Гражданская поэзия и проза Светланы Водолей

                Гражданская поэзия и проза Светланы Водолей
                Водолей 2
                http://proza.ru/2014/06/12/1640
               
               

                ПРЕДИСЛОВИЕ
         
       К КНИГЕ, ПОСВЯЩЁННОЙ ПРАЗДНОВАНИЮ 400-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В РИГЕ


               
                О гражданской поэзии Светланы Водолей.
                **************************************

               
                СВЕТЛАНА БАРАШКО. /Беларусь./               
               
                Статья номинирована на литературную премию "Наследие".



        Генеральная прокуратура  России приняла решение о реабилитации членов царской семьи Романовых, расстрелянных большевиками. До этого Генпрокуратура отказывалась совершить акт реабилитации, настаивая, что Романовы были не преступниками, а жертвами режима – однако правозащитники и адвокат дома Романовых настаивали именно на акте реабилитации как Исторической Справедливости, поскольку высылки, аресты и убийства Романовых долгое время в советской истории подавалось в рамках карательной акции.

       В 1981 году члены семьи Романовых причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».

       Канонизация и реабилитация  царской семьи Романовых – одна из Тем, которая раскрывается в творчестве современных поэтов. Раскрывается она и в творчестве поэтессы Светланы Водолей. Данная тема очень трудная, к ней надо подходить очень правильно и очень переосмысленно, с большим проникновением и глубоким пониманием  политических событий тех дней, надо подходить с позиций гуманного отношения к человеку вообще, с диалектических  представлений об обществе и человеке в непрерывной истории.

       Итак, жестоко убиты невинные княжны!  Пролита кровь! Стихотворение « Четыре царственные розы»  -  это стихотворение современности и стихотворение прошлых политических событий, оно уплывает и в Прошлое, и  застывает в Настоящем, это гладкий и непрерывающийся мост между отрезками жизни, это штрих, который не потускнеет, а будет  иметь тенденцию к увековечиванию.

                « От дланей темных и опасных зачем погибнуть вы должны?
                Четыре ангела  прекрасных,  четыре русские княжны».
   
       В этих строках чувствуется  связь времен, как говорилось раннее, и неисчезаемая, непоколебимая, просто огненная Сила Памяти о невинно погибших княжнах. Здесь кроется словесный, современный монумент. Светлана сумела экспрессией своих строк очень тонко и умело передать это читателю. Вообще.., данное стихотворение отличается четкостью и доступностью, в нем  оттеняется главная мысль произведения - показ Невинности убитых княжён и их преданности Отчизне. Данное стихотворение – это прозрачный, но очень прочный стержень всех стихов на данную Тему.

       Возьмем стихотворение «Царские дубы».

                «Светлейшая царица Александра!..
                Ты на обочине замкнула круг Семьи.
                Твоя Забота заживляет раны,
                и восхищает души»

       Хорошие слова сказаны об Александре Федоровне. Как известно, в 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли  сестринскому делу у княжны В. И. Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических .

       Вообще, данное произведение очень торжественное, оно уже в самом начале “горит” патриотическим и вдохновенным пламенем, и вместе с тем оно “ плачет”.

                “Заплакали глаза горячей лавой
                под безымянным лиственным шатром!
                Так символ силы доблестной державы
                Российской шёл победно НАПРОЛОМ”

       Очень много сказано о преданности Отчизне. Наверное, это в определенной степени подводит к мысли о гражданской позиции самой поэтессы - ведь она сумела создать произведение на подлинно гражданскую тематику. Произведение, которое не просто впечатляет, а оказывает воспитательное воздействие! Кроме того, стихотворение “Царские дубы” -  является и познавательным для читателя.

       В стихотворении “ О царственной боли “ выражена стихия души поэтессы в отношении взгляда на Отечество, выражена очень естественно, искренне и метафорично.

                “вот по пояс...
                вот по грудь...
                вот по горлышко...

                ТОНУТЬ?

                или выдержать распятие волн
                по шлейфу моих платьев?!
                утолив свою власть,
                я хотела б упасть, а?..
                и протянутых рук твоих выверить Звук.
                И томить Златом Рун
                безысходность всех дум
                царских струн”

        В стихотворении  в «Солнечном Свете изменится разом всё, верно?» выражена и скорбь, и грустное  восхищение чистотой княжон. Произведение - это волна, бегущая, поющая и рвущаяся куда-то дальше...  Каждая строка имеет реальную ценность, проникающую даже в Будущее.

                «все не заметят Истории скорбное вымя!
                но из него бьют на темя крутые ручьи
                из Родников, восторгающих Царское Имя.
                Ольга. Татиана. Мария. Анастасия.
                Грежу Царицу с Сынком. И Царя!  ПОМОГИ,

                Господи! выйти в небесные ИСТЫЕ ДАЛИ,
                где нету яда проталин гниющей хулы.
                только встаёт из невестных опаловых Спален
                вся ЧИСТОТА, на которую молимся мы.»

        Итак, «царская тема» раскрыта в ряде стихов Светланы Водолей. Они разные и вместе с тем объединены Единой мыслью, которая, как я отмечала выше,- летит в Будущее, в назидание грядущим поколениям!

6 сентября 2013 года

*http://www.proza.ru/2013/09/06/912

               

                * * *

                ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ НЕ ЗАБЫТА!



                ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ. Лифляндия 1710 год

               

                На снимке:  Петру Первому в центре Риги. 1910год.


                Дню Дню Военно-Морского Флота,
                а так же 400-летию Дома Романовых
                посвящается.




