Что такое поэзия?

Чем больше погружаюсь в мир искусства поэзии, чем больше тайн и нюансов приоткрываются мне, тем больше и чаще задаюсь вопросом: что такое поэзия? Точнее говоря, вопрос звучит во мне так: в чём состоит главный смысл возникновения и существования поэзии в мире современствующих людей?

С одной стороны,
        всё предельно ясно: поэзия стремится расширить горизонты человеческого сознания: поэзия способна изменить человека к лучшему — поэзия создаёт человека, способного и желающего слышать и слушать словесное явление высшего уровня существования; человека, способного создавать и оглашать звукоряд так называемого небожительства. Поэзия создаёт человека с «небесным» уровнем речи, таким, который позволяет сознанию подключиться к потоку, к процессу непрестанного общения всего «сугубо личного» со всем «всемерно безличным».

С другой стороны, 
         всё зыбко и не слишком-то подчинено законам человеческой логики: поэзия, опять-таки, благодаря высшему уровню языка или высочайшему уровню развития речи, как бы отменяет речь как таковую — когда смысл постигается не столько даже за счёт чёткости, точности, меткости образности, сколько за счёт угадывания мастером слова тональности в каждом конкретном случае раскрытия определённой темы, за счёт полноты и уместности сотворённых опытом интуиции поэта созвучий, а также за счёт перемены темпов, главенства ритмов, за счёт столкновения и погашения избранных художником слова звуков — в слове, в строке, в словосочетании...

Что есть самое ценное в человеческой жизни? Иначе говоря, с чего начинается творческий рост или расширение сознания человека?

Возможно, самое ценное из того, что мы можем получить в своей жизни — это общение, это встреча..
 
Не пустопорожние нескончаемые разговоры или поверхностные разглагольствования (в прозе, в рифму или в столбик,), коих имеется в избытке в человеческом обществе, а такое общение, когда глубоко запрятанное в душе, но уже нечто безотлагательно-желанное, вдруг, за считанные секунды или минуты прикосновения, обретает некую обитель в сознании человека, а затем звуконосную смысловую форму; когда какое-то затаённое, но ещё ни коим образом не огранённое ощущение или желание перемен, вдруг, а то и анфиладно,шаг за шагом, соприкасается с выстраданным и наглядным опытом мастера, или художника слова, способного, не то чтобы дать готовые ответы, но умеющего создать нужный для расширения сознания фон, такой, на котором может зародиться новая, несоизмеримая с обыкновенной достоверность!

Встреча или общение (прямое или чаще опосредованное) с замечательным человеком — с гражданином искусства — вот, на мой взгляд, самое ценное из того, что составляет путь человека. Если под «замечательностью» понимать талант почти мгновенного неизгладимого воздействия на сознание «обыкновенно-хорошего» человека, дремлющее в типовой кубатуре потребностей или дрейфующее в море плоского разнообразия себе подобных.

 Кто-то оказывается подготовленным к такой ВСТРЕЧЕ, а кто-то даже не замечает её, проходит мимо, поскольку не в состоянии отличить талантливое от обыкновенного или просто привык к «трёхкопеечной простоте творческих отстойников» в виде социальных сетей, привык к «разнообразию ничтожного», включая собственную типовую восприимчивость и такую же восприимчивость своих «соседей по разуму», и пожизненно довольствуется ощупыванием «слона вслепую», под монотонное треньканье тех, кто «у рояля то же, что и раньше».

Возвращаясь к изначальному вопросу : «что такое поэзия?» или «в чём состоит главный смысл возникновения и существования поэзии в мире людей?», который всё больше захватывает меня, несмотря на растущий опыт жития поэта, несмотря на рост мастерства и вполне успешный личный путь познания тончайших нюансов и признаков искусства поэзии.

Что такое с поэзией?
Что не так с поэзией, если сотни тысяч пишущих ничего не знают о ней и сотни тысяч слышащих о ней не знают пишущих её?

Поэзия — это...

Есть ли, например, на этом сайте хотя бы один поэт, хотя бы одно произведение поэзии?
Если найдётся, то я буду очень рад и очень удивлён...
Если на этом сайте хотя бы один читатель-ценитель поэзии?
Без собственных стишков, но разбирающийся в поэзии, знающий признаки поэзии.

Этот сайт не для поэтов и не для поэзии, а для...бла, бла.. благородного общения...
Этот сайт для тех, кому не нужна поэзия, кому не нужны поэты?

А другие площадки, те, где проводят досуг выходцы из Литературного института и другие, как-то вовлечённые в литературный процесс люди — там есть хотя бы один поэт на уровне лучших поэтов Серебряного века, там есть хотя бы одно произведение, на уровне лучших образцов русской поэзии?

Самообъявив себя — не просто поэтом, одним из лучших поэтов современности, получая за это соответствующую порцию «внимания» и «невнимания», всецело сосредоточившись на творческом процессе, возложив на себя известную долю ответственности, сузив до предела читательский круг и сократив до минимума своё общение с современностью, я, по прежнему, не могу похвастаться наличием точного и полноценного ответа на переиначенный вопрос: «Что такое с поэзией?».

Чем лучше, чем проникновеннее написано, чем тоньше, чем богаче и нагляднее, тем меньше шансов на понимание и поддержку! Никого. Шаром покати! Или около того. Все заняты собой. Не до поэзии! Парадокс, но это так, проверено на собственной жизни.

