позабавился!

Отступление второе (вторым оно и случилось)…

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет

Только жёлтая заря,
Только звёзды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

Эти строки Георгия Иванова кинул мне (достаточно давно) Кирилл Ривель. В отклик на «Екклесиаст 8. Канун».
Тот мой «Канун» шёл (отчасти) в переклик бунинскому:

Вот рожь горит, зерно течёт,
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым валит, набат гудёт,
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдёт...
Но пусто в мире – кто спасёт?
Но бога нет – кому карать?
(И.Б., 1916)

и строкам из Губанова

По коридорам злобы и тоски
Давно не слышно шага фаталиста.
В каморке сердца стынут образцы,
Дымятся сплетни, харкают горнисты.
А мне и губы больно приложить
К святой доске, что с ликом Божьей Матери,
Всё время лгать и на алтарь спешить,
Пока тебя цыганки не взлохматили.
(Л.Г.)

Приведу и своё, хотя оно здесь и не слишком к месту

У дна Пещеры – та же толчея.
Чуть брезжит свет, все образы туманны.
Пачкун, картину гения черня,
находит в ней фатальные изъяны.
И жанр не тот, и краски, и мазки.
Сюжета нет. Хромает перспектива.
Без страха и анализа, навскид,
по-панибратски шлёпая учтиво –
грунтует, грязным лезвием скоблит
и слоем покрывает водянистым.
В толпе не слышно плача и молитв.
Кумир разбит. Разжалован. Освистан.
Поют горнисты Новый Органон,
и громыхает жерлами Аврора…

Роман пролистан. Кончилось кино
У дна Пещеры жадно ждут повтора.
(В.Н., 2016)

Моё, как уже сказал, скорее, к слову. Да ещё с «цитатой» из Пушкина (Художник-варвар кистью сонной / Картину гения чернит). А остальное – очень даже. К Теме…
Бунин – хотя бы к тому, что был уже упомянут. Губановское… Так с Тоской же!
А Георгий Иванов Анненскому многим обязан. В смысле влияния… А приведенное (от К.Р.) попадает не только в мотивы и настроения ИФ, но и в два основных «мазка» из цветописи героя данного опуса: чёрный (впрочем, его можно вынести «за скобки» – по ряду причин) и… Жёлтый (сиреневый или лиловый могут с этим – доминацией жёлтого – и поспорить…).
Ну, да: Последний мелькнул уже в первой строке «Тоски мимолётности». Во взгляде «бестенной (!) луны».
Правда, когда я сам говорю о тоске, на языке вертится («устойчивое выражение»?!) эпитет «зелёная». Думаю, «жёлтая» – не хуже. Хотя здесь важны ещё и оттенки…
А «жёлтый» – всё-таки к печали.

Вольф Никитин   26.07.2022 13:27   Заявить о нарушении
Потрясающе!
За "Войну" особенно спасибо!
Не встречал, а очень близко по всем "параметрам")))
И "символизьм" так и прёт!))А мне—кудой без символизьму?!)

ИФ письма из Италии середины 99-х годов люблю.
Уж он-то насмотрелся на залитые солнцем камни(как его ни рядили в чахоточного тоскливца царскосельского).
Надо будет в теннис поиграть в царско-сельской лиге))
Сказал—и осекся! К Вам ить так просто-легкомысленно нельзя теперь, да ишшо и без "гражданской позиции": так и вижу лица "сил Добра" и будто бы даже слышу их стозевный вой:"он ещё и в теннис играет —в такое время!" Ага, играю! И никакой вины не чувствую!

А написать решил ещё и потому, что с утра мучаюсь/как с похмелья/ вопросом: есть ли хоть один значимый философ, который был бы "знаменем" тех самых "европейских ценностей"?))
На мой взгляд, самые башковитые из европейцев как раз и занимались развенчанием этой утопии "идеалов". Утопия сия пострашней большевистской заразы (отсыл к Бунину). И не менее массово-истерична!
А "истеричность"—характерная черта "женских" народов, например —еврейского. Hystera,Вы знаете, "матка")))
Такие "выводы" от прочтения (и Бунинской "Войны", и Ваших блистательных стихов-комментариев)

Ещё за Марли спасибо.За всё там, окромя Марло: притянуто за уши!))Though it's my opinion (paying due respect to your Israeli readers)))

Остров Любви   26.07.2022 14:29   Заявить о нарушении
Притяги за уши... Тоже - моя фишка. Игра в мистику (а может, и не игра...).

Вольф Никитин   26.07.2022 19:34   Заявить о нарушении
Я про мистику понял: сам такой—во всем ищу подоплеку тайной игры и неслучайные совпадения.

Теперь вот покоя не даёт внезапно посетившая строчка:
"Играли в труко за фернетом")))

Откуда что берется?! Нежданно "всплыл" давным-давно читанный-недочитанный Бьой Касарес со своими свиньями.

Жаль, я не пушкинский Импровизатор...хотя, вот что-то "намечается"вроде:

***

Играли в труко за фернетом.
В сторонке—приглушенный джаз.
Пора осенняя и цветом,
И мастью выпала у нас.

Фернет горчил. По-стариковски
Ноябрь стучал клюкой в окно.
Vrai rimbauldien. Чудак московский
По-блоковски разлил вино.

Туман вечерний унамунно
Звал семиструнною своей
Цыганки мёртвой призрак лунный
Среди бодлеровских полей.

Ну такое настроение, с Вашей /Лермонтов "одинокостью" на одной волне.

С нижайший поклоном.
Искренне Ваш.

Остров Любви   26.07.2022 20:48   Заявить о нарушении
Добре, Женя!
Вы там на меня сильно не дуйтесь ))

Вольф Никитин   26.07.2022 21:04   Заявить о нарушении
Не дуюсь) Свои чай люди.
Как там Батька говорит про братские народы)))

Остров Любви   26.07.2022 21:26   Заявить о нарушении
Да уж...
Если бы я ещё знал, к какому народу он сам относится...
К беларусам (даже таким неапантаным, як я) - никоим образом! Меня бы это задело.
К русским?! Ниии... Во мне и русского куда больше, чем в нём.
Цыган? Так его в народе кличут. Ну, что-то там по его загадочному папе-Грише намечалось.
СОВОК! Притом, что я различаются "советское" и "совковое"

Вольф Никитин   26.07.2022 21:43   Заявить о нарушении
что за "тся" выскокнуло!?
РАЗЛИЧАЮ

Вольф Никитин   26.07.2022 21:44   Заявить о нарушении
У него интонации и произношение!
Я белорусскую мову совсем не знаю, украинскую хоть чуток понимаю. Так вот у него забавно звучало про народы , что-то в превосходной степени с окончанием на -жайшэго))
Жаль не запомнил.

Остров Любви   26.07.2022 21:49   Заявить о нарушении
А "советское" и "совок" не вижу смысла различать. Бунин вспомянутый ясно описал "базис" этого самого С.
А есть ещё много кого, вот Гиппиус, к примеру, с Мережковским . А уж Бердяев-то как хорош:

"Свобода есть право на неравенство. Равенство (если оно понимается шире, чем сугубо формально-юридическое равноправие) и свобода — вещи несовместимые. По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание «по нижнему уровню».
Уровнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.
Уровнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.
Уровнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.
Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии."

Н. А. Бердяев

Остров Любви   26.07.2022 22:07   Заявить о нарушении
По мне...
Советское было очень разным. Порой - жутким!
А совковое... Пошлость и больше ничего.
Во мне... Советского было очень мало. Пожалуй, детство. Совкового... Надеюсь не было во все.

Вольф Никитин   26.07.2022 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.