 
              Открытие памятника Петру Первому в столице Лифляндской губернии - Риге произошло в 4июля 1910года в честь 200-летия со дня вступления в Ригу армии Петра Первого.
              Решение о создании памятника первому российскому императору было принято намного ранее, ещё в 1903 году! Был объявлен призыв к населению Лифляндии о сборе пожертвований на его создание. Самые широкие слои населения, органы городского и губернского правления, высокопоставленные чины и представители прибалтийского немецкого рыцарства с воодушевлением откликнулись на это предложение. И так как в то время Лифляндская губерния была очень зажиточной, находясь в составе российской империи и благодаря местному немецкому управлению, то денежные пожертвования удалось собрать очень быстро! Руководству по созданию а Петру I удалось собрать 87 236 рублей 89 копеек. Что по курсу начала ХХ века было очень крупной суммой! Конкретное распределение было такое:
1. город Рига передал от себя 28 000 рублей!
2. Лифляндское немецкое рыцарство пожертвовало около 18 000 рублей.
3. представители резидирующего ландрата - 12 000 рублей.
4. города, внесшие ощутимый  на создание а:
   Дерпт /Даугавпилс/ - 1 000 рублей.
   Феллин /Вильянди - ныне на территории Эстонии/ - 200рублей.
5. Рижский Биржевой банк - 1000 рублей.
6. вся остальная сумма была собрана целиком из частных пожертвований!

Интересно пронаблюдать индивидуалов, изъявивших желание расстаться с деньгами на благо увековечения российского императора по национальному составу. Большинство частных жертвователей были латышами, что совершенно не удивительно, потому что личность Петра I
пользовалась воистину всенародной любовью! Много пожертвовали остзейские немцы и, конечно, русское население Лифляндии.

                * * *

           Вскоре был объявлен конкурс на создание статуи /конной или пешей, тогда это ещё не было решено/, в котором участвовало 58 скульпторов / по количеству проектов, присланных на конкурсной основе губернскому департаменту/.
           После некоторых размышлений комиссия решила отдать предпочтение выразительному проекту профессора прославленной Берлинской Академии архитектуры Густаву Шмидту-Касселю. Эту же Академию закончил основоположник национальной архитектуры Янис-Фридрих Бауманис.
           Проект Густава Шмидта-Касселя опирался на стилевые традиции классицизма. Так же в соответствии художественной концепцией этого направления был украшен девизом "Война и мир".
           За эту работу скульптор получил почётную государственную награду - орден Святого Станислава Второй Степени.

           Нужно отметить и остальных многочисленных участников конкурса, которые завоевали первые места и были отмечены почётными призами.

           Итак, Третий приз был получен скульптором Вильгельмом Вандшнейдером, имя которого, прочно закрепилось в истории рижских памятников! Он  является автором статуи Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, расположенной на территории рижской Эспланады, слева от Христорождественского Кафедрального собора. Однако, к величайшему сожалению памятник перед Первой мировой войной в процессе эвакуации культурных и промышленных ценностей был снят с постамента (сохранившегося до наших дней (!), и отправлен... в неизвестность.(!) Теперь на его месте возвышается копия, установка которой была проспонсирована рижским предпринимателем Евгением Гомбергом!

           Далее, Второй приз по итогам конкурса ваятелей достался Францу Прителю, тоже мастеру из Берлина!  На его проекте Пётр восседает на коне, держа в руке не развёрнутый свёрток, на котором сформулированы привилегии различным слоям местного населения, в первую очередь - прибалтийским немецким землевладельцам и бюргерам, на плечах которых находилась ответственность за экономическое процветание Лифляндии.

           Первая награда также нашла своего героя! Речь идёт об Александре Баумане из Санкт-Петербурга, который сделал вертикальный акцент на личности Петра, который представлен спешенным. Повернув голову чуть влево, что находится в соответствии с движением тела, он устремил взор вдаль, а его правая рука «фертом» упирается в бок.
Тем не менее, в итоге было решено поддержать «конный» проект как более «величественный»!

           Насчёт лауреата гран-при нам уже известно.
Единственным пикантным отступлением от исторической справедливости стала слишком свободная интерпретация половой принадлежности лошади Петра Первого - Лизетты, которая у Густава Шмидта-Касселя стала конём. Однако, из-за нехватки времени берлинский преподаватель решил лишний раз не вторгаться в живой организм и не менять пол животного.

           Поощрительной премией решено было отметить вариант памятника, представленный на суд жюри скульптором из Риги - Влассаком, на котором изображён пеший Пётр, а у подножия памятника находятся аллегорические изображения, снабжённые соответствующей для них эмблематикой.
           Также жюри посчитало необходимым отметить дополнительным призом проект Гугона Ледерера — его Пётр монументален даже чересчур, он очень напоминает римского императора мощью торса, которая только акцентируется ниспадающей с его плеч одеждой, напоминающей тогу.

                * * *

         
           Итак, конная статуя великого самодержца-реформатора была начата в первые месяцы 1909 года, а закончена была практически через год, к моменту прибытия в Ригу царской семьи, что было связано с широкомасштабным празднованием Двухсотлетия вхождения в состав Российской империи!

           И вот к причалу у резиденции генерал-губернатора (Рижский замок) прибывает императорская яхта «Штандарт», и на землю Лифляндии ступает император Николай Второй. Специально для гостей инаугурации была сооружена трибуна, вмещавшая тысячу зрителей!

           Памятник был покрыт белой тканью, которая спала в самый торжественный момент, запечатлённый официальным фотографом мероприятия - Александром Станке, а также ещё одним неофициальным фотографом, чья альтернативная плёнка также получила распространение.

