Египетская марка Мандельштама

                С годами
                Всё нужней...

                И всё отрадней...

                Нам быть
                Распятыми
                Его волшебным
                Словом!..

                И снова
                Шубертовский
                Нотный
                Виноградник
                Исхлёстан бурей...

                И до косточек
                Расклёван!..
                25.08.2010.


               
                Он недоступен
                И в большом...

                И в малом...

                Но можешь ты
                Приблизиться к нему,
                Коль будешь мерить
                Не своим лекалом...

                И должное отдашь
                Его уму!..
                15.05.2016.



«Египетская марка» О.Мандельштама  –  произведение, сфокусировавшее в себе все,от чего отталкивается поэзия автора. При этом, данный знаковый текст, созданный в период поэтической «немочи»творца, вырастает как своеобразный калейдоскоп, в котором видны основные срезы художественного мира поэта. Они связаны со смыслом поэтического творчества и с принципами искусства в целом, с ролью традиции или, если точнее,традициями, поскольку у Мандельштама обнаруживаются сразу несколько разносторонних векторов. Они свидетельствуют о наличии у писателя  различных эстетических горизонтов, различных понятий об истории и современности, времени и пространства.Сам Мандельштам подчеркивал преднамеренную фрагментарность своих произведений, выстраиваемую на основе спаивания, соединения небольших частиц разных стилей, при котором видны следы клея и ножниц:

Я не боюсь бессвязности и разрывов.
Стригу бумагу длинными ножницами.
Подклеиваю ленточки бахромкой.

«Египетская марка»  не входит в число популярных произведений Мандельштама. Может быть, потому,что его воспринимали как своего рода «сопутствующий»текст, подобно тому, как и принято воспринимать прозу великих поэтов. Возможно, это происходит и  по причине трудности  анализа повести, возникающей из-за того, что ее художественный мир старательно зашифрован на нескольких уровнях (видимо, именно поэтому многие критики называли данный текст криптографическим).  Трудность существует  и в результате того, что  самом тексте автор  умышленно переступает рецепционные границы и возможности, он созидает множественный, разнородный, коллажный, сюрреалистический и все-таки единый в музыкальном отношении мир, в основе которого лежит принцип «говорящего»пространства, «связывающий» в узел многочисленные лейтмотивы.

Еще одно,создающее трудности, обстоятельство – пересечение в повести огромного количества текстов культурной памяти и появление в этой связи «ловушек»для  исследователя, который устремляясь по одному «следу»,рискует пропустит другие, не менее значимые.


               


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.