Современные подходы в обучении искусству

Специфика занятий по искусству определяется спецификой взаимодействия процессов накопления знаний, восприятия и творчества. Обобщая опыт собственной художественно-педагогической деятельности, мы можем говорить о том, что объем и глубина знаний, получаемых школьниками на этих занятиях, регламентируется доступным уровнем восприятия детей и степенью творческого освоения полученной информации. Многолетний опыт преподавания мировой художественной культуры позволяет нам считать групповую творческую работу школьников необходимым элементом урока (или занятия) по искусству. В процессе общения учащихся на уроке происходит важная для полноценного восприятия искусства работа: они дополняют друг друга – своими знаниями, открытиями, наблюдениями, сталкиваясь с противоположной точкой зрения на трактовку произведения, учатся аргументированно отстаивать свою позицию и компетентно формулировать свои мысли.

Разнообразные приемы театральной педагогики, ориентированной на воспитание и образование профессиональных актеров, с нашей точки зрения обогащают педагогическую практику учителей, преподающих в школе искусство. Социоигровой стиль обучения, который был разработан сотрудниками лаборатории театра Института художественного образования РАО в 90-е гг. (А.П. Ершова, В.М. Букатов), является одним из специфических направлений обучения, созданных авторами на пересечении педагогики, театра и драмогерменевтики. Эта технология обучения прошла разнообразный путь применения в школе и дополнительном художественном образовании. Методические основы этой технологии были использованы автором статьи при разработке разных форм занятий по искусству, в первую очередь на уроках мировой художественной культуры и театральных факультативах. Эти приемы включают обязательную работу малыми группами учеников (по 3-5 человек), изменение мизансцены занятия (переход учащихся из группы в группу и расположение групп в разных местах аудитории), а при выполнении творческих заданий – обязательная смена ролей участников (исполнители становятся зрителями, зрители становятся исполнителями и т.п.). Важным педагогическим условием эффективности занятия является наличие всех компонентов технологической цепочки. Предлагаем описание урока мировой художественной культуры по теме «Композиция в классической западно-европейской живописи», при проведении которого использовались приемы театральной педагогики. Изучение темы проходило на двух уроках, то есть у нас было относительно много учебного времени.

Разрабатывая содержание урока, мы исходили из того, что он не является курсом по композиции в Академии художеств, это учебный предмет широкого культурного диапазона, поэтому многие специальные знания не использовались. Целью уроков было знакомство учащихся с развитием композиции в работах западно- европейских художников эпохи Возрождения и 17 века, а также освоение главных элементов композиции на примере конкретных живописных работ. Отметим, что изучение этой темы проходило на двух уроках. Предварительно ученики получили домашнее задание: найти самостоятельно в энциклопедии (словаре по искусству) или интернете определение (понятие) термина «композиция» и выписать его в свою рабочую тетрадь. С этой информацией ученики пришли на урок. На первом уроке мы работали с термином «композиция». Каждый ученик выписывал из своего определения композиции три ключевых (главных), с его точки зрения, слова. Затем весь класс разделился на группы, состоящие из трех человек. Каждая группа, работая со своими ключевыми словами, формулировала, опираясь на них, свое собственное определение понятия композиции. Далее ученикам была дана возможность сравнить определения композиции, которые они самостоятельно сформулировали в своих творческих группах с «академическими». И вот какой результат http://salex-lcc.com.ua/ru/spravka-o-nesudimosti.html

В процессе аналитической работы ученики отметили, что их собственные определения понятия «композиция» сформулированы более просто, но, одновременно, и более понятно им. После обсуждения результатов «аналитических сочинений» группы обменялись своими определениями и получили возможность сравнить труды собственной интеллектуальной деятельности с трудами другой группы учащихся. Завершая этап интеллектуально-творческой работы в классе, ученики из всех определений понятия «композиция» (и собственносочиненных, и написанных учеными и искусствоведами) выделили основные элементы композиции и записали их в рабочие тетради. Это: целостность, контраст, симметрия, ритм, перспектива. На следующем уроке ученики получили возможность найти подтверждение теоретическим понятиям, которые они освоили на предыдущем занятии, в репродукциях картин известных мастеров (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Веласкес, Рубенс). Класс разделился на творческие группы по пять человек. Из общего количества репродукций, «работающих» на уроке, которые были приготовлены учителем заранее на «парте-библиотеке», представители групп выбирали наиболее подходящие (с их точки зрения) репродукции. Участникам каждой группы предстояло рассмотреть и обсудить элементы композиции картины. Например, ученики отметили наличие симметрии и перспективы в работах Рафаэля, контраст цвета и света у Тинторетто и т.п. В каждой группе были сделаны свои подтверждения и открытия. Например, открытием явилось наблюдение о том, что диагональ содержит движение (что было установлено самостоятельно в одной группе и предложено для проверки другим). Когда это наблюдение было проверено и подтвердилось, этому открытию порадовались все участники урока. Композиция является главным способом выражения смысла произведения, его содержательности.


Рецензии