Святой Валуйскою тропой

                *   *   *

Под ясным куполом небес
Благословенный Богом лес;
Слиянье рек, простора ширь,
Здесь вскоре будет монастырь...


                Старец Корнилий

Как безвозвратно, не спеша
Уходит вдаль реки теченье,
Так и уставшая  душа,
Намаясь, ждёт уединенья,
Чтоб волю Божию испить
И ей одной послушной быть.

Четыре сотни лет назад
Южнее, чем Валуйки-град,
На полуостров между рек
Ступил служилый человек.

От ратной службы отставной,
Искал он здесь покой земной,
Искал душевного спасенья.
Всю тяжесть бренного креста
Сносил он в подвигах поста,
Молитвы к Богу и труда
В безмолвии уединенья.

Валуй-река в Оскол течёт,               
Лес в окружении болот;
Отшельник бдит вдали от мира…
А звался старец тот Корнилий.

               

            *  *  *

Хоть был монах в летах преклонных,
Труд Богу не бывает зря:
Уже построена часовня –
Предвестница монастыря.

И, видно, промышленью Божью
Угодно было не сокрыть:
Богатств духовных нет дороже
Для тех, кто с Богом жаждет жить.

Лесной протоптанной тропою
К монаху-старцу люди шли,
Кто — за советом и любовью,
Кто — помолиться с ним в тиши...
Мужей же трое Божьей волей
В нём пастыря себе нашли.

Монахов трое и Корнилий
Встречали за зарёй зарю
В молитвах о душе и мире
В лесу, где быть монаcтырю.

                Рождение обители

Молитвы самые святые
Вместить, однако ж, не могли
Всей жажды Бога и любви:
Христа Завета исполненье -               
Бессмертным тайнам приобщенье.

В единодушии и братстве
Те сонаследники Христа
С молитвой принялись тогда
У государя разрешенья
Просить на храма возведенье
И ходатайствовать к царю
О том, чтоб быть монастырю.

                *  *  *
Был в тысяча шестьсот тринадцатом году
Помазан первый царь в Романовых роду -
               
Михаил Фёдорович царь,
Страны Российской Государь.

Едва он на престол вступил,
К обители благоволил…

И так Валуйский монастырь
Духовным памятником слыл
С веков далёких день по сей
Честной династии царей.
                *  *   *

Монах седой, святого неба житель,
Тогда приют земной себе нашёл -
Валуйскую Успенскую обитель,
Где и поныне может пребывать душой.

              Чудесное обретение иконы

В записках древнемонастырских
Живёт свидетельство о чуде:
О чём народ честной молился,               
Того и мы да не забудем.

...Росой умытая трава,
Коса скользит, слышна едва.
Цветы и травы льнут к ногам,
Косарь ещё не знает,
Что по мгновеньям, по шагам
Он чудо приближает.

Взмахнул косой — и замер вмиг:
Из игл чертополоха
Николы-Чудотворца лик
Глядел с любовью строгой.

В благоговении души,
Взяв бережно икону,
Крестьянин в церковь поспешил,
Творя в пути поклоны…
               
Святыня в храм принесена,
Но живо Слово Божье:
«Не можете вы без Меня
Творити ничесоже».

Недолго в церкви городской
Икона оставалась:
Где был поставлен аналой,               
Её не оказалось.

Икону принялись искать,
Она же очутилась               
У рек слияния опять,
В том месте, где явилась.

В другой раз в храм принесена,
Икона чудно скрылась,
И вновь была обретена
В том месте,  где явилась.

Узнавши через то знаменье
О Божеском благоволенье
На пребывание иконы
Близ места своего явленья,
Благочестивый люд решил
Снести икону в монастырь,

Новоустроенный, Валуйский,
Что у слияния двух рек,
Чтоб чудо поминалось ввек:
Нашёл когда-то человек,
Косивши траву, лик святой...

