Хупа

Хупа - ей наперво саднить,
что не разбит бокал,
Позднее - вой стекла,
и нам дозволено любить,
Хоть б-же, явен твой оскал, 
пока ктуба не истекла.

Завидев свадебный шатер,
я чую: быть вдовой ей,
О, ты ли, Саваоф, простёр
брачные крыла отмщений?

О, Элохим, был твой ли дух,
ревнив, отцом став нашей случке,
Когда предписанный шидух,
был верен всяк пречистый случай?


Рецензии
Уважаемый Даниил, мне, наверное, проще было бы отмолчаться - ибо признать свое поражение - испытание не из лёгких. Я не первый раз на Вашей странице, и всякий раз, прочтя несколько стихов, пытаюсь разобраться не столько в них, сколько в себе - поскольку осознаю, что замысел автора остался за рамками моего понимания (или моей способности понимать). То же относится и к этому стихотворению. Будучи иудеем, соблюдающим мицвот, я понимаю общий "тренд" и метафизику. Но частности остаются для меня загадкой... Мне остается только, низко кланяясь, произнести: "Катонти, рабейну!"))
С восхищением,
М.

Михаил Моставлянский   13.02.2017 19:56     Заявить о нарушении
Михаил, мне очень приятно, что прочли у меня так много стихов. Особенно радует и то, что Вы соотносите их с собой и доискиваетесь сутей! В свое время я очень тяготел к иудаизму, это небольшое свидетельство.)) С большим удовольствием "разгадаю" для Вас все частности.)) Мой стих - это отсылка ко мне самому во многом..Сейчас все объясню: 1) пока хупа еще не начата, это вызывает чувство саднения в главном герое, а сама хупа для него персонифицирована, она подобна живому существу, которое испытывает дискомфорт. 2) звук разбитого бокала - вой, усиление, для него это не радость, разделяемая гостями после битья бокала, а совсем наоборот3) с точки зрении ортодоксального иудаизма: любить до свадьбы позволительно, но жениться желательно и можно лишь на человеке, имеющим схожее этническое происхождении или же прошедшему гиюр. У меня тут тоже нюанс. 4) свадьба тождественна Б-гу и она нависает над героем, мешает, беспокоит, Б-г обозлен. 5) Герой чувствует, что Б-г покарает его, что оставит ее вдовой, ведь он становится под хупу в силу традиций, не имея веры и даже желания верить в это. 5) Все же главный герой признает Его, в силу укоренения в традициях еще верит, что Б-г всемогущ, что Он - Саваоф. 6) И снова вопрошание, Элохим - синоним справедливости. То есть: "Ты ли справедливо меня поставил под хупу?" 7) Но Б-г ревнив, Его дух становится отцом, заступником пары, ставшей под хупу. 8) Я живу в Днепропетровске, в моем городе самая большая еврейская община в Европе и очень часто шидух в пределах этой общины выступает средством слияния капиталов семей, сочетающих своих детей браком. Такие союзы, на мой взгляд, не несут в себе ни б-жественной любви, ни даже человеческой. Да и в целом тоже..У меня довольно грубое восприятие, поэтому именно "случка". 8) но снова противоречие, герой осознает это как "случку", но отчего тогда она осенена Б-гом, а все союзы, заключенные таким образом только упрочиваются со временем и выполняется пресловутое "плодитесь и размножайтесь" ? Стих личный, но не полностью отражают меня все же..Когда-то сделал я свой выбор не в пользу этой религии и не в пользу еврейской девушки, на которой в перспективе хотел бы жениться..Тогда мне было 19, сейчас 23. С уважением!

Даниил Гергель   13.02.2017 21:14   Заявить о нарушении
Уважаемый Даниил, вашим ответом я дисквалифицирован еще и как детектив - по каким-то косвенным признакам, я решил, что Вы живете в Америке (в частности, из-за Ваших стихов, написанных на английском, а также переводов - и главное, в подборе поэтов - ставших в Америке и Англии уже классиками, но мало известных в России и ее окрестностях)...
Я ощутил и Ваши познания в Торе и иудаизме вообще, а самая крупная еврейская община мира всё-таки проживает в Америке... В "направлении" Днепропетровска я даже и не думал (кстати, с эим городом связана частично история моих предков, но сам я там не бывал никогда)...
Да, Ваши стихи весьма необычны - разгадать их смысл, не имея в руках "ключ", очень сложно. Их не "проглотишь" с наскока, как большинство Стихирных экспонатов. Многие аллюзии в них индивидуальны и специфичны. Я, например, многое воспринимаю по-другому: "Элоим" - это качество "хесед", "Элоким" - "гвура"... Хупа - весьма Б-гоугодное дело - всякий раз, бывая на еврейских свадьбах, я по-доброму завидую им, ибо мне не довелось создать семейный союз "ке дат Моше вэ Исраэль"...
Я уже кому-то писал, что для меня главными условиями настоящей поэзии являются ум и эрудиция автора, а техника стиха уже дело вторичное. Если согласиться с моим определением, то Ваши стихи являются настоящей поэзией высшей пробы.
С добром,
М.