           В общей сложности празднества по случаю установления памятника императору Петру Первому продолжались в губернском центре три дня!
           В ходе своего официального трёхдневного визита, посвящённого знаменательному событию юбилея вхождения Лифляндии в состав Российской Империи, Николай II осмотрел ряд рижских достопримечательностей, в число которых входили, в первую очередь, Дом Черноголовых, в котором он встретился с представителями остзейского немечества!
           Также в программу визита входило посещение императорской фамилией Петровского парка, расположенного в устье Агенскалнской бухты, где сам государь посадил несколько дубов.*
           В ходе встречи императора с двумя главными представительствами губернской администрации: с генерал-губернатором Лифляндии Звягинцевым и с градоначальником Джорджем Армитстедом,- царь раздал много памятных медалей, жетонов и просто подарков от души.

                * * *

           Кроме памятника Петру Первому, который был торжественно представлен на суд широкой публике в начале Александровского бульвара, в Риге юбилейным летом 1910 года было установлено ещё два памятника,(!) посвящённых личности российского самодержца-реформатора.
           Первый был сделан полностью на пожертвования солдат и представителей офицерства разных национальностей, и установлен на территории так называемого Петровского лагеря в Саласпилсе. Памятник по сути представлял из себя обелиск, состоявший из крупных каменных плит. Каменную структуру венчала золотая держава, имевшая форму шара, на которой, расправив крылья парил орёл. Автором проекта памятника, установленного 5 июля 1910 года, является штабс-капитан Сперанский, а непосредственными «исполнителями» задумки офицера были вольноопределяющиеся 116-го пехотного Малоярославского полка: 15 роты -Островитянин и 14 роты - Попов. Оба скульптора были успешными выпускниками Рижского Политехнического университета. Вероятнее всего, саласпилсский памятник погиб после 1915 года, будучи отправленным глубоко в тыл, поскольку к Риге стремительно и неотвратимо приближалась линия фронта.
           Другой же памятник, также не сохранившийся до наших дней - был установлен 8 августа 1910 года у входа в Усть-Двинскую крепость. Кроме памятника Петру Первому, который был торжественно представлен на суд широкой публике в начале Александровского бульвара, в Риге юбилейным летом 1910 года было установлено ещё два памятника, посвящённых личности российского самодержца-реформатора. Первый был сделан полностью на пожертвования солдат и представителей офицерства разных национальностей и установлен на территории так называемого Петровского лагеря в Саласпилсе. Памятник по сути представлял из себя обелиск, состоявший из крупных каменных плит. Каменную структуру венчала золотая держава, имевшая форму шара, на которой, расправив крылья, парил орёл. Автором проекта памятника, установленного 5 июля 1910 года, является штабс-капитан Сперанский, а непосредственными «исполнителями» задумки офицера были вольноопределяющиеся 116-го пехотного Малоярославского полка: 15 роты Островитянин и 14 роты Попов. Оба скульптора были успешными выпускниками Рижского Политехнического университета. Вероятнее всего, саласпилсский памятник погиб после 1915 года, будучи отправленным глубоко в тыл, поскольку к Риге стремительно и неотвратимо приближалась линия фронта.

          Другой же памятник, также не сохранившийся до наших дней (ему было суждено бесследно пропасть в пучине событий Первой мировой войны, когда происходила беспрецедентная широкомасштабная эвакуация культурных и исторических ценностей с территории Прибалтийского края), был установлен 8 августа 1910 года у входа в Усть-Двинскую крепость.
          Он представлял собой гранитный обелиск оригинальной конструкции, завершавшийся медным шаром, скреплявшим составные части обелиска, на котором возвышался петровский императорский орёл, символически увенчанный лавровым венком.

                * * *

          В августе 1914 года было принято психологически непростое решение, которое предполагало начало работ по транспортировке памятников культуры, высших образовательных учреждений и промышленных предприятий. В список культурно-исторических ценностей, подлежавших незамедлительной эвакуации, естественным образом попал и памятник Петру Первому работы Густава Шмидта-Касселя. Во многом, из-за скоропалительного решения взорвать бетонные элементы фортификационной системы Либавской крепости (форт Александра Третьего), принятого императором Николаем Вторым,- над Ригой нависла угроза захвата кайзеровской армией, которая могла быть осуществлена в ближайшем будущем (речь шла о лете 1915 года).

          Бронзового Петра Первого сняли с пьедестала и в спешке погрузили на эвакуационное судно, носившее название «Сербино», и ходившее под английским флагом. Кстати, человеком, активно сопротивлявшимся вывозу из Риги памятника Петру, был новый градоначальник Вильгельм Роберт фон Бульмеринк (занял эту должность в 1913 году), который пострадал позже за защиту конной статуи.(!) Он ожесточённо сопротивлялся решению наместника Курляндии и Лифляндии в условиях военного времени (начальника Двинского военного округа по гражданской части) Павла Григорьевича Курлова о начале эвакуации, и позже был смещён со своего поста.

          Тем не менее, следует признать, что во многом памятнику повезло по сравнению с многострадальной Колонной победы, которая была распилена! Всадника - императора эта печальная участь благополучно миновала. Подробности проведения процедуры эвакуации подробно описаны в статье, опубликованной в периодическом издании межвоенной Латвии «Для Вас» - номер с данной статьёй вышел в Риге 14 января 1934 года. Описание представляет собой свидетельство очевидца первого этапа эвакуации, произошедшей в 1915 году. Массивную статую полтора десятка человек перекатывали на катках до палубы, к которой было пришвартовано судно; между ногами петровской лошади-коня были проложены балки для удобства крепления. Вся конная статуя императора не поместилась в небольшой трюм грузового корабля, поэтому после длительных колебаний эвакуаторы проявили сообразительность, единственно возможную в подобной ситуации. Люк оставили открытым, при этом часть памятника (а конкретно — круп Лизетты с задними конечностями) торчала наружу.

