Черная легенда, или о подделанном авторстве

О немытой России.

Каждое литературное произведение принято оценивать эстетически, исторически, политически иногда.
Но я предлагаю источниковедческий анализ стихотворения, приписываемого М.Ю. ЛЕРМОНТОВУ. А именно, напишу о том, что Лермонтов никогда не писал.

Прощай, немытая Россия...

Сильно, резко. Только вот Лермонтов погиб за 40 лет до написания этих строк...
1. Итак, начинаю с 1873 года. Издание приведенное в иллюстрации. С черновиками, комментариями. Указанного стихотворения нет. Первая, шальная мысль, и она же самая правильная - да потому что его ещё не написали.
2. Переходим к изучению черновиков и рукописей. Не бывает так, что текст не сохранился. Вот изучал я недавно челобитные протопопа Аввакума к царям Алексею и Фёдору. Вот они, в автографах автора. Из заполярного Пустозерска, в целости и сохранности. Изучал Матвея Стрыйковского, начало XVI века, печатавшего тексты по-русски латинскими буквами. Вот, пожалуйста, всё есть.
А тут чудеса какие-то: XIX век, это не XVIй, и не кто-то, а вот сам Лермонтов. И нет ничего. Ни автографа. Ни копий, списков, переписываний, пересказываний. Упоминаний. Ни упоминаний знакомых и издателей в течение многих десятилетий. НЕТ НИЧЕГО. Кроме дешёвого революционэрского пафоса начала XX века о том, что, "ну, Лермонтов же МОГ ЖЕ". МОГ в истории не бывает, история наука - точная. Придется разложить подделку по полочкам.

3. Переходим к тому, а откуда собственно произведение появилось на свет, а это, - САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ.
Здесь вопросов два: кто автор и почему скрыл своё авторство?
Согласно существующему преданию, первый вариант текста появился в 80-е годы XIX века:
Прощай, немытая Россия, 
Страна рабов, страна господ, 
И вы, мундиры голубые, 
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа 
Укроюсь от твоих царей
От их невидящего глаза, 
От их неслышащих ушей.
Затем Михаил Юрьевич, пронзив время и пространство, приступает к редактированию своего стихотворения...


Рецензии