На месте этом, за рекой,
Колодец с чистою водой
Внутри часовни обустроен.
Там воду пили  стар, и млад -
То Божий дар, духовный клад.
Употребленье той воды
Предохраняло от беды,

От той воды употребленья
Происходили исцеленья
Телесных и душевных зол
У тех, кто с верою пришёл...               
   
               
                Из монастырских летописей


Время лихое — «дикое поле»:
Набеги литовцев, поляков, татар...
Обитель Валуйская — страж поневоле
Южных границ, знает то государь.


Враг набежит из незнаемой степи -
Так средь равнин, и холмов, и лесов
Высится, словно за веру в ответе,
Рать  православных крестов.

Снова литовцы, опять разграбленье,
Не оставили  колоколов...
Вновь государь шлёт своё повеленье:
Возместить всё с лихвою  готов.

                *      *       *

Год тысяча шестьсот двадцать четвёртый...
В монастыре  Успенский храм
С пределом Николая Чудотворца.
Хоть братии немного там,
Молитвы льются к небесам,
И сердце бдит под рясою истёртой.

Когда же наступал тяжёлый глад,
Обитель рядом, в ней  крестьян спасенье:
В амбарах  хлеб, а в ульях мёда клад -
Награда Божья за труды и за смиренье.

Осилить легче с братией беду
Крестьянам, евшим лебеду,               
Опухшим с желудей, к работе непригодным.
В служеньи  ближнему всегда как на посту;
Крестом блестит надежда за версту:
Обещанный насущный хлеб  голодным.

                *           *          *

Всё ж в первые свои десятилетья
Обитель небогатою была,
Во времена разбоя, лихолетья
Казны она совсем не запасла:

Конь гнедой, да конь саврас,
Корова одна, два телёнка как раз.
Утварь проста, облачений служебных
Ткань не дороже холста, миткаля.
Братья не ждут облегчений  волшебных:
Чётки, молитва, труды и земля.

С серебряной ризой икона одна,               
Но чудотворной прослывши, она
Поток богомольцев в обитель влекла
И тем монастырь от упадка спасла.

                *  *  *
Господь наш, мудрый Вседержитель
Защиту посылает нам
И зримо помогает там,
Где дело есть богоугодно.
Успенский деревянный храм
За двести лет пришёл в негодность,
Обитель рушилась. При ней
Игуменом был Ириней.               

По Иринея чертежам
И с помощию Божьей
Был возведён кирпичный храм
Для братии, прихожан.

И к Божьей Матери лились
Слова благодаренья
В сем новом храме в честь Её
Блаженного Успенья. 1

Валуйская помещица,
Забыв дороговизну,
Монастырю в дар отдала
Бревенчатую избу.2
1.31 октября 1826 года была освящена новопостроенная церковь Успенья Божьей Матери

2.События датируются 1815 годом

Тогда игумен Ириней
Нашёл предназначенье ей:
Под ветряную мельницу
Он избу обустроил,
Тем самым доброй прибыли
Обитель удостоил.

И  колокола песнь слышна
Волнующе -раздольно:
В обители возведена
Из камня колокольня.1
               
                *                *                *
Обитель в строгости  жила,
Труды с молитвою вела.
И слыли среди братии
Дороже злата ларцев
На сотни вёрст известные
Святою жизнью старцы.

                Пещерный  монастырский скит

На меловой горы уступе
За многоводьем Оскола
Был скит устроен неприступный
Валуйского монастыря.

Неодолимой жаждой Бога
Дышал уединённый скит.
В скит не ведёт пространная дорога,
Там тишина молитву сторожит.

Там над грехами сердце плачет,
Молитве чётки знают счёт…
Оттуда трудниками начат
В мелу подземный  первый ход.

Сокрыто, кем, когда и как
Прорыта первая пещера,
Душа спасалась чья в трудах
Во славу Божию, за веру.
___________________________________________________________
1.События датируются 1839 годом               

С большим трудом велась работа,
Ход разделялся вдруг на два:               
Один — к реке, другой - высоко,
Горы не в самый верх едва.