                * * *

          Местом назначения эвакуационного судна «Сербино» был островок Вормси, относившийся к Моонзундскому архипелагу. Там располагалась перевалочная база для ценностей, эвакуируемых из буферных губерний Российской империи. На Вормси судну также следовало ожидать прибытия охранного милитаризованного судна, которое обеспечило бы сравнительно безопасное конвоирование через акваторию Финского залива.

          Однако, вопреки ожиданиям капитана «Сербино», с самого начала чувствовавшего подвох ещё до отплытия грузоперевозочного судна из Рижской гавани, военное судно сопровождения - к Моонзунду не прибыло! Поэтому - «Сербино» вынужден был простаивать у острова на якоре целые сутки. И во время этой никому не нужной задержки произошло роковое событие — проплывавший в непосредственной близости от островков Моонзундского архипелага вражеский эсминец принял решение бомбардировать «Сербино».
          Таким образом, грузовой корабль с ценным грузом в трюме был беспощадно отправлен на дно доблестным представителем кайзеровского флота,(!)* где ему суждено было пролежать ещё более пятнадцати лет.

          Итак, команду с затонувшего судна удалось тогда эвакуировать на берег. Капитан корабля, имя которого не дошло до наших дней, останавливался в «маленькой петербургской гостинице», где встретился с очевидцем эвакуации памятника из Риги, своим давним знакомцем. Именно тогда капитан посетовал на превратности судьбы, когда судно «Сербино» было вынуждено выполнять роль мишени для многочленных подводных лодок и эсминцев врага, шнырявших по всей акватории Балтийского моря!
          Очевидец напомнил капитану о его дурном предчувствии, которое одолевало его перед выходом грузового судна в рейс с находившейся на борту статуей (якобы пожилой капитан несколько раз повторил словосочетание «роковая бронза»).
          В ответ на замечание очевидца капитан отметил, что статую, выпиравшую из люка, на полном ходу выбросило из трюма по причине сильного напора изнутри (судно погружалось и давление внутри трюма возрастало по закону физики пропорционально увеличению глубины).      
          Капитан, думавший тогда больше о спасении собственной жизни, чем об отслеживании направления движения статуи, которую относило течением далеко в ночь, тем не менее запомнил, что она не отправилась ко дну вслед за многострадальным « Сербино».
          Ровно через неделю после состоявшегося разговора капитан вместе со своим экипажем погиб, отправляясь в очередной рейс. Единственным носителем тайны судьбы рижского памятника царю оставался автор воспоминаний, опубликованных в январе 1934 года в рижском журнале «Для Вас» — статья завершалась мало о чём говорившими инициалами Н.Н.

                * * *

          Тем временем судьба памятника решалась в буквальном смысле заочно.
          11 июля 1928 года Рижская городская управа приняла решение о сносе постамента за ненадобностью.(!)
          В это же время зондировалась политическая и финансовая почва для начала строительства главного идеологического монумента страны — Памятника Свободы (архитектор Эрнестс Шталбергс, скульпторы Карлис Зале и Рагнар Мюрсмедден)- практически на том же месте (только чуть выше по направлению от Городского канала), где некогда чуть более четырёх лет стоял памятник Петру Первому!

                * * *

          В 1934 году в Ригу прилетела сенсационная Новость! Водолаз-профессионал из Эстонии Антон Негова поднял со дна моря судно «Сербино», а также петровскую конную статую ровно в тридцати метрах от подбитого в Первую мировую войну корабля!
          Тотчас же братская Эстония высказала заманчивое предложение латвийской стороне: выкупить найденный памятник, некогда украшавший Ригу в самом центре города. Предложение вызвало повышенный интерес у думцев, и спровоцировало их на проведение целого ряда заседаний, посвящённых практически целиком этой теме.
          Историческое для памятника императору заседание Рижской городской управы состоялось 10 июля 1934 года. Тогда заседание проводил городской голова по фамилии Целминьш. Во многом решающим судьбоносным голосом на заседании обладал один из наиболее известных инженеров-архитекторов Латвии довоенного периода Паулс Дрейманис (один из авторов-создателей рижского Центрального рынка).
          По существу члены управы вместе с председателем ревизионной комиссии В. Матузелисом обсуждали предложение инженера-строителя В. Шена о продаже памятника Петру Великому "северным соседом" за 15 000 эстонских крон. Однако же городская управа межвоенного созыва постановила, «принимая во внимание историческую ценность вышеупомянутого памятника», что памятник следует выкупить за установленную денежную сумму, а большинство денег должно достаться Эстонскому обществу по подъёму судов, которым принадлежала основная заслуга по спасению важной достопримечательности.
          Примечательно условие, которое Рижская городская управа выдвигала стороне спасателей: памятник непременно должен был находиться в хорошем состоянии. Что касается вознаграждения, то оно уплачивалось в латах по взаимной договорённости в строгом соответствии с установленным на бирже курсом.

          Характерно в данном случае именно то, что муниципальные власти Латвии в период первой независимости не стеснялись такого прямого участия(!) в борьбе за возвращение памятника на историческую родину, тем самым представляя собой полную противоположность современной официальной исторической концепции Латвии, вообще игнорирующей личность Петра, либо несправедливо представляющая его "кровожадным великорусским завоевателем с шовинистическим мировоззрением и садистскими наклонностями", что автоматически сказывается на сегодняшнем негласном отношении разного рода госструктур и частных лиц латышской национальности к рижскому памятнику истории!

                * * *

           3 июля 1934 года памятник вернулся в Ригу, пусть даже, по инициативе эстонского ведомства, в разобранном виде. По другому поступить со статуей было нельзя — во время подъёма со дна моря эстонские водолазы-спасатели, осознав, что «безболезненными» способами поднять невозможно, разместили некоторое количество взрывчатки под брюхом Лизетты, тем самым разорвав памятник буквально пополам.

