2 апреля – 210 лет со дня рождения Г.Х. Андерсена (1805-1875)

2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, по праву стало Международным днем детской книги. Праздник учрежден в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY). Каждый год в качестве спонсора этого Международного дня выступает одна из национальных организаций IBBY. Кто-либо из писателей и художников, входящих в Совет, становится автором послания к детям и соответствующего плаката. В этот день раз в два года та же организация присуждает премию имени Г. Х. Андерсена. Инициатива создания Международного дня детской книги принадлежит немецкой писательнице Йелле Лепман. Она организовала в Мюнхене выставку детских книг, написанных писателями из 20 стран мира.

Детская литература как отдельное направление родилась сравнительно недавно. До середины XVII века дети читали примерно то же, что и родители, или довольствовались фольклором. Начиная с XVIII века юные читатели мало-помалу начали «присваивать» знаменитые произведения, адресованные взрослым, такие, как «Робинзон Крузо» Дефо или «Путешествия Гулливера» Свифта. А в XIX веке смогли читать уже написанные для них произведения – сказки братьев Гримм и, конечно, Андерсена – одного из родоначальников детской литературы.

В России еще в XVII веке иеромонах Савватий писал стихи для детей. В XIX веке начали появляться первые детские журналы. Последней книгой, которую держал в руках Пушкин, была «История России в рассказах для детей» А. Ишимовой. Для детской аудитории работали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский, В. Одоевский. В советское время детская литература стала целой огромной отраслью. Детские писатели и поэты – А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, Л. Кассиль, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие – вошли в когорту всеми любимых и признанных авторов. Знаменитая «Книжкина неделя» проводилась даже во время войны.

Международный праздник пропагандирует непреходящую ценность детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений. Через книгу ребенок соприкасается с другими культурами и национальностями и открывает для себя, как много общего в мыслях и чувствах людей.

«Все лучшие детские книги были написаны для взрослых».
(Джордж Бернард Шоу)

«Книги, которые стоят того, чтобы читать их в десятилетнем возрасте, – это книги, которые в не меньшей (а то и в большей) степени стоят того, чтобы перечитывать их в пятьдесят лет и позже».
(Клайв Степлз Льюис)

«Робинзон не воспитал тысячи Робинзонов, а открыл что-то от Робинзона во всяком настоящем мальчишке».
(Карел Чапек)

«Мы ищем той простоты, до которой надо подняться, а не той, до которой опускаются.»
(Самуил Маршак)

Год литературы в России