Ступеней сделано сто двадцать,
А если часть пути пройдёшь,
(Примерно, саженей пятнадцать),
В пещерный храм ты попадёшь.
               
Площадка высечена, свод,
Престол поставлен в дальней нише,
Иконостасом отделён. Храм мал,
Здесь все друг другу ближе.

Людей вмещал тот храм немного-
Могли молиться тридцать три.
Престол во имя Богоносца
Игнатия там нарекли.1

Священномученик Игнатий
За веру в Риме пострадал.
Мученья принял Христа ради,
Пример горенья в вере дал.

И каждый раз, когда в пещерах
Прохладно, тихо, полумрак,
Свечой помянем самых первых
Апостолов и христиан.

Гонимы деспотами Рима,
Сокрыты чревом их земли,
Вершили, ангелом хранимы,
Святые  Вечери любви.

Но вера выше всех гонений.
И над пещерой на горе
Изящный храм Преображенья
В Валуйском был монастыре.
               
             
1.Освящение пещерной церкви Валуйского Успенского Николаевского монастыря во имя священномученика Игнатия Богоносца  совершилось в мае 1914 года

Пещеры, храм, гора, простор...
Подобен вид горе Фавор.
Молитвой тёплою согрето,
Не знаем кем, но с давних пор
Именовалось место это,
Влекущее Фаворским светом,
(Так нам предание гласит), -
Фаворский
               пещерный
                Богоносче-Игнатьевский скит.
               
               
               
               Архимандрит Игнатий (Алексеевский)


Истории обители
Священные страницы
Веками бережно хранят
События и лица.

Рассвета нового заря -
Архимандрит Игнатий,1
Валуйского монастыря
Подвижник, настоятель.
               
Лишь в управление вступил,
Трудился, не жалея сил.

Иконостас позолотил
И приобрёл иконы,
Весь монастырский долг покрыл,
Ковчег престолу положил
Серебро-золочёный.

Иконы в ризы одевал,
Библиотеку полнил,
В дела и пасеки вникал,
И лавочки иконной.
1.Священно-Архимандрит Игнатий (Алексеевский) был настоятелем   
обители в период с 1857 по 1899 год               

Дела строительные вёл:
Из камня прочного возвёл
Монастырю воротца.
Построен двухэтажный дом,
Для мальчиков есть школа в нём
И комнаты  вести приём
Заезжих богомольцев.

Устроен был свечной завод,
И колокол заменен.
Чтоб совершался крестный ход,
Для четырёх икон киот
Был обустроен медный.

Посеребрённый, пяти глав,               
Колонны по две по углам.
Верх - купол, яблоко на нём,
Крест -   вызлачено всё огнём.
               
А при иконах фонари
Вставляются снаружи
С горящею свечой внутри.
Непросто тот киот нести,
Пудов в нём больше двадцати,
Но крестный ход подюжит.

Был выстроен высокий мост,
Воздвигнута плотина...
Вот настоятеля трудов
Едва ли половина.

Храм живописью обновил
От низа и до верха
И в трапезной благословил
Устроить братьям церковь
Во имя Божьей Матери,
В делах благих споручницы,
Её святого образа -
Иконы Троеручицы.

               
               
*    *     *
Итак, всех храмов было три:
Храм главный, в честь Успения,
Соединяла изнутри
С придельным галерея.

Придельный храм был освящён
Святителей во имя,
Заступников, учителей,
Народом русским чтимых -


Мир Ликийских Чудотворца Николая
И Воронежского чудотворца Митрофана. 1
Им печали, нужды открывая,
Братия молилась покаянно.

                *     *     *
Служенье созидательное
Плод свой приносило-
И бедность, немощь со Христом
Преображались в силу.