                * * *

           Тогда-то и начался период нескончаемых скитаний творения берлинского профессора Густава Шмидта-Касселя, который продолжается по сути и по сей день.
           Пока для памятника подыскивали удобное место, в роли первого временного пристанища выступила подворотня(!) Рижского замка. Департамент по памятникам совместно с главным городским архитектором уже облюбовали красочный сад Виестура, история возникновения которого в первой четверти XVIII века связана с указом Петра Великого.
           В то же время другие проблемы, в основном экономико-политического характера, отвлекли внимание рижской строительной управы и главного культурного ведомства республики, которая из парламентской после 15 мая 1934 года чересчур резко была превращена в «строго» президентскую (по инициативе выпускника Сельхозакадемии Карлиса Ульманиса), от памятника.
           Его части были перенесены в крестовую галерею Домского собора, где и были положены на неопределённый срок, уповая, что как-нибудь и до него «руки дойдут»...       Естественно, в ходе войны на него никто не обращал внимания, и он оказался благополучно выброшенным из культурно-исторической жизни города и страны - вплоть до 1959 года.

                * * *

           Тогда Памятник в третий раз поменял место дислокации — как будто
высокопоставленные чиновники из соответствующего ведомства соблаговолили обратить на него внимание, и он был перенесён на склад Управления благоустройства Риги. Кстати, смена обстановки памятником была продиктована усилиями известного советского архитектора Николая Николаевича Ренделя (1913 — 1964 годы), который шесть лет (с 1950 по 1956 год) занимал пост главного архитектора Риги, что, соответственно, позволяло ему разрабатывать основные проекты благоустройства города при проектировочном институте «Латгипрогорстрой».
   
           Он стоит у истоков применения принципа свободной планировки в СССР, который впервые(!) во всём Союзе был применён при проектировании небольшого задвинского района Агенскалнские сосны. В связи с кончиной Николая Ренделя деятельность по пиару идеи восстановления замечательного памятника была временно прервана.
           Только в начале 70-х к ней вернулся известный латвийский краевед, историк и публицист Георгий Васильевич Никитин. В итоге во многом благодаря архивным и публицистическим изысканиям Никитина Рижский горисполком принял очередное судьбоносное решение, которое датируется 25 сентября 1977 года.
           На этом заседании городского исполнительного комитета договорились о восстановлении памятника, но только лишь к 1990 году. В связи с наступлением периода перестройки и «пробуждением» представителей балтийской национальной интеллигенции (с 1985 года), вопрос о возвращении Петра на более подобающее, а тем более законное(!) его статусу место - более не рассматривался.

                * * *

           На очень долгое время памятник оказался забытым, о нём знали и помнили немногие энтузиасты-любители и редкие профессионалы-краеведы.
           В конце 80-х — начале 90-х годов, когда люди на постсоветском пространстве столкнулись с проблемой бума на цветные металлы, возникла угроза существования самому памятнику. Однако, бывший советский офицер Станислав Разумовский вместе с группой единомышленников забрали памятник с полузаброшенного склада(!) в ужасающем состоянии, и отвезли его на территорию советской военной части на улице Абренес.
           Тогда же, в конце 1989 года, Разумовский собственноручно отлил одну из недостающих деталей памятника, а также вместе с друзьями собрал памятник по кускам почти полностью! Более пятидесяти лет памятник Петру Первому ждал этой сборки. С приходом латвийской военной части Янис Скроделис, её командир, перенял почётную эстафету по приведению памятника в порядок и по его охранению.
           Вскоре памятник попал к предпринимателю Евгению Гомбергу, который заинтересовался противоречивой и трагической судьбой конной статуи. Именно он на свои финансовые средства произвёл комплексную реставрацию рижского бронзового Всадника. Позже к памятнику была прикреплена голова Петра, которую у себя дома бережно хранил Станислав Разумовский.
           В конце концов посчитал за лучшее передать её российскому посольству в Латвии.
Итак, первое после долголетнего перерыва и десятилетних усилий по восстановлению реликвии, в тёплый летний день 17 июля 2001 года состоялось явление Петра рижанам и гостям столицы. Прошло 86 лет, и пусть хоть три дня, но памятник украшал собой маленькую лужайку в парке Кронвалда на берегу Рижского канала.
           Мало кто предполагал, что скоро Пётр, так долго ожидавший своего кратковременного триумфа, вскоре будет убран с глаз публики. В первый день в спину статуи Петра некие радикалы-маргиналы швырнули несколько яиц. По истечении трёх «испытательных» дней мецената Евгения Гомберга по решению Рижской думы (мэр Гундарс Боярс) оштрафовали на 25 латов (максимальный штраф за такого рода правонарушение), обвинив его в самоуправстве в административном порядке. Гомберг продолжил некоторое время бороться за установку памятника, однако многие представители праворадикальных партий парламента Латвии выступили с сокрушительной критикой идей мецената. Очевидно, что Великий Пётр Первый, и в бронзе - вселяет страх в нынешних представителей национальной власти.

           До сегодняшнего дня Памятник находится на автостоянке при предприятии «Teikas nami» по адресу улица Бривибас 223. Остаётся только выразить надежду, что вскоре памятник вопреки политическим предрассудкам властей предержащих в сегодняшней ЛР вернётся в центр Риги на своё историческое законное место, и займёт достойное место в культурно-исторической концепции столицы! При этом, по признанию многих профессионалов-оценщиков, памятник Петру Первому обладает высокой культурно-эстетической ценностью и мог бы привлечь большое количество туристов. А заодно - продемонстрировал бы всему миру высококультурное отношение к мировой истории, напомнив о великой победе в Северной войне 1770-1721 года со шведами. При которой был создан Петром Великим Балтийский флот, разгромивший шведов. О чём свидетельствует памятник на острове Луцавсала, построенный на народные деньги жителей Лифляндии, дабы увековечить память героев Великой сверной войны.

