Помним! Евгений Евтушенко

   Не хочу называть эти заметки воспоминаниями. При чем тут воспоминания,
если мы его никогда не забываем, он с нами каждый день, в каждом  поступке,
в каждом  событии. Евтушенко — это целая эпоха со всеми её позитивами и
негативами.
   Лично я об этом великом поэте узнал ещё в школьные годы, когда двое заказных
юмористов (Шуров и Рыкунин) прошлись по ещё юному поэту, обозвав  его
Евгениальнейший. Недалекие люди, они и представить себе не могли, что попали
в точку.  Евтушенко, действительно, вырос в гениального поэта. В 1957 году,
будучи еще студентом, я стал обладателем его сборника стихов "Обещание".
Это был уже четвертый  его сборник, но предыдущие я не читал. Стихи в этой
книжке произвели на меня такое сильное впечатление своим совершенно
оригинальным стилем, что стало понятно — это достойный ученик Маяковского.
Дальнейшее его творчество и его жизнь еще больше подчеркнули эту
преемственность. И дело не только в том, что Евтушенко  и статью, и голосом,
и неповторимой манерой читать свои стихи пошёл в своего учителя. Нет,
главное в его лиричности и в его гражданской позиции, его непримиримости
ко всяческой несправедливости, лжи и лицемерию. Его фраза: "Поэт в России
больше чем поэт" - это девиз, лозунг всего творчества  поэта.
И от этого принципа он никогда не отступал. Евтушенко, так же как Маяковский,
всегда многогранен в своем творчестве: любовная и гражданская лирика,
поэмы, романы и повести, сценарии. Он и поэт - песенник, и киноартист, и кинорежиссер, и фотограф.
Стихи поэта не нужно было заучивать — они откладывались не только в памяти,
но и в сердце читателя.
   Примечательна биография Евгения Евтушенко.  Он родился 18 июля 1932 года в семье геологов - Зинаиды Ермолаевны Евтушенко и Александра Рудольфовича Гангнуса,на станции Зима Иркутской области, где его бабушка была председателем горсовета. После войны семья вернулась в Москву и он поступил в школу. Учился он плоховато. В 15 лет, по ложному обвинению, его исключили из школы и отец отправил работать в геологической партии, в Сибири. Тогда же и были им написаны его первые стихи.
   В 17 лет он впервые был напечатан в спортивной газете. В 1952 году у двадцатилетнего поэта вышел первый сборник стихов и тогда же его приняли без аттестата зрелости в Литературный институт и одновременно в Союз писателей СССР
(без прохождения кандидатского срока).
   Евтушенко был самым молодым членом этого Союза, а в институте его избрали секретарем комсомольской организации. Правда, через пару лет его и ещё
нескольких таких же вольнодумцев исключили из института "за нарушение порядка",
а на самом деле — за поддержку смелого по тем временам романа Дудинцева
"Не хлебом единым". Но вскоре их всё же восстановили в институте.
Следует сказать, что ранние стихи Евтушенко были проникнуты патриотическим духом, полны оптимизма и веры в светлое коммунистическое будущее.
Это явно было связано с пагубным влиянием советской пропаганды:
"Празднуйте 1 Мая", "В бою за советскую власть", "Партийный билет" и т. д.
   Подобно Маяковскому Евтушенко прошёл нелегкий путь от воспевания советской власти до понимания  ее ущербности и  антинародной сути.
   И с тех пор его творчество стало носить публицистический и зачастую обличительный характер. Он всю  жизнь был на переднем крае борьбы за правду,
на переднем крае борьбы за справедливость.
Если в ранних стихах он не избежал поклонения «великому вождю»,
то уже в 1961 году он написал (и газета "Правда" напечатала)  стихотворение  "Наследники Сталина", в котором он гениально предвидел сегодняшние потуги реабилитировать этого преступника (речь шла о выносе Сталина из мавзолея):
"Он что-то задумал, он лишь отдохнуть прикорнул". И  далее поэт обращается
к правительству с требованием "Удвоить, утроить у этой стены караулы,
чтоб Сталин не встал и со Сталиным прошлое".
   В том же 1961 году Евтушенко написал  и опубликовал в "Литературной газете"
свое знаменитое стихотворение "Бабий яр". Это стихотворение прозвучало на всю страну, на весь мир как увесистая пощёчина националистам всех мастей, как пощёчина и вызов антисемитам всех рангов. Оно вызвало бурю совершенно различных
откликов - негодующих(от русофилов и юдофобов) и одобрительных
(от нормальных людей). Автору скандального, осуждающего Евтушенко стихотворения Маркову дали гневную отповедь Маршак, Симонов и Утесов.
Гениальный советский композитор Дмитрий Шостакович на слова "Бабьего Яра"
написал 13-ю симфонию. Несмотря на все происки кремлевских идеологов,
