Валаам забыть цену оплаты

 14 марта 1946 года, в интервью газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне, И.В. Сталина  сказал: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек».
   Желание главнокомандующего  приуменьшить потери - понятно, но хлынувшие на улицы городов, площадей неисчислимые инвалиды,   искалеченные,  получившие тяжёлые ранения  фронтовики, опровергали слова генералиссимуса.
   В любом советском  городе и населённом  пункте на вокзалах, у кинотеатров, на остановках транспорта можно было встретить  просящих милостыню безногих, безруких, слепых, обожжённых, потерявших всё на войне советских солдат.  Руководители страны победившей фашизм не могли с этим мириться.  Фронтовики, потерявшие облик солдата освободителя,  портили, с их точки зрения, имидж государства.
20.02.1954 года в Президиум ЦК КПСС  поступил секретный доклад МВД СССР « О мерах по предупреждению и ликвидации нищенства».
  Для соблюдения внешней благопристойности руководством страны было принято решение: обездоленных людей направить  в специальные дома инвалидов, интернаты, подальше от крупных городов. Один из них, специальный интернат - на острове Валаам.
   Протоиерей Андрей Логвинов писал: «...Да, Валаам — вторые Соловки. Они страданий столько повидали! — Здесь мигом вымирали старики, которым тридцать стукнуло едва ли...»
Побывавшие  на  Валаамском  кладбище вспоминали: «… на кладбище не было надгробий,  имён погибших, только по три гнилых, упавших жерди на каждой из могил…»
(В военных госпиталях, чтобы вывести  ослепших танкистов на прогулку, им давали в руки скрученную в жгут холстину.)   

ВАЛААМ

Вмяв суровую холстину
в кулаки,  до синевы,
шли танкисты, сгорбив спины -
слепы и обожжены.
Чтоб  глазницами  в ожогах
не смущать глаза страны,
чтоб казалось, что немного
инвалидов у войны.
Чтоб забыть цену оплаты,
спрятав  боль от  зрячих глаз,
друг за другом  шли солдаты,
уходя  от зрячих нас.
И безногих -  к Валааму,
а, попавшим в плен, – арест.
Как косою по бурьяну
С корнем скошено окрест.
В канцелярии  военной
Все просчёты -  под пятой,
а  народ, как тот же пленный,
обожжённый и слепой.


Рецензии