           В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции!
           Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год).
           Балтийский флот - имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год)! В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии.

           Сегодня в День празднования Военно Морского Флота России, созданного Великим Петром,- нельзя не вспомнить об одной из великих побед Военно-Морского Флота России
на территории Лифляндии в Великой Северной войне 1700-1721 года.*

28 июля 2013 года
                Светлана Водолей


*http://www.proza.ru/2013/08/03/1174


                * * *

                С Т И Х И

                Цикл стихов был написан специально к Царскому Дню —
                17 июля 2013 года, и впервые исполнены на благотворительном
                концерте в Доме Москвы в Риге 8 декабря 2013 года в рамках
                празднования 400-летия ДОМА РОМАНОВЫХ в Латвии.

                За стихотворения, посвящённые памяти Великих
                Страстотерпцев ДОМА РОМАНОВЫХ, автор Светлана Водолей
                удостоен Дарственной ГРАМОТЫ с вручением репродукций
                портретов Отцов Нашего Отечества Петра Великого и императора
                Александра II Николаевича.

                Общественный комитет по подготовке празднования
                400-летия ДОМА РОМАНОВЫХ в Латвии.
                Председатель: Куклис-Рошманис Георг Андреевич.
                Секретарь: Разумовский Станислав Владимирович.
                Рига. 16 июля 2013 года.


             ДЕНЬ ПОЛОН ЗНАКОВ. 1.


День полон Знаков! Царская семья
вновь возвращает души к жизни.
Пуста дубовая скамья
у Царских Врат. Крыла не слышно

Архангелов. Они парят
в час избавления — час расплаты.
Взалкал непоправимый ад
проникнуть в Царские Палаты.

Не слышат, лютые, никто
о чаше знаменной России.
Но вымолим молитвой, чтоб
сонм "тёмных" выдал лжемессию.

Найдёт конец себе. Икон
столь много чудотворных! Лики
их так глядят со всех сторон,
вливая силы в жизнь Великих!

17 июля 2013 года

*www.stihi.ru/2013/07/25/3983;


                * * *

                С КОЛОКОЛЬНЫМ ДРЕВНИМ ЗВОНОМ! 2.

               
                На фотографии -
                восстановленный памятник Петру Первому,
                находящийся в данный момент
                на частной территории
                бизнесмена Евгения Гомберга в ожидании
                своего Часа - водружения на историческом               
                месте в центре Риги.


                Станиславу Разумовскому, спасшему и
                восстановившему Памятник Петру Первому
                в Риге.*



Сине-сизые глаза...
В них Любовь или гроза?
Колокольный древний звон,
да с Петровских-то времён!

Смугл загар.
И мечен лоб.
Ручку сжал? - не разожмёт!
Вздрогнул Сергиев Посад.
А во взгляде - боли ад.

Погадаю на бобах.
Грозный выдох.
Вдох на Ах!
Цели верный апогей -
до Петровских голубей!

Петербург...
Гудит эфир.
КОСМОС - царский командир!
С заунывностью трактир -
в дар медовый эликсир.

Стонут Царские Врата.
Обезглавлена верста.
Семь дубов! Восьмой - стоит!..
Возрождение торит

для Отечества, Отца.
Дал же Бог ему Творца!
АТМА*** кронами шумит,
Царской Волею глядит.

И Сынок с Царицею -
ангельскими лицами -
смотрят прямо на Царя,
ЗНАЯ - в воздухе Заря!

Лилий красных полымя** -
в каждой кроне звонами.
Золотыми лонами -
Ликами иконными.

Смотрят тихо с высоты
на Империю свою.
Кровью обливаются...
С их Посланцем я стою!

Он же - улыбается!

Дело в божьих руках.
Кроны Царские - в шелках.
С неба приближаются.
Радостью вливается!

25 июля 2013 года

* Газета "Вести Сегодня". От 22 июля 2013 года №139(4134)
Статья Елены Слюсаревой СПАСИТЕЛЬ ИМПЕРАТОРА.

** День посещения Царских Дубов в Задвинье. Рига. 24 июля 2013 года.
Возложение цветов. /Красные лилии и васильки./

*** АТМА - первые буквы Страстотерпиц Царских Княжон.
    Анна, Татьяна, Мария, Анастасия.

**** http://www.stihi.ru/2013/07/25/4679


                * * *

          О ЦАРСТВЕННОЙ БОЛИ. 3.


Вот по пояс... Вот по грудь... Вот по горлышко...

ТОНУТЬ?

Или выдержать распятие волн
по шлейфу моих платьев?!
Утолив свою власть,
я хотела б упасть, а?..
И протянутых рук твоих выверить Звук.
И томить Златом Рун
безысходность всех дум
царских
Лун,
негасимых страстей,
Солнц затей
под незыблемость волн
понимать, что ты полн
мной,
нагой,
голубой.
ТАКОЙ,-
и никакой
другой!

Жар утоляю дважды.
Телом качусь
ОДНАЖДЫ.
В Бесконечности зреет каждый,
но не хочет её — дважды.

Вспять прокачиваюсь по телу
волн своим детородным телом,
воскрешая всех кто родился
в водах лучиком излучился.

Истекаю я, истекаю...
Питайтесь!
Провожаю
ОБОЖАЮ
ЕГО

не убиенной,
НОВОЙ
страстью!

Больше -
НИКОГО,
кто в моей власти!
 
25 июля 2013 года

                * * *

                ЦАРСКИЕ ДУБЫ. 4.

               
                На фото:
                Дом Черноголовых в Риге встречает Императора.