Поэзия, например, в наше сегодняшнее время, так малочисленна в читателях (на всю Россию по моим сегодняшним прикидкам и ощущениям : читателей-ценителей поэзии из десятков потенциальных миллионов человек наберётся … ну может, человек двадцать, тридцать, может быть полусотня, но не более того) Талантливых поэтов на эти два-три десятка читателей — вполне себе с избытком — человека три, а то и четыре).

Все остальные, каким-то боком знакомые с поэзией и соприкасающиеся тем или иным образом с поэзией люди — это, скорее, люди, наглядно подтверждающие факт глобального исчезновения, искажения, истязания поэзии, чем факт её потенциальной аудитории.

Чтобы эти антипоэтические миллионы людей уменьшились, хотя бы на 1%, в пользу роста числа граждан поэзии — нужны какие-то, почти волшебные, сверх усилия и необычайные перемены во всём глобальном жизнеустройстве людей. Глобальные перемены — на пороге, но совсем другого свойства.

А как же поэзия?
Зачем она такая нужна: три-четыре поэта на двадцать-тридцать читателей-ценителей, посреди десятков миллионов антипоэтических или в лучшем случае нейтрально-поэтических людей?

Куда девать остальных?
Куда деться от стабильного приращения и господства «остальных»?
Что такое поэзия при факте наличия таких антипоэтических (пишущих и не пишущих) миллионах «остальных»?

Может быть, это ещё не совсем «факт», может быть, это лишь частное мнение, скажет кто-то и на этом успокоится, продолжит жить, как ни в чём не бывало.
Может быть и так.

Может быть, упадок касается не только поэзии, а всего искусства, всей человеческой жизни, и в этом контексте: двадцать-тридцать интересных, восприимчивых к нюансам искусства людей на каждые, например, пятьдесят миллионов по-простому живущих, по-простому пишущих и по-простому читающих — это факт  или закономерный результат общей деградации, финальный аккорд частушек человеческого существования, скажут другие. И за сим, отстранятся от раздумий на эту тему, дабы не портить себе и другим настроение.
Может быть и так.

У меня, например, есть сегодня — три или четыре настоящих читателя-ценителя. Я горжусь ими. Это и очень мало. И очень не мало. Из двадцати-то возможных! И я категорически не стремлюсь охватить и заполучить в читатели — сотни, тысячи, сотни тысяч и миллионы тех самых «остальных». Они мне, как поэту, создающему поэзию, то есть альтернативный путь в будущее, не нужны, не интересны. Я не надеюсь и не рассчитываю на их «прозрение к поэзии» в обозримом (тридцать-пятьдесят лет) будущем, то есть за период смены поколений.
Возможно, кому-то такая позиция сразу покажется зазнайством, снобизмом, презрением, бросанием на произвол судьбы и т. п. Однако, при внимательном отношении, в моей позиции найдётся главное — открытый, честный обмен взглядами с современниками и не закрытая дверь к творчеству: мои стихи можно найти в книгах в свободном доступе. Есть статьи о поэзии, есть видеопрограммы, есть авторское чтение на сайте, то есть есть форматы, в которых я пытаюсь представить в доступной форме своё видение и путь к поэзии. Кому надо — тот ознакомится, кто сможет — проникнется, кто захочет — найдётся. Но я категорически против активного участия в интернет-отстойниках, литературизованных тусовках, в которых желания досуга значительно больше желания поэзии, я против искусственного наращивания читательской аудитории, насильственного затаскивания читателей в мир поэзии. Пусть всё идёт своим чередом.

Однако, довольно цифр, тем более, что все они, которые связаны с оболваниванием человечества, абсолютно  безрадостны.

Пора, наконец-таки, приблизиться к ответу на поставленный вопрос...
Что такое есть поэзия (в условиях современности), в чём смысл её таинственного возникновения и полуподпольного, полуподвального существования?

Поэзия вся состоит из не свершившегося и не свершающегося будущего!

 Даже вся прошедшая поэзия (лучшие образцы), например, поэзия лучших поэтов Серебряного века — вполне себе широко известна ныне, но, отнюдь, не постигнута. Те же самые пресловутые «двадцать-тридцать человек» из десятков миллионов с поэзией знакомых и в поэзию вовлечённых!
Смысл возникновения и существования поэзии в мире (вечно современствующих, вечно отстающих от прошлого и будущего) людей — не в том, чтобы к десяткам постигающих поэзию добавились сотни или сотни тысяч — из тех, кто не хочет — а в том, чтобы к ним прибавилось какое-то количество новых граждан поэзии — все, которые идут навстречу поэзии, которые идут на встречу с поэзией, а не с досугом, которые идут, ищут поэзию днём с огнём.

Поэзия сильна не числом своих читателей, а симбиозом : труда поэта и труда читателя!

Поэзия — это выбор лучших из лучших, который осуществляют — не массовые профаны социальных сетей, но и не штучные профессиональные тусовщики от литературы — а те самые, «двадцать-тридцать» читателей-ценителей и ещё время с шагом в столетия.

Поэзия не принадлежит современникам и не приспосабливается к ним.
Но отдаёт им всё что имеет, все силы, всё биение сердца, без остатка, отдаёт так, чтобы они об этом даже не догадывались.


Рецензии
С одной стороны я с Вами согласен.Великих поэтов можно пересчитать,как говорят,по пальцам.Но...Ведь люди пишут о возвышенном:о любви,о природе и т.д. Если это нравиться им,нравится их читателям,то почему бы и нет? Я считаю,что это лучше,чем пить водку или еще что-нибудь в том же духе.Лично я на сайте три месяца отроду и мне посоветовали сделать это мои друзья и родственники.

Владимир Курепин   18.04.2020 22:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.