Сын Амона. 2. Буря

1.
– Зачем тебе чужие боги
и  оскопленные  жрецы?
Что,  прах  их мумий  по-другому
смердит, чем наши мертвецы?
Какая разница:  Осирис,
Изида ли, Амон ли Ра?
Зачем тащиться по пустыне
в такую даль? Да, и  –  жара…

2.
Давай вернемся в храм Изиды
пока еще недалеко 
мы отошли,  и так легко
вдоль берега вернуться к Нилу,
и короток обратный путь.
Там,  говорят,  искусны жрицы –
в игре на ситре мастерицы,
свой странный  отправляя культ.

3.
Представь себе лишь на минуту:
мы оба умерли,  как будто.
Но бог с сокольей головой
нас воскресил и…, боже мой,
стоим – два чучела набитых:
мозги и прочья требуха
лежат в канопах. Те – разбиты,
что делать? …
– Что за чепуха.

4.
– А по соседству вдруг красотка,
восстав, развинченной  походкой
идёт (ведь даром, что уродка,
а  мнит, что дева красоты)
и начинает монотонно
с себя разматывать бинты…
Пускай уж лучше крокодилы
меня  сожрут  в пучинах Нила…

5.
– Гефестион  смеялся  дерзко:
возлюбленный царя, наперсник,
он мог сказать легко, шутя,
о чем другим роптать нельзя.
Но Александрос резким жестом
любимца, хмурясь, осадил.
И дальше  караван  пылил,
не ведая о скорой мести…

6.
Стена песка закрыла небо,
клубился смерч, сбивая с  ног,
верблюды   пали  на колени –
ужасна  месть  чужих  богов.
Четыре дня, четыре ночи,
как бич, бесчинствует самум:
сечёт песком до самой кости
и воем иссушает  ум.

7.
– Конец  постыдный:  на пороге
осуществления мечты
бесславно сгинуть на дороге.
А  битвы  были хороши…
Какой подарок! – Дарий  ахнет:
оставив персов на потом,
пасть не в бою, а  курам на смех
лежать, засыпанным песком.

8.
В пустыне, заблудившись, сдохнуть
и превратиться в мумий сохлых,
провяленных их рыжим Ха,–
вот это доблесть. А с утра,
хрустя папирусною кожей,
гиены с хохотом изгложут
и кости выскоблят дотла.
Теперь равно: хоть Зевс, хоть Ра…

9.
Хоть Сет – бесплодный, красноглазый,
красноголовый  бог пустынь,
яви же милость чужестранцам –
уйми безумие стихий.


Рецензии
Оля, дорогая, спасибо! В очередной раз порадовала. Вчера прочитала,
сегодня вернулась, чтобы перечитать две части. Так правильнее для более
глубокого осмысления серьёзного произведения. Этот эпизод в самой
блистательной прозе не будет выглядеть так психологически тонко и
рельефно: тебе удалось передать характеры героев, их взаимоотношения
посредством диалога людей, которые могут погибнуть бесславной смертью.
Я не сильна в истории, поэтому мне интересны некоторые детали, как то -
"Теперь равно: хоть Зевс, хоть Ра, хоть Сет..." Это, мне кажется, ты сама
уравняла богов. Но в любом случае финал с мольбой "уйми безумие стихий"
мне очень понравился именно этим уравниванием всех высших сил перед
лицом неминуемой гибели. Очень сильно звучит. Молодец, Оля! Думаю, что
ты ещё вернёшься к этой теме. У Николая Левитова я с великим удовольствием
прочитала "После Трои". Люблю большие полотна: исторические события
требуют пространства, а не маленького стихотворения. Не останавливайся на
достигнутом. Будем ждать продолжения...
С наступающим праздником Крещения Господня! Здоровья, светлых дней,
творческих озарений! С любовью и благодарностью, Валя.