Заплакали глаза горячей лавой
под безымянным лиственным шатром!
Так символ силы доблестной державы
Российской шёл победно НАПРОЛОМ.

Дождались ЧАСА. силы подоспели,
чтоб восхититься Памятником Дней!
История Живая! Птичьи трели.
И звон колоколов от Них - о Ней!

Светлейшая царица Александра!..
Ты на обочине замкнула круг Семьи.
Твоя Забота заживляет раны,
и восхищает души! Помоги

мне стать такой как Ты, неудержимой
в своём желании Отечеству служить!
Идёт ИЮЛЯ лав неуловимых
Неутолимая Купина - ПЕРЕЖИТЬ.

Вернуть любимых души, что попали
в тяжёлую Судьбу своей страны!
Они - Светлы. Ставень - не запирали
от жизни. Шли вперёд. Мечтали. Льны -

давно материей сносились на красавицах...
Но дар цвести своей ГОЛУБИЗНОЙ -
дарован им! А их Мужьям - прославиться!
Во славу Русского народа!.. Берег мой,

мои поля... За что вы так кровавы?
Лифляндия - не дала защитить
своих сынов-героев, что по нраву
их собственному - пробовали жить

ещё вначале века! И сражаясь,
великий генерал шёл с войском здесь.*
Был взорван мост. Чтоб не прошёл!
Кто знает?.. Те слёзы Даугавы - Алгол.
Раскромсан? Несть?..*

О, вспомните! Звезда то - ГОЛУБАЯ!
Порфирной ЧИСТОТЫ есть Символ здесь.
И выше всех дубов по праву Рая -
Посланцу Славы предоставил честь -

взложить цветы на СИЛУ Царской Доли.
О, васильки, от русских вы полей!..
Есенинской мелодией на воле
росли, когда дорогой шли мы к Ней.**

Святы дубы! Живые кроны - Лики
икон собрались лучезарно... Ждут,
когда потомков пламенные Ники
вселенским образам вручать придут
Побед ИСТОРИЮ и ПАМЯТЬ Славы - тут!

27 июля 2013 года

*несть - церковнославянская форма "не есть", т.е. НЕТ. не предвидится конца чему-то.

**Алголь - Звезда в созвездии Персея. Переменность звезды была замечена ещё в древности и вызывала демонические ассоциации! Название происходит от араб. ал-голь, «гуль» — чудовище из арабского и персидского фольклора. В изображении созвездия Персея Алголь изображался как глаз отрубленной головы горгоны Медузы.

*** Дом Черноголовых на Ратушной площади принадлежит к одному из самых старых зданий города. Был построен примерно в 1330-34 гг. и служил местом собрания Большой и Малой Гильдии. С 1477 г. Дом служил Большой Гильдией, и в 1413 г. впервые упомянут как Дом общества Черноголовых, где проводились их празднества, впоследствии дом перешел в их собственность (в 1713 г.). В Доме хранились коллекции различных достопримечательностей, в частности можно было лицезреть старинное серебро. Государь прибыл сюда в 16 часов 20 минут. Вход и лестница были богато украшены тропическими растениями, гирляндами и трехцветной материей, в залах выставлены многовековые сокровища. У подъезда Императора встретил старейшина Керковиус, который держал в руках старинный кубок, полный шампанского. Государь принял подношение и выпил за процветание дома и здоровье членов общества. После Император отправился осматривать древние сокровища, особо отметив замечательную коллекцию табакерок, башмак Императрицы Анны Иоанновны и походную фуражку Императора Александра II. По завершении осмотра под громкие крики «ура» Государь отбыл в здание Дворянского собрания.

**** К сожалению, фотографии посадки Царских Дубов Императором Александром II нет. В 1910 году дуб, посаженный Императором был десяти сантиметров в диаметре, возраста двадцати лет. Остальные дубы - были возраста десяти лет. В настоящее время - он достиг огромных размеров с потрясающей кроной, а рядом находятся: дуб, посаженный царевной Ольгой, затем дуб, посаженный Анастасией, затем - Марией. Дуб цесаревича Алексея - не сохранился. Закатан под асфальт!! Три дуба княжон стоят подле Императорского дуба полукругом слева. На небольшом отдалении - отдельно - дуб царевича Алексея, посаженный не им лично, так как он находился на яхте "Штандарт" с царицей Александрой Фёдоровной. Так же дуб, которого в настоящее время не существует - Татианы, был посажен не ею самой. Присутствовали : Александр II, Ольга, Анастасия, Мария. Дуб Императрицы Александры Федоровны - находится чуть в отдалении, как бы замыкая и по-матерински охраняя своих чад. Проложена дорога прямо ВБЛИЗИ ствола дуба Александры Фёдоровны. Так как это Святые Кроны,- на этом месте неоднократно были аварии. Дорога построена вопреки всем разумным смыслам и должна быть уничтожена, и перенесена в другое место. Территория - Угол с Дубами - является живой Исторической ценностью. Подчёркиваю: ЖИВОЙ ИСТОРИЕЙ! Которую даже ликвидация Памятника Петру Первому из центра города, - не смогла убить! Дубы продолжают здравствовать, сияя кронами и напоминая тем, кто НЕ знает своей истории,- о непреложном... вечном... божьем!
Сейчас на этом месте находится свалка, горы мусора, полное невнимание и неуважение латышских властей к русской, а заодно и своей Истории.
Эти дубы - являются Началом заложенного парка Императором, во Славу России, которой была на тот момент - Лифляндия. Это - Июль 1910 года.
И вот, в Июле 2013 года, я пишу спустя 103 года, эти слова. Я посетила это место 24 июля 2013 года. Фотографии дубов и в каком состоянии находится это историческое место,- будет сделана в ближайшие дни. И помещена рядом с этой статьёй, отрывок из которой вы только что читали.

