О Глинке, Кукольнике, и о моей вокальной стезе

 ***

 эссе
Музыка.
  Класс. Пианино.
Ждем педагога.
N. явился с дипломатом, набитым своими стихами, наверное, которые он так никогда и не опубликовал. Вытащил тетрадь с записями лекции, и мы начали говорить о том, о сём.
Тогда и услышала, что есть такой чудесный романс Глинки "Сомнение". Его пели Шаляпин и все...
Что ж ты сам не спел, твоему бархатному баритону и чувствительной душе это бы так подошло...
На днях в ю тьюб слушала "Сомнение" в исп. и Шаляпина, и Хворостовского, и Вишневской, и еще читала спор о том кто спел лучше этот романс.
Да, это один из самых исполняемых русских романсов. Очень волнует. Неплохо было бы перевести на другие языки, музыка достаточно на мой взгляд(слух) космполитична-как и весь Глинка.  Хотя и cчитается Михаил Иванович Глинка основоположником  русской классической музыки, но мне представляется это условностью, политической ангажированностью. До Глинки была великая русская и вообще академическая музыка в России, в Польше, в Австро-Венгерской империи(в значительной степени славянской! Чехия-Богемия подарила великих композиторов, и даже Моцарт по некоторым сведениям возможно был богемец, а не австриец, но это версия). У нас были Бортнянский, Евстигней Зимин - учившиеся в Италии по направлению), а также приезжие иностранные композиторы - Галуппи,  Джузеппе Сарти и другие итальянцы, французы, немцы при русском дворе. В 18 веке искусство и наука, архитектура, вообще всё было космополитично - артисты, архитекторы(Монферран, Растрелли и др.), художники(несть числа), композиторы, математики и физики(братья Бернулли, Эйлер и много других) - культурный обмен был постоянен. Поэтому нудивительно, что и Глинка так итальянизирован, ведь в России уже была культурная жизнь и ранее, при Екатерине, Елизавете Петровне...

Но вернемся к Кукольнику.

Слова Кукольника. Опять Кукольник, автор "Жаворонка", плодовитый русский писатель, общественный деятель, разруганный как "не-поэт, чье соседство с Глинкой досадно" - например здесь, это просто возмутительно!

https://mus.academy/articles/glinka-i-kukolnik
Рыбакова П. Глинка и Кукольник // Советская музыка. — 1957. — № 2. — С. 61—64.

Автор статьи пытается отказать Нестору Ивановичу Кукольнику в авторстве его же стихов, на которые Михаил Иванович Глинка положил музыку, ставшие очень известными русскими романсами и песнями! Явно, идеологическая ангажированность, заказ. Любой поэт, работая с композитором за роялем, уточняет намерения композитора, подстраивает, переделывает, добавляет, убавляет..Это нормальный процесс сочинения вокальных произведений. Автор же статьи выставляет это как "доказательство" того, что Кукольник "не-поэт" оказывал тех.поддержку по части рифм, а настоящим автором стихов "Жаворонка", "Сомнения" и других популярных и любимых романсов был сам Глинка! Потому что его композиторские указания осуществлял Кукольник. Так можно извратить и обратить в софистику что угодно! Нестор Кукольник намеренно забытый, но в свое время популярнейший русский писатель и государственный деятель, уважаемый человек, а не тех. консультант  у Глинки.


Снова загляну в щёлочку в дни счастливых своих визитов "на вокал".
Наш педагог, о которой еще напишу возможно, многому меня научила, но с ней я постоянно спорила - не открыто, а внутренно, и в своих личных записках.
Но кое-что и запало в душу, вообще лишь на расстоянии времени можно оценить истинные масштабы наших встреч и расставаний.
Вот, помнится, на З. она сказала:"у тебя небольшой голос, но зато твой тембр подходит для романсов Глинки. Ты можешь быть глинкинской певицей".
  Правда, когда с ней мы шли с урока вокала, она сердито буркнула на мой вопрос  что она разучивает:"Амариллис" и еще что-то из Баха". Сделав паузу, она вдруг резко выпалила по дороге, видимо сдерживаемое на уроках в училище, куда её приняли как участиницу какого-то детско-юношеского конкурса, каких всегда много и в провинции. Педагог наверное увидела в ней будущую "глинкинскую певицу":

- Ненавижу Баха!  Ненавижу "Амариллис"! Ненавижу классику! Не хочу!