в декабре 1962 года эта симфония была исполнена в концертном зале московской консерватории. Зал был набит битком. По окончанию концерта зрители устроили бурную овацию великому композитору и великому поэту. В том же году Евгений Евтушенко прочитал свое стихотворение в Киеве на переполненном центральном
стадионе. Люди его слушали стоя, со слезами на глазах.
В 2007 году он выступил в столице  Израиля Иерусалиме, в мемориальном
комплексе Яд ва Шем, где ему вручали звание  "Праведник мира".
Собрались там совершенно разноязычные жители страны, иностранные гости Израиля и с замиранием сердца слушали и "Бабий Яр", и его любимое "Идут белые снеги".
Он отвечал на многочисленные вопросы и расписывался на многочисленных
экземплярах его книг. Евгений Евтушенко  производил впечатление старого
и очень больного человека, но когда он начал читать свои стихи, зрители смогли
увидеть всё такого же молодого и страстного поэта. 
   Евтушенко любил и уважал Твардовского — как поэта, как борца
за правду, как главного редактора единственного в стране свободолюбивого журнала "Новый мир", представлявшего собой "остров правды в мерзкой луже лжи".
   Евтушенко всегда выступал в поддержку советских диссидентов -
Бродского, Даниэля, Солженицына. Когда в 1967 году Солженицын обратился к всесоюзному съезду писателей с требованием осудить антиконституционный институт цензуры, первыми его поддержали Паустовский и Евтушенко.
Евтушенко не боялся никого и ничего. Он заявлял открытый протест против высылки
Солженицына, против войны в Афганистане и Чечне.
Во время разгромного разбирательства Хрущевым современной
творческой интеллигенции (с подачи Суслова), Евтушенко выступил
в защиту своих товарищей ( Андрея Вознесенского, Эрнста Неизвестного),
чем вызвал раздражение и гнев партийных бонз.
   В 1968 году, когда советские танки подавили "пражскую весну",
Евтушенко смело выступил с протестом против этой агрессии. И в тот же день,
23 августа, написал  свое знаменитое стихотворение:"Танки идут по Праге",
 в котором он заявил: "Танки идут по правде...,танки идут по солдатам..., танки идут по соблазнам жить не во власти штампов".
   В августе 1991 года Евтушенко  был на баррикадах у Белого
дома и читал его защитникам только что написанное стихотворение:
"19 -е августа": "Мы сегодня народ, а не кем-то обманутые дурачки.
Нет, Россия не встанет опять на колени, на вечные года."
Поэт желал, чтобы после подавления путча ГКЧП  в России наконец-то
восторжествовали свобода и демократия. Но, увы — этого так и
не случилось. Да и не могло случиться, такова судьба у этой
несчастной страны и у этого обездоленного народа.
И Евтушенко в том  же году вынужден был покинуть Россию ("Потеряла Россия в России Россию") и переехать в действительно свободную страну - США.
В городе Талса, штат Оклахома он стал профессором местного
университета и читал студентом курс русской литературы.
Одновременно  Евтушенко выпускал "Антологию русской поэзии ХХ  века".
 Каждый год он приезжал в Россию  в день своего рождения. Выступал с чтением  стихов в Москве, в любимом политехническом музее, где в 60-е годы вместе с ним  выступали поэты "Оттепели" - Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. 
   Но постепенно атмосфера в России становилась все более реакционной.
 И в последний свой приезд в Москву в 2016 году,после выступления на открытии выставки работ Эрнста Неизвестного, Евгений Евтушенко с горечью заявил:
"Я жалею что приехал".
  Я намеренно не пишу о тех пигмеях, которые травили Евтушенко и злобно клеветали
на него. Но у злопыхателей впереди - забвение, а у великого Поэта - бессмертие.
  Нужно добавить, что Евтушенко дважды номинировался на Нобелевскую премию и
был лауреатом Государственной премии СССР и лауреатом Государственной премии
России.
   Евтушенко умер 1 апреля 2017 года и был похоронен, согласно его просьбе,
в подмосковном Переделкино, на кладбище рядом с могилой Бориса Пастернака. 
Украинский поэт Юрий Рыбчинский, который дружил с Евтушенко,
написал после его смерти: "Такие поэты, как Евтушенко, причислены к лику бессмертных. У таких поэтов не бывает могил. Таких поэтов нельзя, как
талант, зарыть в землю".


Рецензии
Спасибо, Аркадий.
Прекрасное посвящение Евтушенко! Иногда мне кажется, что если бы он написал только одно произведение "Бабий Яр", этого было бы достаточно, чтобы считать его Поэтом.
В год его смерти очень много перечитала его произведений, освежила их в памяти. Прекрасный поэт! Без сомнения.
С уважением,

Нина Аксенова   22.02.2020 18:50     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам за отклик. Я рад каждому доброму слову об этом великом поэте. А
сколько же грязи было вылито на него при жизни!

Аркадий Белкин   22.02.2020 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.