Благотворительности ради
Имению монастыря
Елизаветой, Александрой
(девицами, что из дворян
Агеевых), отчуждены
Уж  сорок десятин земли.
...Для вечного поминовенья
Их и родных в обители.               

                Святыни монастыря

Явленный образ чудотворный
Святителя Николы
Был дивно писан на доске
В длину семивершковой,
А шириною — в шесть вершков...
Собою образ был таков:
_________________________________________
1. Эти работы были завершены в 1843 году строителем Виктором



Святитель прост, покатый лоб
Без митры, вид же строгий.
Он — веры православной столп,
Заступник всех убогих,
Ревнитель с пламенной душой
Единства Троицы Святой.

Рукою правой подаёт
Своё благословенье,
А в левой бережно несёт
 Евангелие  спасенья.

По сторонам Святителя –
Твердь неба, на котором
Спаситель, Матерь Божия
С чудесным омофором.

В явленье — Божья воля вся...
Так, раньше монастырь звался
«Успенский Пристанский1 мужской»,
Теперь Божественной рукой
И Николаевским  стал он.
Чудесный образ с тех времён
«Николой Пристанским» прослыл
И далеко известен был.

 Перед святыней день и ночь
 Лампады три не гаснут...
 Святитель всем готов помочь,
 И от лампадок масло
 Благочестивый люд берёт,
 С надеждою молитвы льёт,
 Поклоны пред иконой бьёт.
 Святитель помощь подаёт,
 Господь же - избавленье
 От бед, недугов и скорбей
 По вере несумненной.
               
1. Название монастыря «Пристанским» одно время было в употреблении, поскольку близ монастыря, при стечении рек Оскол и Валуй находилась пристань.


                *     *     *

Валуйская  обитель прославлена была,
На сотни вёрст в округе известность обрела.
С России всей стекался люд тернистыми стязями
Молиться перед чтимыми  в народе образами.

Икона «Троеручница»
Владычицы Святой…
Купец молился перед нею
Тяжело больной.

Недугом тяжким одержимый,
Твердил Пречистой Девы имя...
И вскоре Першин тот Антон
Был совершенно исцелён.

Главу склонивши  книзу,
Он,  помощь получив,
В серебряную ризу
Иконуоблачил.

Святого Николая
Ещё была икона
(вторая после явленной
Иконы чудотворной).

На правой лика стороне,
На радость богомольцам,
Сосудик размещался в ней,
Хранивший миро от мощей
Николы Чудотворца.

Икона третья — тоже лик
Святого Николая.               
Со врат святых обители
Сто лет окрест взирая,
Нисколько не защищена
И ризы не имела…
Но  живопись не портилась
И даже не тускнела.

Как прежде, краски яркими,
Живыми оставались,
Как будто бы сама собой
Икона обновлялась. 

Святынями монастыря
Считались три креста не зря:

Крест кипарисный, в серебре,
С резным изображеньем,
Серебряный крест, третий же -
Большой, позолощенный.

Внутри крестов ценнейших сих
Содеяны вложенья:
Частицы от мощей святых,
Сподобленных нетленья,
 Животворящего Креста
 Частицы чтимые всегда…


                *           *          *
 Духовной жизни кто взалкал,
Познал Христа кто имя -
Всех богомольцев привлекал
Святынями своими
Валуйский монастырь мужской.
…И шёл народ святой тропой.
            
       Предание о чудесном спасении людей

О явном покровительстве
Николы-Чудотворца
Нам говорит история
Спасённых богомольцев.

Гласит преданье о людей
Чудеснейшем спасенье
Во время литургии сей
Святого совершенья.1

             
1.События датируются 5 марта 1882 года 


Март месяц, пятое число...
Поднялся ветер сильный.
Громаду крыши сорвало.
Железо и  стропилы -

Всё понесло на храма часть,
Где шло богослуженье.
Казалось, смертный пробил  час,
Последние мгновенья...

На деревянных арках кровле
Не выдержать удар...
Но всё подвластно Божьей воле,
Спасенья явлен дар.

