Лушников Анатолий
Имя Валерия Кузнецова и сегодня на слуху, и не только среди художников. Его помнят и коренные балаковцы, и те, кто был участником и свидетелем бурных ударных комсомольских строек 70-80-х годов. Он родился в этом городе, жил его историей, и, как никто другой, удивлялся и радовался изменению, второму рождению Балакова. «Улица моего детства», «Тополиный пух» - картины старого города, «Химзавод», «Распределительный участок ГЭС» - современного города.
Стремительное время звало к поиску и начинающего художника. Уже в 24 года он – участник городских выставок, в 26 – областных. В 34 года открывается его первая персональная выставка, начинаются регулярные участия в выставках «Большая Волга». Его картины под стать времени. Каждой присущи индустриальная мощь, новые решения, в частности, - вертикальный формат холста, но главное в них – эмоциональный подъём, мотив – картина поёт!
Многие тогда считали В. Кузнецова только мастером индустриального пейзажа. Да, он стал таковым. Но как любой талантливый человек, В.Кузнецов был талантлив во многих жанрах. «Тишина», «Астры», триптих «Утро. День. Вечер» - сами названия говорят о лирическом настрое. Зрителя радует в них и композиция, и неуловимая на первый взгляд кузнецовская мелодия – и фиолетовые цветы на фоне синего неба, и цветы белые, сиреневые – и всегда с новым настроением. Он любил цветы!
А волжская тема! Разве мог такой художник не заметить нежность, красоту и мощь великой русской реки?! Заметил. И родились картины о нашей Волге.
До глубокого краеведческого изучения доходит В. Кузнецов, поставив перед собой цель: но кто же в те далёкие времена заселения здешних мест, кто же были первопоселенцами Балакова? Он обращается в архивы, изучает различные источники, документы. Так рождается в его творчестве жанр исторической живописи – значительное полотно о старообрядцах, картина глубоко философская.
Вклад Валерия Дмитриевича в историю города, в живопись, вообще в культуру, безусловно, солиден. Думается, и память о нём будет долгой. В марте этого года ему исполнилось бы 70 лет.
Город должен помнить своих ярких сыновей. К сожалению, не всегда это получается. В прошлом 2018 году Сергей Серов отметил бы 70-летие, но вспомнили об этом лишь родственники и ближайшие друзья. А ведь он жил в Балакове, оставаясь патриотом Хвалынска, и, по признанию многих, стал большим художником. К нам в редакцию газеты «Огни коммунизма» он приходил в 70-х годах, в основном к редактору Владимиру Дмитриевичу Делашинскому, в недавнем прошлом тоже жителю Хвалынска. Сергей тогда после Саратовского художественного училища продолжал обучение в Московском полиграфическом институте и был знаком со многими журналистами Хвалынска, Вольска, Саратова. Мало того, после московского вуза он сотрудничал с Приволжским книжным издательством, художественно оформляя выходящие там книги. Такая его работа рисовала радужные перспективы. Но судьба распорядилась по-своему. Он стал художником с большой буквы, членом Союза художников России. Полностью раскрылся его талант в индивидуальном стиле. Его картины отличались энергичным колоритом, философией. В 80-х годах почти полгода работала выставка Сергея Серова в музее им. Радищева и получила самую высокую оценку в творчестве художника. Доцент института техники, технологии и управления Л. Миролюбова отметила в картинах художника обострённое чувство цвета, сконцентрированное восприятие двух библейских начал: добра и зла. Свою оценку дал тогда и старейшина балаковских художников Н. Шаруев: «Сергей живёт среди нас, но характер имеет свой. Он в красках посильнее многих из нас…»
Уже перед самой смертью Сергей Серов подарил мне набор открыток с 15 фотографиями своих картин, среди которых и широко известные «Хвалынск. Яблочный спас», «Осенняя встреча», «Пионы и керамика», «Волжский ноктюрн» (сидящий на берегу мальчик, рядом – огромная рыбина – осётр).
Между тем, нас ждут в ближайшем будущем и другие даты. Уже в феврале 2020 года будем отмечать 100-летие со дня рождения Н.С. Шаруева. Без этого имени вообще невозможно себе представить, как бы развивалось изобразительное искусство в Балакове? Могли ли мы иметь затем целую плеяду талантливых художников, считавших Шаруева своим творческим отцом? Долгие годы он вёл в городе изостудию для детей и взрослых. Братьями считали себя его сподвижники и во многом способствовали открытию в городе художественной школы, филиала музея имени Радищева, художественно-производственных мастерских.
Николай Сергеевич, как и живопись, любил поэзию, читал стихи Василия Фёдорова на творческих встречах художников Балакова, Хвалынска, Саратова.
В ноябре 2020 года – 85-летие Михаила Яковлевича Пономарёва, первого и пока единственного Заслуженного художника России. Выпускник Пензенского художественного училища имени Савицкого М.Я.Пономарёв стал видным графиком в Саратовской области, а потом и живописцем. Михаил Яковлевич ещё во времена господствующего в стране атеизма подготовил серию графических работ «Несохранённое Балаково», в которой воссоздал облик уничтоженных Христорождественской, Единоверческой, Богословской, Троицкой церквей.
И ещё: 2019-й год – год 50-летия художественной школы. Сегодня она носит имя Валентина Ивановича Задорожного. И в этом своя логика и справедливость. Когда его не стало, мы все, его хорошо знавшие, искренне переживали: «Как так не стало: все сорок с лишним лет он был при школе, преподавал, директором был, школа и он – уже единое целое, неразрывное, и вдруг…» Тогда в 1969 году наша редакция и художественная школа располагались по соседству, и знакомство газетчиков и художников школы начиналось на весенних субботниках по уборке прилегающей территории. Выходили и мы, и они одновременно, знакомились, а затем и творчески дружили.
В.И. Задорожный приехал в Балаково по направлению после окончания Саратовского художественного училища имени Боголюбова вместе с В.Л. Масловым, однокурсником и соратником. Первым директором школы был В.Л. Маслов, но он затем уехал в Саратовское художественное училище, а В.И. Задорожный стал директором школы на долгие годы. К тому же Валентин Иванович закончил еще Московский педагогический институт. Не удивительно, скоро все называли его лучшим педагогом и директором.
Помню, к 30-летию школы Валентин Иванович принёс в редакцию свою статью под заголовком «В мире прекрасного». В ней он рассказал о коллективе, преподавателях, успехах выпускников. Притом высказал мысль, что не все учащиеся станут по жизни профессиональными художниками, но все они сохранят в себе то прекрасное, которое даёт им школа.
… Город помнит, город должен помнить своих ярких сыновей.
Свидетельство о публикации №120081507516