Валентина Щугорева   17.01.2019 21:27     Заявить о нарушении
Валечка, спасибо огромное за прочтение и за поддержку: твое мнение для меня очень важно, т.к. я не филолог и всегда в себе сомневаюсь. Теперь о твоем вопросе:
1) Конечно, это не я уравнивала богов и прежде, чем пробовать писать на истор. тему, всегда очень много читаю и справочной лит-ры, и первоисточников. Ведь еще Геродот писал, что Амон соответствует Зевсу в Египте. Это один из примеров греко-египетского синкретизма в религии. Например, в греческих колониях на севере Африки существовал культ Зевса-Амона. Да и оракул в Сивах провозгласил Ал-ра сыном именно З-А (есть даже монета с его изображением в виде бога З-А). А сам Амон в результате уже, собственно, египетского религиозного синкретизма давным-давно стал их единым верховным богом Амоном-Ра.
2) Да, собственно, даже и не это главное в фразе: «теперь равно: хоть Зевс, хоть Ра, хоть Сет…», а именно слово «теперь». Потому что:
А) Известно, что жизнелюбивые греки (и соотв. макдонцы, как часть эллинского мира) удивлялись образу жизни египтянин, которая представлялась им лишь подготовкой к загробному существованию. Плюс, в целом, каждый народ считает именно свою религию единственно правильной и с некоторым пренебрежением (хотя и с интересом) относится ко всякой другой.
Б) К тому же, и старая македонская знать, и значительная часть его ближайшего окружения крайне неодобрительно относилась к его паломничеству к оракулу Амона, а, в дальнейшем, и к его провозглашению сыном З-А. Обе вышеуказанные причины вызывали ропот, насмешки и над египетским религиозным культом, и над целью паломничества. Особенно, учитывая, молодость и праздность его окружения, временную свободу от военных дел.
3) А когда «гром грянул», и грозила неминуемая гибель, тут уж станешь молиться всем земным богам подряд: и своим, и чужим (особенно, учитывая недавнее кощунство), а ведь в те времена все были очень религиозны.
4) К Сету же они обратились с мольбою именно, как к богу разрушения, смерти, хаоса, владыке песков и пустынь. Ведь никто не хотел повторить судьбу древнеперсидского царя Камбиса, исчезнувшего вместе со своей армией именно в этой пустыне на пути в оазис Сива. Все это можно найти. Плюс, Сет, считался покровителем чужеземцев). Конечно, я стараюсь писать коротко (а как иначе в поэзии?), но, поверь что почти за каждым словом или фразой много чего стоит, это некий «концентрат», если так можно выразиться :-)
Так что, Валечка, извини, если не очень понятно объяснила. Я лишний раз
убеждаюсь, что необходимо писать комментарии и пояснения.
А « После Трои» Николая Левитова я восхищением читала несколько дней подряд, он для меня просто образец во всех отношениях.
И тебя, Валюша, с Крещением, здоровья, прекрасных стихов, радости тебе и близким! Еще напишу (тоже не могу сразу писать, всегда осмысливаю), а пока надо убегать, обнимаю с любовью,

Ольга Наркевич Левицкая   18.01.2019 16:47   Заявить о нарушении
Спасибо, милая Оля за такой подробный ответ. Моё гуманитарное образование не
дало таких глубоких знаний по истории, а с нашим воинствующим атеизмом
мы здорово залезли в дебри иных проповедей. Многое стёрлось в памяти, так как
давно прочитано, да и память уже не та... Хорошо, что остался живой интерес
к познанию нового или забытого старого. Я очень рада знакомству с твоим
творчеством. Оля, мне нравится, что все твои стихи не мгновенные вспышки
мыслей и эмоций, а глубокое проникновение в тему. Вот так же, как у Н.Левитова.
Это не сравнение, а резюме по поводу работы над материалом, вдумчивой и
глубокой.
Успехов тебе во всём, здоровья и светлых дней всем близким и дорогим.
Обнимаю. Валя.

Валентина Щугорева   18.01.2019 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.