Бандитки, Нефертити и Карл Лагерфельд

Индейские геометрические узоры, африканские племенные принты – вот те мотивы-якоря, которые становятся кумирами коллекции разных годов. Чем же вызван интерес к этнике у дизайнеров мировых брендов?

Этника поднимает настроение, придает загадочности и необычности при внешней простоте. Prada, Celine, Tod’s, Valentino в весенне-летней коллекции 2014 года предпочли буйство красок, яркий декор и отказались от минимализма в пользу этнической красочности и полноты жизни, использовали необычный декор – бахрому и аппликации для создания колоритных насыщенных образов.

В традиционном костюме не было ни одной непродуманной детали: украшения и орнамент носили не только и не столько эстетический, сколько символический, даже магический характер. Элементы этнического ансамбля часто схожи как в мужском, так и в женском варианте. Эта черта придает особый шарм. Детали  мужского костюма в женском народном ансамбле подчеркивают женственность и тонкую девическую красоту лучше всего.

Изучая историю костюма можно почерпнуть много интересного о самобытности разных народов и этносов, узнать нечто новое об их социально-политическом строе и о географических особенностях местности, где они проживали. Традиционные костюмы передают историю своего народа, дают воображению возможность нарисовать картину природы их края, дополнить ее флорой и фауной, определить основные занятия людей. Именно по этим причинам этническя одежда представителей различных народов отличается друг от друга материалами, из которых изготавливалась одежда, орнаментацией и иными элементами декора. Например, меандровая лента орнамента, окаймляющая края греческой национальной одежды, символизирует морские волны; растительный орнамент на традиционном костюме адыгов имитирует флору (лютики) и фауну (туры) родного края.

Мне бы очень хотелось увидеть интерпретации традиционных костюмов народов Кавказа. Ведь абхазский, кабардинский, балкарский, осетинский и другие этнические костюмы впечатляют аристократичностью, нарядностью, индивидуальностью и утонченностью каждого, кто видит их. Традиционный женский костюм в культурах разных этносов Кавказа с  некоторыми  отличиями имеет сложный крой, многослоен, но лаконичен и контрастен по сочетанию цветовой гаммы ткани и орнамента. Он создает ощущение цельности, монументальности, величественности и сдержанной внутренней красоты духа.


Тренды – перья, бахрома, радужные принты, прозрачные материалы – уходят своими корнями в далекое прошлое. Если перья на ободках Prada и Louis Vuitton ассоциируются с индейскими вождями и рассказом О. Генри «Вождь краснокожих», то бахрома напоминает одежду актеров в вестернах – костюмы Сальмы Хайек и Пенелопы Крус в «Бандитках» Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга и Леонардо Ди Каприо с Шэрон Стоун в «Быстром и мертвом» Сэма Рэйми. Однако можно найти более дальние истоки, заложившие основу для данных традиций. Еще древние шумеры, поживавшие в междуречье Тигра и Евфрата в 4-ом тысячелетии до н.э., украшали края одежды бахромой, причем ее длина зависела от знатности обладателя. Перевязь, украшенную бахромой, имели право носить только цари и жрецы Месопотамии. Только представить себе, что современная женщина может одеваться как царица Шумера или жрица Вавилона!

Классика андеграунда – кожа, впервые послужила материалом, из которого стали изготавливать одежду для вавилонских воинов: узкие кожаные штаны мехом внутрь, подвязанные поясом с бахромой. В новом сезоне шипы уступили место бахроме как на одежде и обуви, так и на аксессуарах (Tod’s, Gucci). Детали костюма, заимствованные из военной одежды древних вавилонян, в наши дни стали неизменными атрибутами женского гардероба. В новой коллекции Tod’s воссоздала их в кожаной юбке, опоясываемой бахромой. Струящаяся водопадом по лифу (Rodarte) и опоясывающая талию (miu miu) бахрома вызывает ассоциации с арабскими странами, наводя на мысли о восточных танцах.

Во время бразильского карнавала танцоры оформляют костюмы перьями. Эта африканская традиция прибыла в Бразилию в 1970-х вместе с переселенцами. Перо символизирует победу над страданиями и духовное развитие. Карнавальные костюмы являются настоящими произведениями искусства, ведь представители различных школ самбы соревнуются между собой не только в умении танцевать самбу лучше всех.

Прозрачная одежда. Эта традиция берет свои истоки в Древнем Египте. Именно фараоны и знатные египтянки надевали поверх основной одежды (схенти или калазириса) прозрачную накидку. Современные дизайнеры одевают своих моделей в прозрачные костюмы (Lacoste), прозрачные платья (Max Mara), прозрачные плащи (BLK DNM).

Нынешняя мода дает огромные возможности для самовыражения, выбора собственного стиля, соответствующего характеру и вкусу. Подчеркнуть свою индивидуальность и оригинальную внешность помогает изобилие фасонов, трендов и брендов. Ведь костюм помогает нам «рассказать» окружающим о себе,  раскрыть свой внутренний мир и обрести друзей и единомышленников. Разнообразие, присущее современной моде, как нельзя лучше помогает отточить вкус, определиться с выбором  собственного неповторимого стиля и придать неуловимый шарм и утонченность себе как личности. Умелое использование этнических мотивов в гардеробе придает креативности создаваемому образу и неизменно притягивает внимание.

Этнику выбирают творческие натуры – она позволяет оставаться собой. Великая мексиканская художница Фрида Кало, украсившая обложку французского Vogue в 1939-м году, всегда носила мексиканский народный костюм. Вышитые блузы, шелковые шали, и длинные традиционные юбки необычайно подходили к ее яркой колоритной внешности. Фрида была патриотом своей родины, чего никогда не скрывала, наоборот, подчеркивала одеждой, образом жизни и творчеством.

Народные мотивы и этнические принты всегда вдохновляли дизайнеров на создание интригующих и неоднозначных, характерных и колоритных, ярких, и при этом самобытных коллекций. Вспомнить хотя бы индийскую коллекцию Chanel 2012 года, созданную легендарным Карлом Лагерфельдом. Поразительно то, что он смог передать дух Индии, опираясь исключительно на свое богатое воображение. Коллекция Chanel M;tiers d'Art (мастерство) 2019  – одна из последних творений самого Карла Лагерфельда – сродни путешествию во времени. Золотой цвет, ожерелья-ускхи и венец Нефертити – теперь каждая может примерить на себя роль египетской царицы. «Меня всегда восхищала древнеегипетская цивилизация. Вдохновленный идеей, я воплощаю ее в реальность», – сказал автор.

DolceGabbana остается верным итальянской тематике, благодаря чему и сохраняет свою неповторимость и популярность, открывая все новые и новые грани родной культуры.

Доработанные рукой мастера традиционные мотивы в обрамлении из современных материалов – уникальное сочетание традиций и инноваций, вот то, что привлекает к коллекциям на этнические темы миллионы, независимо от страны проживания, возраста и этнической принадлежности.


Рецензии