Михаил Моставлянский   13.02.2017 22:44   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил, можно сказать, что мысленно я стараюсь жить именно в Америке.)) Моя мечта - это уехать туда и никогда больше не возвращаться в Украину. Это фактически главная моя цель на данный момент. Приятно, что и Вы, кстати, и многие другие, когда я гостил у мамы в Израиле, принимали меня за американца (у меня нет акцента), поэтому казался в жизни таким.)) Насчет поэзии: с одной стороны я по-настоящему люблю переведенных мной авторов, а с другой - я наметил себе небольшую культурную миссию ознакомить читателей с чем-то качественно новым и неизвестным.)) Посвятил иудаизму и его традициям больше года жизни, но после этого отнес к себе цитату Людвига Витгенштейна: "Человек, не имеющий традиций и пытающийся обрести их - похож на несчастного влюбленного". Днепропетровск всегда славился огромным количеством евреев, за это нужно благодарить Екатерину, очень многие так или иначе берут здесь свое начало.)) Раньше мои стихи напоминали мне какую-то неприродную заумь, со временем я постарался оформить их во что-то вразумительное..Стараюсь, чтобы и аллюзии можно было расшифровывать, иначе будет невозможен контакт с читателем.) Они, конечно же, фактически полное отражение моего восприятия, местами разорванного, запутанного, но вместе с тем логичного и складного. По-настоящему приятна оценка от настолько мощного автора, коим являетесь Вы. Это многого стоит и побуждает развивать в себе эту способность и дальше.)) С беспредельной признательностью!

Даниил Гергель   14.02.2017 11:33   Заявить о нарушении
Дорогой Даниил, я всецело поддерживаю Ваше стремление уехать в Америку. Как человек, проживший там 8 лет и сделавший с нуля блесиящую карьеру, я берусь утверждать, что Америка - далеко не идеальная страна, но только там истинно талантливый человек может себя полностью реализовать. В силу семейных обстоятельств я был вынужден вернуться в Израиль, и этот шаг, по сути, лишил меня каких бы то ни было личных и профессиональных жизненных перспектив. Я вовсе не намерен очернять Израиль - это прекрасная героическая страна, но в силу объективных причин, она не может удовлетворить амбиции каждого: не те масштабы и не те возможности. Америка действительно страна неограниченных возможностей.
Я благодарю Вас за лестный отзыв о моих стихах. Не скрою, мне было очень приятно его прочесть - ведь я считаю себя любителем и новичком в поэзии - я начал публиковаться на Стихире только с августа 2014 года... Я не отношу себя к категории высоколобых интеллектуалов, поэтому сознательно стараюсь писать как можно проще, делая акцент на техническую и эмоциональную составлящие стиха. Моим кумиром и "крестником" был и остается Иосиф Бродский - "благословивший" меня при нашей личной встрече в Нью Йорке на дальнейшие стихотворные подвиги ))
Я искренне делаю Вам успехов - в реализауии как личных, так и творческих планов.
С уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   14.02.2017 13:23   Заявить о нарушении
Михаил, еще раз большое Вам спасибо за общение и за пожелание успеха! Было (и будет) очень интересно побеседовать с Вами, тем более, что Вы даже с Бродским знакомы! Стану бывать у Вас как можно чаще на страничке.) Искренне.

Даниил Гергель   15.02.2017 19:21   Заявить о нарушении
Взаимно, дорогой Даниил! Я, правда, в последнее время немного "сбавил обороты" - публикую новое раз в две недели, но, может, Вам что-нибудь понравится "из старого" - тем более, что почти всё, выставленное на странице, написано в последние 2,5 года...
С добром,
М.

Михаил Моставлянский   16.02.2017 14:13   Заявить о нарушении