Внезапно ветер поменял               
Былое направление,
Груз тяжкий  не на храм упал -               
Обрушился на землю.

Молились люди, понимая:
Без всякого сомненья,
От Чудотворца Николая
То было заступленье.

            Свято-Никольский собор Валуйского
Успенского Николаевского мужского монастыря

Народу тысячи стекались
Почтить Святого Николая.
Во время праздников больших               
Бывало, некуда ступить,
Чтоб о спасении души
 Его предстательства просить.
 
Старинный храм  Успенский столько
Всех богомольцев не вмещал.
Так возводить Собор Никольский
Архимандрит Игнатий стал.

               
                *        *       *

Двадцатый век, а год шестой.
Двадцать второе мая,
Второй день Троицы Святой
Стал днём закладки камня.

На людной площади большой,
За прежнею оградой,
Подвижник с чистою душой
Архимандрит Игнатий
Для храма место освятил,
Строительство благословил.

Чуть больше года не дожил
До храма освященья
И мирно в Бозе он почил,               
Но живо рук творенье.1

Семь лет строительство велось,
Всё, что задумано, сбылось.
Казны ведь — на алтарь едва…
Благотворителей средства
Нашлись во славу Божью
И жертвы от прихожан.

Кирпич для стройки вмиг подвозят-
Дымит завод монастыря,
Строительство же грандиозным
Народом названо не зря:

Храм пятиглавый, трёхпрестольный,
С блестящей вызлащенной кровлей,
Покрытый краской клеевой.               
Построен в византийском стиле,
Из гипса украшенья были:
Спаситель,  Ангелы святые
Снаружи украшали храм,
И Матерь Божья, Мариам.

1.Настоятель Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря Архимандрит Игнатий (Алексеевский) 90-летним старцем в Бозе почил 3 февраля 1912 года (ст. стиль)



Между окон изображались
Апостолов двенадцать там.
И, богомольцам в назиданье,
Слова Священного Писанья.               
               
Фаянсовый иконостас:
Эмалей, золота окрас
Красивы в сочетанье.
Сбылись все ожиданья,
Прекрасна живопись икон.
...Храм, наконец, был освящён.

Так к первому дню сентября
Тринадцатого года,
На солнце золотом горя,
Раскрыв свои ворота,
Словно объятья, прихожан
Встречал чудесный новый храм.

Невиданный в Валуйках праздник!
Стекался люд сословий разных
Тройной отметить юбилей:
Трёхвековой семьи царей
Романовых правленья,
Трёхвековой обители
Самой возникновенья,
И, наконец,  трёхвековой               
Иконы обретенья.

На освящение собора
Пришли в день первый сентября
Полсотни тысяч богомольцев,
Молитвы к Господу творя.

На берегу реки Оскол
Накрыт был грандиозный стол -
Стол на три тысячи людей,
Святой обители гостей.

В вечерний час, после торжеств,
Раскрасил небо фейерверк.
       
                Священноисповедник Игнатий               
                Валуйский (Бирюков)

Свой путь земной для Господа истратив,
Почил честный архимандрит Игнатий.
 Был погребён у стен монастыря,
 Успенской церкви близ святого алтаря.               

Успенского храма у левой стены
Ему поклониться б мы были  должны...
Но нет храма, нет и могилы.
Благочестивым игуменом был,
Смиренным и мудрым он старцем прослыл,
В обители иноков жизнь утвердил,
Учил, что у Бога все живы.

Благочестивый старец сей,
При жизни бедных всех людей
Кормилец и помощник,
Так при кончине завещал:
Приемник чтоб не оставлял
Убогих,  в нуждах сущих.

В старанье это исполнял
Уже другой Игнатий,
Храня в душе завет, что дал
Почивший настоятель.

