Калязинская челобитная

                «Калязинская челобитная» - произведение,
                созданное неизвестным автором в конце
                ХУ11 века в форме пародии.Данный текст
                представляет собой изложение содержания
                произведения в стихотворной форме.

Великий господин архиепископ Симеон,
калязинские клирошане бьют тебе челом.
Весь монастырский чин нарушил наш архимандрит:
нам, богомольцам, бражничать ночами не велит.
Да он же выгнал старцев – пьяниц из монастыря.
Чуть монастырь не запустел! Плута – пономаря
звонить заставил в колокол и в доску колотить,
а братию не вовремя на службу приходить.
Не успеваем правило келейное свершить:
пивную брагу из ведра до донца осушить.
Шесть колотушек пономарь уже исколотил
и меди у колоколов немало иззвонил.
Архимандрит наш Гавриил казны не бережёт:
перед иконой на углях без меры ладан жжёт.
Он тем иконы запылил, кадилом закоптил.
По церкви ходит и кадит – всю церковь задымил!
Архиепископ, прикажи: пусть даст казне отчёт.
Уголья – мерой. Колотушки, доски – те на счёт.

Преосвященнейший, тот год весна была красна,
и крепкая у нас в полях пенька везде росла.
Насельники монастыря, держали мы совет:
верёвку вить из той пеньки, чтоб доставать на свет
бочонки с пивом. Также дверь у сеней завалить,
чтобы будильщик не мешал нам ночью пиво пить.
А он, архимандрит, велел из пеньки сделать плеть.
Когда слуга нас отстегал, канон заставил петь.
Мы по приказу, поневоле в церковь петь идём.
Читаем книги по приказу и поклон кладём.

Поставлен старец Фалалей к воротам на беду.
Теперь не велено ходить монахам в слободу,
чтоб за телятами смотреть и в стадо загонять,
благословление от нас коровницам подать.
Дивимся мы: архимандрит живёт совсем один.
Опухли мыши от хлебов – мы чёрствый хлеб едим.
В день постный – репа да кисель, да мартовские щи
с посконной кашей, в жбане – квас. Мол ешь и не ропщи.
Нам, богомольцам, в постный день пришлась бы и икра
с блинами, сёмга, стерлядь, сиг, да по три пирога.
Архимандрита мы добру учили, говоря:
«Коль хочешь дольше здесь пожить, так не томи нас зря!».
Да только разума совсем не стало у него.
Он мало пьёт, да больно бьёт. Не слышит ничего.

В Калязинском монастыре великая казна:
ремни и плети, кандалы и цепи. Допоздна
потрудимся с пивным ведром, а утром встать – не вдруг!
Проспишь и не найдёшь потом где ряса, где клобук.
У малодушных по утрам уж чешется спина,
мутятся очи, а иной проводит ночь без сна.
Нам честь одна – для всех равна. Уж кожа с плеч сползла!
Великий господин, избавь обитель ты от зла!
Лихой у нас архимандрит – не привыкает пить.
Не лучше ли ему от нас по Волге прочь уплыть?
А если лень ему от нас до берега дойти,
мы Гавриила на руках готовы отнести!

Другого, доброго найдём: чтоб прилежал к вину.
Зерно – на солод, и зальём мы бочку не одну.
Крестьянам в Кашин отвезти велим колокола
и на вино их обменять – от звона много зла.
Пореже в церковь приходить – убытков избегать.
Свечей и ладана не жечь, а церковь – запирать.

Откажешь богомольцам в перемене, мы побьём
архимандрита обухами. В монастырь уйдём,
где пьют не воду, а вино. Где пиво, а не квас.
Великий господин, преосвященный Симеон,
архиепископ Тверской и Кашинский, смилуйся,
пожалуй нас.

*архиепископ – епископ, надзирающий за несколькими епархиями;
*клирошане – от слова «клир» - в христианской церкви: служители,
 причт одного храма;
*чин – устав монастыря;
*архимандрит – монашеское звание (обычно настоятель мужского
монастыря), предшествующее епископу;
*пономарь – причетник, низший служитель при христианской церкви;
*сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: по-
 мещение между жилой частью дома и крыльцом.
*пенька – грубое прядильное волокно из конопли;
*насельники – здесь: монахи, поселившиеся в монастыре;
*посконь – конопля с бессемянными цветами;
*ряса – у православного духовенства: верхняя длинная одежда
 с широкими рукавами;
*клобук – головной убор монахов.


Рецензии
С интересом узнал, кто такие клирошане.
:<)=

Виктор Богданов   18.04.2018 22:57     Заявить о нарушении
Вот такие были клирошане в Калязинском монастыре! :)
Спасибо за отклик на стихотворение.

Елена Мартьянова 2   18.04.2018 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.