К 100-летию Александра Солженицына. 2018

Школьным учителем нашего земляка Юрия Сидорова был Александр Солженицын

Детство известного ныне  балаковского учителя и спортсмена Юрия Васильевича Сидорова выпало на   50-е годы прошлого века. В ту пору его семья проживала в Ярославской области. Именно тогда, после отбывания лагерного срока, Александр Исаевич Солженицын был назначен учителем математики в среднюю школу деревни Мезиновка. На протяжении одного учебного года (1956-1957 гг.) четвероклассник Юра Сидоров имел уникальную возможность общаться с будущим  большим писателем и лауреатом Нобелевской премии. Уроки русского классика прилежный ученик усвоил на всю свою жизнь. Юрий Васильевич до сих пор живо помнит обо всём, что происходило в деревенской школе в то время, когда учительствовал Александр Исаевич Солженицын.
- Учебный год, - вспоминает Юрий Васильевич, - по традиции начинался с учительской конференции. Мой двоюродный брат Макаров И.Н., преподаватель физики, рассказывал мне, как они ездили на конференцию в Курлово. Дорог тогда не было. Ездили в кузове грузовика. Когда ехали обратно, остановились перекусить и, как водится, подогреть себя горячительными напитками. Пригласили за импровизированный столик и Александра Исаевича, но тот в вежливой форме отказался. Отошёл чуть в сторонку, лёг на траву, прикрыл лицо шляпой – так и пролежал, пока не закончился пикник коллег.  Тогда у Александра Солженицына была тяжёлая болезнь, которую он тщательно скрывал от окружающих. Но все видели, как он собирал  какие-то травы и чагу – гриб на берёзах, который, как мы знаем, излечивает человека от многих недугов. На все расспросы Александр Солженицын отвечал: «Лечебные отвары делаю». По наблюдениям коллег, Александр Исаевич практически не участвовал в общих беседах и разговорах. Возможно, учитывал то, что любое неосторожно сказанное слово могло обернутся против него самого как бывшего зэка.
Почти через четыре десятилетия, 1 сентября 1994 года, Александр Солженицын, прибыв из эмиграции, постели посёлок Мезиновский, побывал в школе, где работал, встретился с жителями. Его хлебосольно встретили, засвидетельствовали своё почтение и уважение. Александра Исаевича провели и по школьному музею, где выставлены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью нобелевского лауреата. Он счёл своим долгом посетить могилу Матрёны, у которой жил во время работы учителем и образ которой воплощён в знаменитом рассказе «Матрёнин двор».
В переполненном зале Мезиновского Дома культуры Александр Солженицын в течение двух часов общался с местными жителями и своими коллегами по школьной работе. А начал он со слов: «Здравствуйте, земляки! Хотя я год один всего здесь был, но какая-то часть сердца моего осталась, и вот я за ней приехал».
О том, что именно там, в глубинке, Александр Солженицын создал семью, рассказывает Т.А.Венедиктова (Коротина):
- Зимой 1957 года в поселковый совет с заявлением пришли Солженицын и Решетовская. Расписала их без свидетелей – тогда так можно было. Поздравила, пожелала им счастья в семейной жизни».
22 марта 1957 года в клубе фабрики «Изоплит» читалась лекция на тему «Атомная энергия на службе человека». А лектором был учитель Мезиновской средней школы товарищ Солженицын. Вёл он сначала математику, а потом и астрономию, оба предмета знал отлично.
В своих воспоминаниях директор школы А.М.Парамонов отметил: «Солженицын увлекался фотографией. Он фотографировал природу, дома, фермы… За это злые языки дали ему кличку «Шпион». Ведь тогда этого никто не фотографировал».
Как помнит Юрий Сидоров, он давал им задания описать все окрестные деревни, что в них да как, как народ живёт, его быт, якобы это нужно было ему как материал для литературных трудов.
Когда приехали из соответствующих органов проводить обыск на рабочем месте Александра Солженицына, то понятыми были директор и завхоз школы. Искали тщательно, но ничего компрометирующего учителя не нашли.
Отношение учеников к своему новому учителю было неоднозначным. Как помнит Юрий Сидоров, некоторым из них учёба, а особенно математика просто не давалась в силу слабой общей подготовки. Учитель математики им казался чрезмерно строгим. Из деревни Мокрое в Мезиновскую школу сначала ходили семь человек, из них шестеро бросили учёбу из-за того, что не тянули математику, ушли работать в колхоз. Но были и такие ученики, которые ходили у Александра Исаевича в любимчиках. В первую очередь это был Сергей Фролов, судьбой которого писатель интересовался и в последующие годы, не оставляя переписки с ним. И, что интересно, многие ученики Александра Солженицына стали  преподавателями математики.
В памяти коллег и учеников, как отмечает Юрий Сидоров, Александр Исаевич остался как необычайно доброжелательный, глубоко образованный человек.

Евгений ЗАПЯТКИН


Рецензии