Так  настоятель молодой
Любил обитель всей душой…


Насельников в монастыре,
Примерно, сотня человек.
Иеросхимонахов - четыре:
Феоктист, Филипп,
Иоасаф, вновь Феоктист
(Смиренных очень нравов
Создателю во славу),
Пахомий и Антоний,
 (Два схимонаха истинно
 Монашеского жития,
 Их почитала братия).
 …Небесного   всем царствия!

               
  Молчание колоколов

Творит молитвы каждый брат
Во время первой мировой…
Снабжает семьи всех солдат
Одеждой, обувью, едой
Валуйская обитель –               
Духовный предводитель.

И после первых же боёв
Архимандрит Игнатий
Сказал, что раненых бойцов
Принять в гостиницах готов
С молитвою заздравной
И трапезой бесплатной.               
 
*   *   *   
Вот Государь отрёкся  от престола…
В обители устроен грязный обыск,
На время настоятель арестован,
Но позже на свободу дали пропуск.

По указанию пришедших к власти красных
Была сдана им монастырская наличность,
Произведён учёт всей суммы братской.
В смиренье отдано, с любовью, как обычно.

Однако  красный зверь не унимался:
На монастырь случилось нападенье.1
В безумных поисках несметного богатства
Подряд обыскивались братские все кельи.

Озлобленные поиском без толка,
Десятка три людей вооружённых,
Как будто обезумевшие волки,
Наживы скорой жаждой разъярённы,               
_________________________________________
1.Вооружённое нападение на обитель произошло в ночь на 26 февраля 1918 года               


Открыть собор монахам повелели
И, запретив им выходить из келий,
В собор отца Игнатия ввели,
К вискам два револьвера поднесли.

 «Где золото монастыря хранится?» -
Хрипели перекошенные лица.
Отец Игнатий на колени стал,
Молился Господу в смиренье  и молчал.               

В обители же золотых вещей,
Известно, никогда и не бывало.
Сосудов несколько серебряных... Но тех
Для оголтелой шайки было мало.

Молчанье сохранял отец Игнатий.
Над головою начали стрелять
И, вывев настоятеля на паперть,
Раздели в день морозный февраля.
Пока же сами, алчностью объяты,
Гостиницу решили обыскать.

Забрали из церковных скудных кружек
Монет немного:  «Ну, закон здесь чей?»
 Под их угрозой  юноша-послушник
Принёс всю выручку от проданных свечей…

Враги ушли: довольны лица,
В ночь за собою унося
Не то серебряников тридцать,               
Не то полсотни два рубля.

Но не кощунство красной силы
И не лихой военный быт -
Прискорбней  для монахов было,
Что монастырь всё ж был закрыт…1


__________________________________________
1.В 1924 году монастырь был закрыт советской властью
*   *   *
Наш Свято-Николаевский собор,
В годину скорби чудом уцелевший,
Преображён теперь с недавних пор
В величии и красоте  всей прежней.

В том Чудотворцу Николаю
Благодаренье воссылаем.
И покровителем небесным
Его по праву мы считаем.
               
Благочестивые моленья               
Возносит наш Валуйский край:
Молитвенное заступленье,
Святитель Отче Николай,
Яви, как встарь, наш покровитель,
Молитвы к Господу творя,
Чтоб возродилася обитель
Валуйского монастыря.


               


               


Рецензии
Редко кто сегодня за поэму берётся..тем более на такую высокую тему. У Вас получилось. Спасибо!

Валерий Новоскольцев   28.08.2019 22:40     Заявить о нарушении
Благодарю, Валерий, за отклик и внимание. Не то чтобы прямо сама взялась, идея не покидала. С раннего детства видела этот полуразрушенный собор и всё хотелось прочесть на нем таинственные церковно-славянские надписи.Спустя 35 лет Господь привел на его клирос, и теперь уже умею читать)

Маргарита Звегинцева   28.08.2019 23:24   Заявить о нарушении
Это замечательно.)

Валерий Новоскольцев   28.08.2019 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.