Воронеж колыбель российского флота

Первый поход на Азов
Предпринятый Петром I в 1695 году поход тридцатитысячной армии к Азову завершился полным провалом. Осада Азовской крепости и её штурм не принесли успеха и привели к значительным потерям. Полная блокада Азова была невозможна без русского флота. ...

Колыбель российского флота
Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
— в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.

Руководство строительством
 
Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Главнокомандующим был назначен приехавший в город в марте воевода Алексей Шеин. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ. ...

По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.

Итоги деятельности Петра
 
Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.

26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр».  Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению.
 
Второй поход на Азов

Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней — галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани Таганрога.

Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.
Милена Черненко

В 1696—1711 годах в Воронеже и прилегающих к Воронежскому адмиралтейству было построено около 215 кораблей для первого в истории России регулярного Военно-Морского флота, благодаря которому удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией.

В Воронеже был построен и торжественно спущен на воду первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предопределение»), на котором был поднят Андреевский флаг, освященный в Адмиралтейской церкви.
Википедия


Так далеко до океана!
И недалече – басурманы…
Но: «Быть морским судам!» и Пётр
Повёл славян в морской поход!

Фото: Воронеж. Петровский сквер. Памятник Петру Первому


Рецензии
Про Чертовицы и про Петра: http://www.stihi.ru/2020/02/14/8772

Сергей Жигалин 12   03.03.2020 09:36     Заявить о нарушении