**** http://www.stihi.ru/2013/07/27/3677

                * * *

                ПО ШЛЕЙФУ ПЛАТЬЯ ИЗ СТАРИННЫХ ЛЕТ. 5.
               


Вот по пояс... По грудь...
Вот по горлышко...
Или вникнуть в Распятие волн?
Или выдержать градусы горлышком,
шлейфом платья на бреге под солнышком
распластаться, мелодией полн?!

Утолив свою страсть, что взаправдашняя,
умолив свою власть — не упасть.
Из протянутых рук Звуком выверенным,
колоколить, да чтоб не пропасть
прямо в пасть, что дракону угодно бы!

С обоюдным томлением в дым
Злата Рун с безысходностью водною,
чтоб не был ты уже молодым...
Но невысказанным был полн.
За тебя говорил твой шторм!

Надо мной, голубой и нагой,
ты стоишь неизбежно прямой
той горой над волнистой рекой,
до сих пор с пригвождённой рукой
к Бесконечности белого поля,
истекающего строкой...

Кто не хочет меня дважды,
возвращается не однажды.
Ни единожды кровью смыто
то, что помнится и не забыто!

Словно вновь солевая Рана
открывающая непрестанно
станы, стойбища с хрустом стакана,
с новой мудростью Аристофана.

А когда из мешка как шило
выйдут войны, послав "на мыло"
в шёпот травный, прибрежный и острый,
охраняя морские погосты,-

пожалеешь, что Времени мало
для Любви убиенной! Пропало
всё, что бывшее — в оболочке,
проросло Диогеном из бочки.

Вот по пояс, по грудь...
Вот по горлышко.
Затопило хрустальное донышко.
И коралловым бисером, россыпью,
грудь сверкала огнями над сопками.

Вот по пояс. По грудь.
Вот под горлышко...

31 июля 2019 года

                ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВЕННЫЕ РОЗЫ. 6.

От дланей тёмных и опасных
зачем погибнуть Вы должны?
Четыре ангела прекрасных,
четыре русские княжны.

Ваш взгляд молитвенно-пречистый
последних тающихъ лучей,- нам передал: с душою чистой
простить смогли Вы палачей!

Единственной брела за Вами
непоправимая беда:
Царя вы были дочерями,
Отчизной преданно горя.

Её любя, с последним вздохом
кровей рубиновых Июля,
Вы не исторгли там ни оха,
когда летели в сердце пули!

Но до сих пор не стихли слёзы.
Исчезла — смерти суета.
"Четыре Царственные Розы
прошли сквозь Царские Врата!"*

17 июля 2013 года

*У Н.Петрушевского/1923г./ — "прошли сквозь райские врата."
**Расстрел царской семьи (бывшего российского императора Николая II, его семьи и прислуги был осуществлён в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, позглавлявшегося большевиками.
*** Стихи написаны специально к Царскому Дню — 17 июля 2013 года, и впервые исполнены на благотворительном концерте в Доме Москвы в Риге 8 декабря 2013 года в рамках празднования 400-летия ДОМА РОМАНОВЫХ в Латвии.
**** За стихотворения, посвящённые памяти Великих Страстотерпцев ДОМА РОМАНОВЫХ, автор Светлана Водолей удостоен Дарственной ГРАМОТЫ с вручением репродукций портретов Отцов Нашего Отечества Петра Великого и императора Александра II Николаевича.

                Общественный комитет по подготовке празднования
                400-летия ДОМА РОМАНОВЫХ в Латвии.
                Председатель: Куклис-Рошманис Георг Андреевич.
                Секретарь: Разумовский Станислав Владимирович.
                Рига. 16 июля 2013 года.

                * * *

                ПРОСТИ НАС, ГОСУДАРЬ!7.


Не убежать от русского сиротства.
Горька и смрадна русская беда.
Мы дети тех, кто продал первородство
За цену крови, рабства и стыда.

Когда наветом, трусостью и ложью
Мы предали безвинного Царя,-
Мы предали Христа и Матерь Божью.
Тогда взошла кровавая заря.

Над вздыбленной расхристанной Россией,
Где враг делил на "этих" и на "тех".
Лукавый хам, картавый лжемессия
Швырнул детей в отцеубийства грех.

Мы бесновались долго, беспощадно
На пепелище Родины своей.
очнулись: всё поругано, неладно,
И близ Господь у сорванных дверей.

Но время есть покаяться не ложно.
Восплачем и помолимся как встарь:
Прости Господь, прости нас Матерь Божья!
Прости нас всех, наш кроткий Государь!

17 июля 2013 года

                * * *

               
==========================================

День полон Знаков!1.
http://stihi.ru/2013/07/25/3983

С колокольным древним звоном!2.
25 июля 2013 года
http://stihi.ru/2013/07/25/4679

О царственной боли.3.
25 июля 2013 года
http://stihi.ru/2013/07/25/6999

Царские Дубы.4.
27 июля 2013 года
http://stihi.ru/2013/07/27/3677

По шлейфу платья из старинных лет.5.
31 июля 2019 года
http://stihi.ru/2019/07/31/2714

Четыре Царственные Розы.6.
 Дневник за 10.07.2021.

Прости нас, Государь! 7.
Дневник за 10.07.2021.


Рецензии
Достойная работа! Спасибо!

Михаил Стихоплётов   05.07.2020 20:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил!
Приглашаю Вас прочесть и отозваться мою поэму "В теле рояля."2020г.
http://stihi.ru/2020/07/17/4411
http://stihi.ru/2020/07/17/4867
http://stihi.ru/2020/07/17/5064

С глубоким уважением,
СВет.💖👑

Светлана Водолей   20.07.2020 08:59   Заявить о нарушении