Я с изумлением это слушала, и потом подобное встречала много раз.
- Но почему же? Романс твой очень красив. - ответила я.
-Нет! Я хочу быть эстрадной певицей.

Но ей она не стала, хотя учебу и завершила.
Я слышала ее выступление в зале училища перед выпуском класса. Спустя 4 года.
По моему восприятию она выпустилась ровно с таким же вокалом, каким и поступила. И прочие тоже...
Поэтому с педагогом я спорила и поступить к ней в класс отказалась, у меня было иное видение того, как делаются большие голоса. Мы расстались с моим педагогом не врагами, но и без тепла и взаимности.

"Придет время когда и ты научишь меня чему-то как певица", - говорила она мне.

А почему бы мне самой не стать теперь глинкинской певицей? Слушаю с упоением исполнение романсов Глинки Галиной Вишневской, вот она истинно на мой взгляд "глинкинская певица", ибо пела именно тем тембром, который идеален для романсов Глинки, темным, несколько сумрачным, и с тем темпераментом не столько внешнего, сколько внутреннего волнения, драматизма и тонкой нюансированности и фразировки - какие потребны чтобы исполнять эти шедервы. Тамарой Синявской и другими певцами и певицами, большими и не очень, скачала себе программу Гостелерадиофонда о Глинке. Почитать "Записки "Глинки, наверняка увлекательное чтение, и много слушала разных певцов.
Сейчас я понимаю, что имела в виду педагог под "глинкинской певицей", из которой она хотела выпестовать одну из учениц, но ненависть к классике не может быть преодолена. Тут уж или есть любовь к классике, или увы.

Глинка - это вплотную к Русскому Барокко, а искусство и даже наука и литература 17-18 столетия и первой четверти 19-го - меня занимают ВСЁ СИЛЬНЕЕ! И давно. Сейчас начинаю догадываться, чем обусловлено это пристрастие - по мере того, как узнаЮ что наша история переврана, и всё было иначе...Ощущение ДРУГОГО МИРА - интуитивно из музыки барокко - начинает наполняться содержанием.

16/05/2021
 http://stihi.ru/2021/05/23/6204
Музыкальный дневник. От Глинки до Евровидения


 http://stihi.ru/2021/05/16/7570
О Глинке, Кукольнике, и о моей вокальной стезе


http://stihi.ru/2020/03/07/1199
Нестор Кукольник. Автор глинкинского Жаворонка
с живописным портретом кисти кажется Брюллова и стихами Кукольника, по которым возможно составить представление о "не-поэте".

http://stihi.ru/2021/05/20/5891
Мои песни Грига. Заход солнца
С репродукцией современного художника В.Н.Юшкевича, популяризация заодно современной живописи.

http://stihi.ru/2020/08/03/7338
Музыка, преданная забвению
Здесь о музыке Иозефа Мысливечека, "божественного богемца", если вы отличите от Моцарта - отпишите мне. И еще неизвестно кто у кого учился.

http://stihi.ru/2020/12/05/2977
О советской опере. Как смотреть оперу и драму

http://stihi.ru/2015/10/29/1712
Ренессанс Барокко

http://stihi.ru/2016/12/17/2838
Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия

http://stihi.ru/2021/04/24/9239
Забирать лучшее и побольше из интернет-изобилия!

илл.картина русского художника Щедрина. 1903г. Санкт-Петербург.

http://stihi.ru/2015/07/02/6586
 Ауликки Раутаваара. Из музыкального наследия
(о песнях Грига еще)


https://zera-cherkesov.livejournal.com/126556.html


Рецензии