Поэтический образ

     Поэтический образ – это, пожалуй, самый важный, но самый туманный, таинственный, неразгаданный и неразъяснённый элемент стихотворчества.  Без него не может состояться сам факт поэтического произведения.  Какими бы богатыми ни были рифмы, какими бы совершенными ни были ритмы и метры, какими бы идеально звучащими ни были слова – поэзия мертва без образности. Вокруг художественного образа в целом и образа поэтического в том числе до сих пор ведутся острые полемические дискуссии, сталкиваются разные философские точки зрения, пишутся научные искусствоведческие трактаты…
     В чём же суть, смысл и таинство образа в художественном творчестве? Замечу сразу, я лично ответить на такой вопрос однозначно не могу и не буду пытаться, коль скоро на него так и не ответили до конца многие и многие мудрые мужи, занимавшиеся и занимающиеся поиском интересующих нас ответов. Но я постараюсь выделить отдельные ключевые, на мой взгляд, моменты, которые считаю интересными и познавательными.
     Ребёнок мыслит образами – данное утверждение относится практически ко всем детям. Ребёнок наделён художественным или поэтическим мышлением изначально – это я принимаю всецело и не сомневаясь. Следовательно, у любого взрослого образное мышление обязательно присутствует, но, конечно, в определённой степени развитости – от зачаточной до порой высочайшей. Разговоры о том, что поэтической образности нельзя научить, верны отчасти – научить нельзя, но развить (и развивать) можно и необходимо, если мы берёмся за написание стихов.
     Что же мы должны развивать? Опуская сложные философские, специальные литературоведческие и сугубо научные определения и термины, развивать следует – своё, исключительно индивидуальное, видение окружающего мира, своё, особенное и самостоятельное, разумение событий, происходящих вокруг нас, своё личное, внутреннее, порой сокровенное и интимное, чувственное отношение к собственному же видению и разумению.   
      Преобразовывать сложное в простое и простое в сложное, находить общее в разном и разное в общем, олицетворять предметы и «опредмечивать» чувства – основные приёмы создания поэтического образа. Мыслить поэтическими образами, значит, сознавать, что буквы на клавиатуре компьютера – это всего лишь мельчайшие частички, ничтожно малые составляющие огромной вселенной, необъятного и бесконечного космоса! Но в то же время – поэтическая строка, напечатанная мной и состоящая из этих букв, способна вместить в себя полностью и без остатка всю огромность и необъятность космоса!
      Какими способами можно и нужно развивать в себе образное мышление? Ответ прост – читать классическую поэзию, читать хороших современных авторов. Анализировать произведения с точки зрения – почему это хорошо, а не – что здесь плохо? Впитывать, пропускать через себя, со-переживать и со-чувствовать – важнейшие способы развития образности мышления. Разговоры о совершенствовании культурного и духовного уровней, о повышении общелитературной грамотности, о постоянной работе со словом и над словом, как необходимейшем инструменте поэта – могут показаться банальными, но они от этого не становятся менее актуальными.
      Погружение в мир поэтических образов, открытие и изучение их многообразия, многослойности и многомерности, их тончайшей проникновенности и всеохватности – занятие преинтересное и в высшей степени благодарное. Все написанное выше лишь толика того, из чего возникает и на чём основывается настоящая поэзия…


Рецензии